Лазертаг описание игры. Что такое лазертаг ZETABLAST? Что такое лазертаг для детей

Лазертаг представляет собой высокотехнологичную игру, суть которой состоит в том, чтобы «поразить» противника инфракрасным лучом. Такие лучи абсолютно безопасны, а само «поражение» происходит следующим образом:

  • Игрок нажимает на спусковой крючок;
  • В результате с помощью электроники в оружии генерируется сигнал, который проходит через систему оптики;
  • Формируется инфракрасный луч, дальность «поражения» которого достигает до 400 метров. Выстрел сопровождается реалистичным звуком;
  • При попадании луча в датчик на повязке противника электроника расшифровывает поступивший сигнал и уменьшает игровую «жизнь» игрока на единицу;
  • Когда жизни кончаются, происходит условная смерть, сопровождающаяся особым звуковым эффектом. Оружие “убитого” игрока отключается и он не может стрелять.
  • Вы узнаёте о том, что попали в противника, благодаря световой индикации на его повязке, звуковому сигналу, исходящему от оборудования противника. А также 6 поколение стволов от «LSD Electronics» снабжено функцией обратной связи – ваше оружие также издаст звуковой сигнал, сообщающий об удачном выстреле;
  • Информация об этом событии с помощью радиобазы поступает на компьютер, обрабатывается специальной программой и записывается в статистику.

У игрока может быть как одна, так и несколько жизней. Это зависит от настроек его оборудования. Соответственно, если игрок истратил все жизни, оборудование отключается, и ему либо нужно искать место, где их пополнить, либо уйти с поля боя – исходя из предписаний сценария.

Оборудование, в зависимости от того, к какому поколению оно принадлежит, может настраиваться как специальным пультом, так и с помощью радиобазы благодаря применению беспроводных технологий. Помимо количества жизней игроков и числа боеприпасов, можно настраивать скорострельность, причиняемый урон, дальность стрельбы и многое другое.

Способ, сходный с работой лазертаг оборудования, используется а военных системах имитации боя, которые появились ещё раньше коммерческого варианта лазертага. Используется он для того, чтобы в процессе имитации боевых действий подготовить солдат к боям реальным. Кстати, эти системы сейчас – основное средство обучения военных НАТО.

Как видим, лазертаг с самого рождения сочетал в себе несочетаемое: это и возможность оторваться от реальности, пожить в фантастике, и примерить на себя «шкуру» настоящего солдата, почувствовать адреналин реального боя. Вот по этому принципу лазертаг впоследствии и разделился: вы можете выбирать, побегать ли вам с футуристичным бластером по теплому лабиринту, или, не обращая внимание на погоду, покорить полигон с макетом реального оружия в руках.

Лазертаг сейчас интересен и доступен и профессиональным спортсменам, и детской команде, собравшейся таким образом отметить чей-то день рожденье – всё зависит от сценария и площадки, на которой проходит игра.
Вам всё еще не до конца понятно, что такое лазертаг? Так приходите в ближайший клуб и испытайте это на себе!

Лазертаг (слово состоит из английских Laser - лазер, и Tag - метка, отметка) - настоящий спорт двадцать первого века : именно таким был слоган одной из первых компаний по производству оборудования для этой игры. Он сочетает в себе достижения техники и стартую добрую физическую нагрузку. Сегодня лазертаг очень популярен как вид спорта и в качестве способа активного отдыха.

История

История этого спорта началась во второй половине прошлого столетия, а вдохновила разработчиков, как несложно догадаться, великая работа Джорджа Лукаса - «Звёздные войны». Все эти бластеры, бой при помощи видимого света - это так классно смотрелось на экране, что не задуматься о том, как это перевести с экрана в реальную жизнь, было бы почти грешно.

Именно этим и озаботился американец Джордж Картер III, который также носит и второе звучное имя - Марк Твен III. В 1977 году он изобрёл систему под названием Photon. Эта игра была довольно громоздко реализована технически, но основные её компоненты - непреложная часть лазертага до сих пор.

Производители оборудования для развлечения и спорта тут же осознали, какое это золотое дно, и индустрия начала стремительно развиваться. Ко всему прочему, технический прогресс тоже не стоял на месте, и реализация главных компонентов - принимающего сигнал бластера и самого бластера - становилась всё более изящной и точной, исключающей ошибки считывания. Уже в 1979 году началось производство первой доведённой до ума игры, Star Trek Phasers. Тем не менее, техническая доводка инженерных решений и подготовка аудитории заняли ещё некоторое время. Действительным годом рождения массового спроса на лазертаг можно считать 1986 год: тогда началось производство больших партий оборудования. Центром первоначального развития этого спорта стала, как несложно догадаться, Америка.

На данный момент игра «лазертаг» имеет множество технических решений при игре и видов, а также тщательно разработанных стратегий как для одиночного сражения, так и для командных баталий. Все технические стороны постоянно улучшаются, потому что «лазерный бой» полюбился десяткам тысяч людей по всему миру, и спрос на него лишь увеличивается с каждым годом. Столетие «спорта двадцать первого века» уже наступило!

Правила игры

Перед началом игры все участники собираются на площадке, где им выдаётся специальное оборудование: бластер и жилет, на котором закреплены особые датчики, регистрирующие все «попадания» из упомянутого выше бластера. Затем все игроки делятся на команды, занимают исходные позиции, и игра начинается! Её цель - как можно больше раз «поразить» из бластера участников команд-противников , а также нанести как можно больше поражающих ударов из бластеров «базе» соперников, которую часто называют АУЛом (АУЛ расшифровывается как «активное устройство лабиринта»). Побеждают те, которым всё это удавалось за время партии чаще, чем остальным соперникам. Как видим, правила схожи с пейнтболом и страйкболом.

Плюсы лазертага

  • Дальность стрельбы . Пучку света всё равно, как далеко от вас противник - главное, чтобы между вами не было препятствия! Он достигает цели почти мгновенно. К тому же, на него не влияет ветер и другие погодные условия, не приходится постоянно учитывать баллистику и прочие детали, которые становятся серьёзной преградой для новичков, желающих поиграть во что-то вроде пейнтбола или страйкбола.
  • Безопасность. «Попадания» не причиняют никакого физического вреда игрокам.
  • Большая аркадность. Нет необходимости постоянно перезаряжать бластер, теряя драгоценное время.
  • Зрелищность. Бой в лазертаге - это всегда очень красиво!

Виды лазертага

Два основных вида игры в лазертаг имеют различие в площадках, на которых проводится баталия. Исходя из этого, они и получили свои названия:

  • Аренный лазертаг. Для такого вида специального оборудуют арену, с использованием большого количества спецэффектов в виде подсветки и нагнетания «дыма» специализированными дымомашинами. Такие площадки имеют, как правило, чёткий игровой баланс, который позволяет грамотнее просчитывать тактику защиты и нападения.
  • Внеаренный лазертаг. Такой вид игры очень популярен среди фанатов страйкбола и пейнтбола. Действие происходит в местах, которые не готовились для игры специальным образом. Это могут быть руины зданий, заброшенные производственные цеха, открытый воздух - что угодно, главное, чтобы было пространство и достаточное количество препятствий и укрытий. Естественно, такой вид лазертага несколько более травматичен, и техника безопасности на таких объектах во многом зависит от постоянной осторожности со стороны игроков.

В свою очередь, аренный лазертаг в зависимости от конфигурации площадки предусматривает различные стили игры:

  • Медленный стиль. Это стилизованные «бродилки», словно перенесённые из компьютерных игр вроде «Арма» в реальную жизнь. Тактически это наиболее сложный вид, так как требует постоянного внимания и терпения.
  • Быстрый стиль. В интернете очень популярен термин «зерг-раш», и этим словом действительно можно описать происходящее. Стремительные атаки сменяются ещё более быстрыми контратаками, и на первый план выходит командная координация в быстро меняющихся условиях, а также быстрота реакции каждого из членов команды.

Интересные факты

  • Военные обожают лазертаг! Это высокотехнологичный способ проведения приближенных к реальности войсковых учений без огромных трат на боеприпасы. Более того, военный лазертаг неплохо развит и в Беларуси: с помощью этой игры отрабатывают даже танковые маневры! В большом количестве имеются военные модификации оборудования.
  • Именно к лазертагу относится появление слова «Киберспорт». Жители восточной Европы привыкли подразумевать под этим словом компьютерные соревнования, но именно «лазерный бой» задумывался как сочетание физического труда и технологий. То есть, лазертаг не проходил путь от развлечения к спортивной дисциплине, как те же компьютерные игры: всё произошло с точностью наоборот.
  • Абсолютно все опытные игроки назовут вам следующие критерии успешной игры в лазертаг: меткость, реакция, тактика и стратегия. Редкие игры сочетают в себе такие разные качества, которые необходимо использовать.
  • Для тех, кто любит «миксовать по жизни», предусмотрено лазертаг-оборудование, максимально приближающее игровые ощущения к пейнтболу и страйкболу, или даже к реальным боевым действиям: громкие газовые хлопки при выстреле, приближенный к реальным образцам вид бластера, необходимость постоянной перезарядки и прочие ухищрения.

Приходите играть в лазертаг в развлекательный центр «Силариус» - почувствуйте, что такое командный дух и активный отдых с друзьями! Играть в лазертаг Минск будет любить всегда, потому что это весело, интересно и понравится каждому!

Подробности Лазертаг (лазерный пейнтбол) – это высокотехнологичный вид отдыха, сопряженный с незабываемыми, яркими, баталиями. В сравнении с другими шутерами, лазерный пейнтбол является одним из наиболее безопасных. В ходе перестрелок здесь не используются боеприпасы, способные травмировать игрока – бои проходят при помощи лазерного оружия. Каждый участник получает лазерную винтовку, способную стрелять инфракрасными лучами (аналогичные лучи используются телевизионным пультом для переключения каналов). На головах игроков находятся специализированные датчики, сигнализирующие о попадании. Если участник был убит – оружие отключается, а сам он отправляется в специально отведенную зону. Сценарии игр лазертаг могут быть самыми различными: захват флага, уничтожение террористов, спасение заложников и даже противостояние зомби! Для того чтобы принять участие в любом из перечисленных выше событий, достаточно посетить лазертаг-клуб «Казарма».

Особенности лазертага

Лазертаг обладает значительным количеством преимуществ. К достоинствам данной дисциплины можно отнести:

  • Возможность точной настройки оружия. Вооружение может наносить разный урон, возможна установка количества патронов в магазине, а также активация режима «дружественный огонь».
  • В дополнительных средствах защиты нет надобности. Лазерные бои полностью безболезненны, участникам не придется приобретать громоздкую, дорогостоящую экипировку.
  • Малый вес оборудования. Принять участие в игре могут мужчины, женщины и дети.
  • Минимальные финансовые затраты. Игрокам не придется докупать шарики, а также прочую амуницию. В лазертаге, в отличие от пейнтбола, количество боеприпасов неограниченно.
  • Возможность проведения баталий при любой погоде. Оборудование прекрасно работает как в летний зной, так и в трескучие зимние морозы.
  • Значительная дальность стрельбы. В отличие от других шутеров, перестрелки могут вестись на расстоянии 150-300 метров.
  • Адреналин и масса положительных эмоций.

Ход и принцип лазертаг игр

Базовый принцип лазертаг игр – одержать победу над командой противника. Среди основных моментов игры стоит выделить:

  • При попадании раздается звуковой, а также вибрационный сигнал на головной повязке бойца.
  • Радиус приема датчиков составляет 360 градусов.
  • Количество попаданий, необходимых для «убийства» игрока, может варьироваться. Все зависит от особенностей сценария, а также договоренностей между участниками.
  • При «смертельном» попадании у бойца отключается автомат, и он выбывает из игры.
  • После «смерти» участник может «вылечится» на базе, либо обязан ждать полного окончания раунда.

Что такое лазертаг для детей?

Многие родители задаются вопросом, что такое лазертаг для детей, фото, а также видео подобных состязаний, где можно посмотреть? Все достаточно просто, фото лазертаг игр с участием детских команд всегда можно найти на нашем сайте! Здесь представлены внушительные экспозиции, позволяющие родителям получить исчерпывающее представление относительно будней маленьких бойцов.

Основное отличие детского лазертага от взрослого – более мягкие правила, а также наличие профессиональных инструкторов, контролирующих весь игровой процесс. Арена, на которой проводятся состязания, имеет небольшую площадь, а бойцам выдаются облегченные стволы.

Лазертаг

Экипировка

Французские солдаты на учениях с использованием лазертага (2007 год)

Разновидности лазертагов

Различают несколько основных типов лазертагов: «аренные» - предназначенные для проведения лазерного боя в закрытом помещении в стационарно оборудованном лабиринте), «внеаренные» (предназначенные для игры на открытом воздухе); «универсальные» или «мобильные» - хотя и рассчитаны на использование с лабиринтом, не требуют технической инсталляции и коммутируются при помощи обмена радиосигналами с мобильным управляющим компьютером (либо обходятся вообще без него - в упрощенных вариантах); «армейские» - военные системы имитации тактического боя;

Также отдельно могут выделяться лазертаги т. н. «потребительского» класса - рассчитанные не на коммерческое использование, а на покупку оборудования индивидуальными игроками, и т. н. HSL (Home Style Lasertag) - с оборудованием, изготовляемым самими игроками.

С точки зрения игроков, одним из основных критериев различия аренных лазертагов по категориям является стиль игры. Он определяется, в первую очередь, скорострельностью оборудования и варьируется от «быстрого» («силового» или «спортивного», на грани с контактным спортом) до т. н. «медленных» («бродилок») и ролевых игр . В лазертагах, относящихся к «быстрому» стилю (это, в первую очередь, относится к Q-Zar) оборудование обычно имеет меньше датчиков поражения (что требует ведения более прицельного огня) и более высокую скорострельность автоматов (что, в свою очередь, диктует более высокий темп игры). В «медленных» и ролевых играх (классический пример - Laser Quest ) добавляется больше датчиков поражения (снижается требование точного прицела - иногда достаточно просто попасть в образ игрока) и, обычно, снижается скорострельность в 2-3 раза по сравнению с Q-zar. В таком случае от игрока уже не требуется развития высокой скорости и большой выносливости; арены в таких лазертагах обычно имеют гораздо больше спецэффектов, а лабиринт отличается большей запутанностью.

Таким образом, имея в своей основе один и тот же принцип, современные лазертаги удовлетворяют потребностям и желаниям людей с различной степенью физподготовки и различными предпочтениями. Следует также отметить, что во многих лазертаг системах по согласованию с администрацией можно откорректировать скорострельность и задать тот или иной сценарий игры - от «соло» (каждый играет сам за себя) до «командной» (групповое противостояние) и, даже «ролевой» (с различными характеристками для каждого участника - в зависимости от его игровой «роли»)…

По сравнению с пейнтболом и страйкболом , лазертаги имеют существенные преимущества, такие как: высокую дальность стрельбы, отсутствие помех от ветра при использовании на открытом воздухе (внеаренные лазертаги), отсутствие необходимости перезарядки картриджей и пуль(при желании есть возможность имитации), нелимитированное (в принципиальном понимании) количество зарядов, высокая зрелищность, отсутствие необходимости применять специальную одежду и шлемы-маски, и др. Немаловажным фактором является также то, что, в отличие от пейнтбола, в лазертаге полностью отсутствуют какие-либо болевые ощущения и травматизм при попадании «выстрела» в игрока. С другой стороны, есть и некоторые минусы. Например, попадая по игроку с больших дистанций во внеаренной игре, стрелок совсем не видит и не чувствует, что попал в цель, то есть нет обратной связи и бой при этом теряет свою осязаемость(Но ощущение проходит с опытом). Кроме того, выстрелы сопровождаются слабыми звуковыми эффектами (если не используются холостые патроны (военные модификации)).

Для пейнтболистов выпускаются специальные модульные лазертаг-системы, превращающие пейнтбольный маркер в лазертаговский бластер - пейнтбольный маркер издаёт громкий газовый хлопок, а выстреливает инфракрасным лучом. Этот вариант позволяет по желанию игрока легко и быстро переходить от пейнтбола к лазертагу и наоборот.

Правила игры

Перед игрой участвующие разбиваются на команды, игрокам выдаётся амуниция (жилеты с датчиками и бластерные автоматы - в аренном лазертаге, бластеры и повязки с сенсорами поражения - во внеаренном варианте). В аренном лазертаге игра происходит в лабиринте, подсвеченном флуоресцирующим светом и сдобренном различными примочками - от световых спецэффектов и звуков до имитации дымовых завес, во внеаренном лазертаге игры проходят на открытом воздухе и/или в специально не оборудованных помещениях (ангар, руины, строящийся объект и т. п.).

Побеждает та команда, которая наибольшее число раз поразит «базу» противника и/или поразит больше чужих игроков (все эти действия регистрируются центральным компьютером, считывающим накопленную информацию с автоматов во время их «перезарядки» на специальном стенде либо в режиме реального времени по радиосигналу). После окончания игры каждый игрок обычно получает индивидуальную распечатку с результатами игры и личной статистикой.

Аренная команда обычно состоит из 5-6 игроков. Игрокам рекомендуется также разделять «функции», например: два человека - в атаке («атакующие»), двое - обороняют базу («обороняющиеся»), и один - помогает тем, кому сложно («охотник»). Стандартная игра в аренном лазертаге длится обычно 15+15 минут, после первых 15 минут происходит смена цветов команд (смена дислокации отноcительно командной «базы»), что позволяет создать равные условия для команд на итоговую победу.
Во внеаренном варианте количество игроков и разделение по ролям практически не ограничено, и зависит только от поставленной игровой задачи и условий местности. Средняя продолжительность боя 20 мин.- 1 час, в зависимости от задачи, но может быть ограничена по времени.

Наравне с меткостью и быстротой реакции игроков, одним из основных критериев, влияющих на победу, является также тактика и стратегия команды.

Игра (особенно на оборудовании с высокой скорострельностью - как, например, Q-Zar , происходящая в чрезвычайно высоком темпе, или внеаренная игра с использованием достаточно тяжелых массогабаритных макетов оружия(СВД,ПКМ) требует значительных физических усилий. Хотя, номинально, в лабиринте и нельзя бегать, многие игроки набирают достаточно высокую скорость, что, иногда (при столкновении) может причинить определённый вред. А во внеаренном лазертаге вас поджидают всевозможные естественные препятствия, созданные природой. Как лазерные (обычно используемые в качестве маркеров), так и инфракрасные лучи (обычно именно ними поражается противник), которыми стреляют автоматы, абсолютно безопасны для здоровья. Заблудиться в лабиринте невозможно - он для этого недостаточно велик, а во внеаренном лазертаге вас сопровождают инструкторы. Так что, игра абсолютно безвредна, а кроме того, ещё и полезна - развивает выносливость, глазомер и позволяет быстро сбросить лишний вес.

Лазертаг в наше время

Вопреки распространенному мнению, лазертаг задумывался отнюдь не как детская игрушка, хай-тек аттракцион или коммерческая копия армейских имитаторов, а именно как спорт нового поколения - «Спорт XXI века» (именно таким был рекламный слоган лазертага № 1 - «Фотона»). Решающими для победы факторами выступают физическая выносливость и быстрота реакции игроков. В командных сражениях игроки подвергаются высоким физическим нагрузкам; значительно также психологическое давление на них. На данный момент Лазертаг четко обрел все черты экстремального спорта: для победы в турнирном бою от команды требуется высокая сплоченность, собственная стратегия игры и виртуозное владение тактикой лазерного боя, от каждого игрока - моментальная реакция и чрезвычайно высокая физическая выносливость, достигаемые только в процессе регулярных тренировок.

Современные лазертаги уже немыслимы без специальных устройств, зачастую являющихся целью игры - так называемых «баз» (игровых мишеней), которые нужно «поразить», «захватить» либо осуществить по отношению к ним какие-то другие специфические действия. «База» представляет собой активное устройство лабиринта (АУЛ), реагирующее на какое-либо действие игрока (обычно, на выстрел). Обычно, после ее поражения игроку начисляются призовые очки. Помимо базы, в лабиринте могут использоваться и другие АУЛы - как, например, интерактивные скелеты Dummy в лазертагах от американской Intersphere; а в голландской LaserMaxx вместо «базы»-мишени используются АУЛы-«мины». Единственный тип лазертага, в котором обычно не существует аналогов «баз» - это Home Style Lasertag , стиль которого напоминает стиль пейнтбола.

В конце прошлого века в США впервые был употреблен термин «КиберСпорт» - для обозначения игрового процесса с использованием лазертага системы LaserTron v.10, подразумевающий слияние физических нагрузок человека (игрока) и функциональности оборудования для достижения игрового результата . В настоящее время термин «КиберСпорт» является официально зарегистрированным слоганом американского производителя лазертагов - LaserTron, Inc. В России, однако, термин «Киберспорт » используется Федерацией компьютерного спорта для обозначения состязаний по компьютерным играм.

Примечания

Ссылки

  • Международная Ассоциация Лазертагов (США) (англ.)
  • Европейский Lasertag Portal TRUTNEE (рус.) (англ.)
  • The Laser Tag Virtual Museum (англ.)
laser - лазер, и tag - метка), или лазерный бой , квазар - высокотехнологичная игра, происходящая в реальном времени и пространстве. Суть игры состоит в поражении игроков-противников (и, часто еще и специальных интерактивных мишеней, или АУЛов, - «баз») безопасными лазерными выстрелами из бластера-автомата. Собственно «поражение» игрока происходит путём регистрации луча бластера-автомата специальными датчиками оппонента (сенсорами), закрепленными на одежде игрока или на специальном жилете (повязке).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Лазертаг для новичков. Что такое Лазертаг. Как играть в Лазертаг.

    ✪ Лазертаг это военно тактическая игра для детей

Субтитры

Ранние военные разработки

Лучевые имитаторы для применения в качестве учебных средств для проведения занятий по тактической и огневой подготовке подразделений Вооружённых сил США были разработаны ещё в начале 1960-х гг. Помимо мероприятий боевой подготовки военнослужащих, потребность в такого рода снаряжении существовала и в контексте совершенствования методов контроля уровня коллективной подготовки подразделений и результатов военных учений (так как при использовании в этих целях холостых боеприпасов для прикомандированных к участвующим в учениях подразделениям офицеров-наблюдателей и лиц ответственных за подведение итогов учений не представлялось возможным зафиксировать превосходство той или иной стороны, - оба условных противника могли претендовать на победу в учебном бою, - в этом отношении расход боеприпасов и разного рода пиротехнических средств был призван скорее создать обстановку, приближенную к боевой , нежели дать конкретные результаты учебного боя). Один из таких имитаторов для оснащения пехоты, с регистратором и звуковой сигнализацией попаданий, был разработан в военных лабораториях часовой компании Bulova Watch Company в Куинсе (изначальный дальнобойный вариант, разрабатывавшийся по заказу флота , был представлен вниманию военного руководства в 1959 году), но вместо лазерного использовалось невидимое человеческому глазу инфракрасное излучение , что лишь повышало реалистичность применяемой системы имитации боя. Индивидуальный комплект состоял из генератора инфракрасного сигнала, крепившегося к индивидуальному оружию (пистолету , штурмовой винтовке или пулемёту), а также блока питания и регистратора, находившихся в контейнере размером с флягу , носившемся на поясном ремне .

Коммерческие и спортивные варианты

История коммерческой идеи эксплуатации лазертага началась в 1977 году Тогда американец Джордж Картер III (Марк Твен III), посмотрев фильм «Звёздные войны », придумал игру «Photon» . Именно его идея легла в основу всех нынешних коммерческих Лазертагов как в плане стиля проведения, так и в плане концепции игры.

В 1979 году компания South Bend Toys начинает выпуск игры Star Trek Phasers: игра представляла собой комплект из 2 пистолетов (бластеров) с закрепленными на них датчиками . Просто и сложно одновременно, но, тем не менее, имелась одна отличительная особенность - в игре была функция индикации близкого обстрела или рикошетов, повторённая в MILES. Попадания и промахи отслеживались в зависимости от уровня мощности передатчика (в 100 % современных систем программно рассчитывается псевдослучайная вероятность промаха). Реально же продажи этой игры начинаются только в 1986 г. Термин «Lazer tag» (через букву «Z») изначально был введен компанией Worlds-of-Wonder в 1988-89 гг. (производившей оборудование потребительского класса), а затем с незначительной модификацией (замена «z» на «s») был применен ко всем системам, использующим принцип «Photon».

Наиболее популярными на территории СНГ являются аренные лазертаг-системы иностранного производства «Q-Zar », «Nexus», «Rift», а также российского произ-ва «CYBERTAG» и "Атака". Но ещё большее распространение в России получили внеаренные лазертаг системы от российских производителей, в частности «LASERWAR», «Poligon64», «LSD», «Сиблазертаг». Также стоит отметить производителей оборудования из Украины «L.T.U»,«ACULA», «Форпост»,«проект GStag».

Схожий с лазертэгом принцип используется и в армейских системах имитации стрельбы и поражения, появившихся в конце 1970-х годов в армии США как способ имитации боевых действий, подготовки и тренировки солдат. Для этих целей была разработана система MILES (англ. Multiple Integrated Laser Engagement System ). Она включала в себя закреплённые на боевом оружии специальные излучатели. Сигналы излучателей улавливали сенсоры, вмонтированные в обмундирование каждого из участников . После достаточно долгого существования (до начала 1990-х годов) систему MILES заменили на её улучшенную модификацию MILES-2000, отлично показавшую себя в 1998 году в Форте Беннинг.

На данный момент армейские системы имитации стрельбы и поражения выпускают компании-производители в США и странах НАТО. Свои разработки есть также в России и Белоруссии (включая танковые модификации).

Стоит также отметить, что системы лазерной имитации тактического боя являются основным средством профильного обучения военнослужащих стран НАТО .

Разновидности лазертагов

Различают несколько основных типов лазертагов: «аренные» (предназначенные для проведения лазерного боя в закрытом помещении в стационарно оборудованном лабиринте), «внеаренные» (предназначенные для игры на открытом воздухе); «универсальные» или «мобильные» - хотя и рассчитаны на использование с лабиринтом, не требуют технической инсталляции и коммутируются при помощи обмена радиосигналами с мобильным управляющим компьютером (либо обходятся вообще без него - в упрощенных вариантах); «армейские» - военные системы имитации тактического боя.

Также отдельно могут выделяться лазертэги т. н. «потребительского» класса - рассчитанные не на коммерческое использование, а на покупку оборудования индивидуальными игроками, и т. н. HSL (Home Style Lasertag) - с оборудованием, изготовляемым самими игроками.

С точки зрения игроков, одним из основных критериев различия аренных лазертэгов по категориям является стиль игры. Он определяется, в первую очередь, скорострельностью оборудования и варьируется от «быстрого» («силового» или «спортивного», на грани с контактным спортом) до т. н. «медленных» («бродилок») и ролевых игр . В лазертэгах, относящихся к «быстрому» стилю (это, в первую очередь, относится к Q-Zar) оборудование обычно имеет меньше датчиков поражения (что требует ведения более прицельного огня) и более высокую скорострельность автоматов (что, в свою очередь, диктует более высокий темп игры). В «медленных» и ролевых играх (классический пример - Laser Quest ) добавляется больше датчиков поражения (снижается требование точного прицела - иногда достаточно просто попасть в образ игрока) и, обычно, снижается скорострельность в 2-3 раза по сравнению с Q-zar. В таком случае от игрока уже не требуется развития высокой скорости и большой выносливости; арены в таких Лазертэгах обычно имеют гораздо больше спецэффектов, а лабиринт отличается большей запутанностью.

Таким образом, имея в своей основе один и тот же принцип, современные лазертэги удовлетворяют потребностям и желаниям людей с различной степенью физподготовки и различными предпочтениями. Следует также отметить, что во многих лазертэг-системах по согласованию с администрацией можно откорректировать скорострельность и задать тот или иной сценарий игры - от «соло» (каждый играет сам за себя) до «командной» (групповое противостояние) и, даже «ролевой» (с различными характеристиками для каждого участника - в зависимости от его игровой «роли»).

По сравнению с пейнтболом и страйкболом , лазертэги имеют существенные преимущества, такие как: высокую дальность стрельбы, отсутствие помех от ветра при использовании на открытом воздухе (внеаренные Лазертэги), отсутствие необходимости перезарядки картриджей и пуль (при желании есть возможность имитации), нелимитированное (в принципиальном понимании) количество зарядов, высокая зрелищность, отсутствие необходимости применять специальную одежду и шлемы-маски, и др. Немаловажным фактором является также то, что, в отличие от пейнтбола, в лазертэге полностью отсутствуют какие-либо болевые ощущения и травматизм при попадании «выстрела» в игрока. С другой стороны, есть и некоторые минусы. Например, попадая по игроку с больших дистанций во внеаренной игре, стрелок совсем не видит и не чувствует, что попал в цель, то есть нет обратной связи и бой при этом теряет свою осязаемость (но ощущение проходит с опытом). Кроме того, выстрелы сопровождаются слабыми звуковыми эффектами (военные модификации используют для звуковой имитации боя холостые патроны).

Для пейнтболистов выпускаются специальные модульные лазертэг-системы, превращающие пейнтбольный маркер в лазертэговский бластер - пейнтбольный маркер издаёт громкий газовый хлопок, а выстреливает инфракрасным лучом. Этот вариант позволяет по желанию игрока легко и быстро переходить от пейнтбола к лазертэгу и наоборот.

Правила игры

Перед игрой участвующие разбиваются на команды, игрокам выдаётся амуниция (жилеты с датчиками и бластерные автоматы - в аренном лазертэге, бластеры и повязки с сенсорами поражения - во внеаренном варианте). В аренном лазертэге игра происходит в лабиринте, подсвеченном флуоресцирующим светом и сдобренном различными примочками - от световых спецэффектов и звуков до имитации дымовых завес, во внеаренном лазертэге игры проходят на открытом воздухе и/или в специально не оборудованных помещениях (ангар, руины, строящийся объект и т. п.).

Побеждает та команда, которая наибольшее число раз поразит «базу» противника и/или поразит больше чужих игроков (все эти действия регистрируются центральным компьютером, считывающим накопленную информацию с автоматов во время их «перезарядки» на специальном стенде либо в режиме реального времени по радиосигналу). После окончания игры каждый игрок обычно получает индивидуальную распечатку с результатами игры и личной статистикой.

Аренная команда обычно состоит из 5-6 игроков. Игрокам рекомендуется также разделять «функции», например: два человека - в атаке («атакующие»), двое - обороняют базу («обороняющиеся»), и один - помогает тем, кому сложно («охотник»). Стандартная игра в аренном лазертэге длится обычно 15+15 минут, после первых 15 минут происходит смена цветов команд (смена дислокации относительно командной «базы»), что позволяет создать равные условия для команд на итоговую победу.

Во внеаренном варианте количество игроков и разделение по ролям практически не ограничено, и зависит только от поставленной игровой задачи и условий местности. Средняя продолжительность боя 20 мин.- 1 час, в зависимости от задачи, но может быть ограничена по времени.

Наравне с меткостью и быстротой реакции игроков, одним из основных критериев, влияющих на победу, является также тактика и стратегия команды.

Игра (особенно на оборудовании с высокой скорострельностью - как, например, Q-Zar , происходящая в чрезвычайно высоком темпе, или внеаренная игра с использованием достаточно тяжелых массогабаритных макетов оружия (СВД,ПКМ) требует значительных физических усилий. Хотя, номинально, в лабиринте и нельзя бегать, многие игроки набирают достаточно высокую скорость, что, иногда (при столкновении) может причинить определённый вред. А во внеаренном лазертэге участников поджидают всевозможные естественные препятствия, созданные природой. Как лазерные (обычно используемые в качестве маркеров), так и инфракрасные лучи (обычно именно ими поражается противник), которыми стреляют автоматы, безопасны для здоровья. Заблудиться в лабиринте невозможно - он для этого недостаточно велик, а во внеаренном лазертэге участников сопровождают инструкторы. Так что игра безвредна, а кроме того, ещё и полезна - развивает выносливость, глазомер и позволяет быстро сбросить лишний вес.

Лазертаг в наше время

Вопреки распространенному мнению, лазертэг задумывался отнюдь не как детская игрушка, хай-тек аттракцион или коммерческая копия армейских имитаторов, а именно как спорт нового поколения - «Спорт XXI века» (именно таким был рекламный слоган лазертэга № 1 - «Фотона»). Решающими для победы факторами выступают физическая выносливость и быстрота реакции игроков. В командных сражениях игроки подвергаются высоким физическим нагрузкам, кроме того на участников игры оказывается значительное психологическое давление. На данный момент лазертэг четко обрел все черты экстремального спорта: для победы в турнирном бою от команды требуется высокая сплоченность, собственная стратегия игры и виртуозное владение тактикой лазерного боя, от каждого игрока - моментальная реакция и чрезвычайно высокая физическая выносливость, достигаемые только в процессе регулярных тренировок.

Современные лазертэги уже немыслимы без специальных устройств, зачастую являющихся целью игры - так называемых «баз» (игровых мишеней), которые нужно «поразить», «захватить» либо осуществить по отношению к ним какие-то другие специфические действия. «База» представляет собой активное устройство лабиринта (АУЛ), реагирующее на какое-либо действие игрока (обычно, на выстрел). Обычно, после её поражения игроку начисляются призовые очки. Помимо базы, в лабиринте могут использоваться и другие АУЛы - как, например, интерактивные скелеты Dummy в лазертэгах от американской Intersphere; а в голландской LaserMaxx вместо «базы»-мишени используются АУЛы-«мины». Единственный тип лазертэга, в котором обычно не существует аналогов «баз» - это Home Style Lasertag , стиль которого (чтобы было понятнее) отдаленно напоминает стиль любительского пейнтбола.

В конце прошлого века в США впервые был употреблен термин «киберспорт» - для обозначения игрового процесса с использованием Лазертэга системы LaserTron v.10, подразумевающий слияние физических нагрузок человека (игрока) и функциональности оборудования для достижения игрового результата . В настоящее время термин «КиберСпорт» является официально зарегистрированным слоганом американского производителя лазертэгов - LaserTron, Inc. В России, однако, термин «киберспорт » используется Федерацией компьютерного спорта для обозначения состязаний по компьютерным играм.