Кризис», «стабильные» и «критические» возрастные периоды. Кризисы и стабильные периоды Критические периоды в развитии понятие о кризисе

1) Определенная неотчетливость границ начала и конца, резко выраженная кульминация кризиса (связана с мобильностью возрастных границ), т.е. кризис возникает и кончается незаметно, но середина представляет собой резкое обострение.

2) Ребенок меняется в целом за короткий срок.

3) Трудновоспитуемость ребенка, конфликтность внешняя и внутренняя.

4) Негативный характер развития - на первом плане - отмирание уже сформи­ровавшегося на предыдущей ступени (например, падение успеваемости). За негативными чертами стоит позитивное развитие личности. Возникают но­вообразования. Например в 3 года «неуправляемость» приводит к формиро­ванию самостоятельности.

5) Внутренняя растерянность, переоценка других и себя.

Современные исследователи определяют кризис как приобретение опы­та преодоления.

6. Мобильность возрастных границ.

7. Уровни психического развития не могут быть измерены постоян­ными методами, они должны быть соотнесены тем требованиям, которые предъявляет общество к психическому развитию.

8. Ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на пси­хическое развитие личности вне ее собственной активности.

9. Индивидуализация возрастного развития:

индивидуальны сроки наступления возраста,

Сензитивность отдельных воздействий для конкретного индивида различна,

Различен темп, ритм приближения к зрелости,

Существуют индивидуальные варианты сочетания индивида, субъекта дея­тельности и личности.

10. Неравномерность отдельных сторон психического развития.

11. Гетерохронность - несовпадение физической зрелости с социальной или гражданской или умственной работоспособностью.

Например, акселерация - процесс ускорения развития детей.

Причины акселерации:

Радио- волновые колебания (особенно в годы создания первых радио), первые взрывы атомных бомб (особенно в 1945 г.), изменение рациона питания, изменение радиационного фона Земли, развитие средств транспорта и связи, урбанизация населения.

Акселерация вызвала следующие проблемы:

Рост преступности среди несовершеннолетних,

Изменение государственных стандартов мебели,

Ранняя рождаемость,

Проблемы обучения и ообразования,

Проблемы образования семей среди несовершеннолетних.

Группы детей по уровню психического развития:

Одаренные, талантливые - около 5%,

С нормальным психическим развитием,

С задержкой психического развития,

Умственно отсталые дети, дети с сенсорными дефектами, дети с от­клонениями в психическом развитии -15-20%

Причины задержек психического развития:

Перенесенные органические заболевания центральной нервной системы, не связанные с глубоким поражением головного мозга,

Нарушение деятельности анализатора, расстройство речи,

Неблагоприятные социально-психологические условия в ясельном и раннем дошкольном возрасте.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР:

1) ограниченный объем восприятия и внимания,

2) страдают все виды мышления,

3) основной прием запоминания - зубрежка,

4) крайняя неустойчивость внимания, слабая концентрация,

5) бедность речи,

6) бедность мышления, особенно словесно-логического,

7) незрелость воли, эмоций, низкий навык самоконтроля,

8) недоразвитие моторики,

9) повышенная истощаемость нервной системы приводит к низкой работоспо­собности.

Психология нормально развивающегося ребенка: веселость, жизнерадостность, нечастые и непродолжительные слезы, спокойный, достаточный сон и аппетит, ежедневные заметные умственные успехи,

рано сказывается самостоятельность ребенка в играх, времяпровождении, плотно сомкнутые губы, прямолинейные брови и пр.

Характеристика одаренных детей:

ребенок чувствует разницу с другими детьми,

прекрасная память,

способность к длительному сосредоточению,

сам себе выбирает занятие, а не принимает предложения взрослых,

высокий уровень интеллекта,

красноречие, умение ясно выражать свои мысли,

личная независимость.

12. Психическое развитие определяется социальной ситуацией раз­вития.

Социальная ситуация развития - своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социаль­ной (специфичны для каждого возраста) - или отношение ребенка к социуму.

Или - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений, которое определяется социальным окружением.

Или - это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних усло­вий, типичное для каждого возрастного этапа.

Ломка социальной ситуации является критическим периодом в развитии ребенка.

13. На типичное развитие оказывает влияние ведущая деятель­ность, которая определяет появление новых психических образований, при­сущих данному возрасту (Леонтьев А.Н.)

Ведущий вид деятельности ребенка - определяет наибольшие успехи в раз-витии его познавательных процессов - такой вид деятельности, который оказывает преимущественное влияние на развитие и формирование всех черт личности ребенка и его познавательных возможностей, характерен именно для данного возраста..

Ведущий тип общения - в рамках которого лучше всего и быстрее всего формируются и закрепляются основные положительные черты личности.

С возрастом ведущие виды деятельности и общения ребенка меняются, увеличивается их разнообразие и общее число.

Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности

и общения.

Система взаимосвязанных видов ведущих деятельностей и форм обще­ния - механизм смены ведущих деятельностей (Эльконин Д.Б.):

1. Эмоционально-непосредственное общение - общение ребенка со взрослыми людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности в период времени от рождения до одного года.

2. Предметно-манипулятивная деятельность - деятельность ребенка раннего возраста от года до трех лет с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначе­нием и без активного взаимодействия со взрослыми.

3. Сюжетно-ролевая игра - сочетание игровой деятельности с общением, ими­тирующее определенную социальную ситуацию и характерные для нее фор­мы ролевого поведения участников. Свойственна для детей дошкольного возраста от 3 до 6-7 лет.

4 Учебно-познавательная деятельность - сочетание учебной деятельности и межличностного общения, доминирующее в младшем школьном возрасте в пределах от 6-7 до 10-11 лет.

5. Профессионально-личностное общение - сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам, служащее средством подготовки детей к будущей профессиональной работе в подростковом воз­расте, от 10-11 до 14-15 лет.

6. Морально-личностное общение - общение на интимно-личностные темы в старшем школьном возрасте, от 14-15 до 16-17 лет.

При переходе ребенка на более высокую ступень развития прежние виды общения и деятельности, характерные для него, не исчезают - к уже сформиро­вавшимся ранее видам деятельности и общения добавляются новые и одновре­менно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятель­ности и общения.

14. Возникающие психические новообразования постоянно усложня­ются.

Новообразование - психическое образование, появляющееся в определенные возрастные периоды.

Новые качественно своеобразные психологические образования, характер­ные для определенного возраста.

Реальные новообразования могут не совпадать с паспортным возрастом

Социализация - процесс превращения биологического существа в человеческую личность - процесс формирования личности в определенных социаль­ных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведе­ния, которые приняты в обществе или группе.

Этапы социализации:

1. Первичная стадия социализации или стадия адаптации - от рождения до подросткового периода - ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

2. Стадия индивидуализации - появляется желание выделить себя среди дру­гих, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подрост­ковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «Мир и Я» ха­рактеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устой­чивые свойства личности.

3. Стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться в общество». Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если же не принимаются, то возможны следующие исходы:

Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимо­действий с окружающими,

Изменение себя в целях «стать"как все»,

Появление конформизма, внешнего соглашательства, адаптации.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает со­циальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ:

Осознание своей тождественности - младенческий возраст,

Осознание своего «Я» как активного деятельного начала - 3 года.

Осознание своих психических свойств и качеств - младший школьник, под­росток,

Осознание социально-нравственных качеств и норм поведения - ранняя юность

УРОВНИ (ЗОНЫ) РАЗВИТИЯ ПО Л.С.ВЫГОТСКОМУ:

уровень (зона) актуальногоразвития - характеризует наличные особенности психических функций ребенка, сложившиеся на сегодняшний день - т.е. это то, что ребенок может делать сам, без помощи взрослого,

уровень (зона)ближайшегоразвития - ребенок оказывается не в состоянии решить что-либо при помощи взрослых

3.4. Периодизация психического развития.

Существуют различные точки зрения на возрастную периодизацию раз­вития человека. Любая периодизация условна, и замечает социальные, физиче­ские и психические (качественные) изменения,

Например, существовали следующие периодизации:

1. периодизация на основе процессов психического развития и других процес­сов, связанных с психическим развитием,

2. в основу периодизации бралась только одна сторона детского развития, 3. в основу периодизации была положена существенная особенность детского психического развития - носит внутренний характер, отражающий психиче­ское состояние развития.

4. отечественные психологи (Выготский Л.С., Блонский, Эльконин Д.Б., Давы­дов) определили следующие положения по возрастной периодизации:

О стадии возрастного развития изменяются для всех исторических

эпох одинаково,

О каждый возрастной период нужно изучать с учетом предшествую­щего периода,

О психическое развитие - динамический процесс, главное условие ко­торого - сотрудничество с другими людьми,

О основа возрастной периодизации - критерии новообразования, ве­дущей деятельности, социальной ситуации развития.

Итак, детство, охватывающее период времени от рождения ребенка до окончания школы, по возрастной физической классификации делится на сле­дующие семь периодов:

1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.

2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.

3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4-5 лет,

4. Старший дошкольный возраст: от 4-5 до 6-7 лет.

5. Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11 лет.

6. Подростковый возраст (или средний школьный): от 10-11 до 13-14 лет.

7. Ранний юношеский возраст (или старший школьный): от 13-14 до 16-17-лет.

Каждый из этих периодов имеет особенности и границы. Каждый психо­логический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучена и воспитания,

Весь процесс детского развития в целомможно разделить три этапа: дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет),

младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет, с 1 по 4-5 классы школы), средний и старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет, с 5 по 11 класс школы).

Итак, любая периодизация имеет 2 выраженных резких перехода.

Первый - переход от раннего детства к дошкольному, известный как «кризис трех лет»,

Второй - переход от младшего школьного возраста к подростковому, извест­ный как «кризис подросткового возраста», или «кризис полового созрева­ния». .

Они всегда знаменуют собой переход ребенка с одного уровня развития на другой, успешность которого зависит от того, насколько удачно будет пре­одолен кризис.

Существуют общепринятые определения понятий: развитие, созре­вание, становление, психическое развитие, возраст, виды возрастов и пр.

В отечественной психологии определены основные закономерности психи­ческого развития человека.

В современных исследованиях большое внимание уделяются детям с не­нормальным темпом психического развития (одаренным детям, детям с за­держкой психического развития и др.). Определяются условия, причины отставания или акселерации развития, а также возможные пути коррекции от­ставания развития.

В отечественной психологии общепринята периодизация возрастного раз­вития человека, основанная на следующих положениях: ведущая деятель­ность, социальная ситуация развития и новообразования.

Переход с одного возраста на другой может быть критическим и литиче-ским. В отечественной психологии дается определение кризиса (критиче­ского периода) и определяются некоторые пути сглаживания особенностей кризиса.

Контрольные вопросы

1. Что является источниками и движущими силами развития челове­ка?

2. Что является факторами развития человека?

3. Что такое психическая депривация? Как можно избежать этого явления?

4. Назовите виды депривации.

5. Какие существуют основные Закономерности развития человека?

6. Каковы основные положения общепринятой периодизации воз­растного развития человека?

7. Почему основная периодизация останавливается на юношеском возрасте?

8. В чем отличие периодизаций Л.С.Выготского, Д.Б.Элысонина, Блонского и А.В.Петровского?

9. Дайте характеристику возрастов на основе общепринятого деления возрастного развития.

Главное в человеке - это начало. Не детство, а именно начало. Это мысли отца, настроение матери, это большие или маленькие со-бытия, которые происходят в тот момент, когда жизнь зарождается.

Ведущая деятельность на определенном этапе является смыслообразующей. В ее контексте складываются отношения со взрослыми и со сверстниками. Осваивая ведущую деятельность, ребенок приобретает новые навыки и способности, которые называются «новообразования возраста» - например, умение говорить, умение ходить.

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Критические периоды

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

    Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

    Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

    Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей (см. ниже).

Стабильные периоды

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

За время развития ребенка критические и стабильные периоды чередуются.

Сензитивные периоды

В отдельные периоды воздействия ребенок наиболее чувствителен к определенным воздействиям, к развитию определенных способностей. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Границы сензитивных периодов не бывают точными: они могут быть смещены на несколько месяцев. И тем не менее, сензитивные периоды крайне важно использовать для обучения ребенка – именно в этот отрезок времени он наиболее легко способен освоить новые навыки.

Зона ближайшего развития

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.

Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.


Кризисы и стабильные периоды

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Кризис - непродолжительный отрезок времени в онтогенезе, характеризуются резкими психологическими изменениями, связан с переходом на новый этап развития.

Восемь возрастных кризисов . Пять из них приходятся на детский возраст. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения.

Критические периоды

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен.

Для критических периодов характерны следующие особенности:

· Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

· Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

· Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.

· Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей.

Стабильные периоды

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

Социальная психология

Методы социальной психологии.

Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.

Методы исследования , в свою очередь различаются методы сбора информации и методы ее обработки.

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов, разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный).

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явленияВарианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Литические периоды - это относительно устойчивые, стабильные периоды развития, когда изменения в личности протекают плавно, незаметно.

Критические периоды развития – переход от одного литического периода к другому

Критические периоды развития ребенка

Кризис новорожденного отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста, происходит скачкообразная смена условий развития в акте рождения, когда новорожденный попадает в совершенно новую среду, которая изменяет весь строй его жизни. Именно в этот период больше, чем в любой из последующих кризисов, ясно, что развитие, по своей сути, есть процесс образования и развития нового.

Кризис одного года связан с тем, что ребенок начинает ходить. У него освобождаются руки для манипулирования различными предметами и исследования их, расширяется кругозор, появляется возможность развития зрительно-двигательной координации; вместе с тем ребенок начинает овладевать речью. То есть, встав на ножки, ребенок приобретает новые возможности для познания окружающего мира и себя в нем.

Кризис трех лет характерен тем, что к этому возрасту у ребенка развивается речь, возникают новые характерные черты личности, связанные с ощущением собственного «Я», выделения себя из окружающего мира. Изменяется характер взаимоотношений ребенка с окружающими его людьми. Ребенок пытается проявить свою самостоятельность, отстаивает себя, свои чувства, желания. Благодаря речи и диалоговому общению со взрослыми и сверстниками появляются новые возможности познания окружающего мира. Теперь мир познается опосредствованно, не только с помощью действий, но и, это главное, с помощью слова. Неслучайно именно этот возраст называют периодом первичной социализации (Рыбалко, 1992).

Кризис шести-семи лет связан с появлением новых психических, физических и социальных возможностей. Ребенок физически окреп, у него развита зрительно-двигательная координация, ребенок может управлять тонкой моторикой рук, сформированы первичные понятия о предметах и явлениях окружающего мира, ребенок может логически рассуждать и воспринимать логические объяснения окружающих, растет его самостоятельность, он может себя обслуживать, контролировать и регулировать свое поведение.

То есть организм ребенка и его психика готовы к освоению новых способов познания действительности, к новым отношениям с окружающими людьми и с миром в целом. Именно в этом возрасте проводится диагностика «готовности ребенка к школе», то есть готовности к организованной, структурированной, требующей определенных физических и психических усилий деятельности.

Кризисы по Выготскому

Переход от одного литического периода к другому характеризуется кризисами. «В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности». Далее в своей работе Л. С. Выготский отмечает следующие особенности критических периодов.

· С одной стороны, кризисы характеризуются незаметным внешне началом и окончанием, а с другой - наличием кульминационной точки, в которой кризис достигает своего наивысшего обострения. Это обострение кризиса достигается чаще всего где-то в середине этого периода. Таким образом, период кризиса состоит из трех этапов: начала кризиса, его резкого обострения и окончания.

· В критические периоды большинство детей обнаруживает трудновоспитуемость. «Дети как бы выпадают из системы педагогического воздействия, которая совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения» У детей школьного возраста часто обнаруживается снижение успеваемости, ослабление интереса к учебе, ухудшение работоспособности, наличие конфликтов с окружающими, хотя такие особенности наблюдаются далеко не у всех людей. В критические периоды ребенок меняется не относительно других детей, а относительно собственного развития в стабильные периоды. Именно в эти периоды необъяснимым образом пропадает «одаренность». Еще недавно ребенок рвался к мольберту и выдавал «шедевры», то сегодня ничего не проявляется.

· Следующей, наиболее важной особенностью критических периодов, по мнению Л. С. Выготского, является негативный характер развития. Здесь не происходит дальнейшего движения вперед, приобретения новых черт, свертываение, распад и разложение качеств, сформированных в предыдущий период.

«Ребенок в критические периоды не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Наступление этих возрастов не отмечается появлением новых интересов ребенка, новых стремлений, новых видов деятельности, новых форм внутренней жизни. Ребенок, вступающий в периоды кризиса, скорее характеризуется обратными чертами: он теряет интересы, вчера еще направляющие всю его деятельность, которая поглощала большую часть его времени и внимания, а теперь как бы замирает; прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают. Л. Н. Толстой образно и точно назвал один из таких критических периодов детского развития „пустыней отрочества"». Но негативное содержание развития в переломные периоды - это всего лишь обратная сторона позитивных изменений личности, составляющих основной смысл любого критического периода.

Теоретическое и экспериментальное исследования литических и критических периодов сквозь призму центрального психологического новообразования позволяют выделить их структуру и закономерности развития в детском онтогенезе.

Начало стабиль

ного периода связано с окончанием предшествующего этому периоду кризиса. Самое главное, что происходит в критические возрасты, подчеркивал Л.С. Выготский, выражается в новообразовании кризиса. При этом есть экспериментальные основания говорить, что новообразование кризиса связано с возникновением нового самосознания. Это утверждение может быть подкреплено указанием Л.С. Выготского, например, о новообразовании кризиса одного года, который он связывал с сознанием «прамы»

Итак, по окончании критического периода (по терминологии Л.С. Выготского – в пост критический период) у ребенка появляется но вое самосознание, выражающееся прежде всего в особенностях самовосприятия и отношении к самому себе. Развитие в посткритический период связано с изменением этого нового самосознания.

Сензитивный период

Сензитивный период- период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью копределенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. С. п. определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения.

Развивающее обучение должно учитывать последовательность С. п. Наиболее хорошо известны такие С. п., как период сензитивности ребенка к усвоению речи (от одного до трех-пяти лет), период сензитивности к формированию социальной привязанности (первый год жизни).

Особым видом С. п. являются критичные сензитивные периоды - кратковременные периоды оптимальной готовности организма к усвоению специфических реакций в ответ на "ключевые раздражители", примером которых может служить импринтинг (К. Лоренц). В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных С. п., наблюдаются задержка и отставание в развитии соответствующей функции.

В отечественной психологии проблема С. п. рассматривается в контексте концепции периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, в основу которой положен принцип периодичности развития мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности в онтогенезе.

Периодическая смена ведущих линий развития обуславливает особую чувствительность и избирательность личности кразличного рода содержаниям деятельности на разных возрастных стадиях развития: к содержанию, определяющему опережающее, преимущественное развитие структур личности, либо к содержанию, выступающему источником развития интеллектуальных способностей. Применительно к понятию "зона ближайшего развития" (Л.С. Выготский), С. п. определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе "ребенок-взрослый" на данной возрастной стадии.


Похожая информация.


Выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода. Дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития.

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят за счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими – типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

Таким образом, каждый этап жизни открывается кризисом (сопровождающимся появлением тех или иных новообразований), за которым следует период стабильного развития, когда происходит освоение новообразований.

Кризис новорожденности (0-2 месяца).

Младенчество (2 месяца - 1 год).

Кризис одного года.

Раннее детство (1-3 года).

Кризис трех лет.

Дошкольный возраст (3-7 лет).

Кризис семи лет.

Школьный возраст (8-12 лет).

Кризис тринадцати лет.

Подростковый (пубертатный) период (14-17 лет).

Кризис семнадцати лет.

Юношеский период (17-21 год).

    Критерии построения возрастныхпериодизаций вотечеств и зарубеж возрастной психологии.

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.

По мнению Л.С. Выготского , все периодизации можно разделить на 3 группы:

* Первая группа вкл в себя периодизации, построенные наоснове внешнего критерия, связанного с процессом развития .

К ней можно отнести периодизацию, созданную по биогенетическому принципу : в основу ставятся биологические процессы созревания, а остальные процессы развития рассматриваются как производные.

1) Пер-цияРене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):

0 - 3 года -- раннее детство; 3 - 5 лет -- дошкольное детство; 6 - 12 лет -- наче школьное обр;

12 - 16 лет -- обучение в средней школе; 17 л и старше -- высшее и университетское обре.

2) Блонский предложил строить периодизацию посмене зубов :

0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство; 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов

6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)

*Ко 2й группе относятся периодизации,основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно .

1) Зигмунд Фрейд прослеживает линию - психосексуального развития. Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания. Возрастное развитие, его стадии, связаны со смещением эрогенных зон - тех областей тела, стимуляция которых вызываетудовольствие .

0 - 1год оральная стадия . Реб получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я").

1 - 3 анальная стадия . Формируется опрятность, аккуратность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в резул чего в личности реб начинает формир - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 - 5 л фаллическая стадия . Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры).

5 - 12 л латентная ст как бы временно прерывает сексуальное разв реб. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы реб напр-ются на общение с друзьями, школьное обучение.

12 - 18 л генитальная ст соответствует собственно половому разв реб.

2) Л. Колберг сделал акцент наморальное развитие.

1. Страх наказания (до 7 л): страх перед правом силы, страз быть обманутым и недополучить благ.

2. Стыд перед окр людьми (13 л): перед товарищами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

3. Совесть (после 16 л): желание соответствовать своим нравственным принципам, собственной системе нравственных ценностей.

3) Э. Эриксона пер-ция личностного рав: (нормальная линия разв/аномал-я линия разв)

1) доверие -- недоверие (1 год);

2) достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2 - 4 года);

3) предприимчивость и чувство вины (4 - 6 лет); 4) умелость и неполноценность (6 - 11 л);

5) идентификация личности и путаница ролей (12 - 15 лет - девочки и 13 - 16 л- мал);

6) близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни);

7) общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст);

8) целостность и безнадежность.

На каждом этапе формируется новое, необходимое для социальной жизни качество, противоположные черты характера и идет подготовка к следующему жизненному этапу.

4) Ж. Пиаже за основу взялинтеллектуальное развитие :

1) сенсомоторная стадия (от рож до 18 -- 24 месяцев);2) дооперационная ст (от 1, 5 - 2 до 7 л);

3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 л); 4) стадия формальных операция (от 12 до 17 лет).

* Третья группа выделяет периоды развития на основесущественных критериев, признаков .

1) Периодизация Л.С. Слободчикова :

1 ступень -- оживление (от рождения до 1 года); 2 ступень -- одушевление (от 1 г до 5 - 6 л);

3 ступень -- персонализация (от 6 до 18 лет); 4 ступень -- индивидуализация (от 17 до 42 л).

2) Периодизация Выготского и Эльконина используются3 критерия - соц ситуация разв, ведущая деят-ть и возрастное новообразование.

Младенчество (от рож до 1 г), Раннее детство (1-3 л), Игровой возраст, дошк (3-6 лет),

Шк возр (6-12), Юность (12-20), Молодость (20-25 л), Взрослость (25-60 лет),Старость (от 60 л)

28.Проблема периодизации жизни взрослого человека.

Возрастные периодизации психич развития взрослого человека.

Учитывая социальные, психологические и биологические факторы, исследователи определяют границы взрослости по-разному.

Например, Е Эриксон выделяетраннюю взрослость (20-45 лет),среднюю взрослость (40-60) ипозднюю взрослость (свыше 60 л)

По мнению Бромлея , взрослость состоит из 4х стадий:

ранней (20-25 л), средней (25-40 л), поздней взрос (40 - 55 л) и предпенсионного возр-та (55-65 л)

После нее наступает старение, в котором выделяют стадии \"удаления от дел\", или \"отставки\" (65-70 лет), старости (70 л и более и дряхлости \"болезненной старости и смерти

По периодизации Ананьева , средний возраст (зрелость) состоит из 2х фаз (от 21-22 до 35 л и от 36 до 55 - 60 л), затем наступает преклонный возраст (от 55-60 до 75 л), далее - старость (75-90 л) и возраст долгожители5-90 лет)

Одна из специфических проблем - это определение объективных критериев зрелости человека. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость » заменяется понятием «взрослость », что позволяет избежать многих сложностей и, как правило, выделяют 3 стадии:

Ранняя взрослость от 20 до 40

Зрелая взрослость от 40 до 60

Поздняя взрослость от 60 и старше.

Для определения возраста человека используют также понятие \"биологический возраст \", \"социальный возраст\" и \"психологический возраст\"

Психологический возраст указывает на уровень адаптированности человека к требованиям окружающего мира, характеризует развитие его интеллекта, способность к обучению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как идентичность, жизненно ный план, переживания, установки, мотивы, смыслы и т.д.

Социальный возраст определяют, учитывая соответствие положения человека существующим в конкретном социуме нормам

Биологический возраст чаще всего указывает на соответствие состояния организма и его функциональных систем определенному моменту жизни человека

30.Кризис юности .Варианты взросления в юности. Кризисы возрастного развития.

Наиболее очевидное проявление кризиса юности, перехода к самостоятельной жизни встречается у юношей и девушек, не поступивших в вузы или колледжи . Крушение надежд переживается очень тяжело – необходимо снова начинать работу по самоопределению.

Свои опасности и трудности подстерегают юношей и девушек, поступивших в учебные заведения и подтвердивших тем самым свои жизненные планы. Процесс адаптации первокурсников к вузу обычно сопровождают отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неподготовленность к обучению в вузе; неумением осуществлять психологическое саморегулирование собственного поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычного; поиском оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживанием быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие и т.п.

В силу недостаточности жизненного опыта молодые люди путают идеалы с иллюзиями, романтику с экзотикой. В поведении юношей и девушек проявляется внутренняя неуверенность в себе, сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности и даже представлением о собственной неполноценности.

В студенческом возрасте нередки и разочарования в профессиональной и жизненном выборе , несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения.

В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с кризисом смысла жизни. Актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном Я. Отсюда – интерес к нравственно-этическим проблемам, психологии самопознания и самовоспитании. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к таким негативным вариантам развития, какнаркомания, алкоголизм .

Кризис юности

Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности – и вступлением в новый период жизни, для которого нет еще необходимых органов жизнедеятельности.

Позитивное начало кризиса юности связано с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования. Начало ступени индивидуализации (по периодизации В.И.Слободчикова) означает вступление человека в период не только возрастного (общего для всех), но и индивидуального становления.

Кризисы возрастного развития

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями.

В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое.

Кризис новорожденности . Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 1 года . Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис 3 лет . Граница между ранним и дошк возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окр – кризис социальных отношений».

Кризис 7 лет . Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения.

Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я».

Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет) . Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Появл страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли.

В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Кризис 30 лет. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.

Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис. Это так называемый кризис 40 лет . Это как бы повторение кризиса 30 лет.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией.

Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них.

Кризис ухода на пенсию . Противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Снижение своего социального статуса, иногда приводят к резкому ухудшению общего физич и психич состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.