День рождения куклы Василисы: как провести занятие по лепке угощений в средней группе. Перспективный план по лепке в средней группе Синяя лепка средняя группа

Снеговик: Спасибо вам, ребята! За то, что согласились мне помочь! И теперь мне не скучно, а весело. И я хочу поиграть с вами, проверить какие вы сообразительные. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте правильно.

Вопросы к игре:

Снег белый или синий?

Лед твердый или мягкий?

Снег капает или идет?

Зимой бывает снегопад или листопад?

На улице мороз или жара?

Зимой одеваются тепло или легко?

На коньках катаются или качаются?

Снеговика лепят или строят?

Снеговик: Какие вы дружные, правильно на мои вопросы ответили. Так захотелось посмотреть на вашу работу, а можно я останусь. Посижу и полюбуюсь на вас!

Воспитатель: Конечно можно, правда, ребята? Присядь и отдохни.

Воспитатель: Дети, посмотрите кто это? Из каких частей он состоит?

Правильно. Низ — это самый большой шар. Посередине средний шар – туловище. Вверху самый маленький шар – это голова. Обратите внимание, по бокам есть еще руки, как у неваляшки два маленьких шара.

Перед вами лежит брусок белого пластилина. Давайте вместе с вами подумаем, на сколько частей нужно его разделить?

Правильно на четыре. Ребята, а как вы думаете все части одинакового размера? Сегодня мы с вами научимся лепить снеговика. Снеговика вылепим так, сначала давайте разделим наш брусок пластилина на 4 части: сначала отрежем самый большой кусок пластилина – низ, а теперь возьмите его в ладошки, давайте его согреем, и будем катать шар. Поставим его. Затем средний по величине кусок – туловище, а теперь возьмите его в ладошки, давайте его согреем, и снова скатаем из него шар. Поставим его сверху. Самый маленький кусок – голова. Отрезаем кусок пластилина для головы, при этом отставляя маленький кусок для рук. А теперь возьмите голову вашего снеговика в ладошки, давайте его согреем и то же превратим в шар. Голову поставим сверху на туловище. Ещё есть руки – они могут быть как шарики у неваляшки. На сколько частей нужно разделить комок пластилина, для рук? Правильно, делим кусочек оставшегося пластилина на две части, катаем два шарика. Ребята, а куда мы прикрепим руки? Правильно к туловищу.

Ребята, а что еще есть у снеговика? Правильно.

Глазки мы будем лепить из черного пластилина. Сколько у снеговика глаз? Правильно. Давайте отщипнем маленький кусок черного пластилина, разделим его на две части и скатаем два шарика – это будут глазки. Рот и нос сделаем из красного пластилина. Сначала будем лепить нос – отщипните кусочек красного пластилина и скатайте из него колбаску, это будет нос. Отщипните, еще кусочек красного пластилина и скатайте из него колбаску — это будет рот.

А теперь нам пора отдохнуть. Пойдёмте на ковер.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать пошли.

Отдохнули и снеговика слепили, только он у нас грустный. Наверное потому что ненарядный. Давайте нарядим нашего снеговика, порадуем его. Отщипните кусок синего пластилина – это будет ведро на голову, скатайте из него толстую колбаску и теперь давайте придавим его пальчиками с двух сторон. Крепим наше ведро снеговику на голову. Теперь еще отщипываем кусок синего пластилина и катаем из него колбаску, теперь обворачиваем нашу колбаску вокруг ведра на голове у снеговика в низу. Теперь снова отщипываем кусочек синего пластилина и делим его стекой на две части. Катаем два шарика, а теперь сделаем из них две пуговицы.

Детей в средней группе детского сада необходимо обучать в игровой форме. Воспитатель придумывает необычные сюжеты, приглашает сказочных гостей, показывает интересные картинки, увлекая детей в мир знаний, открытий и фантазии. Дети не просто выполняют учебное задание, они создают маленькие шедевры, помогая игрушкам или героям сказок, готовя угощение для кукол и зверят. Малыши познают мир и развивают мелкую моторику рук, воображение, расширяют кругозор. Занятия по лепке - прекрасный способ формирования гармоничной и творческой личности.

Советы педагогу по организации занятий лепкой в средней группе

Обучая лепке детей среднего дошкольного возраста, воспитатель продолжает активно вести работу по развитию художественных умений и навыков, основы которых были заложены в младших группах.

Малыши 4–5 лет учатся не только создавать, но и украшать свои работы различными узорами, выполненными стекой с осознание элементарной ритмичной композиции (например, сначала дети наносят их на край изделия, а потом в середину).

Детские лепные изделия, украшенные простым орнаментом, приобретают выразительность, а дошкольники проявляют большую самостоятельность и фантазию, чем прежде. В ходе дальнейшего обучения дети творчески начинают подходить к вопросу декора. Они могут самостоятельно, на основании просмотренных иллюстраций и слайдов, выбрать узор для посуды, одежды, корзин для грибов и ягод, кулинарных изделий, причём увлекаются не только воспроизведением формы.

Шаг за шагом в детях просыпается желание привнести художественные нотки в плоды своего труда. Ориентируясь на работы настоящих мастеров и умельцев, дошкольники стремятся сделать из своей работы произведение искусства, которое было бы эстетично и привлекательно.

Растим скульпторов

Каждое занятие лепкой - увлекательное путешествие в мир формы и пластики. Задача педагога состоит в том, чтобы вдохновлять ребят на создание собственных скульптурных форм из материалов, которые благодаря их усилиям и фантазии превращаются в животных, грибы, ягоды, украшения, посуду и так далее. Когда ребёнок лепит или рисует, он раскрепощается, самовыражается, совершает удивительное путешествие в мир цвета и композиции. Созданию работы должны предшествовать позитивные и радостные эмоции, способствующие целостному восприятию художественного образа. Кроме того, лепка развивает глазомер, мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Во время занятий лепкой ребёнок поглощен творчеством

Материалы для лепки

В средней возрастной группе в качестве материала можно использовать пластилин, глину или солёное тесто, у которого есть ряд преимуществ для комфортной работы. Тесто не липнет к рукам, легко лепится, имеет эластичную структуру. В него можно добавить гуашь или натуральные красители (фруктовые или овощные соки) - оно станет разноцветным, что вызовет ещё больший эмоциональный отклик у детей и повысит интерес к изобразительной деятельности.

Виды и способы лепки

Лепка на тему «Угощение для куклы» предполагает комбинирование двух разновидностей: лепку на плоскости и объёмную (детали для декорирования).

Для изготовления тортов и пирожных целесообразно использовать сочетание скульптурного способа (основные части изображаемого предмета) и присоединение отдельно вылепленных составляющих. Скульптурный способ предполагает лепку предметов из целого куска материала (глины, пластилина, солёного теста) с применением разных приёмов. В данной теме будут актуальны приёмы придавливания и раскатывания.

Маленькие мастера с удовольствием приготовят угощение любимым куклам

Вариантами угощений для куклы могут быть пирожные, торты, печения, пряники, а также интересной идеей станет игра в пекарей и лепка булочек, баранок, крендельков, плетёнок. Педагог имеет возможность познакомить детей с разновидностями хлебобулочных и кондитерских изделий, рассмотреть их формы, характерные элементы декорирования. Воспитатель может также использовать разные материалы для лепки на одном занятии: например, солёное тесто и пластилин, организуя занятия в виде игры «Пекарь и кондитер».

Лепим посуду для кукольного уголка и зовём друзей в гости

Занятие на тему «Посуда для куклы» (лепка кружки) проводится ещё во второй младшей группе. Дети лепят кружку из круглой заготовки, вдавливая пластилин внутрь, чтобы получилась впадина, куда наливают чай, а ручку делают путём защипывания материала пальцами. Украшают чашку стекой или палочкой, нанося узор из штрихов или точек.

В средней группе лепка посуды усложняется, как и изготовление сладостей, но проводить это занятие лучше после темы «Угощение». Тема «Посуда для кукол» включает в себя лепку чашки с блюдцем. Дети пользуются уже знакомыми способами лепки, а также придумывают свои способы как в процессе создания основной формы, так и в процессе её украшения. Дети обладают навыком передачи правильного предметного соотношения и умеют заглаживать поверхность предмета.

Тема «Угощение для друзей» предполагает приглашение в гости зайчиков, ёжиков и угощение их морковкой, яблоками, то есть лепку предметов более простой формы.

Композиционные решения длялепки по теме «Угощение для кукол» в средней группе

Обучение детей составлению композиций является важным компонентом на занятиях по изобразительной деятельности, так как развивает художественный вкус, чувство эстетики, воображение, расширяет представление об окружающем мире.

Вариантов индивидуальной и коллективной композиции по теме «Угощение» много. Всё зависит от сюжета занятия: день рождения, приход гостей, игра в пекарей, кондитерский магазин и многое другое.

Педагогическая смекалка и уровень подготовки детей подскажет воспитателю, как лучше организовать подачу композиционного решения. Если предполагается коллективная композиция, то можно подготовить большой поднос, блюдо, на которые дети сложат свои угощения. Можно сервировать стол в кукольном уголке, рассадить гостей, именинницу и каждому гостю на тарелку или блюдце положить несколько пирожных или других угощений, которые сделали дети.

Работу каждого ребёнка можно расположить на отдельной тарелке

Если композиция индивидуальная, то воспитатель может из бумаги или картона вырезать красивые салфетки или блюдца, на которые каждый ребёнок положит своё угощение. Заготовки салфеток или блюдец можно сделать вместе с детьми во время совместной деятельности или на занятии по аппликации, сохраняя таким образом преемственность тем занятий. Салфетки или блюдца можно украсить по замыслу детей: горошком, цветочками, полосками. Одновременно воспитываются культурно-гигиенические навыки приёма пищи и правила сервировки стола.

Игровая мотивация

В начале занятия воспитатель несколько минут отводит на активизацию познавательной деятельности детей, используя различные игровые приёмы. Объединяя богатый мир игры с учебным процессом, воспитатель делает интересным выполнение любого задания. Таким образом, у детей должна быть игровая мотивация.

Используемая для мотивации игрушка должна быть яркой и привлекательной

В качестве мотивирующего начала можно использовать сценки, когда в гости приходят любимые игрушки (кукла Маша и её гости), включив отгадывание загадок или чтение стихов про сладости. Далее следует побеседовать с детьми о кондитерских и хлебобулочных изделиях (если дети их будут лепить). Обсудить их форму, цвета, варианты украшения. Можно побеседовать о том из чего делают сладости, печенье, баранки и т. д. Потом воспитатель показывает картинки или слайды с изображением разных сладостей.

Дети должны знать, откуда берётся хлеб

О. Н. Мищук. Авторский конспект занятия на тему «Празднуем день рождения куклы Василисы»

При составлении конспекта занятия необходимо обратить внимание на последовательность и виды работ, которые планируется задействовать и правильно распределить время на каждый учебный этап:

  1. Предварительная работа (2–3 минуты).
  2. Основная часть (10–13 минут).
  3. Физкультминутка (1–2 минуты).
  4. Заключительная часть, подведение итогов (2 минуты).

Таблица: конспект НОД по лепке угощения для кукол

Автор и тема НОД Ход занятия
О. Н. Мищук,
«Празднуем день рождения куклы Василисы»
Цели и задачи Цель: учить детей лепить из солёного теста и пластилина угощения для кукол.
Задачи:Закрепить приёмы работы с солёным тестом и пластилином.Совершенствовать навыки работы со стекой.Учить делать крендельки и плетёнки.Развивать воображение.
Предварительная работа: рассмотреть особенность внешнего вида кондитерских и хлебобулочных изделий, варианты декорирования. Поговорить с детьми о том, из чего делают хлеб, выпечку и сладости.
Беседа с детьми Воспитатель говорит, что сегодня к ним в гости пришла кукла Василиса (вносит куклу) и у неё завтра день рождения. Василиса очень любит сказки и много читает. Очень любит сказочных персонажей.
– А вы, ребята, любите сказки? Какие сказки вам нравятся? (Ответы детей).И вот произошло чудо. Василиса сегодня получила письмо. (Показывает детям конверт). Многие герои сказок узнали про день рождения нашей Василисы и решили, что они приедут к ней в гости.
– Хотите узнать, кто придёт на день рождения Василисы? Я думаю, что это и ваши любимые герои. Маша из сказки «Маша и медведь», Мальвина из сказки «Приключения Буратино», Белоснежка из сказки «Белоснежка и семь гномов», Дюймовочка, Алёнушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
На день рождения принято угощать гостей. Василиса обрадовалась, что к ней придут все её любимые сказочные персонажи, но она боится, что не успеет подготовиться к их приходу. Она просит вас, ребята, помочь ей.
– Вы готовы помочь Василисе приготовить угощения для гостей?
– Что же нам приготовить? Что вы, ребята, думаете? (Ответы детей).
– А давайте приготовим разные угощения! Пирожные и торты, печенье, баранки, плетёнки, крендельки. Мы устроим настоящий пир для сказочных гостей. Все будут довольны, если у нас будет много красивых и вкусных угощений.
– Ребята, а как можно назвать одним словом все сладости - торты, пирожные, конфеты? (Кондитерские изделия). А печенье, крендельки, баранки, плетёнки? (Хлебные изделия).
Показывает картинки с изображением хлебобулочных и кондитерских изделий. Дети называют их, обсуждают форму, цвета, варианты украшения сладостей.
Воспитатель кратко рассказывает о том, из чего делают хлеб и сладости.
Загадки для детей – Ребята, Василиса хочет загадать вам несколько загадок про угощения.
В праздник я приду ко всем,
Я большой и сладкий.
Есть во мне орешки, крем,
Сливки, шоколадки.
(Торт)
Он живёт в своей фольге,
Быстро тает он в руке.
Очень вкусен, очень сладок,
Мажет личики ребяток.
(Шоколад)
Я в стаканчике, рожке,
Вкусное и нежное.
Сделано на молоке,
Чаще - белоснежное.
В морозилках проживаю,
А на солнце сразу таю.
(Мороженое)
Мы в кондитерской шуршим
Фантиками яркими.
И на праздник мы хотим
К вам попасть с подарками.
(Конфеты)
Мы в пакете сто нулей
С маком замечаем.
Бабушка, чаёк налей,
Их сгрызём за чаем.
(Баранки, сушки)
Может быть оно песочным,
А порой и с кремом.
Иногда бывает с сочным
Аппетитным джемом.
И безе бывает - крошкой,
А в глазурной кожуре
Может быть оно картошкой,
Только вовсе не пюре.
(Пирожное)
Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце.
(Пряники)
Чтение стихотворения – Давайте прочитаем Василисе стихотворение и приступим к работе, чтобы успеть к празднику.
Ребёнок читает стихотворение Петуховой Татьяны «Торт»:
Папа был сегодня горд!
Он испёк огромный торт.
Торт красивый и слоёный.
Но такой он был солёный,
Удивительно невкусный.
Ходит папа грустный-грустный.
Всем он объяснял потом,
Как он спутал соль с песком.
Говорил, что бестолковый.
Жалко папу! Видно новый
Рецепт японский был такой -
Солью сыпать каждый слой!
Ах, как мама удивлялась.
Удивлялась, улыбалась.
А потом она сказала:
- Всего трудней всегда начало!
Неудачу позабудем.
По-японски печь не будем.
Испечём сейчас большой
Вкусный торт мы всей семьёй!
Инструкции по лепке Объяснение порядка выполнения работы.
Изготовление поделок Дети лепят угощения.
Физкультминутка
  • Все ребята дружно встали.
    И на месте зашагали. (Ходьба на месте)
  • А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову).
  • Как пружинки мы присели. (Присесть)
  • И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть)
Заключительная часть (подведение итогов) Давайте положим все ваши угощения на подносы, поставим их на стол в кукольном уголке, где уже сервирован стол для праздника Василисы.
Какие красивые и аппетитные получились угощения. Сказочные гости Василисы будут довольны.
– А вы довольны тем, кой праздник устроили Василисе?
Выставка детских работ.

У кукол тоже бывает День рождения

Пошаговое объяснение этапов лепки угощений

Воспитатель делит детей на две подгруппы. Одна подгруппа называется «Пекари», другая – «Кондитеры». Пекари лепят крендельки и плетёнки из солёного теста. Кондитеры лепят пирожные, торты из пластилина.

Этапы работы для пекарей:

  1. Воспитатель заранее замешивает солёное тесто. В тесто можно добавить натуральные красители или гуашь светло-коричневого цвета, чтобы детская выпечка выглядела как настоящая.

    Тесто необходимо как следует размять

  2. Берём небольшой кусочек теста и скатываем шарик.

    Нужно скатать шарик из теста

  3. Раскатываем на рабочей поверхности колбаску.

    Из шарика теста формируется цилиндр

  4. Берём два свободных конца и заворачиваем их внутрь, перекрещиваем. Можно палочкой украсить готовое изделие.

    Готовое изделие выглядит как настоящий крендель

Алгоритм лепки плетёнки отличается от изготовления кренделей последним этапом. Отделяют три одинаковых кусочка теста, раскатывают три одинаковые колбаски, затем кладут колбаски в ряд на доску, соединив (защипнув) их верхние концы, а затем заплетают в косичку. Если плетение косички окажется слишком сложным для детей, то вместо трёх колбасок они могут взять две.

Лепим плетёнку из трёх частей теста

Этапы работы для кондитеров:

  1. Отделить небольшой кусочек пластилина, скатать шар.

    Катаем шарики из пластилина

  2. Прижать его ладонью на доске, чтобы получился плоский диск. Это будет корж для пирожного или торта.

    Лепим лепёшки из пластилина

  3. Из кусочков пластилина сформировать валики для украшения.

    Делаем валики для украшения

  4. Соединяем всё в готовое изделие.

    Соединять детали можно по-разному

МАДОУ №62 Кировского и московского районов

г. Казани

Конспект НОД по теме «Профессии. Лепка пирожного для куклы» для детей средней группы (4-5 лет)

Подготовила воспитатель: Самойлова И.В.

Программное содержание:

Продолжить знакомить с названиями профессий.

Продолжить знакомить детей с предметами, необходимыми для работы, людям разных профессий.

Показать важность каждой профессии.

Развивать связную речь.

Развитие мелкой моторики, творческих способностей детей.

Учить детей лепить знакомые предметы.

Учить детей отрезать нужное количество пластилина с помощью стеки.

Учить детей собирать пирожное из отдельных деталей, чередуя цвета.
Учить детей сдавливать комок пластилина в лепешку, закреплять умение лепить мелкие шарики.
Формировать умение работать аккуратно.
Воспитывать стремление делать что-то для других.

Методы и приемы:

1.словесный (вопросы, объяснение),

2.наглядный (обучающие картинки),

3.игровой (Д/и «Угадай кого нет», «Исправь ошибки художника», «Суп компот»),

4.практический (работа с раздаточным материалом).

Оборудование:

Демонстрационный материал – обучающие карточки по теме профессии.

Раздаточный материал – наборы (по количеству детей): «Исправь ошибки художника» , п ластилин, доска для лепки, стека.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент .

Повторение названий профессий.

Игра «Угадай кого нет»

Ребятки, давайте с вами поиграем в интересную игру. Игра называется «Угадай кого нет». Перед вами картинки с изображениями людей разных профессий. Вы закрываете глаза, а я убираю одну из картинок. Вам нужно отгадать какую профессию я убрала.

Молодцы, ребята. Вы все правильно отгадали.

2.Исправь ошибки художника.

Ребята, посмотрите художник нарисовал картинки для книжки «Интересные профессии». Но он сделал в рисунках ошибки. Вы видите их?

Да!

Давайте поможем художнику и дорисуем недостающие детали.

Дети дорисовывают недостающие детали (профессии: парикмахер-дорисовать зубцы у расчески и прическу человеку; маляр-раскрасить домик; кондитер-украсить торт; врач-дорисовать таблетки в ячейках) на всех страничках с помощью воспитателя.

Молодцы!

3.Физкультминутка.

Ребята, а теперь давайте представим, что мы все шоферы. Поехали.

Дети встают.

Поехали, поехали (крутить перед собой руками, имитируя вращение руля)

За грибами (На кулак левой руки- «ножку» гриба, положить ладонь правой руки, приподняв ее немного, чтобы образовался купол- «шляпка»)

За орехами (показать два кулачка - это «орехи»)

По кочкам (переплести пальцы рук и выгнуть кисти в виде горки)

По ямкам (не разъединяя пальцев рук, прогнуть кисти вниз в виде ямки)

По ровненькой дорожке (руки установить горизонтально перед грудью, а затем разъединить пальцы и развести руки в стороны).

4. Дидактическая игра «Суп и компот»

Воспитатель предлагает детям представить, что они повара и им нужно сварить суп и компот. На столе лежат овощи и фрукты вперемешку, и стоят две тарелочки. Двоим играющим нужно заполнить эти тарелочки. Один будет набирать овощи для супа, а другой фрукты для компота. Победит тот, кто быстрее соберет все необходимые продукты.

Играют 2-3 раза.

Ребятки, посмотрите к нам в гости пришла кукла Оля. Хотите приготовить для нее угощение.

Дети отвечают.

Тогда я приглашаю вас пройти за столы. Представим, что мы с вами кондитеры. А угощать куклу Олю мы будем пирожными, которые слепим из пластилина.

Перед тем как начать лепить нужно размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Дождик.

Дождик, дождик, поливай (на каждый слог пальцами обеих рук (поочередно)

Стучать по столу, изображая дождь)
Будет хлеба каравай ,
(образовать перед собой круг руками)
Будут булки, будут сушки, (похлопывать поочередно одной ладонью другую)
Будут вкусные ватрушки .
(соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг).

5.Лепка пирожного.

Воспитатель вместе с детьми вспоминают как работать с пластилином и со стекой.

Дети выбирают пластилин двух цветов. С помощью стеки отрезают от каждого кусочка по 4 пластины. Затем их расплющивают. После этого они собирают пирожное из полученных деталей, чередуя цвета. Украшают по своему желанию, пластилином разных цветов в виде шариков, овалов, цветочков, полосок.

Вот какие замечательные пирожные вы приготовили для куклы Оли. Молодцы!

6.Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали?

Что вам понравилось больше всего?

Кого дома научите этому?


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №114 комбинированного вида»

Советского района г. Казани

Согласовано Утверждаю

Ст. воспитатель Хисамутдинова И.Р. заведующий Ахметшин И.В.

________ «__»_________2016 г. ______ «__»_________2016 г.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ХЭР (ЛЕПКА) В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ №6

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составила:

Воспитатель МБДОУ №114

Лабутина А.Г.

Казань 2016 г.

Перспективный план работы по лепке (образовательная область ХЭР) в средней группе №6 на

2016-2017 учебный год.

Блок: «День знаний».

«Золотая осень».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Сентябрь

1-ая

неделя:

1.

Тема: «Яблоки и ягоды».

Цель: закреплять умение детей лепить предметы округлой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисункам.

Фрукты и ягоды для рассматривания. Глина, пластилин, доска (клеёночка) для лепки, сетка (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 23, 2015 г.

3-ая

неделя:

2.

Тема: «Овощи».

Цель: учить лепить предметы овальной и круглой формы. Развивать мелкую моторику рук и пальцев, память.

Демонстрационный материал: Муляжи или настоящие овощи по количеству детей, мешок.

Раздаточный материал: Глина, доски для лепки, миски с водой.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.12.

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Октябрь

1-ая

неделя:

3.

Тема: «Слепи какую хочешь игрушку в подарок дедушке или бабушке».

Цель: Продолжать развивать образные представления, воображение и творчество. Закреплять умение детей использовать при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее. Воспитывать уважение к бабушкам и дедушкам, желание заботиться о них.

Игрушки, глина (пластилин, пластическая масса), доска для лепки, стека (на каждого ребёнка).

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 37, 2015 г.

3-ая

неделя:

4.

Тема:

«Пирамида».

Цель: Закреплять умение скатывать из глины шары разных размеров и расплющивать их между ладоней, располагать полученные круги в определенном порядке. Продолжать учить соединять части, прижимая их друг к другу.

Демонстрационный материал: Пирамидка из колец.

Раздаточный материал: Глина, доски для лепки, миски с водой, картонки-подставки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.41.

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Ноябрь

1-ая

неделя:

5.

Тема: «Лепка фигурок для карусели».

Цель: Учить лепить фигурки для карусели, развивать внимание, речь и память.

Пластилин, макет карусели, картинки с видами Казани, родного города.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой средняя группа, Волгоград 2015 год, стр. 277.

3-ая

неделя:

6.

Тема: «Лепка по замыслу».

Цель: Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения, доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них.

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 58, 2015 г.

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Декабрь

1-ая

неделя:

7.

Тема: «Снежинка».

Цель: Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение.

Круги из голубого картона диаметром примерно 12-15 см по количеству детей, белый пластилин, стеки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.23.

3-ая

неделя:

8.

Тема: «Заяц».

Цель: Формировать умение передавать в лепке характерные черты зайца, создавать сюжетную композицию.

Пластилин, стеки, доски для лепки.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой средняя группа, Волгоград 2015 год, стр. 196.

5-ая

неделя:

9.

Тема: «Мы слепили снеговиков»».

Цель: Закреплять умение детей передавать в лепке предметы, состоящие из шаров разной величины. Учить передавать относительную величину частей, развивать чувство формы, эстетическое восприятие. Закреплять усвоенные приемы лепки.

Глина, доски для лепки, стека (на каждого ребёнка).

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 62, 2015 г.

«Братья наши меньшие».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Январь

1-ая

неделя:

КАНИКУЛЫ

3-ая

неделя:

10.

Тема: «Котёнок».

Цель: Продолжать учить размазывать пластилин внутри заданного контура. Побуждать детей изображать слова стихотворения при помощи движений. Развивать точность и координацию движений.

Раздаточный материал: Картон с нарисованным котёнком, пластилин, доски для лепки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.28.

«День защитника Отечества».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Февраль

1-ая

неделя:

11.

Тема: «Теремок».

Цель: учить лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Закреплять умение работать стекой, отрезать лишние части столбиков. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Раздаточный материал: Вырезанные из картона силуэты теремков, пластилин, стеки, доски для лепки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.30.

3-ая

неделя:

12.

Тема: «Самолеты».

Цель: продолжать учить раскатывать столбики на картоне движениями вперед-назад и соединять их. Упражнять в использовании стеки. Проверить умение детей ориентироваться в частях тела и лица. Развивать мелкую моторику пальцев рук и внимание.

Раздаточный материал: Маленькие самолётики (оригами), пластилин, стеки, картонки-подставки,

доски для лепки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.32.

«Весна. Мамин праздник».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Март

1-ая

неделя:

13.

Тема: «Кулон для мамы».

Цель: закреплять умение лепить шар и сплющивать его между ладоней. Учить украшать изделие, используя отпечаток хвойной веточки и при помощи стеки. Воспитывать любовь к маме.

Демонстрационный материал: Образец кулона.

Раздаточный материал: Глина, маленькие веточки ёлки, ленточки (верёвочки), стеки, гуашь, дощечки-подкладки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.34.

3-ая

неделя:

14.

Тема: «Посуда для кукол».

Цель: закреплять умения детей лепить посуду. Отрабатывать приемы лепки. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

Кукольная посуда. Глина,

доски для лепки, стека (на каждого ребёнка).

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 77, 2015 г.

5-ая

неделя:

15.

Тема: «Цветные зонтики».

Цель: закреплять умения детей лепить

шар и сплющивать его между ладоней, придавать полученному диску нужную форму. Закреплять умение детей самостоятельно украшать изделие барельефом (налепом пластина). Развивать мелкую моторику пальцев.

Пластилин, тонкие трубочки из-под сока, стеки, доски для лепки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.39.

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Апрель

1-ая

неделя:

16.

Тема: «Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки» (Коллективная композиция).

Цель: учить детей передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз. Закреплять технические приемы лепки. Учить объединять свою работу с работой товарища, чтобы передать простой сюжет, сценку. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.

Пластилин, доски для лепки, стека (на каждого ребёнка).

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 61, 2015 г.

3-ая

неделя:

17.

Тема: «Слепи то, что тебе нравится».

(по произведениям Г. Тукая).

Цель: Развивать умение детей оценивать полученные впечатления, определять своё отношение к тому, что увидели, узнали. Формировать желание отражать полученные впечатления в художественной деятельности. Закреплять стремление создавать интересные изображения в лепке, используя усвоенные ранее приёмы.

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 71, 2015 г.

«Лето».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Май

1-ая

неделя:

18.

Тема: «Вертолёт».

Цель: Учить лепить фигуру по образцу, отвечать на вопросы.

Пластилин (глина), доски для лепки, стека (на каждого ребёнка).

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой средняя группа, Волгоград 2015 год, стр. 218.

3-ая

неделя:

19.

Тема: «Лебедь на озере».

Цель: закреплять умение соединять в поделке природный материал и пластилин. Упражнять в соединении частей. Учить дополнять поделку композиционными моментами.

Раздаточный материал: Картон овальной формы, глина (пластилин), жёлуди, половинки скорлупок грецкого ореха, сосновые иголки, доски для лепки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.43

Пояснительная записка.

Перспективный план организованной деятельности по лепке составлен для работы с детьми в средней группе. План основан на рекомендациях примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, учебно - методического пособия Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа 2015г.; методического пособия под редакцией Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В средней группе занятия проводятся 2 раза в месяц.

Длительность занятий составляет 20 минут. Общее количество занятий в год – 18-19.

Лепка-это создание объёмных и рельефных фигур, картин и композиций из пластичных материалов - глины, пластилина, теста, снега и т. д.

Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми.

Цель: Вызывать у детей интерес к лепке. Основной задачей программы по данному разделу являются формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, развитие стремления к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства, развитие наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, творческих способностей, художественных способностей, игровой деятельности, наглядно - действенного мышления, восприятия, сенсомоторной координации, приобщение ребёнка к окружающей красоте. Педагогу необходимо помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Задачи:

Воспитание эстетического восприятия детей.

Приобщение к миру искусства.

Развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства.

Развитие детского творчества в изобразительной деятельности.

Формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.

Развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке материалов, которые ребенок сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.

Развитие интереса детей к лепке; совершенствование умения лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закрепление приёмов лепки, освоенных в предыдущих группах. Формирование умения прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутый шар, вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички); сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Упражнения в использовании приема вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Закрепление приемов аккуратной лепки.

Предполагаемые навыки и умения детей к концу года:

    умеет отламывать от большого куска пластилина (глины) небольшие кусочки;

    умеет скатывать куски пластилина круговыми движениями рук в шарики;

    умеет раскатывать куски пластилина прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

    умеет надавливать на пластилиновые шарики пальцем сверху;

    умеет размазывать пластилиновые шарики по картону;

    умеет прищипывать с лёгким оттягиванием края пластилиновой поделки;

    умеет сплющивать шарики пластилина между пальцами или ладонями;

    умеет сглаживать поверхность вылепленной фигуры, места соединения частей;

    умеет наносить пластилин в границах нужного контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне;

    умеет вытягивать отдельные части из целого куска пластилина;

    Владеет приёмами вдавливания середины пластилинового шара, цилиндра при помощи пальцев;

    Знаком с использованием стеки;

    Способен украсить поделку узорами при помощи стеки;

    Умеет украшать изделие пластилиновым барельефом.

Количество занятий: 18-19 за учебный год

- в месяц 2 занятия – 2 * 20 = 40 минут;

- в год 18 занятий 18 * 20 = 360 минут.

Используемая литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М.: Мозаика-синтез, 2014 368 с.;

2. Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет». Конспекты занятий. – Мозаика-синтез, 2011. – 48 с.

3. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. – Мозаика-синтез, 2015.- 96с.: цв. вкл.

4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, средняя группа/ авт.-сост. З. А. Ефанова.- Волгоград, 2015 год, 303 с.

Конспект открытого занятия в средней группе «Ежик»

Цель: уточнение представлений детей о лесном жителе – ежике

1. Учить детей координировать речь с движениями, развивая моторику рук.

2. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность, желание помогать игровому персонажу.

3. Развивать у детей интерес к живой природе.

Предварительная работа: рассматривание ежа на картинке, игры с игрушкой.

Демонстрационный материал: ежик.

Раздаточный материал: пластилин, дощечки, семечки.

Воспитатель: Ребята, пока вы спали, к нам в группу пришел гость. Хотите узнать кто же это?

Воспитатель: тогда слушайте внимательно загадку, и вы узнаете кто же это наш гость:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много,

А ниток – ни одной.

Дети: это ежик.

Воспитатель: и правда это ежик. Давайте рассмотрим ежика. Что это у ежика?

Дети: лапки.

Воспитатель: и точно лапы. А что еще есть у ежика?

Дети: уши, глаза, иголки.

Воспитатель: ребята, а зачем ежику иголки?

Дети: еду собирать, защищаться от врагов.

Воспитатель: ребята, а наш гость очень грустный, потому что, у него нет имени, и с ним никто не хочет, дружить. Давайте придумаем ему имя. Ёжику стало грустно. Ой что-то он говорит? Он говорит, вас много,а я один.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: ребята, ежик говорит, что ему очень нравиться имя Данил. Имя теперь есть у ежика, а он все равно грустный.

Дети: Давайте слепим ему друзей – ежиков.

Воспитатель: А для того, чтобы наши руки разогрелись, давайте сделаем разминку.

«Ежик с ежатами».

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку

Под листочками лежат

Двое маленьких ежат.

Наши руки разогрелись и готовы приступить к работе. А теперь подойдем к столам и посмотрим, что на них есть.

Дети: пластилин, семечки, дощечки.

Воспитатель: вы все правильно сказали. Это все нам пригодиться для работы. А сейчас тихонько присаживайтесь за столы. Для того, чтобы нам сделать ежика, нам нужно скатать из пластилина шар, затем с помощью трех пальцев вытягиваем мордочку. А для того, чтобы наших ежиков никто не обидел, мы сделаем колючки с помощью семечек.

Воспитатель: ребята, какие вы все молодцы, наш ежик, тоже хочет посмотреть, кого мы с вами слепили. Нашему ёжику очень понравилось его новые друзья, и вы тоже очень понравились ежику. Давайте мы его оставим у нас в группе.