Назначение алфавита. Упражнения на запоминание порядка букв в алфавите. Учим буквы легко: игры и упражнения для дошкольников Упражнения на запоминание зеркальных букв

Нередко детям, как, впрочем, и взрослым, требуется запомнить какие-либо слова или буквы. Это касается не только иностранных языков, которые и так не просто выучить, но и нашего родного русского языка, который богат разнообразием простых и Но что делать, если совсем ничего не получается? Опустить руки и браться за другое дело? Или все таки постараться?

Если вы сталкивались когда-либо с этой проблемой, то данная статья станет спасением для вас. Эти упражнения на запоминание слов помогут вам и вашим детям развить свою память, научиться быстрее запоминать слова или буквы. Здесь вы можете сами выбрать, какое упражнение будет лучшим.

Перечисление

Одно самое простое упражнение на запоминание - "перечисление". Допустим, даны слова "картина, карбюратор, зарядное устройство, цветы, туманность, виноград, кухонный гарнитур...". Человек читает эти слова два раза, а потом по памяти должен вспомнить все, что он только что прочитал. Слова можно подбирать согласно возрасту человека, роду его деятельности, ближайших праздников или смены сезона.

Данное упражнение можно видоизменять и усложнять. К примеру, человек должен не только запомнить слова, но и составить с ними предложение, не потеряв ни одного.

Упражнение "Опиши картинку"

Представим себе картинку с попугаем, который сидит на жердочке. Нам даны слова: "клешни, алмаз, трава, щипцы, шоколад". И теперь, используя на максимум свою фантазию, объясняем, как может быть связан попугай на картинке с этими словами.

Своими лапками попугай держится за жердочку, как КЛЕШНЯМИ, его глазки похожи на АЛМАЗЫ, его оперение зеленое, как ТРАВА, но имеются и оранжевые проблески, как ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ, клюв попугая похож внешним видом на ЩИПЦЫ, жердочка, на которой сидит попугай, цвета "горький ШОКОЛАД". Такое упражнение на запоминание не только поможет развить память ребенку, но и проявит его фантазию.

Ряды слов

Для следующего упражнения для запоминания букв вам потребуется помощник. Напишите ряд слов. Допустим, 20 штук. В ряду справа напишите слова, которые так или иначе относятся к левым. К примеру:

  • Глобус - карта.
  • Собака - будка.
  • Садовод - тачка.
  • Карандаш - ластик.
  • Гипотенуза - катеты.
  • Мед - пчелы.
  • Дерево - листья.
  • Флешка - дисковод.
  • Интернет - социальные сети.
  • Цветы - клумба.
  • Космос - планета.
  • Подсолнух- семечки.
  • Стиральная машина - порошок.
  • Ферма - корова.
  • Наушники - музыка.
  • Зубная щетка - зубная паста.
  • Шкатулка- украшение.
  • Кофе - турка.
  • Колбаса - бутерброд.
  • Свеча - пламя.
  • Портрет - карандаши.

Прочитайте все словосочетания, а потом закройте правый столбик. По памяти восстановите слова и запишите их напротив каждого левого. Не забывайте, что ряд слов зависит также и от возраста ребенка. Это говорит о том, что слова, которые применяются в упражнении, должны быть хорошо знакомы ребенку. Такие задания активно используются при обучении детей английскому языку.

Много из одного

Еще одно упражнение на запоминание. (Представлен один из самых типичных вариантов, можно доделать его исходя из возраста, возможностей, хобби и желаний человека, можно сделать проще или сложнее, главное - принцип). Перед вами картинки животных, вещей, цветов, насекомых, книг, городов, машин, музыкальных групп… В течение одной минуты вам следует запомнить все картинки. После чего на бумаге записать все предметы в алфавитном порядке.

Это задание используется в разных интерпретациях и почти на каждом интеллектуальном марафоне или игре. Его с удовольствием выполняют как взрослые, так и дети. Вам дается какое-то длинное слово, к примеру: "кораблекрушение". Задача - составить как можно больше слов из букв данного слова. (Раб, рак, лак, шар, шок, блок, шов, широк, шлак). С тем же принципом применяются упражнения для запоминания английского алфавита. Такое упражнение можно превратить в целую игру, начисляя ребенку за каждое слово столько баллов, сколько букв в слове.

Когда-то преподаватели по русскому языку и литературе заставляли переписывать большие художественные произведения тех, у кого были проблемы с орфографией, пунктуацией... Хотите что-то запомнить, пишите эти слова или тексты. Переписывайте по несколько раз в день, пишите в черновиках, на закладках в видных местах, социальных сетях. Это поможет вам быстрее запомнить материал. Также чем больше вы читаете - тем лучше развивается ваша

Такие упражнения для запоминания таблицы умножения активно используются для детей младших классов, которым сложно выучить большое количеств чисел.

Удвоенные буквы

Если вы не можете запомнить слова с удвоенными гласными или согласными, что делать тогда? Здесь поможет запоминание одного некого сюжета. Берем несколько слов, в которых вы постоянно забываете, как пишется буква «т» или «тт». Слова: оттепель, аттестат, аттракцион, конфетти, коттедж, оттенок. Теперь придумываем небольшой сценарий, в котором могли бы встретиться эти слова. «Когда наступила оттепель, и ребята из коттеджного поселка «Конфетти» получили свои аттестаты, они отправились на аттракцион «оттенок». Это все, конечно, очень субъективно. Каждый должен выбрать слова, которые именно ему не по силам запомнить. В своей голове с помощью фантазии сложить это в целостный сюжет и запомнить.

Шифр

Вам знакомо слово «криптография»? Это некоторая шифровка букв, цифр или другой полезной информации. Вы тоже можете почувствовать себя сыщиком или археологом, изучающим древний язык, да к тому же и прокачать свою память и способности запоминать слова или буквы. Вы можете придумать шифр сами, а можете попросить об этом кого-то из вашего окружения (так будет интереснее). Следует зашифровать, к примеру, алфавит или цифры и знаки арифметических действий. Шифровкой могут быть различные незамысловатые рисуночки, геометрические фигуры или просто какие-либо символы. Расшифровывайте каждый день хотя бы по одному «посланию» или «примеру», и ваша память станет просто сногсшибательной. Также вы можете использовать упражнения для запоминания английских слов, шифруя их цифрами и символами.

Стихи наоборот

Учить стихи нас учили еще с детского сада. Но суть этого упражнения не в том, чтобы запомнить как можно больше стихотворений от начала до конца и рассказать их своему окружению, а в том, чтобы заучить стихотворение с конца до его начала. Да-да, слово за словом с конца до начала стихотворения. Получается не: «Ты меня не любишь, не жалеешь, Разве я немного не красив?», а: «Красив не не много я разве, жалеешь не, любишь не меня ты?».

Различные логические игры, монополии, стратегии также помогут вам развить память и запоминать слова и буквы с легкостью.

Несомненно, кому-то определенное упражнение на запоминание может не подойти, кому-либо может помочь в большей степени, а кому-то в меньшей. Одним людям они покажутся сложными, а другие освоят их в два счета. Всегда самое главное - это желание. Не стоит останавливаться. Если вы знаете в лицо своего врага (как правило, враг человека - это его собственные недостатки), то сможете его победить, победить себя. Тренируйтесь, преодолевая все трудности, и вам покорятся любые вершины. Ваша память будет очень мощной, а способности великими. Как говорил великий физик-теоретик Альберт Эйнштейн: «Жизнь — как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться».






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

Предметные:

  • Демонстрировать знание алфавита. Выполнять задания на определение места заданной буквы в алфавите, называть соседние буквы в алфавите по отношению к заданной букве. Называть правильно буквы русского алфавита, знать их порядок.

Познавательные:

  • Находить нужную информацию в учебнике русского языка и учебных пособиях;
  • Понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
  • Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • Иметь представление о рациональном поиске слова в словаре.

Личностные:

  • Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, иметь представление о причинах успеха в учебе, сохранять интерес к учебному материалу, переживать этические чувства на основании анализа простых ситуаций, проявлять знание основных моральных норм поведения, оценивать нравственное содержание поступков, ситуаций, участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, иметь представление о русском языке как средстве межнационального общения.

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме, адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Коммуникативные:

  • Принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости, принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Поприветствуйте наших гостей. Садитесь.

Подарите улыбки друг другу. Приятного вам урока.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. Чистописание.

Настраиваемся на рабочую волну и устремляемся по ступеням знаний к новым открытиям (шагаем по ступеням и хором называем девиз урока).

Наблюдаю – замечаю – размышляю – делаю выводы. Слайд 2

Для того чтобы сделать открытие нам необходимо повторить изученный материал.

– А сейчас минутка чистописания, повторим написание букв, а каких, мы узнаем, разгадав загадки.

– Повторим правила посадки при письме.

(откройте тетради, запишите число, классная работа)

Образец буквы показать.

В тетрадь записываем первую букву отгадки. (Строчную) Слайд 3-9

Слайд 10 л , а, ф, в, а, т, и

Самостоятельная работа в тетради.

– Найдите букву, которая вам понравилась больше всего, поставьте под ней точку. (Самооценка – сравнение с образцом)

Составьте задание для класса.

  • найди лишнюю букву;
  • подчеркни парные согласные;
  • подчеркни сонорную;
  • подчеркни гласную обозначающую мягкость согласных на письме;
  • составьте слово.

– Какое слово получилось? (алфавит)

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

– Сформулируйте тему урока. Слайд 11

Цель урока: Назначение алфавита. Выполнение упражнений на запоминание порядка букв в алфавите.

Ребята, а что вы хотели бы узнать об алфавите?

Чего мы ещё не знаем?

(Учащиеся высказывают свои предложения-суждения)

  • как образовалось слово «алфавит»,
  • для чего нужен алфавит,
  • где применяют алфавит;

– Ребята, что такое алфавит?

Алфавит – это все буквы языка, расположенные по порядку. Слайд 12

Откуда пришло такое интересное название? Слайд 13

Учитель: Костик провел мини-исследование и узнал: как образовалось слово «алфавит» и из какого языка оно пришло к нам.

Костя : Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА, а вторая – ВИТА, из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ.

– А у Кости есть вопрос для класса.

– Как по-другому называют алфавит? (азбука)

Учитель: Мила тоже провела мини – исследование и расскажет нам о происхождении слова азбука.

Мила: Слово АЗБУКА появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась тогда АЗ, а буква Б – БУКИ. Из этих названий – АЗ и БУКИ – и получилось русское слово АЗБУКА.

– Каким одним слово можно назвать слова алфавит и азбука?

Сино́нимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение

– А Володя поделится информацией и расскажет о том, кто составил славянскую азбуку.

Володя: Более 1000лет назад Русь приняла христианскую веру и вместе с верой славяне получили письменность. Сначала славяне вместо своих знаков стали использовать латинские и греческие буквы. Но это было неудобно т.к. эти буквы не могли передать все звуки русской речи.

И тогда греческий философ Кирилл (по-русски мудрец) со своим старшим братом Мефодием составили славянскую азбуку. В ней было сначала 42 ,а потом 38 букв.

Часть их взята из латинского алфавита, а некоторые придуманы специально для передачи звуков славянской речи. Так появилась азбука, которую в память о создателе назвали кириллицей. Слайд 14

Учить такую азбуку было сложно. С течением времени многие буквы утратились, поскольку исчезли звуки, обозначаемые этими буквами

Наши предки учились по такой азбуке.

– Каким источником вы пользовались?

(Интернет – Википедия, толковый словарь, помощь родителей)

Учитель: А сколько же букв в русском алфавите? (33)

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий.

А для чего нужно знать алфавит? Ваши предположения.

По алфавиту можно:

  • найти книгу в библиотеке;
  • карточку больного в поликлинике;
  • слово в словаре;
  • информацию в справочнике.

– Давайте проверим, совпадают ли ваши предположения и выводы с правилом на стр. 68.

Освоение правил орфоэпии (литературного произношения), анализ слов с вариативным ударением.

– А теперь обратимся к рубрике «Говори правильно»

– Прочитайте слова.

– Какую смысловую связь можно установить между этими словами? (в библиотеке есть каталог, который составлен по алфавиту)

– Значение, какого слова является для вас новым? (каталог)

– Запишите слова, поставьте ударение, а с электронным словарём поработает Ирина. (Зачитывает значение слова каталог)

Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё… (алфавит)

Все мы знаем, что сейчас весна и в это время года каждый человек нуждается в витаминах. Выполняя следующее задание мы не только повторим алфавит, но и соберём корзинку с яблоками. Слайд 15

  • назовите первую букву алфавита (а);
  • шипящая, которая стоит после буквы ч (ш);
  • десятая буква алфавита (и);
  • о какой букве идёт речь?

Буква е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.

  • буква, которая стоит между буквами к и м (л);
  • после буквы м (н);
  • парная буквы б (п);
  • глухая непарная, может быть мягкой и твёрдой (х);
  • последняя буква алфавита (я);
  • буква, обозначающая мягкость согласных на письме и не имеющая звука (ь).

Вывод: что помогло нам выполнить это задание? Знание алфавита.

Физминутка

V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Работа в парах.

– А сейчас мы обратимся к учебнику и выполним упражнение 157 на стр. 68

– Прочитайте.

– Знакомы ли тебе эти имена и фамилии? (чтение по цепочке)

– Перепиши фамилии знаменитых людей России в алфавитном порядке.

(Проверка)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Работая в парах каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Проверка по алфавиту.

Работа в группах. (Проверка на компьютере) Слайд 16

Первая группа – Запишите в алфавитном порядке имена:

Алексей, Андрей, Борис, Иван, Мария, Яков.

– На какие две группы можно разбить данные слова? (имена мальчиков и девочек, слова, которые начинаются с гласной и согласной буквы)

Вторая группа – Запишите в алфавитном порядке названия цветов: Слайд 17

Астра, василёк, гвоздика, мак, роза.

– Какие из этих слов являются многозначными? (Роза, Василёк)

– В каких словах все согласные твёрдые?(астра, мак, роза)

Третья группа – Запишите в алфавитном порядке названия деревьев:

Слайд 18

Берёза, дуб, клён, липа, осина, сосна.

– Исключите лишний предмет, по какому – либо признаку.

(хвойные и лиственные, весна и лето)

Четвёртая группа: Запишите в алфавитном порядке название городов:

Астрахань, Брянск, Владивосток, Киев, Москва. Слайд 19

Назовите столицу нашей Родины.

– В каких словах количество звуков и букв не совпадает? Почему?

(Киев, Астрахань)

Пятая группа – Напиши фамилии писателей в алфавитном порядке.

Драгунский, Житков, Пушкин, Толстой, Чехов.

Слайд 20

Шестая группа – Запиши фамилии космонавтов по алфавиту. Слайд 21

Гагарин, Джанибеков, Гречко, Терешкова, Рюмин.

Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

Мы гордимся тем, что живем в стране, которая первой открыла космические дали. Теперь уже очень много людей побывали в космосе, не только наши, но и американские космонавты, но мы были первыми. Космонавтов в мире свыше 500 человек, но первым из них навсегда останется наш Гагарин, открывший человечеству дорогу в небо.

VII . Итог урока.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Давайте подведем итог.

– Ребята, запомнить лучше алфавит поможет нам замечательная песенка.

Слайд 22

Достиг ли урок цели?

– Каким способом? (объяснение учителя, сообщения одноклассников, работа по учебнику, со словарём, алфавит)

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


2. "Подарки" (идея подсмотрена )
Насосы очень любят накачивать шины у велосипеда. Когда насосы работают, они "поют" свою любимую песенку - звук [С]: С-С-С. У насосов сегодня день рождения! Давай подарим им те подарки, в названии которых есть звук [С]! Что ты подаришь?

3. Гимнастика.
На улице холодно, дует ветер, идёт снег. Покажи, как ты замёрз, съёжился! Давай изобразим как мы на улице лепим снеговика (имитируем движения). Поработали, отогрелись, расслабились.

4а. "Ловишки" (очень хороший !)
Я буду называть разные звуки, но если среди них услышишь звук [С], ты должен "поймать" его, хлопнув в ладоши.
= мм-ррр-ссс-т-с-п-ф-ш-ф-с
= мма-ррра-та-сса-фо-ту-пу-кы-су

4б. Когда услышишь слова с буквой "С" - хлопни в ладошки!
= сосна, ваза, лиса, Вася, заяц, озеро, осина

5. Игра с мячом "Эхо" (подсмотрела )
Я буду "бросать" тебе буквы, а ты возвращай мне слоги!
= с, а - са
= с, и - си
= с, у - су
= с, о - со

6. Твёрдый и мягкий "С"
* Прочитай слоги! ()


* Определи сам, в каких словах С твёрдая, а в каких - мягкая! (можно попроисть ребёнка сильно и слабо стучать по столу, или топать ногой и хлопать в ладошки, или раскладывать в разные чашечки шарики, или строить из кубиков пирамиду, и т.д.)
- сад, карась, рис, бусы, синий, суп, синичка, снегирь, лиса, Серёжа, лес, сирень, сметана, середина, мясо

7. Найди спрятанные буквы "С". Обведи их. ()

8. Раскрась колокольчик с буквой "С" .()

9а. Обведи контур букв "С" .()

9б. Буква "С" ()

9в. Прописная буква "С" ()

10. Найти буквы "С" (взято )

11а. Рабочий лист про букву "С" ()

11б. Рабочий лист из "Запоминаю буквы" (нашла )

11в. Рабочий лист из "Говорим правильно"

11г. Рабочий лист из "Учим буквы играя"



12. Игра "Эхо" (подсмотрено )
Я буду произносить слова, а ты конец слова (эти отдельные слова будут начинаться на букву С) (лучше всего приготовить слайды).
= барсук (сук), место (сто), песок (сок), заслон (слон), присоска (соска), восемь (семь).

13. Игра "Улитка"
Можно просто попросить ребёнка называть по порядку все слова в улитке, уделяя должное внимание звуку С, или же бросать кубик и продвигаться на соответствующее количество клеточек, попутно называя предметы.


14. Игра "Волшебные фигуры".
Предложить ребёнку рассмотреть картинки с изображением предметов, назвать эти предметы. Затем обвести в КРУГ редметы, в названии которых слышится звук "Ш", в КВАДРАТ те предметы, в названии которых слышится звук "С", в ТРЕУГОЛЬНИК - со звуком "Ж". (подсмотрено )


15. Слова на букву "С"
Те слова, которые со звёздочкой, пусть назовёт во множественном числе.




16. "Что ты видишь на рисунке?" ()
Ответ: маска, каска, миска, киска


17. Игра "Следы".
Определить чьи эти следы на картинке.


18. Найти на картинке 20 слов, начинающихся на букву "С" (взято )


19. Игра-бродилка с буквами С и З (взято

Подготовила учитель - логопед

И.П. Петенкова

Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует множество разнообразных приёмов, помогающих запомнить графический образ букв.

Например, буквы можно лепить из пластилина или соленого теста, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных шнурков и цветной проволоки, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.

Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильно опознавать «наждачные» буквы. Для этих целей полезно использовать тактильные карточки, на которых буквы выполнены из различных материалов: круп (фасоль, горох, греча), текстильные материалы (бархат, драп, шелк), бросовый материал (полипропиленовые трубки небольшого диаметра, колпачки, крышки, поролоновые губки и т.д).

Полезно использовать приём « дермолексия» , когда педагог или родитель на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.

Полезны задания, усложняющие узнавание букв, это - « Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы».

Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв - предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И?; из Щ - Ц? и т. д.)

На развитие памяти и внимания возможно использовать игры с буквами: «Какой буквы не стало» , «Что изменилось?» «Найди такую же», «Подружи две буквы» и т.д.

Игра «Волшебный мешочек» - где ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы развивает тактильную память особенно интересна детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Также можно использовать приём, когда ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции - «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

Найди и закрась буквы

Найди и закрась гласные красным цветом.

Найди и закрась согласные:

Найди и закрась всегда твёрдые согласные синим цветом.

Найди и закрась всегда мягкие согласные зелёным цветом.

Найди и закрась только буквы.

«Стёртые буквы» (гласные)

Узнай и назови буквы

«Пунктирные буквы» (согласные )

Узнай и назови буквы

«Зашумленные буквы»

«Найди правильно написанные буквы»

Как быстрее всего выучить буквы с ребенком? Самый простой способ - это повесить плакат с алфавитом на стену и регулярно озвучивать его ребенку… Но… не для всех детей такой метод работает! К сожалению, многим деткам очень быстро становится скучно, и они просто "сбегают" от таких занятий.

Если вы попали в такую ситуацию - не отчаивайтесь! Существует множество веселых игр на изучение букв, которые обязательно понравятся вашему ребенку!

Перед началом изучения букв важно не забыть:

Большинство педагогов-дошкольников сходятся в том, что, лучше всего учить с детьми «звуковую» интерпретацию букв (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б» и т.д.).

Это делается для того, чтобы впоследствии ребенку было намного легче учиться складывать слоги.

Сравните, в каком случае ребенку будет легче «сообразить» как составить слог:

Звуковой вариант: «Б» + «А» = «БА»

Буквенный вариант: «Бэ» + «А» = ????? - по логике вещей детям часто хочется в этом месте сказать «БэА», и вот тут-то и возникает основная проблема, с которой сталкиваются многие родители, научившие детей «классическим» названиям букв (типа «Бэ» «Вэ» и т.п.) - при чтении слогов ребенку трудно мысленно отбросить от «Ка» звук «а», от «Вэ» - звук «э» и т.п. (им хочется читать не «ВА», а «ВЭА», не «БУ», а «БэУ» и т.п.)

И эта сложность становится серьезным препятствием для обучения ребенка навыку соединения отдельных букв в слоги.

Поэтому изучение «звуковой» интерпретации букв будет намного предпочтительней.

«Учим буквы весело!» - развивающие игры для нескучных детей!

1. Раскрашиваем.

Тут все просто! Можно скачать из интернета раскраски с буквами и предложить ребенку их раскрасить. Ребенок будет с интересом заниматься творчеством, а заодно закреплять знания о новой букве.

Чтобы процесс раскрашивания не наскучил ребенку, нужно использовать для этого разные интересные техники:

Раскрашивать буквы не только карандашами, но и красками, восковыми мелками, штампами;

Раскрашивать пальцами, используя пальчиковые краски;

Использовать нетрадиционные техники рисования (ватными палочками, скомканной бумагой, кляксами и т.п.).

2. Укрась букву.

Дети с удовольствием будут буквы украшать!

Украшать их можно пластилином, аппликацией, цветными стеклышками, детальками конструктора… да всем чем хочешь!

Попробуйте украсить букву «А» - арбузиками, букву «Б» - бананами и т.п.

3. Лепим.

Очень полезное занятие - лепить буквы из цветного теста или пластилина. А если соединить лепку с прослушиванием песенок Екатерины Железновой из альбома «Музыкальный букварь» (в которых очень интересно «пропевается» весь процесс лепки) - то лепить будет еще веселее.

Замечательные мамы, увлеченные развитием детей, давно уже сделали из этих песенок забавные видео и выложили их в сеть.

Вот так например, играя и просматривая веселый ролик, можно весело и интересно слепить букву А:

Палочки две наклоните,

Наверху соедините,

Перекладина одна -

Как палатка буква А!

4. Половинки - игра на закрепление знаний об уже знакомых буквах.

В процессе изучения алфавита важное значение имеет процесс повторения. Еще бы! Ведь пока дойдешь до "Я" - надо постараться букву "А" не забыть .

Процесс повторения уже усвоенного материала будет веселее с игрой «Половинки»!

Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две части, перемешайте.

Предложите ребенку «сложить» буквы из двух половинок.

5. Мемори.

Для закрепления пройденного материала также подойдет всем известная игра «Мемори» (заодно и внимание с памятью тренируются). Понадобятся набор карточек, в котором каждая из картинок с определенной буквой представлена в двойном экземпляре.

Перемешайте карточки и разложите их перед ребенком белой стороной вверх.

Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных еще не перевернутых. Игрок ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки и проверяя, что на них нарисовано.

Открыл не ту букву? Переверни ее обратно белой стороной вверх и ищи пару дальше!

Когда нужная карточка найдена - игрок забирает две карточки себе и игра продолжается, пока к каждой карточке не будет найдена пара.

6. Пишем на манке.

Дети обожают рисовать на манке! Без исключения все - от мала до велика! Даже если вашему ребенку уже 10 лет и он кажется уже «таким большим», поверьте от рисования на манке он придет в восторг!

7. Лото и фольга.

Еще один способ изучения и повторения букв - лото.

Не все дети относятся к буквенному лото с энтузиазмом. Для того, чтобы заинтересовать ребенка этой игрой можно использовать фольгу или бумагу.

Подготовьте игровое поле, а также заверните в фольгу или бумагу фигурки букв.

Предложите ребенку развернуть букву и положить ее на свое место на игровом поле лото.

Лото может быть звуковым - в этом случае нужно положить букву на карточку, на которой нарисован предмет, который начинается на эту букву.

8. Буквоед.

У вас дома может появиться веселый Буквоешка. Проще всего для этого взять перчаточную куклу или мягкую игрушку.

Например вот этот петушок -

очень необычный! Он ест буквы! Ну-ка! Дай ему покушать букву Б! А теперь он хочет букву А! Ах как вкусно ты петушка кормишь!

В буквоешку можно поиграть и по-другому:

В этой коробочке живут смешные человечки. Они не едят ничего кроме букв. Давай их покормим? (ротики человечков - прорези в коробке).

Вот их еда (рисуем буквы фломастером на фасольках):

Кормим человечков (каждому человечку свою букву, если малыш ошибется - человечки весело плюются, закрывают ротик и требуют чтобы их покормили другой едой, которая им больше подходит (фасолькой со "своей" буквой):

9. Конструируем.

Выкладываем силуэты букв из счетных палочек, спичек, конструктора Лего и всего остального, что попадется под руку:

Некоторым детям может быть трудно строить буквы из подручных материалов (особенно если малыш младше 3,5 лет).

С такими детками можно конструировать, используя метод «наложения».

Для этого можно нарисовать вот такие простые схемы:

Также, для того чтобы строить буквы, можно использовать музыкальный букварь Железновых, о котором уже писалось в п.3 этой статьи.

Например стихи и песенку, которая описана в п.3 для "А" можно использовать и для конструирования этой буквы из палочек (Палочки две наклоните, наверху соедините, перекладина одна - как палатка буква А! )

11. Протыкалочка.

Нарисуйте букву на бумаге. Положите лист бумаги на ковер или мягкий диван и вручите ребенку зубочистку (предмет конечно острый… но в 90% случаев дети легко обучаются технике безопасности и проблем не возникает). Попросите его украсить буковку дырочками (проткнуть букву по контуру).

12. Обводилочка.

Это отличная игра, для того, чтобы научиться писать буквы.

Нарисуйте букву красками. А затем попросите ребенка обвести её другим цветом… или несколькими цветами. Букву конечно лучше нарисовать на листе А4.

Таким способом можно даже «писать» целые слова:

13. Связь букв и звуков.

Посмотри, эти зверики потеряли свои буквы:

На какой звук начинается «Слон»? Правильно, на «С». Где же наша буква «С»? Давай вернем ее слонику!

14. «Найди!»

Найди на этой картинке все буквы «К» и обведи их в кружок!

А на этой картинке - все буквы "Т":

Найди все красные буквы «М»… А теперь синие … А теперь оранжевые и т.п.

А теперь посчитай - сколько букв "М" всего ты нашел?

15. Игры с мозаикой.

Выложи букву из мозаики по образцу:

Вариант попроще и поинтереснее:

Раскатываем тесто, рисуем на ней буковку фломастером… и украшаем ее мозаикой!

Украшать буквы на тесте можно также и другими предметами, например крупой:

16. Подвижная игра «Беги к букве»

Эта игра хороша тем, что она подвижная - она больше похожа на веселую игру в "догонялки", а не на процесс обучения. Её можно использовать вместо подвижной паузы на занятии чтобы отдохнуть с пользой.

Развесьте на стенах комнаты изображения различных букв (вы можете использовать буквы, которые "украшали" вместе с ребенком).

А теперь даем команду ребенку: «Быстро-быстро беги к букве C!».

А теперь к букве «А»!

Эта игра не только помогает изучать буквы в движении, она также развивает внимание и память.

Если ребенок отказывается бегать по вашей команде - можно взять его за руку и побегать вместе с ним.

Очень интересную вариацию этой игры придумала и предложила на своем сайте Наталья Чистоклетова (). Это игра - "Закрой букву ладошкой":

Игра "Накорми монстрика":

17. Подвижная игра «Прыг-скок-команда!»

Эта игра тоже подвижная, и поэтому дети ее тоже очень любят!

Помните веселую передачу «Прыг-скок-команда» на канале «Карусель»?

Играть в «прыг-скок-команду» можно и с буквами!

Берем кубик с буквами! (если нет готового - его можно сделать…. Ну уж в крайнем случае просто перевернуть карточки с буквами вниз изображением и вытягивать их по одной).

Например вот такой простой кубик можно сделать, используя детский кубик, скотч и бумагу:

Бросаем кубик…. Что у нас выпало? Ага! «У».

Что бывает на «У»… Улитка? Давай ее покажем (кладем подушечку на спину и начинаем ползать по полу).

А теперь что? Буква «С». На «С» у нас слон! Давай его тоже покажем!

18. Звуковой плакат.

Моя дочь выучила буквы за пару месяцев самостоятельно, без какой-либо помощи с моей стороны…

А помог мне в этом - звуковой плакат!

Смысл его действия прост - ребенок нажимает на картинку с буквой - плакат произносит как звучит звук, который она обозначает.

Сколько сил и времени я сэкономила, благодаря этому плакату… И потратила их на другие полезные игры с дочерью, которые без моего участия не состоялись бы.

Единственное «Но!» - лучше покупать плакаты, которые работают в режиме изучения не названия букв (например «Ка», «Ша», «Бэ» и т.п.), а названия звуков, которые обозначают эти буквы (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б»). О целесообразности такого изучения уже говорилось в начале статьи. Плакатов, которые предлагают «звуковое» звучание каждой буквы, сейчас довольно много.

Конечно в этой статье приведены не все возможные способы изучения букв с ребенком - на самом деле их намного больше! Играйте, играйте и не переставайте играть - лучшего способа обучения ребенка не существует!