Конспект НОД по аппликации в нетрадиционной технике «Волшебные клубочки. Нетрадиционные техники аппликации для детей старшей группы доу Аппликация работы

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Труд», «Безопасность», «Здоровье».

1. Формировать умение детей составлять композицию, выбирая по своему желанию ткань, правильно располагать изображения на картоне и наклеивать их.

2. Развивать чувство цвета и композиции.

3. Воспитывать чувство заботы о маме и бабушке.

Предварительная работа:Рассматривание иллюстраций с нарисованными цветами, рассматривание живых цветов, развивающая игра «Собери букет», игра «Цветная мозаика».

Нетрадиционная техника:ткань

Материал, оборудование: ткань, лист картона, карандаш, шаблоны, ножницы, клей, салфетка, кисточка, клеенка, искусственные цветы в вазе или живые в горшочке.

Методы и приемы: показ, объяснение, беседа.

Воспитатель приносит в группу коробочку и показывает детям:

К нам сейчас весна пришла

Что-то всем нам принесла

Раз, два, три…

Что в коробке посмотри (цветочки)

Воспитатель показывает искусственные и живые цветы, вместе с детьми рассматривают какие они красивые, разноцветные, у них есть лепестки и серединка. Воспитатель объясняет что, если будет много цветов, то это называется букетом.

Воспитатель: Весна – время обновления природы и время праздников. Первый весенний праздник отмечают наши мамы, бабушки, тети, сестры, воспитатели и няни. На праздник принято дарить подарки. Какие? Как вы думаете? (ответы детей). Самым приятным подарком являются цветы (розы, гвоздики, тюльпаны, мимоза) и открытки с нежными пожеланиями.

Давайте сегодня мы все их объединим в одной работе и сделаем поздравительную открытку с цветами, и все это – из ткани.

Воспитатель предлагает взять детей себе наиболее понравившиеся по цвету лоскутки ткани, выбирают шаблоны лепестков и вазочки или рисуют свой эскиз индивидуально (эскиз рисуют на листе бумаги, делают из рисунка шаблоны, которые обводят на выбранной ткани, вырезают, раскладывают получившиеся детали на фоне). Вазочка на открытке будет одна, а количество цветков – на выбор (один, три, пять). Все шаблоны обводятся на изнаночной стороне ткани, аккуратно вырезаются, раскладываются на фоне и приклеиваются.

В конце занятия все работы внимательно рассматриваются, по возможности устраняются всякого рода неточности, чтобы подарок был красивым. В конце дня вручают подарки.

Интеграция образовательных областей: «Труд», «Безопасность», «Здоровье», «Познание».

1. Формировать умение детей составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе; изображать предмет из нескольких частей

2. Развивать чувство цвета, фантазию и мелкую моторику рук посредством выполнения аппликации.

3. Воспитывать доброе отношение к природе.

Предварительная работа:

Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением цыплят на лугу.

Нетрадиционная техника:пряжа.

Материал, оборудование: образец, шаблон цыпленка, картон голубого цвета, шерстяная или синтетическая пряжа желтого цвета, катушечные хлопчатобумажные нитки голубого или белого цвета для облаков, зеленая гофрированная бумага, цветная и белая бумага, ножницы, простой карандаш, клей, кисточка, клеенка, салфетка.

Методы и приемы: показ, пояснение.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Весь он золотистый,

Мягкий и пушистый.

Он у курицы - ребёнок,

А зовут его? (ответы детей)

(цыпленок)

Воспитатель предлагает рассмотреть образец.

Кто изображен на картинке? (ответы детей) .

Какой материал использован для изображения облаков, головы и туловища цыпленка? (ответы детей) .

Почему пряжа больше, чем бумага подходит для выполнения этих деталей? (ответы детей) .

Из чего сделаны клюв и лапки? (ответы детей) .

Воспитатель предлагает ребятам сделать аппликацию цыпленка на лугу.

Этапы работы:

1. Обвести на желтой бумаге шаблон цыпленка.

2. Вырезать деталь по контуру.

3. Наклеить пряжу:

Нанести на силуэтное изображение цыпленка клей.

Желтые ниточки уложить на клей, аккуратно выравнивая контур изображения кончиком ручки кисточки.

Плотно прижать пряжу ладонями к основе, положив тряпочку на деталь.

Стряхнуть остатки ниток.

4. На полоске зеленой бумаги нарезать и подкрутить бахрому.

5. Вырезать из бумаги клюв, лапки, солнце.

6. Наклеить бумажные детали на основу.

7. Для глаз цыпленка, цветов использовать разноцветные конфетти.

8. Нарисовать на белой бумаге облака.

9. Выполнить облака из пряжи:

Вырезать основу облака из бумаги.

Сложить белую пряжу в пучок и нарезать маленькими кусочками.

Насыпать нарезанную пряжу на разметку облаков, предварительно нанеся на них клей, наклеить облака на основу.

По желанию облако можно выполнить из бумаги способом «обрыва»

В конце непосредственно образовательной деятельности работы детей поставить на стенд и предложить детям подумать, что еще можно было изобразить на этом панно, какие детали можно было выполнить из других материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Очень красивые и интересные работы получаются. Эти конспекты брала на защиту диплома, всем понравилось. Взято из книг: «Поделки из ниток и пряжи в детском саду» И. В. Новикова, Художественно – творческая деятельность. Аппликация из ткани для детей 4 – 7 лет составитель С. С. Пискулина

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации с использованием нетрадиционной техники аппликации в старшей группе на тему: «Подарок к празднику весны»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Труд», «Безопасность», «Здоровье».

Задачи:

1. Формировать умение детей составлять композицию, выбирая по своему желанию ткань, правильно располагать изображения на картоне и наклеивать их.

2. Развивать чувство цвета и композиции.

3. Воспитывать чувство заботы о маме и бабушке.

Предварительная работа:Рассматривание иллюстраций с нарисованными цветами, рассматривание живых цветов, развивающая игра «Собери букет», игра «Цветная мозаика».

Нетрадиционная техника:ткань

Материал, оборудование: ткань, лист картона, карандаш, шаблоны, ножницы, клей, салфетка, кисточка, клеенка, искусственные цветы в вазе или живые в горшочке.

Методы и приемы: показ, объяснение, беседа.

Воспитатель приносит в группу коробочку и показывает детям:

К нам сейчас весна пришла

Что-то всем нам принесла

Раз, два, три…

Что в коробке посмотри (цветочки)

Воспитатель показывает искусственные и живые цветы, вместе с детьми рассматривают какие они красивые, разноцветные, у них есть лепестки и серединка. Воспитатель объясняет что, если будет много цветов, то это называется букетом.

Воспитатель: Весна – время обновления природы и время праздников. Первый весенний праздник отмечают наши мамы, бабушки, тети, сестры, воспитатели и няни. На праздник принято дарить подарки. Какие? Как вы думаете? (ответы детей). Самым приятным подарком являются цветы (розы, гвоздики, тюльпаны, мимоза) и открытки с нежными пожеланиями.

Давайте сегодня мы все их объединим в одной работе и сделаем поздравительную открытку с цветами, и все это – из ткани.

Воспитатель предлагает взять детей себе наиболее понравившиеся по цвету лоскутки ткани, выбирают шаблоны лепестков и вазочки или рисуют свой эскиз индивидуально (эскиз рисуют на листе бумаги, делают из рисунка шаблоны, которые обводят на выбранной ткани, вырезают, раскладывают получившиеся детали на фоне). Вазочка на открытке будет одна, а количество цветков – на выбор (один, три, пять). Все шаблоны обводятся на изнаночной стороне ткани, аккуратно вырезаются, раскладываются на фоне и приклеиваются.

В конце занятия все работы внимательно рассматриваются, по возможности устраняются всякого рода неточности, чтобы подарок был красивым. В конце дня вручают подарки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации с использованием нетрадиционной техники аппликации в старшей группе на тему: «Цыплята на лугу»

Интеграция образовательных областей: «Труд», «Безопасность», «Здоровье», «Познание».

Задачи:

1. Формировать умение детей составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе; изображать предмет из нескольких частей

2. Развивать чувство цвета, фантазию и мелкую моторику рук посредством выполнения аппликации.

3. Воспитывать доброе отношение к природе.

Предварительная работа:

Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением цыплят на лугу.

Нетрадиционная техника:пряжа.

Материал, оборудование: образец, шаблон цыпленка, картон голубого цвета, шерстяная или синтетическая пряжа желтого цвета, катушечные хлопчатобумажные нитки голубого или белого цвета для облаков, зеленая гофрированная бумага, цветная и белая бумага, ножницы, простой карандаш, клей, кисточка, клеенка, салфетка.

Методы и приемы: показ, пояснение.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Весь он золотистый,

Мягкий и пушистый.

Он у курицы - ребёнок,

А зовут его? (ответы детей)

(цыпленок)

Воспитатель предлагает рассмотреть образец.

Кто изображен на картинке? (ответы детей) .

Какой материал использован для изображения облаков, головы и туловища цыпленка? (ответы детей) .

Почему пряжа больше, чем бумага подходит для выполнения этих деталей? (ответы детей) .

Из чего сделаны клюв и лапки? (ответы детей) .

Воспитатель предлагает ребятам сделать аппликацию цыпленка на лугу.

Этапы работы:

1. Обвести на желтой бумаге шаблон цыпленка.

2. Вырезать деталь по контуру.

3. Наклеить пряжу:

Нанести на силуэтное изображение цыпленка клей.

Желтые ниточки уложить на клей, аккуратно выравнивая контур изображения кончиком ручки кисточки.

Плотно прижать пряжу ладонями к основе, положив тряпочку на деталь.

Стряхнуть остатки ниток.

4. На полоске зеленой бумаги нарезать и подкрутить бахрому.

5. Вырезать из бумаги клюв, лапки, солнце.

6. Наклеить бумажные детали на основу.

7. Для глаз цыпленка, цветов использовать разноцветные конфетти.

8. Нарисовать на белой бумаге облака.

9. Выполнить облака из пряжи:

Вырезать основу облака из бумаги.

Сложить белую пряжу в пучок и нарезать маленькими кусочками.

Насыпать нарезанную пряжу на разметку облаков, предварительно нанеся на них клей, наклеить облака на основу.

По желанию облако можно выполнить из бумаги способом «обрыва»

В конце непосредственно образовательной деятельности работы детей поставить на стенд и предложить детям подумать, что еще можно было изобразить на этом панно, какие детали можно было выполнить из других материалов.


Аппликация - один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.

Своеобразие аппликации заключается как в характере изобра­жения, так и в технике ее исполнения.

Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения - ри­сунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщен­ная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого порой резко от­личается.

Как средство художественного оформления аппликация соз­дает своеобразный декоративный эффект.

Простота и легкость исполнения аппликации делают ее до­ступной для детского творчества. Ребята могут как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и созда­вать композиции, вырезая элементы узоров, сюжетных изобра­жений и т. д

Занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и на­ выков, с другой - развитию творческих способностей детей.

В детском саду можно использовать такую классификацию аппликационных ра­бот:

-по используемым материалам: в детском саду аппликации могут быть из бумаги, ткани, из природных материалов, коллаж.

Аппликация из природных материалов (засушенная трава, цветы, листья и т д.) называется – флористика . Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных разнообразных изображений.

- по технике выполнения: мозаика ; обрывание краев бумаги ; аппликация из вырезанных форм .

- по цветовому решению : монохромные ;полихромные

- по способам закрепления деталей на основе: с помощью клея, на пластилин

Последовательность выполнения аппликации:

1. продумывание композиции

2. подбор бумаги

3. заготовка деталей

4. детали изображения располагают на фоне

5. наклеивание и высушивание деталей изображения

Способы вырезывания

Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое (симметричное вырезывание). Вырезывание из бумаги, сложенной «гармошкой» (парносимметричное ).

Силуэтное вырезывание.

Приемы вырезания: прямолинейное, криволинейное.

10.Методика руководства аппликацией в группах разного возраста.

Особенностями развития дошкольника в аппликационной деятельности занимались такие ученые как Богатеева З.Н., Горунович Л.Б., Комарова Т.С., Косминская В.В и др.

Младший дошкольный возраст. Учитывая особенности детей данного возраста, специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все детали или их части дети получают в готовом виде. Большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Пользоваться общим материалом дети этой группы еще не могут, так как не умеют быстро различать формы и цвета.

Когда педагог закончит объяснение и раздаст формы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. После этого на столы ставят клей. Знакомство с элементами (частями) аппликации рекомендуется начинать с круга и квадрата, так как эти фигуры, особенно круг, не требует от детей сложной пространственной ориентировки на листе бумаги: как не клади круг, он все равно ляжет правильно.

Обучение предметным изображениям начинают с простых, состоящих из 2 – 3 частей, постепенно подводя к более сложным: от предметной к декоративнойЁ сюжетной апп.

Методы и приемы: Детальное обследование объекта изображения Обследование сопровождается различными сюрпризными моментами

Основной методический прием - показ способа действия на фоне игры. Создание проблемных ситуаций.

Средний дошкольный возраст.

Основное внимание в средней группе воспитатель направляет на обучение детей технике работы с ножницами: детей учат правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы и вырезать предметы округлой формы. Совершенствуется техника наклеивания.

Методы и приемы обучения.

Один из ведущих методов обучения на занятии – информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ подлежащего изображению предмета.

В средней группе впервые вводят вырезывание. Поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами, показ приемов вырезывания (информационно-рецептивный метод). Он проводится в два этапа: 1 – показ со словесным сопровождением, 2 – только визуальный.

В некоторых случаях эффективен репродуктивный метод - уп­ ражнение в том или ином способе.

Приемы работы демонстрируются и тогда, когда вводится но­вый способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры. Возрастает роль сло­ ва. Для передачи образности, выразительности в работе хорошо использовать художественное слово .

Проблемные задания по аппликации могут быть направлены на овладение процессом построение композиций с подготовленных форм, способом вырезания, обрывания и др.

Старший дошкольный возраст.

На каждом занятии педагог обращает внимание на то, как вырезывают и наклеивают дети изображения в целом - от этого за­висит качество работ.

Кроме того, дети выполняют различные работы по замыслу, учатся самостоятельно решать ту или иную тему.

Методы и приемы. Старшие дошкольники уже имеют определенный изобразитель­ный опыт, поэтому такие методические приемы, как исследование образца, показ способа действия применяются в руководстве изоб­разительной деятельностью детей, но значительно реже - только в тех случаях, когда необходимо обратиться к совершенно новому объекту изображения . Вместе с тем используем:Наблюдение. Заостряем внимание детей на характерных особен­ностях изображаемого объекта, учим «всматриваться» в него, анали­зировать, сравнивать, обобщать.Опора на прошлый опыт.

Проблемно-творческие задания и экспериментирование. Методы, направленные на развитие творческого потенциала детей, познава­тельных и эстетических интересов; формирование самооценки.

В старшей группе воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовле­ния аппликаций.

Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятель­ность, старается косвенно подводить детей к правильному решению.

Анализ аппликаций проводится при ак­тивном участии детей. Как и прежде, педагог обращает внимание на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезывания, предъявляя более высокие требования в сравнении со средней группой; учит критически оценивать свою работу, сравнивать ее с другими.

Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов декоративно-прикладного искусства, используемых в работе с детьми. Это не только увлекательно и занимательно для ребят, но и благотворно влияет на развитие их умственных и творческих способностей.

Хотите сделать Ваши занятия с детьми аппликацией из бумаги ещё более разнообразными, необычными и интересными? Тогда с удовольствием приглашаем Вас в специальный раздел портала МААМ, посвященной аппликации во всех её видах, техниках и проявлениях! В нём Вы найдёте великое множество идей для оригинальных поделок, конспекты занятий, пошаговые мастер-классы. Словом, широкий простор для Вашего и детского вдохновения!

Масса новых возможностей для создания необычных шедевров бумажной аппликации!

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Торцевание. Аппликация из салфеток и гофробумаги в технике торцевания
  • Аппликация. Проекты, консультации, планирование, программы
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 6012 .
Все разделы | Аппликация из бумаги. Идеи для детского творчества

Аппликация , как и любая изобразительная деятельность, имеет огромное значение для всестороннего развития дошкольников. Она радует детей, привлекает их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. Важное значение для воспитания и развития ребёнка имеет связь аппликации ...

Заметка «Дерево из бабочек» Цель : Способствовать развитию познавательного интереса к бабочкам. Задачи : 1. Учить детей работать с бумагой , передавать красоту бабочек, в художественной творческой деятельности . 2.Развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, мышление, и...

Аппликация из бумаги. Идеи для детского творчества - «Рябинка алая». Аппликация из салфеток с детьми старшего дошкольного возраста

Публикация ««Рябинка алая». Аппликация из салфеток с детьми старшего дошкольного...»
У рябинушки ладошки Зацелованы дождями. Ягод пламенная крошка На ветвях и под ногами. У молодушки забава- Воробьишек бойких стаи. Ветер дует слева, справа, А она верна. Простая… У красавицы забота - Накормить гостей пернатых. И приветить их охота. Пир готовит им богатый. У...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Необходимые материалы и инструменты: цветной картон цветная бумага лист белой бумаги или картона клей -карандаш простой карандаш ножницы Возьмем лист цветной бумаги красного цвета. Сделаем из нее прямоугольник со сторонами 22 см. и 16 см. Положим пред собой бумагу...


Задачи: Развивающие: развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию. Воспитательные: воспитывать интерес к аппликации; аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Осень- замечательное время года! Летний...

Вот такую замечательную коллективную работу, мы сделали с детьми для конкурса " Дары Осени". Для работы нам понадобился: большой ватман желтого цвета, цветная бумага, клей, и конечно разнообразные засушенные цветы и листья. Все лето мы рассматривали с детьми цветы и травы...

Аппликация из бумаги. Идеи для детского творчества - Коллективная работа по аппликации «Голубь мира»


Коллективная работа ко дню солидарности в борьбе с терроризмом. Цель данной работы: сформировать представление воспитанников о терроризме Задачи: научить детей противостоять опасности и защищать себя в экстремальной ситуации, формировать представление о мерах предосторожности...


"Осень в гости к нам пришла" Аппликация прочно вошла в жизнь детского сада. Она играет важную роль в обучении и воспитании дошкольников. Процесс создания красивых аппликаций своими руками положительно сказывается на развитии творческих способностей детей.Детям очень нравятся...


Аппликации из бумаги – творческий процесс, благодаря которому дети познают окружающий мир и приобретают множество навыков, в том числе понятие о композиции. Для изготовления объемной аппликации на осеннюю тематику понадобится Материал: бумага желтого и коричневого цвета;...

"Объемная аппликация Белочка на веточке" Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Мне хочется познакомить вас с объёмной аппликации: «Белочка на веточке» Для работы нам понадобиться: цветной картон (голубой цвет, цветная бумага (оранжевый,...

Никто не будет спорить, что занятие аппликацией очень важно для развития дошкольников. Особенно детишкам нравится сочетание методик, либо использование нетрадиционных техник.

Малыши с удовольствием лепят объемные элементы и дорисовывают недостающие детали. К тому же сбор материалов для групповой аппликации может стать интересным и полезным времяпрепровождением. Например, для изготовления портретов или натюрмортов могут понадобится кленовые листья или тополиный пух.

Ни один педагог не поспорит с тем фактом, что любое творчество способствует развитию эстетического мировосприятия и воспитанию художественного вкуса. К тому же создание объемной картины – активно влияет на формирование графических умений и навыков.

Помимо развития точных движений руки и мелкой моторики пальцев, занятие аппликацией так же способствует развитию фантазии, творческого мышления и воображения, а так же пространственного восприятия. Педагог должен грамотно и корректно подойти ко всем идеям и фантазиям дошколят. Тогда подобные творческие задания могут стать первой ступенькой в раскрытии начала профессиональной художественно - изобразительной деятельности.

наталья свиридова

«Нетрадиционные виды аппликации

как средство развития

творчества дошкольников »

Воспитатель : Свиридова. Н. И.

МАДОУ №14 «Алёнушка» .

Цель мастер-класса : Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества дошкольников .

Задачи : Познакомить педагогов с нетрадиционными видами аппликации , показать приемы и этапы выполнения аппликации , закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Оборудование : крупа, картон, кисточки, клей ПВА, ножницы, альбомная бумага, салфетки, цветная бумага, листья деревьев, семена.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги и родители! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Поговорим?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо.

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

Поговорим. Вдруг будет интересно…

Вступление

Аппликация (от лат. applicatio - прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

Для аппликации можно использовать самые разные материалы : бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.

Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования . В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких занятий с детьми. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста , на развитие творчества дошкольников .

Об этом же говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума.»

Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение , сделанное своими руками.

Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго-третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная.

Аппликация из салфетки

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества . Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов :

возможность создавать шедевры без ножниц;

развитие мелкой моторики маленьких ручек;

развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

широкие возможности для проявления креатива.

Нетрадиционные техники рисования , лепки, аппликации помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Любая творческая деятельность , в частности аппликация , имеет большое значение для умственного развития детей , расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая - не спелая ягода, растения в разное время года, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т. п.).

Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа. В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 3-4 лет могут усложнить технику : не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Аппликация из засушенных растений

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов , травы, листьев - так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста . Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество , мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками , видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

Аппликация из крупы . Отлично развивает мелкую моторику пальцев рук. Занимаясь аппликацией , дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы) . Все эти действия способствуют умственному развитию детей .

Ленточная аппликация

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Чем лучше ребёнок работает пальчиками, тем быстрее он развивается , лучше говорит и думает, а затем и учится в школе, Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры-потешки, пальчиковые упражнения, а также нетрадиционные техники рисования , лепки и аппликации .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Значение занятия аппликацией для детей дошкольного возраста

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

На занятиях по аппликации, дошкольники знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т. д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный -- короткий, узкий -- широкий, высокий -- низкий, больше -- меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.).

Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.

Аппликация: Развивает художественное воображение и эстетический вкус. Развивает конструктивное мышление - зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое. Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы. Помогает выучить цвета и формы. Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий.

2. Виды аппликации в ДОУ, материалы для аппликации.

Аппликация может быть:

Предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);

Сюжетной, отображающей те или иные события;

Декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.

2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.

3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.

4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квиллинг.

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Оригами. дошкольный квиллинг изобразительный творчество

Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток.

Салфетки -- очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани.

Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы.

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломы.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

3. Особенности организации работы по аппликации в разных возрастных группах

Младшая группа.

При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятиях.

В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов. При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Важным моментом в обучении является показ способов вкладывания и наклеивания. В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активности.

Для просмотра детских работ необходимо выставить их для обозрения. Во время анализа нужно вызывать у детей положительные эмоции; похвалить всех, предложить полюбоваться аппликациями. Во второй половине года нужно обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их.

Средняя группа.

В средней группе необходимо продолжать расширение знаний детей о форме окружающих предметов. Главное внимание нужно уделять уточнение представлений детей о предметах. Этому служит обследование с включением движений руки по контуру предмета, использование различных дидактических игр, рассматривание картинок, иллюстраций, открыток, а также наблюдения окружающей действительности. Одним из ведущих методов является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета. Воспитатель активизирует детей давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму. Все показываемые действия воспитатель сопровождает четкими словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям. В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод -упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия, нарисовать пальцем на бумаге линию, по которой будут резать ножницами. Анализировать детские работы нужно так, чтобы дети могли назвать причины неудач, плохого качества, ошибок.

Старший дошкольный возраст.

Уточняются знания детей о знакомых предметах, формах, качествах; рассматривается иллюстративный материал, проводятся наблюдения окружающего. Важное место отводится анализу предметов, сравнению признаков и качеств и т.д. К использованию образцов в старшей группе Воспитатель прибегает в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы.

Труднее всего дети усваивают вырезание симметричных форм, так как трудно представить конечный результат. Постепенно овладевая понятием «половина предмета» дети переходят к сознательному использованию этого приема. Воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность. Анализ аппликаций необходимо проводить при активном участии детей.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе и в каждом из его частей.

Литература

1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования).

2. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся для училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1997.

3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 1999.

5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Акцидент, 1996.

6. Каракулова О. «Рисуем» скотчем! // Обруч. - 2003. - № 5.

7. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

8. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Создание предметно-развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации и инструкции по осуществлению конструктивной деятельности в дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2013

    Педагогические условия организации работы по физической культуре детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Развитие способностей ребенка в процессе воспитания и обучения. Оздоровительная физкультура в детском возрасте.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2012

    История возникновения и развития аппликации как художественного творчества. Технология создания аппликации из ткани, материалы и оборудование. Значение использования работы по созданию аппликации из ткани в развитии детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2014

    Влияние творчества на преобразование окружающей среды и решение задач эстетического воспитания, требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении. Особенности обучения детей на примере детского сада "Солнышко".

    отчет по практике , добавлен 18.09.2013

    Особенности выполнения воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении. Выявление влияния информационной среды на психическое здоровье детей старших дошкольников. Формирование целевых ориентиров у старших дошкольников.

    отчет по практике , добавлен 20.08.2017

    Особенности правового регулирования сферы дошкольного образования. Основные направления работы по реализации прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программа его развития.

    дипломная работа , добавлен 19.01.2012

    Формирование эстетических чувств в дошкольном возрасте. Основные задачи и принципы эстетического воспитания дошкольников. Решение задач эстетического воспитания и требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2016

    Специфика занятий с использованием художественной деятельности в дошкольном учреждении. Формирование умственного, нравственного, речевого развития детей средствами аппликации. Составление предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2015

    Особенности восприятия и использования цифр детьми в дошкольном возрасте. Технологии развития числовых представлений в дошкольном возрасте. Анализ раздела "Числа и цифры" современных программ. Представление существующих систем обозначения чисел.

    практическая работа , добавлен 24.01.2012

    Развлечения как форма организации педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Место музыки в дошкольном воспитании. Основная цель музыкальных развлечений - обогащение ребенка новыми музыкальными впечатлениями и переживаниями.