Что делать ты не хочешь учиться. Отстаньте с вашей школой! Подросток не хочет учиться. Питание и воспитание

На носу экзамены, а организм напрочь не хочет учиться. Учебники вызывают смертную тоску, хочется спать, смотреть телевизор, играть в игрушки или гулять. Кому какое дело до этих экзаменов и учебы! И вместе с тем главенствует такое ключевое слово, как НАДО! Надо учиться, надо устраиваться работу, надо повышать квалификацию. Все это постоянно сидит в голове и даже получает вполне обоснованную поддержку. Больше учишься - лучше работаешь - значительнее зарабатываешь - выше социальный уровень. Это все правильно, но зачастую не служит достаточной мотивацией. Так как быть в этом случае? Как заставить себя учиться, когда этого не хочется? Вопросы-Вопросы… Но как сказал Ходжа Насреддин: «Вы тут из-за меня, а я тут из-за вас». Так давайте обсудим столь насущную проблему и поймем, как избавится от лени раз и навсегда!

Все ли дело в лени?

Мы не зря упомянули именно лень - это ключевое слово. Но так ли верно его воспринимает большинство? Люди склонны видеть в этом понятии просто нежелание ударять палец о палец для достижения цели. Зачастую, лентяем считают человека, который просто не хочет учиться или работать. Однако в этом главная ошибка - в перестановке понятий - телега тянет лошадь. Считается, что лень это причина нашего нежелания, тогда как это следствие причин, которые находятся гораздо глубже. Речь идет о физиологии и психологии человека. Наше нежелание покоится на неспособности организма переносить нагрузки и поддерживать постоянную мотивацию к деятельности. Что же с этим делать? Для начала займемся физиологией.

Питание и воспитание

Питаемся правильно - звучит банально, тем не менее, от правильного питания действительно многое зависит. Вспомним, что именно на зимнее или весеннее время (иногда начало лета) приходится основная пора экзаменов и сессий. Это очень напряженное время, а вот организм, исчерпав в холодное время года скопленные запасы, уже не в силах справляться с таким стрессом. Что из этого следует? Нельзя и просто опасно насильно запихивать в себя мудреную науку, если ваши клетки не насыщены энергией, получаемой от полноценной пищи. Мы не будем приводить сейчас многочисленные рецепты, поскольку здесь все зависит только от вкуса конкретного человека и советов специалистов по питанию. Ы только напомним еще раз: учиться на голодный желудок - нецелесообразно.

Но лишь одного рационального меню будет мало. Калории без физической нагрузки отложатся, создадут проблемные места и будут стимулировать бодрый сон. Поэтому крайне необходима хорошая физическая тренировка. Это не только насытит кровь и мозги кислородом, усилит гормональный фон, улучшит настроение, прогонит сонливость, но также создаст отличный психологический настрой. Пришло время поговорить и об этом.

Десять правил мотивации, или Стань победителем!

Итак, вы перекусили, позанимались физической нагрузкой, а учиться все равно не тянет? Самое время заняться психологией. То есть замотивировать себя. Вспомните, как в детстве, вы с упоением могли просиживать за любимой игрушкой. Тут нужна мотивация? Нет! Лучшая мотивация, когда вам просто интересно. Отсюда правило номер один: полюбите то, чем занимаетесь!

Необходимо не просто понять важность учебы, а постараться рассмотреть в ней действительно что-то интересное. Перестаньте относиться к этому лишь как к обязанности, и тогда психологически станет намного проще учиться.

1. Ставьте перед собой небольшие цели и награждайте себя за каждую победу.
2. Экономьте время, не тратьте его на социальные сети, телефоны и смс, учитесь делать работу быстро и слаженно.
3. Если усыпляет рутина, помогает разнообразие - сочетайте письменный материал с видео и аудио, делайте эксперименты, общайтесь с единомышленниками.
4. Ищите недостатки. В любом материале ищите несоответствия, недостатки, неточности, иносказания. Все это можно потом обсудить с учителем. Даже если вы окажетесь неправы, это все равно сделает процесс обучения более интересным, а бонусом придет любознательность, активность и более гибкое мышление.
5. Создайте себе систему. Помните, что в определенное время нужно делать определенные вещи. Организм сам настроится на такой ритм и выработает соответствующую привычку.
6. Учитесь не благодаря, а вопреки! Неужели вас может сломить алгебра с геометрией? Неужели экономика способна испортить вам жизнь? Неужели вам слабо сдать сессию? Мотивируйте себя таким образом, и вариант «на слабо» станет хорошим помощником.
7. Умейте качественно отдыхать. Общайтесь с друзьями, не забывайте про семью.
8. Делу время - потехе час. Эту поговорку запомните навсегда, и все будет в порядке!

Приветствую тебя, моя дорогой друг! Если ты частенько задаешься вопросом «не хочу учиться, что делать?», то ты обратился по адресу. Сегодня мы будем разбираться почему у тебя возникает подобное чувство, можно ли его перебороть и заставить себя сидеть за учебниками. Кроме того, мы поговорим о твоих возможностях в дальнейшем и я расскажу несколько полезных правил, которые помогут тебе в любой ситуации.

Причина

Первое, с чем стоит разобраться - почему ты не хочешь учиться. Когда первоклассник приходит в школу, то причиной может служить новый распорядок дня, большая умственная нагрузка, новый коллектив и так далее.

Одна моя клиентка рассказывала, как ее дочь вернулась после первого дня в школе и на вопрос «понравилось тебе?» ответила: не хочу учиться, хочу куклу.

Если ты уже далеко не первоклашка, но учишься в школе и тебе ненавистно это занятие, то причина может быть в скучных учителях, которые не могут заинтересовать учеников в предмете, отсутствии у тебя интереса к определенным наукам.

Студент в институте может столкнуться с той проблемой, что выбранная специальность больше не привлекает его и он хочет посвятить жизнь другой профессии. Если ты стоишь пока только в начале этого пути и не знаешь в какой университет поступать, то тебе очень пригодится книга Нелли Литвак «Формула призвания. Семь правил выбора вуза ».

Иногда подростку сложно учиться в колледже, потому что другие ребята негативно к нему настроены. В такой недружелюбной атмосфере ты и не думаешь про учебу, больше занимают вопросы дружбы, человеческих отношений и все что с этим связано.

Причина может таиться в подсознательном желании заниматься другим делом, в полном отсутствии желания делать что-либо, в незамотивированности и так далее. Когда ты поймешь свою причину нежелания учиться, тогда тебе будет легко понять, что с этим делать.

Какие есть варианты

Всегда есть вариант не учиться. Одна моя знакомая бросила университет и пошла на курсы макияжа. Сегодня она является настоящим профессионалом в своей области и не жалеет о том, что бросила учебу в свое время.

Но прежде чем бросать школу или вуз, ты должен четко понимать, чем будешь заниматься дальше. Бросить просто потому, что надоело — наихудший вариант для тебя же самого. Поэтому хорошенько подумай, прежде чем совершать серьезный шаг.

Другой вариант - найти профессию, в которой не требуется серьезные, высшее образование. Официант, бармен, визажист, нянька для деток, продавец-консультант, ночной или дневной сторож, курьер и так далее. Только помни, что в некоторых выбранных занятиях тоже нужно обладать определенными навыками и быть готовым учиться новому. Курьер должен хорошо знать город, нянька должна уметь общаться с детками, у официанта должна быть хорошая память.

Я считаю, что заставлять себя что-то делать через силу - плохой вариант. Поэтому если тебе совсем невыносима химия, например, сдай ее на тройку, лишь бы получить оценку и забудь. Ведь наверняка тебе не понадобятся знания того, с помощью какого вещества можно убрать накипь из чайника или чем убрать ржавчину.

Как же себя мотивировать? Предлагаю для начала тебе прочитать статью « ». В ней я достаточно подробно описываю и систему мотивации и то, как необходимо работать со своими целями и планами на будущее.

А для того чтобы изменить свою жизнь более кардинально, понять чего ты хочешь на самом деле и как быть дальше я предлагаю тебе основательно изучить статью « ». Поверь, если ты сделаешь все, как в ней написано, то у тебя станет гораздо меньше проблем.

Полезные привычки

Обзаведись полезными привычками. Это сильно упростит твою жизнь и отношение ко многим проблемам. Я не буду говорить, что нужно начать вставать рано, есть по утрам кашу, заниматься спортом и так далее.

Начни читать больше. Читай статьи в интернете, художественную литературу. Если я что-то и поняла в этой жизни, так это то, что книги очень помогают. В них можно найти ответы на интересующие вопросы, встретить героя со схожими проблемами, узнать про новое занятие, которое может стать твоим призванием и так далее.

Найди себе хобби. Не бойся начинать что-то новое. Ищи занятие, которое будет тебе по душе, которым ты будешь увлечен. Это может быть все что угодно: пение, рисование, компьютерные игры, путешествия, фотография, строительство и так далее. Никогда не знаешь, что станет делом всей твоей жизни.

Помни, школа или институт - это всего лишь этап. Он закончится. А вот умение учиться новому сильно пригодиться тебе в жизни. Попробуй найти свой способ. Кто-то воспринимает лучше информацию на слух, кому-то проще через визуальный контакт. Если ты поймешь как тебе проще воспринимать информацию, тогда у тебя не будет возникать нежелания.

Что тебе не нравится в учебе? Чем ты любишь заниматься в свободное время? Как ты представляешь свою жизнь через пять, десять и пятнадцать лет?

Не останавливайся. Жизнь полна возможностей. Хватай их и добивайся успеха.
Верь в себя!

В современном мире все больше людей не желают работать или учиться. Им нравится проводить время в свое удовольствие, при этом жить на широкую ногу.

Что делать, если лень учиться и работать? Каковы причины патологического нежелания трудиться? Как с этим бороться? Разберемся с данными вопросами ниже.

С чего стоит начинать?

Представьте ситуацию: ребенок окончил школу. И заявляет родителям, что у него отсутствует желание учиться. Те поохали, но чадо в университет отправили. А дитятко взяло и завалило первую же сессию.

Что родителям делать? Пристроили на работу. Ребеночек помаялся-помаялся, да и уволился. И говорит маме с папой: "Не хочу ни учиться, ни работать. Хочу жить в свое удовольствие".

И как реагировать родителям? Кормить великовозрастного отпрыска? Пережимать ему все денежные источники? В первую очередь - разобраться в причине его нежелания трудиться.

И у него на это пять причин

На самом деле их может быть больше или меньше. Но основных, как правило, пять. Давайте перечислять их:

    Избалованность.

    Отсутствие интереса к учебе и работе.

    Отсутствие мотивации на работе.

    Врожденная лень.

    Психические отклонения.

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Избаловали дитя

Пока ребенок маленький, ему многое позволяется. Зачем помогать маме по дому? Он же мальчик, это во-первых. А во-вторых, еще успеет помочь, когда подрастет.

Сынишка хочет дорогой телефон? А родители не особо богаты? Но телефон все же покупается.

Мальчику нужна дорогая одежда? Вкусная еда? Еще что-то? И папа с мамой, отказывая себе в элементарном, покупают ребенку все, что он попросит. Паренек растет, и запросы его растут. В конечном итоге, оканчивая школу, он заявляет: "Я не хочу ни учиться, ни работать. И в армию не пойду. У меня же гастрит (плоскостопие, кривой позвоночник)".

Правильно, а зачем ему трудиться? Сыночек дорогой знает, что родители - глупцы. Они сами не съедят, в обносках ходить будут, но желание его выполнят. Вот она - избалованность.

Что делать?

Сын не хочет учиться, не работает, зато хочет вкусно кушать, отдыхать за рубежом и ездить на машине? Обрубайте трутню источники финансирования. Как это сделать?

    Отказывать в просьбах о дорогих покупках.

    Начинаются манипулирование и шантаж? В стиле: если не купите, я уйду от вас, из окна выпрыгну, вены порежу. Делай, пожалуйста, если такой трус и слабак. А зачем нам сын, который ни рыба ни мясо? Как правило, наглых ребяток такие ответы отрезвляют.

    Не давать денег. От слова "совсем". Надо на проезд? Извини, сынок, нет. Хочет чего-то вкусного? Ешь то, что в холодильнике стоит. Начинает ныть и манипулировать? Отвечаем по образу и подобию вышеприведенного примера.

Отсутствие интереса к учебе и работе по специальности

Дочь не хочет учиться, не работать, правда, не может. Хотя родители особо не верят в работу девушки. Сидит целый день дома с ноутбуком на коленях. Статьи пишет в интернете. Да какие она там деньги заработает?

И ничего, что девушка за квартиру платит со своего дохода, продукты домой покупает. Значит, зарабатывает что-то, а не просто сидит на диване. Но папе и маме надо, чтобы их "малышка" училась. В институт ее пристроили, на бухгалтера пусть учится. Хорошая профессия, хлебная.

А студентка взяла и перевелась на заочное отделение. Неблагодарная какая! И пошло-поехало. Родители обвиняют дочку в том, что она учиться не хочет. Вместо того чтобы понять: неинтересна девушке бухгалтерия. Она в школе два и два сложить нормально не могла, какие уж тут цифры? Зато гуманитарные науки давались легко, сочинения писала лучше всех в классе.

Нет у ребенка интереса к учебе. И не стоит давить на него. Вообще, указывать дочке или сыну, куда пойти учиться - не самый правильный поступок со стороны родителей. Пусть сам решает, кем хочет быть.

Почему нет интереса к работе? Потому что, отучившись по выбранной родителями специальности, человек понимает: это совершенно не его. И работать по данному направлению не хочет. Но папа и мама угомониться не могут. Всеми правдами и неправдами запихивают ребенка на работу к каким-нибудь знакомым. А потом говорят, какой это у них отпрыск неблагодарный. Мы его пристроили инженером-химиком работать, а он взял и подвел нас перед знакомыми. Уволился и пошел в полицию служить.

Что делать родителям?

Не вмешиваться в жизнь повзрослевшего ребенка. Не выбирать ему жизненный путь. Он сам в состоянии решить, кем хочет быть и куда идти учиться.

Понятно, что все мы хотим только добра для своих деток. Но благими намерениями, как известно, выстлана дорога в одно плохое место.

Отсутствие мотивации на работе

Бывают и такие ситуации, когда ребенок рано вынужден идти работать. Например, мама одна тянет нескольких деток. Старший из них, едва окончив школу, поступает скорее куда-нибудь, лишь бы только поступить. И сразу же устраивается на работу. Мама настояла, чтобы ее сын или дочка выбрали достойную профессию. Иди, мой хороший, в медицинское училище. На медбрата или на медсестру. Всегда при деньгах будешь. И практика заодно в больнице будет, и стаж пойдет.

Вот и вынужден этот старший ребенок работать санитаром (санитаркой), учиться на вечернем отделении и помогать маме. Ребенок понимает, что профессия совсем не его. Да и какая мотивация может быть у санитарки? Зарплата - слезы горькие, пациенты капризные, отношение со стороны коллег и руководства не очень хорошее. Каторга, а не жизнь.

Негатив копится, копится. В итоге психика не выдерживает. Ребенок не хочет работать и учиться, становится нервным, уходит из дома или увольняется и идет работать продавцом. Мама в шоке, а у рано повзрослевшего ее отпрыска самый настоящий нервный срыв начинается.

Что предпринять?

Если отсутствует мотивация на работе, то пора задумываться о ее смене. Страшно остаться вовсе без дохода? Наверняка живете в городе, а не в деревне или на селе. В городе всегда можно найти работу. Не бойтесь перемен, лучше рискнуть, чем сидеть на ненавистном месте, где платят копеечную зарплату, обязанностей море, а начальник - гад еще тот.

Врожденная лень

Взрослому, совершеннолетнему человеку не нравится ни учиться, ни работать. Ему бы за компьютером сидеть сутками, играя в игрушки различные на нем. Все ровесники великовозрастного лентяя уже семью создали, а этому ничего не надо. Зато поесть вкусно любит. Одевается кое-как, никуда не ездит, не развивается. Что за человек такой? Какой из него кормилец?

Подобные сетования со стороны родителей на своих детей встречаются достаточно часто. И вроде не баловали никогда. Скромно жили, денег лишних в семье не было. С детства ребенок знал слово "нет". Только ничего не любил, не интересовался ничем и не помогал. Больной, что ли?

Не больной. Инфантильный и ленивый. Что с таким товарищем делать? Вести к психологу.

Психические расстройства

Они встречаются не так часто, но если человек психически болен, какая тут учеба или работа.

Зачастую заболевания протекают скрыто. К примеру, вялотекущая шизофрения. Можно всю жизнь прожить рядом с таким человеком, удивляясь его чудачествам. То он скажет: "Не хочу учиться, не хочу работать, а хочу путешествовать". То еще что-то придумает. Окружающие грешат на плохой характер, а по факту может быть заболевание психики.

И что делать близким? Настоять на походе к психиатру. Да, с одной стороны, жалко близкого человека и стыдно подозревать, что он болен. Его можно обидеть. Но лучше принять меры вовремя, чем пустить болезнь на самотек.

Боитесь, что этот подход сломает жизнь родному человеку? Обращайтесь к частным психиатрам. Они по договоренности не записывают диагнозы в карту пациента и не дают никаких справок. Но это только по договоренности.

Пригодится молодым родителям

Любой родитель не захочет услышать от повзрослевшего ребенка: "Не хочу ни учиться, ни работать. И не лезь в мою жизнь, я уже взрослый".

Как избежать этого? Все начинается с правильного воспитания. Мы любим своих малышей, лишний раз что-то запрещать или наказывать желания нет. Но приучать к труду, ответственности и умению ценить финансы просто необходимо.

    Ребенок должен знать слово "нет". И отказывать ему в покупке новой, сотой по счету игрушки следует без угрызений совести.

    Дети - отличные манипуляторы. И если отпрыск пытается манипулировать мамой, строго пресекать это. Порой и подзатыльник дать не грех.

    Объяснять, что деньги просто так не даются. Папа и мама зарабатывают их своим трудом.

    В идеале дать ребенку почувствовать, что такое труд. Не давать деньги на карманные расходы по первому требованию, пусть заработает. Некоторые родители скептически относятся к этому, однако ребенку подобные уроки на пользу. Помыл посуду? Получил пятьдесят рублей, например. И трудиться научится, и узнает, что деньги не так-то легко зарабатываются. Соответственно, начнет ценить их.

Заключение

В статье мы рассказали о том, почему люди не хотят ни учиться, ни работать. Какие могут быть причины у этого. Как с ними бороться.

Каждый человек ленив от природы. Кто-то борется с этим, а иные потакают своей лени. И ладно бы только сами. Но еще и родители, сами того не ведая, растят трутня. Если мы видим, что чадушко лениво и норовит сесть на шею маме с папой, при этом свесив ножки, срочно пресекаем это. В дальнейшем подобное поведение закончится тем, что придется кормить лентяя до седых висков. Причем его собственных.

Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому - желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?

В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период - трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…» . Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!

Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский - любимые прежде предметы.

Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…» . За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте» .

Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница - и снова похожая история. Последние два класса - как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат - давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?

Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом - скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.

И совсем было бы худо, если бы не странное совпадение: ведь у всех так, не только у нас, почему?

Подросток хочет учиться!

Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет - но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать - дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни - и три параграфа по истории...

Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние - и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе - вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.

Во что это выльется

Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область - причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста - правда, здорово?

А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый - оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.

Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы - прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.

Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное - появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.

Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя - нет. Скучно - не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере - хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу - заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.

Третья причина - самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.

В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.

Важный возраст

Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена - ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде - о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками - не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, - это о его собственной самооценке. В интернете общаться - тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало - хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.

Блог Людмилы Петрановской , известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения - прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?» . В ней много мудрых и действенных советов.

«Курс выживания для подростков ». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.

Наталья Родикова (Naтинка)

для журнала «Дорогое удовольствие »

Читательница пишет:

Моему сыну 12 лет и недавно выясняется, что он регулярно (несколько дней подряд) прогуливает школу. Утром кормлю его завтраком, отправляю в школу, сама ухожу на работу, а он гуляет где-то часов до двух до трех, потом приходит домой как будто бы с занятий, каждый вечер делает уроки, собирает портфель, а утром вместо школы - опять гуляем. Стала выяснять - почему? Ответ один: не хочу!
​​​​​​​Проблем с учителями у него нет, наоборот - "любимец публики", с одноклассниками тоже. Обещал, что больше такого не повторится, "клялся и божился", я стала сама провожать его в школу, прогулы прекратились. Но вчера мне нужно было на работу пораньше и отправила его одного - опять не дошел! Вечером, глядя мне в глаза, утверждает, что был в школе. И опять обещания, слезы, "я больше не буду". Утром опять повела его в школу, как первоклассника за руку. Что можно сделать в такой ситуации? И доверия к ребенку нет, тяжело и ему, и мне, каждый вечер приходится выспрашивать: был в школе или нет, звонить одноклассникам, проверять.

​​​​​​​Что делать?

Бывает, что дело в другом: например, у вашего ребенка конфликт с одноклассниками или с учительницей. Это ситуация сложнее, иногда помогут советы из статьи М. Кравцовой "Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям) ", а иногда проще сменить школу, чем изменить ситуацию в конкретной школе.

Самый радикальный шаг в этом направлении - вообще перестать водить ребенка в школу и перейти на домашнее обучение . Пишет читательница:

Если ребенку не интересно развиваться и узнавать что-то новое - это очень и очень серьезный "звоночек". И звенит он о том, что данное стремление (абсолютно естественное, заложенное в каждом человеке от рождения) в ребенке уже задавлено. Кем? Школой, которая не дает радости, и родителями, которые настаивают на такой школе. Кому нужна такая учеба? Ребенку, которого из года в год собирают в школу, проверяют уроки, ругают из-за отметок, учеба не нужна изначально. Она нужна только его родителям. Всем не хотелось по утрам тащиться в школу, но шли и СИДЕЛИ ЗА ПАРТОЙ И ДЕЛАЛИ ВИД, ЧТО учились. Не надо врать себе. Хотя - не права, учились! Учились лицемерию. Это называется "нас прогибали, теперь мы прогибаем"... круговорот садо-мазо... А разомкнуть этот порочный круг? Слабо?

Замечание""": несмотря на категоричность, зерно истины в этом мнении есть. См.→

Понятно, что самые умные родители начинают заботиться обо всем этом гораздо раньше, воспитывают у ребенка настоящую самостоятельность еще до школы и учат ребенка учиться в школе с первого класса. Есть прекрасное правило: "В первом классе нужно с ребенком сидеть и учиться вместе. Научите - все остальные годы ребенок будет учиться сам, а вы будете свободны. Если вы в первом классе решили, что ребенок должен проявить самостоятельность и уроки - его дело, дело закончится тем, что уже начиная со второго класса вы будете делать со своим ребенком все уроки все последующие годы". Научите ребенка учиться, и он будет получать от учебы радость!

Пишет счастливая читательница:

У меня сыну тоже 10 лет. Дочери 12. Со второго класса они учатся сами и для себя. Сами собирают себе портфели, сами разбираются с учителями, если забыли что-то принести, сами исправляют "2" за оставленные дома тетради, сами готовят форму назавтра, сами отслеживают наличие чистых рубашек в шкафу, сами одеваются, принимают душ и чистят зубы вообще с 5-ти лет, сами записывают домашние задания, сами узнают их у одноклассников, если забыли записать, сами учат уроки, сами получают и исправляют двойки, если не выучили и т.п. Но вот не ходить в школу при этом ни у кого желания не возникало. Наоборот, если ты учишься ДЛЯ СЕБЯ, то у тебя есть МОТИВАЦИЯ, чтобы учиться хорошо - получить знания, поступить в институт, чтобы получить ту профессию, которую ты хочешь и т.п. Причем, даже если для этого придется пойти на какие-то сознательные жертвы, например, учить математику или историю, которая не нравится.

Письмо Глеба

Здравствуйте, меня зовут Глеб, мне 13 лет. Я уже замучился от школы, устал сильно. С одной стороны, я понимаю, что учиться надо. История (глубоко ненавистный мне предмет, кстати), к примеру, нужна чтобы понимать ошибки государств и принимать верные решения. И так со всем. Это все, как мне говорят, может мне пригодиться в жизни. Но это равнозначно тому, что я собираю бутылки на улице, мол, лишние деньги не помешают, но можно и без этого обойтись. Короче говоря, у меня куча глубоких размышлений на эту тему. Но скажу кратко. Знания я ценю и люблю. НО! В школе меня заставляют учиться, мне скучно, тратится много времени, особенности детей не учитывают, их не пытаются понять и услышать, развивает школа однобоко. Горы материала, стресс, насилие и т.д. Список можно продолжать до бесконечности. Сам я очень много читаю, занимаюсь карате, в общем нормальный человек. Но не могу принять решение об учебе... Многие предметы мне не даются и они скучные очень. Что делать?

Ответ Глебу

Ч. Елена, психолог, выпускница

Здравствуй, Глеб!

Судя по довольно грамотному письму, видно, что ты – человек читающий и думающий. Поэтому хочется тебе дать действительно дельный совет.

Но! К тебе просьба - отнестись к моему совету с уважением. С уважением – это значит, прочитать, выбирая, не с чем поспорить, а с чем согласиться. Возможно, отложить на час или день и прочитать еще раз. И самое главное – применить на практике.

Это вообще самое главное в жизни – действовать. Ты видишь недостатки школьного образования и можешь ярко и образно жаловаться на них. Я тоже вижу. Многие видят. Многие жалуются. Но уважение вызывают те, кто что-то делает, чтобы изменить ситуацию. Они – Победители по жизни. Я называю таких людей Творцами.

А вот теперь совет.

Предлагаю тебе эксперимент. Психологический эксперимент над собой. Есть целая серия экспериментов, придуманных психологами для школьников, которые скучают в школе. Они описаны в книге Л. Соловейчика « ». Сразу скажу: если ты читал ее, хорошо. Тем быстрее сможешь перейти от чтения к работе, к действиям, к экспериментам.

Если же не читал – я тебе немного завидую. Интересно, ярко и живо написана, эта книга содержит целый ряд задач для тебя. От первой, с которой стоит начать: полюбить историю и (если необходимо) исправить оценки по этому предмету. До высокой, по-настоящему амбициозной, практически вызова: поднять уровень образования и культуры своего класса, своих друзей.

Мне кажется, вызов – это то, что для тебя надо. Жизнь подростков сегодня в нашей стране безопасна и несложна. К вам относятся, как к детям, и оберегают от трудностей. Но без трудностей не будет побед – ты это хорошо знаешь благодаря занятиям каратэ. Узнать себя, каков ты есть, каким ты можешь быть, можно только в реальной, непростой работе, в действии.

И последнее – если сообщишь о результатах эксперимента, будет здорово.