Из чего сделан стоунхендж. Загадка Великобритании. Стоунхендж. Как это было

Так писал о Стоунхендже сэр Филип Сидней, один из поэтов блестящей елизаветинской эпохи. Уникальный мегалитический памятник, известный под названием Стоунхендж (нависающие камни) или Хоровод Великанов — это загадка, над которой ломали голову многие поколения. Он возвышается на гладкой как стол Солсберийской равнине, в южной части Англии. В нескольких милях от него протекает река Эйвон. Сооружение составлено из гигантских каменных глыб, вес которых колеблется от 5 до 50 т.

В средние века бытовало мнение, что величайшее чудо Британии - дело рук её величайшего волшебника - Мерлина. Миф о строительстве Хоровода Великанов придворным чародеем короля Артура имеет несколько вариантов. Наибольшую популярность приобрела версия, изложенная литератором XII столетия Гальфридом Монмутским в его псевдохронике «История бриттов». Согласно этой версии, Стоунхендж должен был увековечить память четырёхсот шестидесяти бриттских вождей, предательски убитых во время мирных переговоров вторгшимися на остров саксами. Мерлин якобы установил этот грандиозный мемориал на месте коварного убийства в царствование короля Аврелия Амброзия, дяди Артура. Но, как гласит легенда, волшебник не был архитектором сооружения, ему лишь принадлежала идея перенести Хоровод Великанов из Ирландии, где он прежде находился. Согласно Гальфриду, Мерлин обратился к королю со следующими словами:

«Если ты хочешь украсить могилу убитых мужей отменно прочным сооружением, пошли к Кольцу Великанов, которое находится на горе Килларио в Ибернии (древнее название Ирландии). Оно выложено камнями, с которыми никто из людей нашего времени не мог бы управиться, не подчинив искусства уму. Камни огромны, и нет никого, чья сила могла бы их сдвинуть. И если расположить эти глыбы вокруг площадки, где покоятся тела убиенных, так же, как это сделано там, они тут встанут навеки». Далее в хронике говорится следующее: «Услышав эти слова, Аврелий усмехнулся, заметив: «Как это так? Везти столь огромные камни из столь отдалённого королевства, точно в Британии не найдётся камней для задуманного мною сооружения!» На это Мерлин ответил: «Понапрасну не смейся, ибо то, что я тебе предлагаю, отнюдь не пустое. Камни исполнены тайн и придают лечебные свойства различным снадобьям. Некогда великаны вывезли их из крайних пределов Африки и установили в Ибернии, где тогда обитали».»

После этой беседы король Амброзий отправил за море пятнадцать тысяч бриттов, во главе со своим братом Утером Пендрагоном (будущим отцом Артура). Экспедиция столкнулась с сопротивлением обитателей Зелёного острова, но, в конце концов, последние были разбиты. Далее Гальфрид рассказывает:

«Одержав победу, бритты поднялись на гору Килларио и, овладев каменным сооружением, возрадовались и дивились ему. И вот, когда они столпились вокруг него, подошёл Мерлин и сказал: «Приложите, юноши, все свои силы и, двигая эти камни, постарайтесь понять, что могущественнее, сила или разум, разум или сила». Повинуясь его приказанию, они единодушно взялись за всевозможные орудия и приступили к разборке Кольца. Иные приготовили бечеву, иные канаты, иные лестницы, дабы довести до конца задуманное, но ничего не добились. Наблюдая за бесплодными их усилиями, Мерлин рассмеялся и измыслил свои собственные орудия. Затем, применив кое-какие необходимые приспособления, он сдвинул камни с невероятной лёгкостью; сдвинутые им глыбы он заставил перетащить к кораблям и на них погрузить. Ликуя, они отплыли в Британию и с попутными ветрами достигли её, после чего привезенные камни доставляют к могилам убиенных мужей».

Так объясняется происхождение памятника на Солсберийской равнине в одном из самых популярных литературных произведений средневековья. Но для наступившей затем эпохи Возрождения характерно некоторое пренебрежения к культуре средних веков и повышенный интерес к античности. В связи с новыми культурными веяниями история о Мерлине была объявлена нелепой басней. Теперь строительство гигантского мегалитического сооружения стало модно приписывать друидам, таинственной касте кельтских жрецов, основные сведения о которых черпали из «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря. Великий римский полководец и политик сообщает, что друиды «...много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величие мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов», а также, что «...их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для её изучения».

Первое серьёзное исследование Стоунхенджа было произведено во второй половине XVII в. Джоном Обри, членом Королевской академии и личным другом короля Карла II. Он тщательно осмотрел памятник и зарисовал не только камни, но и куда менее приметные земляные сооружения. Однако, не будучи вооружён современными археологическими методами, он не смог сделать обоснованных научных выводов о дате строительства. Авторитетное мнение Обри очень способствовало популярности «друидической» версии происхождения Хоровода Великанов.

Проведённые уже в XX в. археологическое исследования памятника показали, что представление о друидах, строителях Стоунхенджа, не более научно, чем сказка о Мерлине. Любителей исторических загадок ожидал сюрприз. Как правило, народное воображение увеличивает древность памятников, легко жонглируя веками и тысячелетиями. Например, автору данной статьи неоднократно приходилось слышать рассказы о том, что старая железнодорожная насыпь близ села была построена при Екатерине, а каменным печенежским бабам 14 тысяч лет. Со Стоунхенджем всё вышло наоборот. Как выяснилось, он был неимоверно древним не только во времена Мерлина (V в. н. э), но и тогда, когда в Британии предположительно появились первые друиды (около V в. до н. э.).

Археологи несколько колеблются в определении даты начала строительства Стоунхенджа, но не сомневаются, что первые элементы памятника были созданы ещё в неолите, окончание же строительства относят к раннему бронзовому веку. Основные сооружения, более всего впечатляющие современных туристов, возвели в период 1900 - 1600 до н. э.

Изучение Хоровода Великанов - задача не простая не только из-за разрушительного действия времени. Как выяснилось, Стоунхендж неоднократно перестраивался ещё в доисторическую эпоху. Старейшая его часть так мало выразительна с точки зрения непрофессионала, что большинство туристов минуют её, даже не заметив, и переступают границу немыслимо древнего памятника без всякого внутреннего трепета, устремляясь к маячащим впереди циклопическим каменным аркам. Между тем, граница эта представляет собой неглубокий ров, окаймлённый двумя земляными валами. Ров и валы образуют удивительно правильный круг, диаметром около 115 м, разорванный на северо-востоке. Внутренний вал, более высокий и широкий чем внешний имеет ширину 6 м и высоту 1,8. Ширина и высота внешнего вала соответственно 2,5 м и 0,5 - 0,8 м. Что до рва, то он весьма неровен, и судя по всему, не имел самостоятельного значения, а просто служил карьером, из которого добывали материал для валов. Следует сказать, что материал этот - богатый мелом грунт Солсбери, и во времена, когда за состоянием валов следили, они, должно быть, имели ослепительно белый цвет, что выглядело очень эффектно.

Как уже было сказано, на северо-востоке в земляном кольце имеется разрыв (около 10 м). На прямой, соединяющей середину этого разрыва и центр круга, в 30 м за его пределами, расположен поставленный стоймя огромный камень. Его высота - 6 м, вес - около 35 т. Этот камень называют Пяточным, но, как и многие другие археологические объекты, он обязан своим именем случайности, и оно никак не связано с его назначением. Если человек среднего роста встанет в центр Хоровода Великанов и посмотрит на Пяточный камень в разрыв кольца, он увидит его верхушку точно на уровне горизонта. А если он проделает это ранним утром в день летнего солнцестояния, то увидит как солнце взойдёт прямо над камнем.

Внутри кольца первоначально было установлено всего четыре камня. Два из них сохранились до наших дней, от остальных двух остались лунки. Камни образовывали вписанный в круг прямоугольник, длинные стороны которого были перпендикулярны оси, проведенной из центра через Пяточный камень, а короткие, соответственно перпендикулярны ей. Все пять камней, относящиеся к первому периоду строительства Стоунхенджа необработанные. В этот же период была выкопана цепь лунок вдоль внутренней стороны вала, тоже образующая правильный круг, так называемое «кольцо Обри», получившее своё имя в честь первооткрывателя. Это необычайно интригующая деталь сооружения. Лунки расположены на тщательно выверенном равном расстояние друг от друга. Число их необычно - 56. Очевидно, что такое количество выбрано неслучайно. Если бы древние строители просто хотели создать замкнутое кольцо из равноудалённых лунок, то их было бы 64. Такое кольцо очень просто устроить, последовательно деля дугу окружности пополам.

Вскоре после того как «лунки Обри» были выкопаны, их засыпали толчёным мелом. В некоторых из них археологи обнаружили кремированные человеческие останки. Эта деталь, наводит на мысль о кровавых жертвоприношениях, но по зрелому размышлению такая мысль представляется недостаточно основательной. Не исключено, что Стоунхендж, тогда ещё не оправдывавший своего нынешнего названия, был местом погребения.

Не одно поколение успело смениться в Британии, прежде чем сооружение решили модернизировать, создав комплекс, который современные археологи именуют Стоунхендж II. Новые строители принялись возводить внутри земляного кольца ещё два концентрических круга из голубоватых камней. Эти круги также были разорваны на северо-востоке, открывая вид из центра на Пяточный камень. Кроме того, вход был отмечен дополнительными камнями. Мегалиты Стоунхенджа II были не слишком велики, по сравнению с циклопическими каменными блоками, которые можно увидеть на Солсберийской равнине сегодня. Их вес был около 5 т каждый. Привезли камни не из Ирландии, как гласит средневековая легенда, а из Уэльса, с гор Преселли. Край не столь отдалённый, как Ирландия, но всё же расстояние по прямой составляет 210 км, однако скорей всего мегалиты везли 380 км по рекам. Ко второму периоду строительства Стоунхенджа относится также сооружение двух валов, симметричных относительно оси центр - Пяточный камень и ведущих от входа сначала прямо на северо-восток, а затем к реке Эйвон, которая протекает в 2 милях от Хоровода Великанов. У археологов эта деталь памятника получила название «Авеню». Предполагается, что валы ограждали священную дорогу, по которой подвезённые на плотах камни, доставляли при помощи катков к месту строительства.

Внушительное сооружение из голубоватых камней простояло на Солсберийской равнине очень недолго. По-видимому, его ещё не успели толком завершить, как было принято решения разобрать оба кольца. Что заставило древних зодчих поступить столь странным образом, скорее всего, навсегда останется загадкой.

Очистив священное место от голубых камней, строители принялись возводить новое сооружение, на этот раз из глыб твёрдого светло-серого песчаника, которые называются сарсенами. Их привозили из местности Марлборо-Даунс, расположенной на 35 - 40 км севернее Стоунхенджа. Там огромные сарсеновые валуны встречаются прямо на поверхности земли. Окрестные жители называют их Серыми Баранами. Уже упоминавшемся здесь исследователю Стоунхенджа Джону Обри доводилось охотиться в этих краях, и он оставил их описание:

«Эти холмы имеют такой вид, будто их засеяли огромными камнями, и очень густо; по вечерам они похожи на стадо овец, и этим объясняется их название. Так и кажется, что это и есть место, где Гиганты швыряли камнями в Богов».

Вес каждой глыбы, прибывшей на Солсберийскую равнину из Марлборо-Даунс, исчислялся десятками тонн. В отличии от необработанных камней Стоунхенджа I, блоки третьего периода строительства явно подвергались обработке металлическими инструментами. Неровности, которые сейчас можно видеть на камнях Хоровода Великанов - следствие разрушительного действия времени: выветривания, температурных перепадов, а иногда и молотков туристов. В своё время они были огранены и отшлифованы, что было непросто, учитывая твёрдость материала (Один своеобразный любитель древностей, посетивший Стоунхендж в XVII в. оставил в своём дневнике следующую запись: «Камни эти удивительно тверды и крепки, и как я не бил молотком, мне не удалось отколоть ни кусочка»).

В последний период строительства древние зодчие соорудили круг из 30 поставленных вертикально сарсеновых блоков и снабдили их сверху перемычками, так что образовалось сплошное кольцо. В уложенных сверху блоках делали выемки, которые соответствовали шипам на камнях-опорах, что обеспечивало прочность постройки. На северо-востоке кольцо-перемычка не было разорвано, но просвет между опорами был сделан больше. Таким образом, кругозор наблюдателя был ограничен сверху, но ничто не препятствовало лицезрению Солнца, появляющегося из-за горизонта после самой короткой в году ночи.

В середине сарсенового кольца была возведена подкова, составленная из пяти так называемых трилитов. Этот термин, означающий «три камня», специально изобрели для обозначения сооружений Стоунхенджа, представляющих из себя два поставленных стоймя каменных блока, увенчанные третьим, так что получается что-то вроде буквы П. Сооружения эти поистине исполинские. Их высота приблизительно 6 - 7 м. Самый большой трилит был возведён напротив входа. Вес составляющих его камней равен 50 тонн (Для сравнения: вес самых крупных блоков египетских пирамид - 15 т). Четыре других трилита образуют ветки подковы, открытой на северо-восток и симметричной относительно оси центр - Пяточный камень.

Сарсеновые кольцо и подкова, хотя и изрядно разрушенные, довольно отчётливо просматриваются в современных руинах, но был ещё один этап строительства, обозначенный археологами как Стоунхендж III В, выявить который помогли тщательные исследования. На этом этапе разобранное ранее кольцо голубых камней было восстановлено. Теперь оно огибало подкову из трилитов и как бы дублировало окаймлявшее его сарсеновое кольцо. Часть голубых камней образовала ещё одну подкову внутри подковы из трилитов. Кроме того, создатели Стоунхенджа III В выкопали два ряда лунок между сарсеновым кольцом и «кольцом Обри», которые принято обозначать лунки X и Y. В одном ряду лунок 29, в другом 30.

Памятник имеет ещё ряд деталей, вроде отдельно лежащих камней, насыпей и рвов. В общем описании сооружения они представляются второстепенными, но в принципе, каждая из таких мелочей может оказаться ключом к важной научной проблеме.

Долгое время главное загадкой Хоровода Великанов, находящейся в фокусе внимания публики был вопрос о том, как первобытные люди могли перемещать на значительные расстояния такие громадные камни, а затем устанавливать их с замечательной точностью. Но эта проблема давно решена современными учёными. Более всего в области мегалитического строительства прославился норвежский учёный Тур Хейердал, который воспроизвёл технику передвижения гигантских монументов острова Пасхи. Но были и другие энтузиасты. Какое-то время передвижение гигантских блоков при помощи примитивных технических средств, имитирующие строительство Стоунхенджа, стало чем-то вроде национального английского спорта. За такими попытками следили популярные радиопередачи. Выяснилось, что примерно 16 человек на тонну достаточно для того, чтобы перетаскивать камни на километр - полтора в день. Это по суше, на катках. После того, как блоки грузили на плоты, дело, естественно, шло быстрее. Работа, конечно, не из лёгких, но, если люди, говоря словами известного анекдота, «мають час та мають натхнення», вполне осуществимая.

Однако, как написали 1963 г. в газете «Манчестер гардиан», «...упор обычно делается на трудности транспортировки каменных глыб к месту постройки. Но гораздо труднее было решить, где их установить, - это требовало от строителей величайшего напряжения всех их знаний и сил». Статья была откликом на публикацию нашумевшей работы сотрудника Смитсоновской астрономической обсерватории профессора Джеральда Хокинса, в которой он попытался ответить на вопрос: каково было назначение величайшего мегалитического памятника Британии.

Тот факт, что Хоровод Великанов ориентирован на точку восхода в день летнего солнцестояния был замечен очень давно. Как известно, солнце встаёт точно на востоке лишь в дни осеннего и весеннего равноденствия (за исключением экватора). В зимнюю половину года точка восхода перемещается к югу, а в летнюю - к северу. Причём это смещение тем сильнее, чем ближе к полюсу находится наблюдатель. Находясь на полярном круге можно увидеть, как светило в середине ночи ненадолго коснётся горизонта в точке севера и снова устремится вверх. За полярным кругом оно не зайдёт вовсе. На широте Стоунхенджа точка восхода в день летнего солнцестояния находится почти точно на северо-востоке. Ориентация главной оси сооружения в этом направлении давало основания считать его храмом солнечного культа, где жрецы, увидев, что светило вновь возвратилось к Пяточному камню, торжественно объявляли о рождении нового года.

Но астроном Хокинс справедливо заметил, что для того, чтобы отметить точку солнечного восхода, как и любую другую точку на горизонте, достаточно двух камней. Между тем, в Хороводе их намного больше, и структура их размещения настолько сложна, что не может быть произвольной. По всей видимости, рассуждал профессор, назначение сооружения не исчерпывалось определением дня солнцестояния с которого пойдёт отсчёт нового года, хотя это и очень важная задача для первобытного земледельческого народа.

Находясь в Стоунхендже, Хокинс обратил внимание на то, как узки зазоры между стоячими камнями трилитов. Они не превышают 30 см, и в них невозможно протиснутся. При этом они ориентированы так, что сквозь них можно смотреть лишь в определённый проём сарсенового кольца, что ещё больше сужает кругозор, взгляд упирается в фиксированную точку на горизонте. Исследователь довольно быстро пришёл к выводу, что сквозь зазор центрального трилита, сохранившегося лишь частично, можно было наблюдать момент захода солнца в день зимнего солнцестояния. Но чтобы установить ориентацию прочих объектов полуразрушенного памятника, все данные пришлось подвергнуть тщательной математической обработке, для чего потребовалась электронно-вычислительная машина.

Как выяснилось, все прямые, соединяющие основные пункты Стоунхенджа, непременно указывают на какое-то особое положение Солнца либо Луны. В частности, два трилита на концах подковы ориентированы на заход Солнца в летнее солнцестояние и восход в зимнее. Два оставшихся, очевидно были предназначены для наблюдения за восходом и закатом Луны. Часто на прямой, соединяющей два важных пункта, находится третий объект - добавочный ориентир.

В композиции Хоровода Великанов чётко просматриваются линии, указывающие на точки восхода и захода Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также равноденствия. Что касается Луны, то траектория её видимого движения по небосводу гораздо сложнее, чем у Солнца. В течении года она движется как бы навстречу Солнцу: на север зимой и на юг летом. Но её крайние положения, в отличии от солнечных не остаются неизменными из года в год, а совершают маятникообразные перемещения в течении 19-летнего цикла. Таким образом на каждое крайнее положение Солнца приходится два крайних положения Луны, и каждое из этих положений зафиксировано в структуре Стоунхенджа.

Хокинс отмечает экономичность композиции памятника. Так, в Стоунхендже I просматривается 16 направлений на особые положения светил, каждое из которых определяется двумя точками. Но при этом использовано не 32 точки, а всего 11. Шесть из них использованы более одного раза, в том числе две точки используются 6 раз.

Исследования Хокинса не ограничились определением основных направлений, в которых велись наблюдения. Учёный обратил внимание на отрывок из труда античного историка Диодора Сицилийского, в котором тот рассказывает о мифическом острове гипербореев, расположенном далеко на севере. Хокинс посчитал, что Диодор ведёт речь о Британии, и упоминает в своём описании Стоунхендж: «И есть также на этом острове великолепное святилище Аполлона, а также прекрасный храм, украшенный многочисленными пожертвованиями, сферический по форме. Кроме того, там есть город, посвящённый этому богу, и большинство его жителей играют на кифаре... Говорят также, что с этого острова Луна видна так, будто бы она очень близка к Земле, и глаз различает на ней такие же возвышенности, как на Земле. Говорят также, что бог посещает остров каждые 19 лет; это период, за который звёзды завершают свой путь по небу и возвращаются на прежнее место...При своём появлении бог играет на кифаре и танцует ночь напролёт от весеннего равноденствия до восхода Плеяд, выражая таким образом восторг по случаю своих побед. А цари этого города и хранители святилища именуются Бореадами, так как они происходят от Борея (северного ветра), и должности эти передаются у них в роду из поколения в поколение».

Как астроном, Хокинс знал, что лунные и солнечные затмения могут повторяться с цикличностью приблизительно в 19 лет. Ему пришло в голову, что Хоровод Великанов мог использоваться для предсказания затмений. Работая дальше в этом направлении, учёный понял, что во II тысячелетие до н. э. затмения имели место в те периоды, когда зимняя Луна восходила точно над Пяточным камнем.

Но, если быть точным, полный цикл видимого движения Луны составляет не 19, а 18,61 солнечных лет. Таким образом, чтобы максимально точно предсказывать повторение небесных явлений следует отсчитывать два раза подряд по 19 лет, а потом лишь 18. Таким образом речь уже идёт о 56-летнем лунном цикле, который намного точнее 19-летнего (19+19+18=56). И тут Хокинс вспомнил о странном, никем до сих пор не объяснённом числе «лунок Обри».

Согласно гипотезе Хокинса, Стоунхендж не просто обсерватория, но что-то вроде гигантского каменного арифмометра, для вычисления годов, когда может произойти затмение. Представив себя на месте доисторического жреца, он писал следующее:

«Если раз в год перекладывать камень по кругу из одной лунки Обри в соседнюю, то можно предсказать все предельные положения Луны в данное время года, а также затмения Солнца и Луны в солнцестояниях и равноденствиях. Если использовать шесть камней, размещённых через 9, 9, 10, 9, 9, 10 лунок Обри, и раз в год перемещать их против часовой стрелки в соседнюю лунку, то можно достичь изумительных результатов в предсказании астрономических явлений. При наличии шести камней - трёх белых и трёх чёрных - это счётное устройство могло в течении сотен лет, и притом очень точно, предсказывать все важные явления. Связанные с Луной».

Легко видеть, что при расположении, предложенном Хокинсом, камень определённого цвета должен попадать в каждую лунку с периодичностью 18 - 19 лет. Нужно было лишь отметить лунки, соответствующие «опасным» годам.

Разумеется, Хокинс не настаивал на том, что три с половиной тысячи лет назад всё происходило в точности так, как он описал. Он даже не считал свою гипотезу относительно числа «лунок Обри» абсолютно доказанной, а лишь высоковероятной. Что касается 30 стоячих камней сарсенового кольца, то профессор связывал их с днями месяца. По этому поводу он вспомнил также лунки X и Y, числом 30 и 29. С их помощью могли устраняться неточности, связанные с тем, что полный лунной месяц (промежуток между двумя полнолуниями) составляет 29,53 суток.

Какие ещё возможности давал обитателям доисторической Британии Хоровод Великанов, пока можно только гадать. Всё более подробное археологическое изучение памятника будет давать больше и больше пищи для размышлений не только о научно-техническом потенциале древних, но и о социальной роли проектов, подобных возведению Хоровода Великанов. Хокинс сравнивал строительство этого гигантского астрономического прибора доисторическими племенами с космической программой современных сверхдержав.

Он писал: «Космическая программа поглощает около 1% всего национального продукта США. Стоунхендж, несомненно, поглощал не меньше. Его строительство, бесспорно, требовало от тогдашних жителей Англии гораздо больших усилий, чем космическая программа от американцев, и, вероятно, значило для них гораздо больше».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Величественный Стоунхендж - самый известный кромлех в мире, расположенный возле города Эймсбери в Англии. Вокруг древнего сооружения много тайн, в частности, о том, кто, когда и для чего его создал.

Название Стоунхенджа - еще одна не до конца раскрытая тайна, над которой споры ведутся по сей день. Современное название на английском языке «Stonehenge» означает «каменный круг», а вот точный перевод древнеанглийского слова «Stanhengues» под сомнением, предварительно - «висячие камни».

Стоунхендж - загадка истории

Таинственное прошлое Стоунхенджа породило различные гипотезы о предназначении этого древнего мегалита. Мнения ученых расходятся и на сегодняшний день существует 3 основные версии назначения:

  • курган-могильник - в настоящее время известно о захоронениях 60 людей эпохи неолита;
  • древний первобытный храм - языческое капище, где проводились ритуалы, празднования и жертвоприношения;
  • астрономическая обсерватория - Стоунхендж с малыми ошибками сориентирован по различным стадиям перемещения Солнца и Луны.

А легенды говорят о том, что Стоунхендж как восьмое чудо света, сотворил магией знаменитый волшебник Мерлин.

По таинственности со Стоунхенджем может сравниться не менее загадочный .

Строительство кромлеха

Вокруг загадочного Стоунхенджа теорий не меньше, чем камней в самом сооружении. Точно неизвестно сколько лет этим мегалитам, предполагается, что строительство происходило в 3 этапа и длилось 1000-1500 лет (между 3500 и 2000 годами до н. э.). Также не существует единого мнения о строителях кромлеха: его могли построить кельты, греки или немцы. Современные расчеты показали, что для создания Стоунхенджа в то время требовалось около 20 миллионов человеко-часов работы. Зачем строили Стоунхендж около 20 веков неизвестно, но очевидно, что причина была очень веской.

Кромлех Стоунхендж состоит из мелких камней (до 5 тонн) и 30 больших камней, весом по 25 тонн, которые образуют круг диаметром 33 метра. Внутри этого круга стоят 3 трилита, весом 50 тонн каждый. Высота этих мегалитов от 4 до 6 метров. При строительстве были использованы синие камни, которые доставляли с расстояния 250 км. С помощью какого средства перемещали эти камни - еще одна загадка.

Существует еще одна теория, согласно которой Стоунхендж - не древнее сооружение, а подделка 1954 года. В интернете довольно много фото, где изображено как устанавливали камни и заливали бетон. В то же время имеется множество доказательств древности Стоунхенджа.

  • Стоунхендж - одно из 900 похожих каменных сооружений, обнаруженных на Британских островах.
  • Самые распространенные находки в земле под каменным кольцом - римские монеты VII века до н. э.
  • Впервые упоминается Стоунхендж в летописях XII века.
  • В 1915 году адвокат Сесил Чабб купил Стоунхендж за £ 6600, но, через три года подарил его государству.
  • В начале XX века посетителям не запрещалось откалывать себе сувенир на память.
  • С 1986 года Стоунхендж относится к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • В 2011 году компанией BBC был снят 4-х серийный документальный фильм «Мир Стоунхенджа».
  • Ежегодно в день летнего солнцестояния возле Стоунхенджа проходит фестиваль, в котором принимают участие язычники и потомки друидов (так они себя называют).
  • За год Стоунхендж посещают около миллиона туристов.

Экскурсии: как добраться, график работы, билеты

В Стоунхендж из Лондона можно добраться как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно:

  • на авто - направляясь по шоссе М3 и А303 в сторону Эймсбери;
  • на поезде - с вокзала Ватерлоо до ж/д станции Солсбери или Эндовер, откуда регулярно ходят автобусы до Стоунхенджа.

На территории близлежащего туристического комплекса есть кафе, сувенирный магазин, туалеты и парковка, а также здесь можно заказать экскурсию.

Адрес: Эймсбери, Солсбери SP4 7DE, Великобритания.

GPS координаты : 51°10"43.9"N 1°49"34.4"W.

Часы работы (ежедневно):

  • 9:30 - 19:00 - с 1 апреля по 31 мая;
  • 9:00 - 20:00 - с 1 июня по 31 августа;
  • 9:30 - 19:00 - с 1 сентября по 15 октября;
  • 9:30 - 17:00 - с 16 октября по 31 марта.

Цена входного билета:

  • Взрослый - £15.50;
  • Детский (5-15) - £9.30;
  • Студенческий/Пенсионный - £13.90;
  • Семейный билет* - £40.30.

* - 2 взрослых и 3 детей.

Внимание! Продажа билетов прекращается за час до закрытия. Цены указаны по состоянию на ноябрь 2017 года. При посещении Стоунхенджа во время общедоступных часов запрещается подходить к каменному сооружению ближе чем на 15-20 метров.

Один из самых знаменитых археологических памятников в мире, Стоунхендж состоит из земляных сооружений, окружающих кольцевые и подковообразные конструкции из больших менгиров. Он находится в центре самого плотного комплекса памятников неолита и бронзового века в Англии. Сам памятник и его окрестности были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 г. вместе с Эйвбери. Стоунхендж передан британской короной в управление «Английскому наследию», тогда как ближайшие окрестности принадлежат Национальному тресту.
Описание Стоунхенджа

На плане выделяются
1 - Алтарный камень, шеститонный монолит зеленого слюдяного песчаника из Уэльса
2-3 - курганы без могил
4 - упавший камень 4,9 метров в длину (Slaughter Stone - эшафот)
5 - Пяточный камень (Heel Stone)
6 - два из первоначально четырех вертикально стоящих камней (на плане нач. XIX века их положение указано иначе)
7 - ров (канава)
8 - внутренний вал
9 - внешний вал
10 - авеню, то есть параллельная пара рвов и валов, ведущая за 3 км на реку Эйвон (en:River Avon, Hampshire); сейчас эти валы едва различимы (см. виртуальную экскурсию)
11 - кольцо 30 ям, т. н. Y лунки; в 1930-х лунки были обозначены круглыми столбиками, которые теперь убраны
12 - кольцо 30 ям, т. н. Z лунки
13 - круг 56 ям, известный как лунки Обри (Aubrey holes)
14 - малый южный вход

Камни, сосредоточенные в центре Стоунхенджа, обозначены на плане цветом: серым - для валунов песчаника (сарсена) и синим - для ввозимых издалека камней, главным образом голубых камней (bluestone). Эти каменные глыбы были, вероятно, доставлены на место строительства Стоунхенджа с расстояния в 380 км, примерно с восточной части Уэльса, поскольку это ближайший каменный карьер.

Расположение камней реконструировал Уильям Стьюкли в начале XIX века, дальнейшие исследования внесли в него незначительные коррективы. (См. также круговые панорамы).

30 сарсеновых камней образуют круг диаметром 33 м. Эти камни достигают высоты 4,1 м, ширины 2,1 м и веса около 25 тонн. Сверху на них положены камни-перемычки длиной около 3,2 м и шириной 1 м и толщиной 0,8 м так, что вершины перемычек находятся на 4,9 м над уровнем земли. Камни закреплялись при помощи системы «паз и шип». Дуга внешнего кольца из 13 камней сохранилась вместе с перекрытиями. На плане перемычки не указаны.

В пределах этого круга стояло пять трилитов из сарсена, образуя подкову, открытую в сторону авеню. Их огромные камни весят до 50 тонн каждый. Трилиты устроены симметрично: самая маленькая пара трилитов была 6 м высотой, следующая пара немного выше, а самым большим был единственный центральный трилит высотой в 7,3 м. К XIX веку сохранилось только два трилита с юго-востока и одна сильно согнутая опора центрального трилита. В первой половине XX века был восстановлен один трилит с северо-запада и выправлена опора центрального трилита, чем был полностью изменен вид комплекса с северо-запада.

Форму кольца и подковы повторяют кольцо без перекрытий и подкова из голубых каменей.
Датировка Стоунхенджа

Первые исследователи связывали постройку Стоунхенджа с друидами. Раскопки, однако, отодвинули время создания Стоунхенджа к новокаменному и бронзовому векам. Современная датировка элементов Стоунхенджа основана на радиоуглеродном методе. В настоящее время выделяют следующие фазы:
Фаза 1 - строительство главного рва и валов (культура Виндмилл-Хилл). Во рву было найдено значительное число оленьих рогов со следами «износа». Поскольку ниже этих рогов ила найдено не было, было высказано предположение, что ров был вырыт вскоре после умерщвления оленей. Последнее событие было датировано радиоуглеродным методом 3020-2910 до н. э.
Фаза 2 - вторичное заполнение рва, деревянные сооружения и лунки Обри.
Фаза 3 - похоронная врезка в вершину вторичного заполнения рва, постройка каменных колец из песчаника и голубых камней, авеню и лунки Y и Z (Уэссекская культура). Материал для датировки валунов сарсена, имеющийся в весьма ограниченном количестве, указывает на 2440-2100 до н. э.

Назначение Стоунхенджа

Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина. В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы. В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже как о святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи - языческой королевы.

"" Ещё авторы XVIII века подметили, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями. Наиболее известная современная попытка истолкования Стоунхенджа как грандиозной обсерватории каменного века принадлежит Дж. Хокинсу и Дж. Уайту. Научного подтверждения она не имеет.

Также часто утверждают, что Стоунхендж использовался для захоронений. Действительно, на территории памятника найдены захоронения, но произведены они были много позже постройки Стоунхенджа. Например, во рву найден скелет молодого мужчины, датированный с помощью радиоуглеродного метода 780-410 годами до н. э.

По сообщениям информационных агентств, профессор археологии из Университета города Шеффилда Майк Паркер Персон, который руководит проектом Stonehenge Riverside Archaeological Project, отметил, что по его мнению Стоунхендж с самого начала своего существования и до расцвета в третьем тысячелетии до нашей эры рассматривался обитателями Англии как территория для погребения мёртвых.









Стоунхендж - гигантская каменная загадка в самом центре Европы. Сегодня о его возникновении, назначении и истории известно очень немногое. Тайной остаётся и то, как обычные люди могли рассчитать и построить такую громадину. В нашем обзоре 15 фактов об одном из самых загадочных памятников Европы.


Несмотря на то, что до сих пор ведутся споры о том, кем и зачем был построен Стоунхендж, ученые имеют четкое представление о том, когда он был построен. Древнейшие элементы мегалитической структуры датируются 3000 г. до н.э. (тогда начали рыть 2-метровые канавы, чтобы сформировать внешние черты структуры). Камни начали устанавливать около 2500 г. до н.э., а окончательно свой современный внешний вид Стоунхендж приобрел примерно в 1500 году до нашей эры.

2. Существует специальные термины для обсуждения подобного рода памятников

В Стоунхендже есть два основных типа камней. Большие вертикальные камни и камни арок состоят из сарсена - типа песчаника, который часто встречается в данном регионе. Меньшие камни известны как «голубые камни». Так они были названы, поскольку приобретают синеватый оттенок при смачивании. Гигантские три арки, благодаря которым стал известен Стоунхендж, называются трилитами.

3. Некоторые из камней Стоунхенджа доставляли издалека


Когда пришло время выбирать камни для постройки, неолитическим строителям Стоунхенджа не понравились местные камни. Некоторые относительно небольших голубых камней (которые могут весить до четырех тонн) завозили из гор Пресели в Уэльсе. Как доставляли гигантские камни за 250 км – не знает никто.

4.Изначально Стоунхендж был кладбищем

Хотя первоначальная цель постройки Стоунхенджа по-прежнему окутана тайной, антропологи могут с уверенностью сказать, что в период до появления первых крупных камней, памятник служил местом упокоения останков. В настоящее время известно о захоронениях по меньшей мере 64 людей эпохи неолита в Стоунхендже.

5. Останки продолжили хоронить в Стоунхендже и позднее


Большинство останков, обнаруженных в Стоунхендже, были пеплом. Однако, в 1923 году археологи обнаружили скелет обезглавленного англосаксонского мужчины, датируемый 7 веком нашей эры. Поскольку мужчина был казнен, можно предположить, что он был преступником, но захоронение его в Стоунхендже заставило археологов полагать, что он мог относиться к королевской династии.

6. Слухи о предназначении Стоунхенджа зачастую бывают совершенно нелепыми

Темное прошлое Стоунхенджа породило бесчисленные теории о первоначальном использовании этого памятника. Теории варьируются от друидского храма или обсерватории до торжественного места для коронации датских королей. Более надуманные теории предполагают, что Стоунхендж является моделью Солнечной системы, построенной древними пришельцами.

7. Первое письменное упоминание о Стоунхендже датируется 12 веком


Историк и исследователь Генри Хантингтон сделал, как полагают, первое письменное упоминание о Стоунхендже в следующем отрывке, который датируется 1130 годом: «Станендж, где камни удивительной величины установлены на манер дверных проемов… и никто не может понять, как столь огромные глыбы сумели поднять, и почему так было сделано».

8. В средневековье люди верили, что Стоунхендж был создан колдуном Мерлином

Из-за отсутствия каких-либо более убедительных теорий о создании Стоунхенджа, средневековые британцы поверили в предположение, изложенное клириком- историком Джеффри Монмутом. Он утверждал, что таинственный памятник был работой легендарного колдуна Мерлина.

9. Популярный миф: Стоунхендж создал дьявол


Колдовство стало не единственным сверхъестественным объяснением появления мелалитического памятника. Тайна, окружающая транспортировку голубого камня из Уэльса в графство Уилтшир, породила еще одно паранормальное объяснение: камни были поставлены дьяволом просто из-за озорства.

10. Алко-церемония нео-друидов

В 1905 году группа из 700 человек, якобы состоящих в Древнем ордене друидов, организовали в Стоунхендже якобы религиозную церемонию, на которой реками лился алкоголь. Современные печатные СМИ радостно высмеивали это событие.

11. Посетителям запрещено подниматься на камни


Запрет появился только в 1977 году, когда был установлен факт значительной эрозии камней из-за их контакта с людьми. А еще в начале 20 века туристам давали зубила, чтобы им легче было отколоть себе сувенир на память.

12. Чарльз Дарвин сделал интересные открытия, изучая дождевых червей в Стоунхендже

В старости Чарльз Дарвин заинтересовался дождевыми червями. Один из разделов его трудов посвящен исследованиям прославленного натуралиста в Стоунхендже. В 1870 году Дарвин изучал дождевых червей и заявил, что в результате деятельности этих животных большие камни постепенно погружаются в землю.

13. Стоунхендж ранее был полным кругом


Недавно реставраторы заметили странные вмятины в торфе вокруг Стоунхенджа. Ученые предположили, что это следы камней, которые когда-то замыкали кольцо памятника, и погрузились в землю в течение веков.

14. Обычный гражданин Великобритании владел Стоунхенджем в течение трех лет

Стоунхендж на протяжении большей части прошлого века был законной собственностью британского государства, но никогда бы не попал в руки правительства, если бы не благотворительность Сесила Чабба. В 1915 году миллионер купил своей жене в подарок Стоунхендж за £ 6600. Жене, однако, подарок не понравился и через три года Чабб подарил Стоунхендж государству при условии, что памятник будет поддерживаться в неизменном виде и будет открыт для посетителей.

15. Осенью 2015 года можно сделать ставку на Стоунхендж


К столетию со дня знаменательного покупки Чабба проводится интерактивная реконструкция аукциона 1915 года под названием «Продажа века». Все ставки пойдут на реконструкцию памятника.

Любителей истории и древностей заинтересуют и , которые развеют многие мифы, которые существовали об этом памятнике.

Стоунхендж (Stonehenge) – одна из самых популярных и самых посещаемых туристами британских достопримечательностей. Это место археологи исследуют уже много лет, но загадка так и остается неразгаданной, несмотря на обилие более или менее правдоподобных версий.

Что представляет собой Стоунхендж?

Это одно из самых древних, странных и удивительных сооружений на нашей планете. Этот каменный комплекс состоит из 83 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков (вес каждого около 25 тонн) и пяти громадных 50-тонных камней. Камни расположены на площадке диаметром примерно 100 метров, окруженной рвом и земляным валом. С помощью радиоуглеродного метода выяснили, что валы и ров были вырыты около 5 тыс. лет до н.э.

В центре сооружения – Алтарный камень, который окружен пятью парами камней с трилитами (перемычки наверху). Эти камни образуют «подкову», обращенную открытой стороной на восток. Подкову окружает кольцо из синих камней. Дальше расположено еще одно каменное кольцо, имеющее диаметр 33 метра. Оно окружено двумя рядами лунок. Еще один круг лунок находится ближе к земляному валу (так называемые «лунки Орби»).

Каменные глыбы отличаются материалом. Это не особо заметно на видео и фото Стоунхенджа, но вблизи абсолютно очевидно, что камни разнородные. Особенно выделяются синие камни, приобретающие характерный цвет под дождем. Впрочем, приблизиться к ним в это время не получится – в плохую погоду к памятнику не пускают.

Сложенные каменные арки указывают на стороны света. Поэтому, согласно одной из теорий, в древности это сооружение использовалось в качестве обсерватории.

Кто построил Стоунхендж?

История Стоунхенджа начисляет несколько тысячелетий. Ученые пока что так и не пришли к единому выводу, когда начали строить эти каменные сооружения. Ряд историков склоняется к мысли, что монумент мегалитов был возведен примерно за 3 тысячи лет до нашей эры. Другие считают, что памятник появился значительно позже – около 2200 до н.э. Археологические раскопки свидетельствуют, что, по крайней мере, за 2,5 тысячи лет до нашей эры на этом месте уже были захоронения.

Выдвигается также версия, что сооружение возводилось в несколько этапов. Углубления для установки камней были вырыты за 3,5 тысячи лет до н.э. Около 2000 года построили первый круг, а строительство второго круга относится к 1100 году нашей эры.

По подсчетам, строительные работы в совокупности заняли около четырех столетий. Перед установкой камни Стоунхенджа тщательно шлифовались. Стены ям обкладывали бревнами. Гигантские глыбы приводили в вертикальное положение с помощью канатов. Но тому, как устанавливали многотонные горизонтальные перекладины, до сих пор не найдено логического объяснения. Выдвигаются предложения, что их могли поднимать по специальным земляным насыпям или с помощью бревенчатых штабелей. Но, учитывая громадный вес, это выглядит слишком невероятным.

Тайной покрыт и вопрос транспортировки камней. Некоторые исследователи считают, что монолиты привозили с Эйвбери, расположенного в 30 км. В этом месте находится самый большой каменный круг в Европе. А голубой песчаник, которым выложен внутренний круг, доставлен с территорий современного Уэльса. Один из исследователей, Майк Паркер Пирсон, уверен, что это было сделано целенаправленно и символизировало объединение народностей, населявших в те времена юг Англии.

Согласно другой гипотезе, люди вообще не занимались транспортировкой камней, а монолиты оказались здесь из-за движения ледника. Но обнаруженные древние каменоломни свидетельствуют в пользу первой версии. Ученые экспериментальным путем попытались проверить, возможна ли транспортировка монолитов. И оказалось, что небольшие мегалиты до двух тонн совсем несложно перемещать на полозьях. Выдвигались и другие предположения о способах транспортировки: с помощью катков, методом «ходячих камней» и даже водным путем.

Исследования продолжаются по сей день и частично проливают свет на далекое прошлое. Возможно, в ближайшем будущем тайна и загадки Стоунхенджабудут полностью открыты, ведь для их раскрытия используют самые современные методы.

Легенды и мифы

Безусловно, такое необычное место не могло не породить множество легенды. Поскольку дать рационального объяснения сооружению каменного монумента никто не мог, то строительство Стоунхенджа приписывали гигантам, которые жили до Потопа, циклопам, инопланетянам и даже волшебнику Мерлину. Последняя версия наиболее популярна на британских островах.

Согласно древнекельтским преданиям, этот каменный комплекс «построил себя сам». В Средневековье считали, что этот монумент возведен королем кельтского племени бриттов Аврелием Амбрози в честь 460 британцев, которых вероломно убили саксы во время переговоров.

Также существует версия, что Стоунхендж был священным местом друидов. Но описание друидов в книге Юлия Цезаря «Галльская война», а также другие древнегреческие и древнеримские источники не содержат упоминаний об этом месте.

Реконструкция объекта способствовала появлению «инопланетной» версии. Чтобы избежать эрозии, некоторые камни «консервировали» с помощью бетонной «рубашки». Впоследствии бетон откалывался, а те, кто не знал о проведенных реставрационных работах, поспешили приписать строительство Стоунхенджа инопланетянам. Что, в общем, вполне логично: если кельты не умели делать бетон, то кто-то им его доставил. Ответ напрашивается сам собой – конечно же, космические пришельцы:)

  • Повышенный интерес к каменному памятнику среди широкой общественности возник только в начале XX века. До этого каменными глыбами интересовались только археологи, историки и мистики.
  • Реставрация каменного комплекса велась 65 лет – с 1900 года по 1965 год. До реставрационных работ часть камней уже была хаотично разбросана, а согласно исследованиям, памятник неоднократно перестраивался и умышленно разрушался еще в древние времена, в частности, в римский период.
  • Не все были согласны с реставрационной схемой расположения каменных глыб. В частности, Кристофер Чайппиндэйл, являющийся в те времена хранителем Музея археологии и антропологии при Кембриджском университете, утверждал, что камни расположены не на тех местах, где они были изначально.
  • Данкан Стил, британский астроном, в 1995 году выдвинул версию, что сооружение имело астрономическое предназначение и позволило избежать землянам космической катастрофы. Также эту гипотезу доказывал другой ученый, Джеральд Хокинс. Но при этом он не отбрасывал теорию оккультного использования места.
  • Памятник долгое время находился в частной собственности. Владельцем Стоунхенджа был Генрих XVIII, а впоследствии – королевская знать.
  • В 1915 году каменный комплекс приобрел миллионер Сесил Чабб. Но жена, которой он подарил древний памятник, оказалась не в восторге, поэтому спустя три года Чабб решил сделать этот роскошный подарок британскому народу.
  • Земля, на которой находится Стоунхендж, после Первой мировой войны была выставлена на аукцион.
  • Действие романа «Червь» писателя Джона Фаулза происходит в этом загадочном месте.
  • Неподалеку расположен один из крупнейших в мире курганов высотой в 40 метров, который считают ровесником Стоунхенджа.
  • Памятник вместе с окрестностями включен в список Всемирного наследия Юнеско.

Где находится Стоунхендж?

Расположен Стоунхендж в Великобритании, Англия, вблизи города Эймсбери – это самый ближайший населенный пункт (расстояние примерно 3,5 км).

Объект открыт для посещения с 9.00 до 20.00 (продажа билетов прекращается в 18.00). Билет обойдется в 16,5 британских фунтов для взрослых и 9,9 GBP для детей. За эти деньги вы сможете посмотреть достопримечательность на отдалении, из-за веревочного заграждения. Также проводят индивидуальные туры в вечернее и рассветное время – это единственная возможность подойти непосредственно к реликвии и прикоснуться собственноручно к древним камням.

Выделите для поездки целый день, потому что дорога занимает немало времени (около двух часов в одну сторону), и, кроме собственно Стоунхенджа, думаю, вы захотите посетить местный музей – там тоже немало интересностей.

Есть несколько вариантов, как попасть в Стоунхендж:


В любом случае, по времени это быстрее, так как не нужно ехать до Солсбери, ждать там автобус к Стоунхенджу и проделывать практически путь назад.

Впрочем, какой бы вы вариант не выбрали – оно того стоит. Увидеть воочию одну из самых известных и больших загадок на планете – это незабываемые ощущения!