Немецкая национальность. Немцы — сдержанные и харизматичные. Внимание к теннису

Далекими предками немцев были германские племена, ставшие также прародителями англичан, австрийцев, шведов, норвежцев, датчан, голландцев и исландцев. Немецкий народ один из самых многочисленных среди германской группы. По примерным подсчетам по всему миру расселено около 100 млн. человек этой нации, более 80% из которых проживает в Германии.

Этногенез немцев

По одной из версий название «немцы», употребляемое во всех славянских языках, произошло от племени неметов, существовавшего в античности. Самоназвание Deutsche происходит от древнегерманского слова «народ». В большинстве европейских языков название немцев происходит от латинского слова German.

Этническими предками немцев были хаты, гермундуры, свевы, алеманы и другие племена, объединенные в герминонокие племенные группы. Они являлись прародителями баварцев, гессенцев, тюрингов. Сейчас это австрийцы и швейцарцы, говорящие на языках германской языковой семьи. Племена франков, населяющих территории вдоль реки Рейн, образовались в другую племенную группу – истевонскую. Третья группа – ингевонская — сформировалась из англов и саксов, переселенцев с острова Британии, а также фризов и ютов. Большинство их потомков проживает в Северной Германии в наши дни.

Из-за климатических изменений и последовавшим за ними похолоданием в III-V вв. в Европе началось Великое переселение народов. Вынужденная миграция повлекла исчезновение одних германских племен и объединение других в более крупные группы. Так исчезли бургунды и лангобарды. Сегодня об их существовании свидетельствуют только названия областей во Франции и Италии.

Сильнейшее влияние на формирование немецкой нации и языка оказали франки, которые в V веке сформировали собственный диалект, отразившийся на верхненемецком наречии. Франкское племя состояло из двух больших групп — салических и рипуарских франков. Говор первых сформировал голландский и фламандский язык, рипуарский диалект лег в основу верхненемецкого наречия. Именно франки завоевали Францию и Италию, создав на их территориях феодальное государство.

В X-XI веках произошло ослабление франков и усиление влияния саксов. Их государство носило название Тевтонское и именно в нем проявились первые признаки целостности и единения немецкого народа. Эти черты отмечаются в архитектуре и памятниках того времени.

Активная завоевательная политика в X в. привела германские племена к завоеванию итальянских земель и преобразованию Тевтонского государства в Римскую империю. В XIV веке произошло расширение германских владений на Восток, были завоеваны территории поморских славян. Началась колонизация славянских земель, в результате которой произошло смешивание германского населения со славянским и сплочение первого на покоренных землях.

Несмотря на формирование общегерманских основ, долгое время Германия была раздробленной. И лишь в XIX в. при активном вмешательстве прусского короля начались процессы централизации, закончившиеся образованием Германской империи и сплочении народа. Принято считать что процесс формирования единой нации завершился в 1871 году.

Религия и обычаи немецкого народа

Большая часть населения являются протестантами и католиками, и отмечают христианские праздники – Рождество и Пасху. Праздник Адвента — ожидание пришествия Иисуса Христа в мир и День Святого Николауса — отмечаются только среди немецкого населения. Особое место занимает Вальпургиева ночь, названная в честь проповедницы христианства святой Вальпургии.

Самыми популярными праздниками в Германии считаются пивные фестивали. Самое масштабное торжество – Октоберфест, за период его празднования выпивается более миллиона галлонов пива.

Национальный костюм немцев

Традиционная немецкая одежда оформилась в XVI- XVII веках. В некоторых районах Германии – Верхняя Бавария, Шварцвальд, Гессен, она и сегодня частично сохранилась среди старшего поколения.

Женский костюм представляет собой корсет поверх кофты или рубашки с рукавами. Нижняя часть состоит из сборчатой юбки и фартука. На голову надевался платок, повязанный разными способами.

Мужской национальный костюм состоит льняной рубахи, заправленной в короткие штаны. Нижнюю часть ног прикрывают высокие гольфы.

Язык и письменность

Началом зарождения немецкого языка и письменности считаются VIII-IX вв., когда появляется первое упоминание диалекта германского народа Восточнофранкского государства — «teudisca lingua» (тевтонское наречие). В XI-XII веках сложилось множество диалектов, похожих между собой – баварский, алемандский, среднефранкский, нижнесаксонский. Поэты того времени пользовались верхненемецким диалектом.

У истоков немецкой письменности, формировавшейся в XV веке, стоят известные литераторы: Томас Мурнер, Себастьян Брант и Ульрихом фон Гуттен.

Примечательно:

  1. Характерной чертой немецкого народа является их педантичность, тактичность и аккуратность. Эти качества проявляются во всех сферах жизни.
  2. Из-за удивительного смешения христианства и древних обычаев, ежегодно в Вальпургиеву ночь (30 апреля) отмечается не только день памяти христианской святой, но и языческий праздник плодородия, а также время пробуждения нечистых сил, пиршество ведьм и колдунов.
  3. В немецких семьях принято делить счет пополам, супруги платят каждый за себя, то же касается и бюджета.
  4. Наряду с пивом, которого в Германии насчитывается несколько тысяч сортов, любимыми продуктами немцев считается более 1000 различных колбасок, хлеб, выпекаемый более чем по 300 различным рецептам и минеральная вода, представленная 500 вариантами.
  5. По одной из распространенных в Германии версий, немецкий язык мог стать официальным в США, так как в XVIII в. при голосовании на его определение английский язык победил с перевесом лишь в 1 голос.
  6. По количеству завоеванных за всю историю Олимпийских игр наград немцы уступают только американцам.

Сегодня я постараюсь ответить на этот всеми любимый вопрос: немецкая нация / немцы — какие они? Здесь и сейчас я расскажу вам о них со своей точки зрения и опыта общения с ними=)

По своей натуре немцы конечно же правильные…даже бывает через чур правильные… Любят они во всем порядок и точность. Думаю это известно всем..Но особенно это впечатляет, когда ты реально живешь в Германии либо едешь туда в качестве туриста, как минимум, на полмесяца, и видишь все эти качества немецкой нации своими глазами.

1. Граждане Германии чаще всего соблюдают все правила, начиная от государственных законов до семейных. Также, они очень пунктуальны и не любят, когда опаздывают. Работу они заканчивают также пунктуально: если в 18.00 конец рабочего дня, то значит они встают и идут домой.

2. Немцы общаются со всеми (кроме друзей) всегда на «Вы» (Sie) и не потерпят, чтобы их называли на «ты» (если конечно они сами не разрешат). Это считается неуважением и хамством.

3. Когда я каждое утро еду на учебу, то всегда вижу эту пунктуальность и этот порядок. Например, в расписании написано, что трамвай приедет в 07.36 — значит он приедет точно в это время! И это реально так…я не знаю, КАК они это делают, но это круто!

4. HALLO=) Немцы всегда здороваются друг с другом, даже если не знакомы (с тем же кассиром, водителем трамвая, соседом, дворником, уборщицей и т.д.). Для меня это было просто невообразимо впечатляюще, что со мной все здоровались=) Так что теперь я со всеми здороваюсь хаха

5. Чаще всего, немцы очень организованы и дисциплинированы. У них всё должно быть i n Ordnung . Это видимо у них в крови.

6. Они любят экологию и окружающую среду. Поэтому они придумали сортировку мусора и цветные плакетки на машины, которые не разрешают потенциально опасным окр.среде машинам заезжать в экологические зоны и центры городов.

7. ! Они очень любят путешествовать, особенно в пожилом возрасте. Это, в принципе, одна из самых путешествующих наций в мире.

Оооо даааа…..конечно..конечно это всё так, как написано выше, НО в основном это касается тех немцев, воспитанных во времена наших бабушек и мамочек. Это немцы от 35 лет, даже нет..от 40 лет и выше. И причем даже они не все такие. Да, то, что написано выше это ПРАВДА…но это та правда, которая не касается абсолютно всех всех немцев!

И эти шаблоны про пунктуальность и чистоплотность тоже по-тихоньку начинают исчезать…И то, что они все прям культурные — также уходит в прошлое маленькими шажками….

Сейчас немцы более раскрепощены и иной раз непунктуальны…Не все они бросают мусор в мусорку..Это чаще касается больших городов — там вы точно найдете на улицах кучу окурков, харчков, мусора в некоторых районах.

Еще немцы, когда ссорятся или в ярости, то орут на всю улицу и им всё равно, что вокруг люди, общество и т.п. Однажды я шла с девочками и увидела такую ситуацию — парень с девушкой сидят на лавочке. Она рыдает во всю, что есть силы. Парень орет на нее до посинения. Выглядит это ужасно, хоть уши и глаза закрывай. И такие ситуации видела и вижу частенько. А про немецких фанатов…, если они тоже в ярости, то не хуже наших=) Так что никаких приличий.

Иногда Вам могут и грубо ответить не особо воспитанные немцы…на это реагировать вообще не надо, т.к. это везде может быть и в России, и во Франции и в Италии и везде таких невоспитанных людей хватает.

Кстати тот миф, что на красный свет пешеход-немец стоит, когда вообще нет машин вокруг…- бред. Они спокойно переходят дорогу на красный, при условии, что нет вблизи машин, и им по фигу, что их могут оштрафовать=) Нееет, ну конееечно есть и те немцы, которые стоят на красный, когда вокруг ни души))) смотрится забавно…

Немецкая молодежь — какая она?


Про немецкую молодежь вообще можно целую оду написать=) Практически все они разукрашены с головы до ног в прямом смысле этого слова….Начнем с волос…И девушки и женщины (вроде уже как бы взрослые), и парни/мужики красят волосы как попало, в какие попало цвета, начиная от ярко-красного до ярко синего…В общем, используют все цвета радуги. Также прически у них прическами назвать сложно — кое-где выбрито, пол головы например или еще какая-то часть…О майн Готт…


Далее, разрисованы они еще татуировками — прям с головы до ног. Я не знаю, что это за мода такая, чтобы ну прям всё тело разрисовывать..вроде век племен прошел или? Я не имею ничего против тату, но когда это красиво и не перебарщивают с этим… Тоже хочу заметить и про пирсинги — прокалывают всё тело..То есть, если вы увидите девушку с полностью проколотым лицом (уши, нос, щеки, брови, губы, язык) — это «нормально» типа…Ну видимо им так нравится..ну пусть..

Также, молодежь много курит, уже начиная с 14 лет! Девочки/девушки/женщины идут с сигаретой в зубах. И это конечно не все немцы, но бОльшая часть. И это уже перечеркивает тот факт, что немцы за экологию…какая тут экология, если все курят???

Ну и есть молодежь, которая не думает о высшем образовании..думает о тусовках и о том, что им государство будет каждый месяц давать социал. Да, есть немцы, которые делают планы на будущее, поступают в универы, строят карьеру — это круто, их уважаю…Но знаете, в их универах намного больше иностранцев (те же китайцы/японцы), чем самой немецкой нации учится! Немцам проще делать аусбильдунги, чем вышку. Хотя…в универ у них тоже очень сложно поступить…но китайцы ведь как-то поступают LoL=)

Сервис у немцев?

Насчет сервиса в Германии могу сказать, что он достаточно хороший. В этом плане немцы и приезжие эммигранты стараются=) Отели, даже 2-3 звезды, предоставляют в основном хороший сервис, а 5 звездочные соответственно еще лучше. Но конечно в немецких отелях не так пафосно, как в московских. Но зато чисто приятно и уютно=). Утром всегда будет утренний завтрак, там вы наедитесь до отвала и хватит вам это чуть ли не до вечера. Очень вкусненько все. Также, антисанитария исключена, в Германии все строго проверяется, особенно, когда речь о продуктах и нормах гигиены. Так что, если вы приедите не в 5 звездочный отель, то вы все равно останетесь довольны обслуживанием и сервисом.


Немецкая нация и порядок?

Насчет того, что немецкая нация обожает порядок во всем — это в принципе правда…Например, есть такое правило — в квартирах и на лестничной площадке не шуметь (в какое-то определенное время, например, после 22.00 или с 13 до 15.00) и они не шумят и терпеть не могу, когда эмигранты не соблюдают это правило…Если у кого-то днюха и после 22.00 играет музыка (пускай еле слышна за пределами квартиры), то либо немец-сосед придет предупредит тебя либо вызовет Полицай, чтобы вас успокоили=)

Также, если машина стоит не на том месте, на котором разрешается ставить машины, то немцы на это глаза не закроют и поставят вам жирный штрафик за это=) И впредь, не будете ставить не туда машины..В принципе, это хорошо действует на народ и из-за этого образуется порядок на дорогах.

Насчет небольших городов….там можно лицезреть спокойствие и порядок это точно…Все улочки обычно чистые и ухоженные, деревья подстрижены..мусор мало где валяется, а то и вовсе не валяется. Если еще пройти на улицу, где стоят частные дома, особняки (а в Германии очень распространены такие районы), то вы попадете в необычайно красивое место=) Там можно спокойно погулять и посмотреть на дома, их дизайн (какй только не придумают) и уют. все дорожки и земельные участки возле домов убранные, украшенные всякими фонариками, фигурками…дома очень опрятные и ухоженные..Это прям диву даешься, что такое существует..Знаете, как будто очутился в сказке Гензель и Гретель братьев Гримм! Также и в деревнях — деревни у них похожи на очень маленькие и уютные города…Очень приятно там гулять и любоваться той красотой — аж самому захочется жить в одном из таких домов=)

Немцы не пьют? Русские алкоголики?

Совсем не правда! Русские, если пьют, то редко да метко…А вот частенько после работы идут в бар за пивом..Они пьют пиво каждый день можно сказать…либо такой напиток, как Кройтер (Kräuter — травяной напиток с алкоголем ) . Также по праздникам (это касается больше немецкой молодежи) они затариваются ящиками водки, пива и еще какого-нибудь алкоголя и также напиваются и буянят! Так что ничем от нас русских не отличаются и нашу водку очень любят=) Только делают вид, что не пьют…а сами=) Про немецких девушек вообще отдельная история…еще ни разу не видела в жизни, чтобы девушка так «бухала» водку и другие спиртные напитки! Я, когда такое увидела — рюмка за рюмкой — так у меня глаза на уши полезли и волосы дыбом везде встали! Не понимаю, как их организм это выносит?? (Конечно не все 100% такие, что немного радует).

И еще пару слов насчет …Дети..важный вопрос в жизни страны..Очень низкая рождаемость..Девушки в основном думают о своей фигуре и карьере, а не о том, чтобы родить здорового ребенка…Поэтому Германию пополняют детками в основном эммигранты. Вот так вот..А если хотите более подробнее почитать об этой проблеме, то читайте эту статью: «»

Тааак…думаю много я тут написала…и думаю больше отрицательных черт..Но могу сказать, что Немецкая нация/Немцы — они разные. Есть адекватные воспитанные, даже среди молодежи, а есть и грубияны/халявщики, не думающие о завтрашнем дне..Знаете всех хватает..И я думаю, что в каждой нации такое есть. Так что нужно знать не только одну сторону..лучше знать все стороны характеров и черт нации… Конечно более приятно общаться и смотреть на тех немцев, кто ведет себя прилично, приятно выглядит, ухаживает за собой, у которых нет расовой неприязни, которые культурно развиты и умеют хорошо держать себя в обществе — но чаще всего это немцы, которым за 30-40 лет либо те, которые воспитаны во времена наших бабушек и мам=) Вообще, можно еще много чего написать про эту, в основном, пунктуальную и любящую порядок нацию…но пока хватит и на этом. Вот такие вот пироги и немецкие крендельки=)

Германская народность формировалась на протяжение долгих веков, путем объединения племен и рас. Славяне, кельты, бритты и финны стали основополагающими этническими группами, благодаря которым появилась германская народность.

В начале нашей эры германцы делились на восточных, северных и западных. Восточными представителями являлись: чоты, бургунды и вандалы. Западными - свевы, франки, хатты, херуски, хавки, баттавы, убии и (Marcomanni). Северными - тевтоны и свионы.

Конечно, сейчас от этих племен и объединений ничего не осталось. И все же современные жители Германии пытаются сохранить то, что им передали предки - диалекты, традиции и обычаи.

Народы, населяющие Германию

Если говорить о современном коренном населении Германии, то стоит отметить меньшинства - сорбы, датчане и фризы. Они являются представителями древних народностей, которые постепенно вытесняются современниками.

Сегодня основной частью населения этой станы являются немцы, но иммигранты тоже вносят свой вклад в состав Германии. Из представителей других стран там можно встретить турков, россиян, поляков, казахов, итальянцев и греков.

Как говорилось выше, германцы являются основной частью населения Германии, но и среди них встречаются те, кто когда-то переехал в эту страну или был рожден в семьях иммигрантов.

Представителями стран, получившими гражданство являются: датчане, черногорцы, итальянцы и сербы. Намного реже встречаются американцы, австралийцы и мальтийцы.

Стоит отметить тех, кто говорит на русском языке, проживая в Германии. Большое число русских переехало туда после распада СССР, получив немецкое гражданство.

Несмотря на то, что основным языком является немецкий, в Германии имеется множество диалектов - фризский, швабский, баварский, франконский и макленбургский.

В религиозном плане это достаточно неоднородная страна. Некоторые исповедуют христианство, некоторые протестантство, а кто-то католицизм. Помимо этого Германия включает в себя мусульман и иудеев.

Культура и быт народов Германии

Германия учит и прививает своему населению определенные качества и черты. Что же объединяет всех жителей Германии?

Во-первых, это любовь к порядку и идеализм. Немцы любят, чтобы все было чисто, красиво и правильно. Это касается всех жизненных сфер - семьи, работы, общества, личной жизни. Именно поэтому многие стремятся к тому, чтобы стать гражданами этой страны. В ней практически все идеально.

Во-вторых, ответственность перед законом. Жители Германии никогда не спорят с властью. Все, что закреплено законодательно, приносит им покой и блага. Поэтому немцы избегают нарушения правил. Они искренне любят и уважают представителей власти за то, что они обеспечивают им достойную жизнь.

В-третьих, любовь к труду. Немцы очень щепетильно подходят к каждому заданию. Они ничего не оставляют на потом. При этом, выполняя какую-то работу, пусть даже самую обыденную, они прикладывают все усилия для того, чтобы результат был идеален. У немцев все под контролем, каждый день расписан подетально, поэтому они никогда ничего не забывают и ведут продуктивную жизнь.

Также немцы очень пунктуальны. Для этого нет никаких веских причин, все то же желание идеализировать сою жизнь. Помимо этого, они понимают насколько важна каждая минута времени для себя и окружающих.

Немцы по натуре очень экономный народ. Все, что связано с цифрами, перепроверяется много раз, чтобы не ошибиться. Постоянные перерасчеты происходят как на работе, так и в личной жизни каждого жителя Германии. Люди привыкли записывать свои доходы и расходы, выводить из этого среднее, для того, чтобы увидеть свои ошибки или достижения.

Традиции и обычаи народов Германии

Традиции немцев сделали Германию такой, какой ее представляют большинство людей. Они берут свое начало из далеких времен и сохраняются по сегодняшний день - костюмы, кухня, архитектура, музыка и песни.

Одной их старых традиций является свадебная церемония в городках и селах. В ночь перед торжеством подруги невесты бьют посуду на пороге ее дома, чтобы брак был счастливым и долгим.

А одной из традиций рыбаков является состязание на лодках. Они пытаются опрокинуть лодку соперника, при этом каждый из рыбаков одет в традиционный баварский костюм.

Современная жизнь также внесла свой немалый вклад в традиции немцев. В Германии ежегодно проходит Парад Любви, сопровождающийся концертом электронной музыки.

Карнавалы также популярны в Германии. На этом празднике уже не встретишь спокойных и правильных немцев, они переодеваются во всевозможные наряды и веселятся всю ночь.

Конечно, религиозные обряды и традиции чтутся немецким населением - Великий Пост, Рождество, Сочельник Новый Год.

Немцы - самый многочисленный народ зарубежной Европы - заселяют главным образом ее центральную часть. Общая численность немцев в Европе-свыше 75 млн. человек, из них 54 млн. 766 тыс. человек живут в ФРГ, 17 млн. 79 тыс. человек - в ГДР и 2 млн. 180 тыс. человек - в Западном Берлине (по данным середины декабря 1962 г.).

Плотность населения в ГДР - 159 человек на 1 кв. км. Более высокая плотность в округах Карл-Маркс-штадта (бывший Хемниц)-362 человека, Лейпцига (315 человек), Дрездена (285 человек), Галле (231 человек). На севере плотность меньше (до 60-70 человек на 1 кв. км). В городах, имеющих свыше 2 тыс. жителей, живет 72% населения.

Средняя плотность населения ФРГ - 220 человек на 1 кв. км. Наиболее густо населены прирейнские районы, особенно Рур. Ниже плотность на севере ФРГ и в Баварии. 76% населения живет в городах.

Площадь ГДР - 107 834 кв. км, 247 960 кв. км составляют площадь ФРГ и 481 кв. км - площадь Западного Берлина.

Границы ГДР проходят на севере по Балтийскому морю, на востоке - по Одеру и Нейссе (с Польской Народной Республикой), далее с Чехословацкой Социалистической Республикой, на юге и западе - с ФРГ. ФРГ граничит на юге с Австрией и Швейцарией, на западе - с Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами, на севере граница идет по Северному морю, на Ютландском полуострове ФРГ граничит с Данией и на небольшом участке граница проходит по Балтийскому морю. ФРГ принадлежат острова Северо- и Восточнофризские, Гельголанд и др. в Северном море, ГДР - острова, расположенные в Балтийском море; наиболее крупные из них - Рюген (926 кв. км) и Узедом (445 кв. км), небольшая часть которого принадлежит Польше. Западный Берлин находится на территории ГДР.

Центральное положение Германии в Европе благоприятствует культурному и хозяйственному обмену с соседними странами.

Для рельефа страны характерно постепенное повышение к югу. На севере большую часть площади занимает Северогерманская низменность, возникшая в ледниковый период. Узкая полоса побережья Северного моря местами находится ниже уровня моря. Такие участки защищены плотинами и дамбами. Это марши с очень плодородными почвами. К югу от низменности простирается пояс Среднегерманских разрушенных складчато-сбросовых гор, разделенных котловинами и речными долинами. На юге страны узкая полоса Северных Известняковых Альп окаймляет Баварское плато. В Альпах находится высшая точка страны - вершина Цуг-Шпитце (2968 м). Рельеф страны окапал заметное влияние на разнообразие типов поселений, застрой" ки и хозяйства.

Понижению поверхности с юга на север соответствует и направление течения большинства рек Германии. Все крупные реки страны - Рейн, Эмс,

Везер, Эльба, Одер - впадают в Северное или Балтийское моря. Лишь Дунай течет в юго-восточном направлении и впадает в Черное море. Судоходные части рек связаны между собой широкой сетью каналов. Речной транспорт играет значительную роль в перевозках грузов. Реки, стекающие с Альп, широко используются для строительства гидроэлектростанций. На территории Германии, особенно в северо-восточной ее части и в Альпах, насчитываются тысячи озер, главным образом ледникового происхождения. Крупнейшее озеро - Боденское - находится на границе ФРГ с Австрией и Швейцарией.

Германия расположена в зоне умеренного климата: влажный морской климат на западе постепенно переходит на востоке и особенно юго-востоке в умеренно континентальный. Среднегодовая температура колеблется между + 10° на юго-западе ФРГ и +7,7° на юго-востоке Дрезденской области (ГДР). Среднегодовое количество осадков - 600-700 мм, но выпадают они неравномерно как по территории, так и по сезонам. Количество осадков убывает в направлении с северо-запада на юго-восток. Почвы большей части площади Германии малоплодородны (подзолистые и бурые лесные, болотистые). Исключение составляют упоминавшиеся уже марши, лёссовые почвы области Среднегерманских гор и почвы долин и котловин на юге.

На обрабатываемых землях разнообразие почв и климатических условий позволяет возделывать различные сельскохозяйственные культуры - от ржи и картофеля до сахарной свеклы и винограда.

Леса занимают около 28% всей поверхности страны. Распространены они крайне неравномерно, но главным образом в горах. На равнине это, как правило, посаженные или сильно окультуренные леса. Преобладают хвойные породы деревьев (на севере больше сосновые, на юге и в средней части Германии - ель и пихта). Лиственные леса (бук, дуб, граб, береза) расположены в основном на западе. На севере (особенно на северо-западе), а также в Альпах и их предгорьях много лугов и пастбищ, что способствует развитию животноводства в этих районах (главным образом здесь разводят крупный рогатый скот).

Германия довольно богата полезными ископаемыми. В первую очередь это каменный уголь (основные залежи в Руре и Саарской области ФРГ, в ГДР - в районе Цвиккау) и бурый уголь (Лужица и район между Лейпцигом и Галле в ГДР). Кроме того, в стране добывают медь, калийную и каменную соль; есть мелкие и средние месторождения железной руды, нефти (ФРГ и ГДР), сырье для стекольной, керамической и строительной промышленности, руды некоторых цветных металлов, месторождения урана.

Этническая история

Этнической основой немецкого народа были древнегерманские племена, населявшие в начале нашей эры пространство между Рейном и Одером, в частности герминонокие, истевонские (искевонские) и ингвеоиские (инге- вонские) племенные группы. Первая группа (к ней принадлежали племена свевов, гермундуров, хаттов, алеманов и др.) исторически связана с позднейшими народностями Южной Германии - баварцами, швабами, тюрингами, гессенцами; их потомками являются также современные германоязычные швейцарцы и австрийцы. Вторая группа - истевонская - включала в себя обитавшие по Рейну племена франков, которым суждено было сыграть особо важную роль в политической и этнической история как Германии, так и других стран в раннее средневековье. Наконец, третья племенная группа - ингевонская - охватывала племена фризов, хавков, саксов, англов, ютов. К этой группе принадлежали и те племена, с которыми античный мир познакомился раньше, чем с другими: кимвры и тевтоны, угрожавшие Риму в конце II в. до н. э. Впоследствии (V в.) некоторые ингевонские племена - англы, часть саксов - переселились на острова Британии, фризы частью растворились в соседних народах, частью сохранили свою обособленность до наших дней, но большая часть этой «нижнегерманской» группы племен составила основу современного населения Северной Германии.

В числе германских племен были такие, названия которых сохранились доныне в обозначении целых народов. Так, имя франков перешло на завоеванную ими в V-VI вв. страну - «Франция» - и на ее население - «французы», хотя сами франки растворились среди романского населения. По племени алеманов французы и сейчас именуют всех немцев « Allemands ». Название «немцы», вошедшее во все славянские языки, происходит, по мнению некоторых исследователей, от племенного имени неметов. Наконец, название племени тевтонов впоследствии сделалось самоназванием всего немецкого народа: Teutsche , Deutsche и страны - Deutschland .

В эпоху переселения народов происходили многократные и сложные перемещения и смешения племен и племенных союзов. Одновременно происходил распад древних племенных связей и расслоение на классы. На месте племен складывались народы. Некоторые из германских племен и племенных союзов, некогда сильные и многочисленные, бесследно исчезли, влившись в состав иных народов. Так, восточногерманские готы и вандалы, завоевавшие в V в. страны Южной и Юго-Западной Европы (Италию, Испанию, часть Франции), а также Северную Африку, позже растворились среди местного населения. Та же судьба постигла германские племена маркоманнов, бургун- дов, лангобардов, но от некоторых из них остались названия в иноязычных странах (Бургундия, Ломбардия). Гораздо более важную роль в формировании немецкого народа сыграли франки.

Франкский союз племен образовался сравнительно поздно: ни Тацит, ни Плиний, ни другие классические авторы даже не упоминают имени франков; впервые встречается оно у Аммиана Марцеллина (вторая половина III в.). К этому времени франки представляли собой мощный и воинственный племенной союз, охвативший целый ряд племен по среднему и нижнему течению Рейна (хатты, бруктеры, узипеты, тенктеры и др.). Франкские племена распадались тогда на две главные группы - салических франков в низовьях

Рейна и рипуарскях франков в среднем течении Рейна. Они сплотились воедино настолько, что у них установился общий диалект: Ф. Энгельс доказал, что франкский диалект занимал самостоятельное место как переходное звено между верхненемецкими и нижненемецкими диалектами (см. ниже).

До V в. некоторые племена франков сохраняли самостоятельность внутри общего союза: у каждого племени был свой предводитель, иногда даже с титулом короля. Сношения с римлянами и длительные войны вели к распаду племенных форм быта; усиливалась наследственная племенная знать. Вождям салических франков из династии Меровингов удалось подчинить себе все франкские племена, а потом и ряд других германских племен, создав раннефеодальное государство, где господствовала военная знать. Особенно известна завоевательная деятельность короля франков Хлодвига (482- 511 гг.). При нем в государство франков вошли алеманы, часть саксов и другие германские племена и была захвачена большая часть Галлии (теперешней Франции). Хлодвиг принял христианство по римско-католическому обряду и заручился поддержкой могущественной римской церкви. Преемники Хлодвига еще более расширили своими завоеваниями пределы Франкского государства, подчинив себе тюрингов (531 г.), баваров (по договору, 540-е годы), захватив Бургундию и другие земли на юго-востоке современной Франции. При короле Карле Великом (из династии Каролингов) продолжались широкие завоевания и государство франков превратилось в огромную раннефеодальную империю (800 г.), охватившую западную часть Германии, всю Францию и северную часть Италии. Карл вел длительные кровавые войны против саксов и насильственно навязал им христианство, чтобы ослабить их упорное сопротивление. Много воевал Карл и со славянскими племенами. Имя его вошло во все славянские языки с нарицательным значением «король». Карл ревностно способствовал усилению влияния христианской церкви и римской культуры среди подвластного населения.

Как известно, Энгельс уделил особое внимание процессу образования Франкского государства в ходе завоевания франками Западноримской империи, рассматривая его как один из классических примеров превращения родо-племенного строя в классовое феодальное государство. Он посвятил этому вопросу особую главу («Образование государства германцев») в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Военный вождь превратился в короля, его дружина - в дворянскую служилую знать, свободные общинники - в зависимое крестьянство.

Завоеватели-франки постепенно смешались с населением покоренных ими стран. Но судьба их в разных частях империи сложилась по-разному. В западных, романоязычных странах (Франция, Италия) они просто растворились среди местного населения, более культурного и многочисленного; франкский (германский) язык здесь скоро исчез, господствующими остались романские наречия. В германоязычных, особенно в прирейиских, областях франкский элемент сохранил господство. Наречие салических франков легло в основу голландского и фламандского языков; рипуарское наречие влилось в говопы современных прирейнских местностей - среднефранкские и верхнефранкские наречия областей Кельна, Эйфеля, Пфальца и др.

Империя Карла Великого, разноязычная и не скрепленная никакими экономическими связями, ибо хозяйство было натуральным, очень быстро распалась. По Верденскому договору 843 г. внуки Карла разделили ее между собой: германоязычные земли по правобережью Рейна достались Людвигу Немецкому, но левобережью - Лотарю (Лотарингия, Эльзас), который получил также и Северную Италию. Романоязычные страны на западе (на месте современной Франции) были отданы Карлу Лысому.

К этому времени в большинстве областей Германии население уже не жило племенным бытом, но и феодальные отношения еще не развились; значительная часть крестьянства оставалась незакренощенной. Прежние племенные союзы уступили место «племенным герцогствам», постепенно превращавшимся в королевства или иные чисто феодальные образования. В каждом из «племенных герцогств» преобладала та или иная племенная группа, но уже в смешении с чужеплеменниками. По верхнему течению Дуная и Рейна находилась Швабия (бывшее племя свевов). Ниже по Дунаю - Бавария; ее население сложилось из прежних племен квадов и, видимо, маркоманнов, к которым примешались остатки других племен, в том числе и кельтских. По правобережью среднего течения Рейна и по Майну была расположена Франкония - область исконного господства франков. По верхнему течению Ве- зера и по Заале - Тюрингия (тюринги - потомки гермундуров). Между низовьями Рейна и Эльбы располагалась Саксония - земля древних саксов, очень усилившихся к концу I тыс. и распространившихся далеко на восток. Они поглотили другие германские племена и потеснили славян.

Стиранию старых племенных границ и смешению диалектов способствовало то, что в VII-XI вв. в германских языках происходил своеобразный процесс так называемого передвижения согласных (это было второе, «верхне- немецкое», передвижение согласных; первое, общегерманское, совершилось еще в древнейшую эпоху, при выделении германских языков из других индоевропейских языков); это явление состояло в переходе глухих смычных р, t , к в аффрикаты pf , ts , kh , а звонких смычных b , d , g в глухие р, t , к. «Второе передвижение» согласных захватило верхненемецкие говоры: алеманский, баварский, швабский, тюрингский, а также восточно-, западно- и среднефранкский, но не затронуло нижнефранкского и нижнесаксонского говоров. Этим было в значительной мере предопределено разделение позднейших верхненемецких и нижненемецких наречий и еще более подорвано прежнее единство франков как народности.

Восточнофранкское королевство, объединявшее все эти германоязычные области, представляло собой очень непрочное целое. Франкский элемент в нем был весьма ослаблен. Зато усилились саксы: 919-1024 гг.- время правления королей Саксонской династии. Само государство в начале X в. называлось Тевтонским (Regnum Teutonicum) - по имени древнего племени тевтонов. В этом названии государства сказалось, видимо, смутное сознание этнической общности его населения. Здесь можно видеть первые проблески общенародного, общенационального самоназвания немцев. Слово «тевтонский» впервые появляется в памятниках в 786 г. в латинской форме «theo- discus», в значении «народный», в противовес «латинскому». В начале IX в. язык германского населения Восточнофранкского государства называли «teudisca lingua», а само германоязычное население - «nationes theotiscae» (тевтонские нации), хотя употреблялось в качестве синонима и слово «fren- gisk» (франкский). Начиная с конца IX в. латинской формой все чаще становится слово «teutonicus», «teutoni». В собственно германской форме «diulis- сае» слово это известно с середины X в.

Проблески общенародного самосознания отразились в искусстве, в архитектурных памятниках времен Карла Великого и его преемников. Хотя это была почти исключительно церковная архитектура, выражавшая христианскую идеологию и римские традиции, однако историки искусства находят уже в памятниках IX в. некоторые черты, отличающие их от памятников западной, романской части империи.

В те годы зарождалась немецкая письменность и литература, но в ней национальные моменты выражены очень слабо. Это была вначале только религиозная литература (например, «Гелианд» - поэма о Спасителе, написанная около 830 г. по евангельским темам на древнесаксонском диалекте; или «Книга евангелий» франкского монаха Отфрида, написанная им на родном языке около 868 г.). Затем последовали рыцарские поэмы, также лишенные народного духа; зато он сказался в героических поэмах «Песнь о Нибе- лунгах» и «Песнь о Гудруне», составленных в конце XII и в начале XIII в. на основе древнегерманских.лифов и сказаний. В творчестве некоторых поэтов того времени можно проследить уже проявления общенемецкого самосознания. Крупнейший из миннезингеров (певцов любви), Вальтер фон дер Фо- гельвейде (1160-1228 гг.), выступавший против феодальных усобиц и против корыстолюбивых церковников, восторженно хвалил свою родину:

«Жизнь в Германии превосходит всякую другую. От Эльбы и до Рейна и на восток до Венгрии живет все лучшее, что я когда-либо знал в мире... Я поклялся бы, что немецкие женщины лучшие на свете».

Но общенародное самосознание имелось лишь у немногих. Феодальная раздробленность страны, преобладание натурального хозяйства сужали кругозор жителей Германии, а различия диалектов усиливали межобластную рознь. В повести баварского писателя Вернера Садовника (около 1250 г.) рассказывается о возвращении молодого рыцаря, выходца из крестьянской семьи, в родной дом: забыв родное наречие, он пробует говорить с родными по-французски, по-чешски, по-латыни и на нижнесаксонском наречии, но его не понимают и принимают не то за чеха, не то за саксонца, не то за француза. Отец просит его: «Сделай уважение мне и твоей матери, скажи нам хоть слово по-немецки». Сын, однако, вновь отвечает ему по-саксонски, и отец опять не понимает его. Видимо, для баварского крестьянина, да и для баварского писателя того времени, понятия «баварский» и «немецкий» были тождественны, а «саксонец», т. е. житель Северной Германии, был таким же иностранцем, как француз или чех.

Общенемецкое единство ослаблялось еще и тем, что уже в середине X в. Тевтонское государство превратилось в Римскую империю, ибо германские короли захватили всю Северную и Среднюю Италию вместе с Римом (а впоследствии и Южную). И хотя это государство стало с XII в. называться «Священной Римской империей германской нации», но национального немецкого было в нем очень мало. В стране росла феодальная раздробленность, императоры вели завоевательскую политику, чуждую интересам народа, боролись с папами, участвовали в грабительских крестовых походах. Энгельс писал по этому поводу, что «римский императорский титул и связанные с ним притязания на мировое господство» привели к тому, что «конституирование национального государства» стало невозможным, и в завоевательных итальянских походах «общегерманские национальные интересы все время предательски нарушались» 1 .

Языковая общность существовала в пределах узких областей: были.наречия алеманское, баварское, южнофранкское, восточнофранкское, рейнско- франкское, среднефранкское, тюрингенское, нижнесаксонское, нижнефранкское и фризское. Поэты пользовались чаще всего верхненемецкими наречиями, но старались избегать резких особенностей местных говоров. Даже поэты Северной Германии создавали свои произведения на верхненемецком диалекте и лишь немногие из них - на нижненемецких диалектах.

В XII-XIII вв. собственно германскими землями в империи были Верхняя Лотарингия, Эльзас, Швабия, Бавария, Франкония, Тюрингия, Саксония (совпадающая с теперешней Нижней Саксонией, между низовьями Эльбы и Рейна), Фрисландия; они представляли собой герцогства, которые дробились на более мелкие феодальные владения.

В эти столетия произошло значительное расширение немецкой этнической территории на Восток. Баварские и саксонские герцоги, опираясь на силы империи, начали наступать на земли полабских и поморских славян. Несмотря на ожесточенное сопротивление последних, этот «Drang nach Osten» неуклонно продолжался; при этом немецкие феодалы искусно пользовались межплеменной рознью среди славян, натравливая одни племена на другие. На землях, отнятых у славян, создавались «марки» во главе с маркграфами (Мейссенская марка, позже курфюршество Саксония; Северная и Средняя марки, впоследствии Бранденбург; Восточная, или Лужицкая, марка на земле лужицких сербов и др.). Князья переселяли туда своих подданных - крестьян немецких земель. Эта немецкая колонизация бывших славянских областей вела к перемешиванию самого немецкого населения: на восточных землях складывались смешанные диалекты и смешанная культура. В это же восточнонемецкое население вливались и целые группы онемеченных славян, которые постепенно теряли свои язык, но нередко сохраняли в той или иной мере прежние обычаи и черты материальной культуры. В топонимике всей Восточной Германии до сих пор очень много осталось от языков прежнего славянского населения (Шверин - Звериное озеро; Висмар - Выше- мир; Росток - Ростоки; Бранденбург - Бранибор; в названии реки Шпрее звучит имя славянского племени шпревян; реки Гафель - племени гаволян и т. д.). Формирование населения Восточной Германии в значительной степени способствовало сплочению немецкого народа, так как там, в этих восточных землях, складывалась смешанная, общенемецкая культура.

Этому сплочению содействовал экономический подъем XIII-XV вв. Возросла производительность земледелия, в растущих городах развивались ремесла и торговля, стали разрабатывать рудные богатства. Южногерманские города завязали торговые связи с Италией, а северогерманские приморские города объединились в Ганзейский союз (Ганза), освободившийся от феодальной зависимости. Городское купечество поддерживало королей, боровшихся против феодальных распрей. Союз северогерманских городов составил в XIV-XV вв. как бы зародыш общенемецкого национального объединения; диалект одного из крупнейших ганзейских городов - Любека - стал в этот период общим языком городов Северной Германии. Однако у ганзейских городов были торговые и экономические связи с городами Фландрии, Англии, Скандинавии, Руси,- но не с Южной Германией, которая, в свою очередь, тяготела более к Италии, чем к Северной Германии. Ганзейским городам не суждено было стать ядром национального объединения. Упадок ганзейской торговли с начала XVI в. (в связи с открытием океанских торговых путей) свел на нет намечавшееся объединение.

Экономический подъем Германии в XV в. и расширение ее связей с Северной Италией и другими странами высокой культуры вызвали рост культуры и в самой Германии. Во многих германских городах с конца XIV и в течение XV в. были созданы университеты: в Гейдельберге, Кельне, Эрфурте, Лейпциге, Ростоке, Фрейбурге, Грейфсвальде и др. В этом сказалась, между прочим, культурная эмансипация Германии от Франции и Италии; некоторую роль сыграл наступивший в XIII в. разброд в католической церкви и «великий церковный раскол» 1378-1417 гг., когда Германия и Франция признавали разных пап: большинство германских земель - римского, а французы - авиньонского.

Города, в которых складывалась и росла интеллигенция, стали очагами антифеодального и антицерковного движения гуманизма, захватившего в ту пору многие европейские страны. Основной сферой гуманистов была преимущественно литература, и деятельность их получала тем более широкий отзвук, что как раз в это время, в середине XV в., в Германии зародилось книгопечатание.

Наиболее известны сатирические произведения немецких гуманистов- литераторов: «Корабль глупцов» эльзасца Себастьяна Бранта (1494 г.), «Заклятье глупцов» Томаса Мурнера (1512 г.), тоже эльзасца, и особенно - «Письма темных людей» (1515-1517 гг.), составленные группой гуманистов во главе с знаменитым франконцем Ульрихом фон Гуттеном. В этих произведениях высмеивались средневековые предрассудки, поповский обскурантизм и псевдоученость. Огромны научные заслуги гуманиста Иоганна Рейхли- на (1455-1522 гг.), исследователя древнегреческой и древнееврейской литературы, одного из основателей классического образования в Европе.

Эпоха гуманизма породила в Германии и великих деятелей изобразительного искусства, таких как Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг.), Лукас Кранах (1472-1553 гг.), Ганс Гольбейн младший (1497-1543 гг.).

Но гуманисты, литераторы и ученые, хотя и выступали против средневековой косности и клерикального мракобесия, не содействовали национальному сплочению немцев. Они были космополитами, писали, как правило, по- латыни и мало интересовались культурой своего народа. Однако были в то время и народные поэты, появлялись народные литературные произведения; самое известное из них - сатирическая песня о Хитром Лисе - «Reinaerl» (перевод на нижненемецкий голландского сочинения, появившийся в конце XV в. и ставший широко популярным). В этом произведении осмеивалась феодальная знать и католическое духовенство (Гете впоследствии обработал эту поэму: «Рейнеке лис»). Народным было и творчество самого крупного поэта-мейстерзингера и композитора того времени нюренбержца Ганса Сакса (1494-1576 гг.).

Начало XVI в. было ознаменовано в истории Германии крупными событиями, которые явились следствием экономического развития предыдущего периода. Сословия феодального общества распадались, все более обнажались резкие классовые противоречия. Яркую характеристику пестрой классовой структуры германского населения того времени дал Энгельс в «Крестьянской войне в Германии». Феодальное сословие расслоилось на могущественную княжескую верхушку и обедневшее, всем недовольное рыцарство (среднее дворянство почти исчезло). То же произошло с духовным сословием: его аристократия ничем не отличалась от светских феодалов, а низшее духовенство, лишенное привилегий, сближалось по своим интересам с городской и сельской беднотой. В городах господствовал патрициат, большинство населения составляли средние бюргеры и беднота: подмастерья, поденщики г люмпен-пролетариат. Ниже всех на сословной лестнице стояло крестьянство, самый задавленный и угнетенный класс. Оно было поэтому и самым революционным классом того времени, но вследствие своей разобщенности не могло сплотиться в настоящую революционную силу.

Всеобщее недовольство феодальными и церковными поборами, деспотизмом князей и епископов, анархией и бесправием, охватившее почти все слои населения, вылилось в 1517-1525 гг. в широкое движение Реформации и в мощную крестьянскую войну. Движение началось с выступления против католической церкви. Это понятно, ибо именно церковь освящала и узаконивала в то время все виды классового гнета. Церковь преследовала попытки социального протеста наравне с церковной ересью, так как критика светских порядков, по католическому учению, была критикой божественного порядка. Вольнодумцев осуждали и сжигали на кострах как еретиков. Оппозиция облекала свои социальные и политические требования в форму протеста против ортодоксального толкования текстов Библии, Евангелия и т. п., против католической обрядности, попов и монахов. Энгельс с полным правом мог назвать лютеранский хорал «Eine fesle Burg ist unser Gott» («Незыблемая твердыня наш бог») «Марсельезой» XVI века.

Но реформационное движение, начавшееся в 1517 г. и возглавленное августинским монахом Мартином Лютером, очень скоро переросло рамки требования церковной реформы. Оно всколыхнуло все классы и сословия. По словам Энгельса, «молния, которую метнул Лютер, попала в цель. Весь немецкий народ пришел в движение» 1 . Однако это движение не было единым. Оно сразу же распалось на два потока: умеренный бюргерско-дворянский, и революционный - крестьянско-плебейский. Крестьянская война 1524- 1525 гг. приняла широчайший размах, распространившись почти по всей Германии, от Швабии до Саксонии. Но она кончилась жестоким поражением крестьян, так как в период феодализма они в силу своего социального и экономического положения не могли объединиться. Они не могли привлечь на свою сторону другие оппозиционные классы, в том числе горожан. Усилия лучших народных вождей, таких как Томас Мюнцер, были безуспешны. Из других классов населения Германии только низшее дворянство ((рыцарство), «в то время наиболее национальное сословие», по словам Энгельса 2 , пыталось добиться объединения страны, сломив сепаратизм крупных феодалов (движение Франца фон Зиккингена). Но и это движение было разгромлено. После поражения и крестьянства и рыцарства феодальная раздробленность Германии еще более усилилась.

Но Реформация имела одно, хотя косвенное, но важное и положительное последствие для национального воссоединения Германии. Лютер, выступив против римского папизма, за создание национальной немецкой церкви, перевел на немецкий язык Библию и ввел богослужение на родном языке. Этот перевод Библии был очень удачен с языковой точки зрения. В основу его Лютер.положил диалект, сложившийся к этому времени в курфюршестве Саксонском (бывшая Мейссенская марка) - в Лейпциге, Дрездене, Мейссене - и применявшийся в княжеской канцелярии. Этот смешанный диалект был более или менее понятным для жителей разных частей Германии. Сам Лютер писал об этом так: «Я не имею своего особого немецкого языка, я пользуюсь общим немецким языком так, чтобы меня одинаково могли понять южане и северяне. Я говорю на языке саксонской канцелярии, которому следуют все князья и короли Германии... Потому это и есть самый общий немецкий язык» 1 . Но «язык саксонской канцелярии» Лютер обогатил народной речью. Он сделал это сознательно. «Не следует спрашивать буквы латинского языка,- писал Лютер,- как надо говорить по-немецки. Следует спрашивать о том мать в доме, детей на улице, простого человека на рынке и смотреть им в рот, как они говорят, и сообразно с этим переводить, тогда они уразумеют и заметят, что с ними говорят по-немецки» 2 . И действительно, языком Лютеровой библии стали пользоваться даже те, кто не принимал его церковной реформы,- католики. Эту огромную национальную заслугу Мартина Лютера отметил Энгельс: «Лютер вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкого языка, создал современную немецкую прозу» 3 .

Однако сама по себе Реформация не только не ускорила, но надолго отдалила национальное объединение Германии. Помимо прежней феодальной раздробленности, Германия теперь раскололась еще на два враждебных религиозных лагеря - евангелистов-протестантов и католиков. Рознь между ними принимала форму настоящих войн, в которых классовая, гражданская борьба переплеталась с вероисповедной: войны 1521-1555 гг., Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.). Эти изнурительные кровопролитные войны подорвали экономическое благосостояние Германии, разорили ее население, опустошили города, а еще более деревни. Феодальная раздробленность страны была закреплена и углублена, князья и дворянство усилились за счет городов и крестьянства. Среди германских государств выдвинулась на востоке экономически отсталая, но агрессивная, хищническая Пруссия (бывший Бранденбург, захвативший в XVII в. прусские земли Тевтонского ордена, а в XVIII в.- польскую Силезию). В Пруссии господствовал грубый казарменно-солдафонский дух, что отвечало интересам правящего класса крупных землевладельцев-юнкеров. Прусские палочно-крепостнические порядки вселяли и в те годы ужас. По словам Ф. Меринга, известного историка-марксиста, «Прусское государство выросло благодаря постоянным предательствам по отношению к императору и империи, и не в меньшей мере вырастало оно благодаря обиранию и обдиранию своих трудящихся классов... У этого государства не было никакой возможности самому себя реформировать,- о том же, чтобы оно сумело проложить путь для национальной реформы Германии,- и говорить нечего. Сначала необходимо было растерзать его в клочья - только тогда и могла вздохнуть германская нация, освобожденная от этого мучительного кошмара» 4 .

В то время как Пруссия все усиливалась, многонациональная Австрия, прежнее ядро средневековой Германской империи, постепенно слабела, несмотря на территориальный рост, и теряла свое влияние на германские государства.

Сама обстановка политической дробности, экономического застоя, культурного упадка не благоприятствовала национальному развитию немецкого народа. Политика правителей маленьких германских государств состояла из мелких интриг, династических дрязг и была антинациональной. Культурные силы страны были поставлены на службу князей, герцогов, королей, при дворах которых находились поэты, музыканты, художники.

В следующем столетии укрепились торговые связи германских государств с Англией и Францией, уже вступивших на путь капиталистического развития, и с другими странами, и начался экономический, а затем и культурный подъем немецких земель, что создавало условия для национального объединения. Рейнская область, Саксония, Силезия и некоторые другие земли стали очагами развития промышленности. Возобновились и выросли торговые связи между областями страны. Оживилась культурная жизнь. Стало сказываться влияние освободительных идей французской просветительной философии. Многие немецкие короли и князья в этот период «просвещенного абсолютизма», щеголяя своей образованностью, покровительствовали писателям и философам; особенно известны как представители этой политики «просвещенного абсолютизма» прусский король Фридрих II, саксонские курфюрсты Августы I, II и III, герцог саксен-веймарский Карл-Август.

Но, конечно, не покровительство коронованных любителей искусства, а рост просветительных идей в странах Европы, связанный с подъемом молодого класса буржуазии, выступившего против средневековых порядков, был той почвой, на которой стала развиваться в XVIII в., особенно во второй его половине, новая немецкая культура, сделавшая впоследствии огромный вклад в мировую сокровищницу культуры. В музыке, развившейся из церковных песнопений, подъем этот обнаружился раньше - еще с XVII в., когда стали создаваться церковные хоралы, органные фуги, мессы и пр.; ст церковной опеки музыка освободилась (хотя сохранила во многом религиозную оболочку) и достигла недосягаемой высоты в творчестве великого Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750 гг.), а также Георга Фридриха Генделя (1685-1759 гг.), впрочем, большую часть жизни жившего и творившего в Англии.

К XVIII в. относится создание крупных архитектурных памятников во многих городах Германии, особенно в столицах государств. Каждый король, герцог, князь, стараясь не отстать от других, украшал свою резиденцию зданиями в стиле барокко, позже - рококо и классицизма.

Выразителями идеалистического мировоззрения были такие философы, как Лейбниц (1646-1716 гг.), Вольф (1679-1754 гг.) и создатель критиче->/ ской философии, автор «Критики чистого разума» Иммануил Кант 1 (1724^- 1804 гг.).

Наиболее прямым выражением растущей общественной и национальной мысли была художественная и публицистическая литература, вступившая в пору расцвета во второй половине XVIII в. Крупнейшие ее представители вошли в историю мировой литературы: Клопшток (1724-1803 гг.) с его религиозной поэмой «Мессиада»; Лессинг (1729-1781 гг.) с его высоко гу- манными драмами и памфлетами («Гамбургская драматургия», «Эмилия Галотти», «Натан Мудрый» и др.); Гердер (1744-1803 гг.) - автор «Идей к философии истории человечества» (1784-1791 гг.) - книги, пронизанной мыслью о силе человеческого разума и необходимости просвещения. В произведениях Гердера «Летучие листки о немецком характере и искусстве», «Народные песни» и др. проявился глубокий интерес автора к народности, народному творчеству, к национальному духу, притом без всякого национального высокомерия, шовинистического возвеличения своей национальности. Напротив, Гердер горячо защищал идею равноценности культуры всех народов. Он, в частности, с глубокой симпатией относился к славянским народам. Вершину литературного развития Германии того времени, названного периодом «бури и натиска», составляет творчество двух величайших поэтов - Иоганца Вольфганга Гете (1749-1832 гг.) и Иоганна Фридриха Шиллера (1759-1805 гг.). Они обогатили мировую литературу гениальными образцами драмы, поэзии и прозы («Страдания молодого Вертера», «Эгмонт», «Торквато Тассо», знаменитый «Фауст» и многие другие произведения Гете; «Разбойники», «Коварство и любовь», «Дон-Карлос», «Валленштейн», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль» и др.- Шиллера).

Великая французская революция пробудила национальное самосознание народов Европы; немцев она заставила еще острее почувствовать боль национальной раздробленности, которая особенно ощущалась в годы наполеоновских войн, когда одни германские государства стали союзниками Наполеона, другие пытались с ним бороться, но в одиночку, и вследствие своей отсталости (Пруссия) терпели неудачи. Одним из выразителей пробужденного национального самосознания немцев стал философ-идеалист Фихте (1762-1814 гг.) - сторонник французской революции, который в своем трактате «Замкнутое торговое государство» (1800 г.) и в знаменитых «Речах к немецкой нации» (1807-1808 гг.) призывал к национальному объединению, к подчинению личных интересов интересам государства. Для Пруссии, где жил Фихте, 1806-1812 годы, были временем унижения, (порабощения, иноземной оккупации. Фихте призывал немецкий народ найти в себе внутренние силы для возрождения: «Основным принципом старого воспитания был индивидуализм. Плоды его обнаружились в потере нами политической независимости и даже в исчезновении самого имени Германии. Если мы не хотим исчезнуть совершенно, если мы хотим снова сделаться нацией, то должны создать совершенно новое общественное настроение, должны воспитывать наше юношество в духе неизменной и безусловной преданности государству» 1 . С такими же призывами обращались к народу Германии другие деятели в те годы бедствий. Богослов и философ Шлейермахер писал: «Германия все еще существует; ее духовная сила не уменьшилась и, чтобы выполнить свою миссию, она воспрянет с нежданной мощью, достойною ее древних героев и ее врожденной силы» 2 . В этих патетических обращениях звучала уже нотка заносчивого шовинизма, который позже принес ядовитые плоды в великодержавном пангерманизме и нацизме. Бредовую шовинистическую идею превосходства немецкой нации довел до абсурда крупнейший мыслитель Гегель (1770-1831 гг.), сочетавший революционный диалектический метод с крайне реакционной философией. В своей «Философии права» (1821 г.) он утверждал, что прусская сословная монархия есть завершение саморазвития мирового духа.

Война 1813 г. освободила Германию от французского владычества, но национальное единство не было достигнуто. По словам Франца Меринга, «вместо свободной и самостоятельной Германии получили Германский Союз - истинное издевательство над германским единством. Германия - это было по-прежнему лишь общее обозначение для 30 больших и малых деспотий. Сейм во Франкфурте-на-Майне, в который государи посылали своих представителей и который заставил замолчать германскую нацию, выполнял только одну задачу: он был палачом по отношению к народу...» 3 .

Экономические предпосылки для национального объединения Германии сложились в первую половину XIX в. Выросла промышленность, увеличилась численность рабочего класса. Развивалась и торговля, но она испытывала крайние стеснения вследствие множества таможенных границ, искромсавших всю Германию. Отмена этих границ и сбздание Германского таможенного союза (1834 г.), который был первым шагом на пути политического объединения Германии, улучшили положение, но этого было недостаточно.

Энгельс в работе «Революция и контрреволюция в Германии» дал очень четкую характеристику сложившихся к 1840-м годам классовых сил в этой стране 4 . Классовая структура в Германии была более сложной, чем в других европейских странах. Феодальное дворянство сохраняло свои земли и средневековые привилегии, его волю выражали правительства всех германских государств. Буржуазия была слаба и раздроблена. Класс мелких ремесленников и торговцев составлял огромное большинство населения городов, но он был слаб, неорганизован, экономически зависел от своих богатых заказ- чиков-аристократов и потому не мог выступать против них. «Рабочий класс Германии в своем социальном и политическом развитии в такой же мере отстал от рабочего класса Англии и Франции, в какой немецкая буржуазия отстала от буржуазии этих стран». Большинство рабочих работали подмастерьями у мелких ремесленников. Крестьянство было более многочисленным, чем рабочий класс, но оно было еще слабее организовано и само дробилось на классовые группы: крупных хозяев (Grofibauern ), мелких свободных крестьян (главным образом в Рейнской области, где их освободила французская революция), крепостных крестьян и сельскохозяйственных рабочих.

Почти все эти классы страдали от господствовавшего в стране полуфеодального режима и от политической раздробленности, но ни один из них не мог выступить в качестве мощной революционной и объединительной силы.

Однако идея объединения носилась в воздухе. Демократические массы, мелкая буржуазия, студенчество выступали за создание единой демократической Германской республики. С этой целью создавались тайные общества, студенческие «буршеншафты». Демократическая интеллигенция, литераторы вели борьбу за воссоединение демократическим путем. Идейными вождями этого движения были радикально-демократические писатели Людвиг Берне и Генрих Гейне. Вдохновленные их идеями, несколько молодых писателей (К. Гуцков, Л. Винберг и др.) создали кружок «Молодая Германия», действовавший в 1830-1848 гг.

Молодое рабочее движение, возглавленное Союзом коммунистов под руководством Маркса и Энгельса, поддерживало эти устремления демократической мелкой буржуазии. Но рабочий класс был еще слаб, а мелкая буржуазия в критический момент революции 1848 г. проявила нерешительность и дала реакции разгромить движение. Ядром объединения Германии могло бы стать Франкфуртское национальное собрание 1848-1849 гг., но оно обнаружило полнейшее бессилие. Депутаты выступали с бесконечными речами и вырабатывали отвлеченные принципы будущей общегерманской конституции, пока реакционное правительство не разогнало его.

В XIX столетии немецкое искусство, немецкая наука шагнули далеко вперед. Народные романтические баллады Людвига Уланда, фантастические сказки Эрнста Гофмана, страстные лирико-публицистические революционные произведения Генриха Гейне, реалистические романы Фридриха Шпиль- гагена - вот неполный перечень достижений немецкой литературы прошлого века. В том же столетии немецкий народ сделал крупнейший вклад в мировую сокровищницу музыкальной культуры, обогатив ее гениальными произведениями Людвига Бетховена, лирическими сочинениями Феликса Мендельсона-Бартольди, романтическими созданиями Роберта Шумана, глубоко трагическими операми Рихарда Вагнера.

Велики заслуги немецкой науки во всех областях знания - именно в XIX столетии она достигла своего расцвета. Всех крупных немецких естествоиспытателей этого времени невозможно перечислить; достаточно вспомнить наиболее известные имена. В области физики и химии прославились Генрих Румкорф, Юстус Либих, Роберт Бунзен, Юлиус Майер, Герман Гельмгольц, Густав Кирхгоф, Вильгельм Рентген. Их современником был крупнейший географ и путешественник Александр Гумбольдт, основатель современной географии, создавший учение о взаимной связи элементов земной поверхности, неживой и живой природы. В области анатомии, физиологии, микробиологии работали Густав Фехнер, Рудольф Вирхов, Эрнст Геккель, Роберт Кох, Пауль Эрлих и многие другие крупные ученые.

Астрономия, геология, психология, антропология, лингвистика тоже насчитывают немало блестящих имен немецких ученых, обогативших эти науки ценными открытиями.

Наиболее крупные немецкие буржуазные историки XIX в.- исследователи античности Бартольд Нибур, Теодор Моммсен, Эдуард Мейер и др.; медиевисты и историки нового времени - Георг Маурер (открывший древнюю земельную общину - марку), Фридрих Шлоссер, Леопольд Ранке, Якоб Буркгардт, Карл Лампрехт и др.; историки-экономисты и социологи Карл Бюхер, Вернер Зомбарт, Макс Вебер. В области этнографии в XIX в. работали известные собиратели отечественного фольклора, верований и пр. братья Якоб и Вильгельм Гримм, Людвиг Уланд, Вильгельм Маннгардт, выдающиеся исследователи этнографии неевропейских стран, представители эволюционистской школы Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Георг Герланд, Оскар Пешель, основатель «антропогеографической» школы Фридрих Рат- цель и др. Следует отметить, что многие историки и этнографы (особенно позднего времени) принадлежали к реакционным школам, что обесценивает в значительной мере их труды.

В Германии в середине XIX в. развертывалась деятельность величайших мыслителей, основоположников научного коммунизма и вождей трудящихся всего мира - Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Этот вклад немецкого народа в социальную и культурную историю человечества нельзя переоценить.

После разгрома революции 1848 г. мелкобуржуазное демократическое движение в Германии пошло на убыль, и демократическое решение задачи воссоединения стало невозможным. Объединить Германию «снизу» не удалось - общественные силы были для этого слишком раздроблены. Но потребность в воссоединении ощущалась всеми, и оно было произведено «сверху», путем объединения германских монархий. После наполеоновских войн самыми сильными из германских государств оказались Австрия и Пруссия, которые начали борьбу за гегемонию. Австрийская монархия выступала как наследница средневековой Германской империи, но она была слабым государством, раздираемым национальными противоречиями; немецкий элемент составлял здесь меньшинство населения. Пруссия была гораздо сильнее. Ей удалось нанести Австрии военное поражение (1866 г.), оттеснить ее от участия в делах германских государств и занять первое место среди них. Южногерманские государства колебались между обоими соперниками, по прежнему боясь прусских королей, но Пруссия искусным маневром привлекла их на свою сторону в войне против Франции (1870-1871 гг.), и посль победоносного окончания этой войны союзные государи германских земель поднесли прусскому королю корону Германской империи. Так было завер шено объединение Германии «железом и кровью», по выражению главного деятеля объединения, «железного канцлера» Пруссии князя Бисмарка.

После создания Германской империи в стране началось бурное развитие капитализма - «грюндерство». Наступила полоса колониальных захватов (с 1880-х годов), и был взят твердый курс на агрессивно-шовинистическую милитаристскую политику: создание военных союзов, подготовка к европейской войне.

Национальное воссоединение Германии было проведено правящими классами, прежде всего прусским юнкерством в союзе с крупной.буржуазией, которые и установили свою диктатуру во вновь созданном государстве. Прошли времена, когда среди немецкого народа господствовали свободолюбивые идеи Гер дера и Шиллера, когда немцев называли нацией мыслителей и поэтов. Теперь государственной и национальной идеологией стал шовинизм, пруссачество, пангерманизм и милитаризм. Мелкая буржуазия и значительная часть крестьянства были заражены этими идеями. Они проникли и в среду рабочей аристократии. Передовые же немецкие рабочие сплотились в социал-демократическую партию (с 1869 г.). Революционные социал-демократы Германии под руководством продолжателей дела Маркса и Энгельса - Августа Бебеля, Вильгельма и Карла Либкнехтов и др.- боролись за права пролетариата, за подлинные национальные интересы немецкого народа, за мир и братское содружество с рабочим классом других стран. Германская социал-демократия была самой сильной партией во Втором Интернационале. Под руководством Ф. Энгельса Второй Интернационал сделал очень много для распространения марксизма, установления связей между рабочими партиями. После смерти Ф. Энгельса (1895 г.), в период империализма, усилилось правое крыло социал-демократического руководства Второго Интернационала, зараженное национализмом и оппортунизмом. К началу первой мировой войны оппортунистическое руководство Германской социал- демократической партии открыто встало на позиции социал-шовинизма, предало интересы пролетариата и поддержало свое империалистическое правительство в начатой им захватнической войне.

В ноябре 1918 г. в Германии произошла революция, приведшая к крушению монархии. Однако Ноябрьская революция была подавлена. Германия стала буржуазной Веймарской республикой. Державы-победительницы отобрали у потерпевшей поражение Германии захваченные ею земли (польские на востоке, французские на западе), и навязали ей тяжелые и позорные условия Версальского мира. Экономика страны дошла до катастрофического состояния. Все это подогрело националистические настроения в Германии, охватившие широкие слои населения. Реваншистские круги - милитаристы (высшее офицерство и генералитет) и крупная буржуазия - искусно использовали эти настроения и призвали к власти организованную при их поддержке нацистскую партию. Усилия коммунистической партии (созданной еще в 1918 г. из левого революционного крыла социал-демократии) противопоставить угрозе нацизма сплоченность рабочего класса не привели к успеху из-за противодействия правых социал-демократических и профсоюзных лидеров. При поддержке социал-демократов в президенты республики был избран старый милитарист фельдмаршал Гинденбург. Он воспользовался своими правами, чтобы вручить власть главе реакционно-шовинистической и мракобесной партии «национал-социалистов» Адольфу Гитлеру.

Гитлер, подавив при помощи террора сопротивление демократических сил, взял резкий курс на ремилитаризацию Германии и начал наглые военные захваты.

Военная авантюра, в которую нацизм вовлек Германию, не только принесла неисчислимые бедствия народам Европы, но закончилась катастрофой и для самого немецкого народа. За военным разгромом гитлеровской Германии последовала ее оккупация союзными армиями. На Потсдамской конференции 17 июля - 2 августа 1945 г. были четко определены права и задачи победивших держав. По решению конференции Германия была разделена на оккупационные зоны между СССР, США, Англией и Францией.

Судьбы восточной и западной частей Германии сложились по-разному. В Западной Германии оккупационный режим, установленный США, Англией ж Францией, не устранил остатков фашизма, а фактически усилил их. Потсдамские соглашения, предусматривавшие денацификацию, демилитаризацию и демократизацию страны, были нарушены. В сентябре 1949 г. в Западной Германии было создано сепаратистское государство - Федеративная Республика Германии (ФРГ). Советский Союз, оккупировавший своими войсками восточные области Германии и освободивший страну от фашизма, предоставил возможность немецкому народу свободно восстанавливать свое хозяйство, создавать демократические формы общественной и политической жизни, развивать национальную культуру; СССР оказал немецкому народу и прямую материальную помощь. Оккупационный режим постепенно смягчался и в 1949 г. был отменен.

В ответ на агрессивную, реакционную политику западных держав, германских империалистов и сконцентрировавшихся в Западной Германии реваншистов 7 октября 1949 г. волей немецкого народа в советской зоне оккупации была провозглашена Германская Демократическая Республика (ГДР), которая начала строительство основ социализма и повела мирную политику. ГДР стала первым в истории Германии государством рабочих и крестьян, суверенным и равноправным членом социалистического лагеря. Напротив, в Федеративной Республике Германии в правительстве, парламенте, суде и многих других государственных и общественных организациях верховодят бывшие нацисты, гитлеровские генералы занимают главные посты в армии, страна милитаризована и охвачена реваншистским угаром, сторонники мира и демократические организации подвергаются преследованиям, коммунистическая партия запрещена, многие ее деятели сидят в тюрьме.

Искусственно созданный западными державами раскол Германии на два государства тяжело отражается на судьбе немецкого народа. Тем не менее немцы представляют собой единый народ и считают себя таковым; правда, одна часть его живет в ГДР, другая - в ФРГ.

ГДР - народно-демократическая республика, строящая социализм. Высший законодательный орган ее - Народная палата, избираемая населением страны на четыре года. Народная палата выбирает Государственный Совет и утверждает состав правительства. Направляющей и руководящей силой в ГДР является Социалистическая единая партия Германии, созданная в апреле 1946 г. путем объединения коммунистической и социал-демократической партий. С СЕПГ тесно сотрудничают остальные демократические партии ГДР.

В административном отношении ГДР делится на 14 областей (Bezirke ). В ее состав вошли прежние земли Мекленбург, Бранденбург, Саксен-Ангальт, Тюрингия и Саксония.

ФРГ - буржуазная федеративная республика. Законодательный орган- парламент, состоящий из двух палат: бундестага, избираемого на четыре года, и бундесрата, в который входят представители правительств земель. Глава государства - президент, избираемый на совместном заседании бундестага и представителей ландтагов сроком на пять лет. Глава правительства - федеральный канцлер - избирается бундестагом. Обычно канцлер - представитель партии, получившей большинство голосов на выборах. Правящая партия - Христианско-демократический союз, руководство которого тесно связано с монополиями ФРГ.

В административном отношении ФРГ делится на десять земель (Lander ), имеющих некоторые права местного самоуправления (Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония, Северный Рейн - Вестфалия, Гессен, Рейнланд-Пфальц, Бавария, Баден-Вюртемберг, Саарская область и два города, приравненные в административном отношении к землям,- Гамбург и Бремен). Столица ФРГ - небольшой город на Рейне Бонн (140 тыс. жителей).

Крупнейший город Германии и ее столица до 1945 г.- Берлин. Решением Потсдамской конференции Берлин был разделен на четыре сектора. В демократическом секторе, ставшем столицей ГДР, живет 1 млн. 100 тыс. человек, в западных секторах - 2 млн. 200 тыс. жителей. Восточный Берлин является крупным промышленным и культурным центром ГДР с развитой электротехнической, машиностроительной и швейной промышленностью; здесь находится Немецкая Академия наук и Немецкая Академия искусств, многочисленные театры и музеи, университет имени Гумбольдта и другие высшие учебные заведения.

Нормальная хозяйственная жизнь западной части города нарушена в силу изоляции его от хинтерланда. В целях пропаганды правящие круги ФРГ искусственно пытаются создать более высокий уровень жизни в Западном Берлине, облагая население ФРГ налогом «в помощь» населению Западного Берлина. При попустительстве, а часто и при прямом покровительстве оккупационных властей Западный Берлин стал центром подрывной деятельности, направленной против ГДР, СССР и других социалистических стран Европы.

До 13 августа 1961 г. граница внутри города была открыта. Часть населения, живя в Западном Берлине, работала в Восточном и наоборот. Этим положением пользовались спекулянты, скупая продовольствие, мебель и другие товары, которые дешевле в ГДР, в демократическом Берлине и переправляя их в западную часть города. При этом на черном рынке в Западном Берлине в целях подрыва финансов ГДР западногерманская марка менялась на восточногерманскую по искусственно завышенному курсу. Западный Берлин превратился в опасный очаг напряженности в Европе. Мировая общественность во главе с СССР и ГДР, а также прогрессивные слои населения

в Западной Германии и Западном Берлине потребовали прекращения этого ненормального положения и предоставления Западному Берлину статуса демилитаризованного вольного города. В связи с тем, что западные державы затягивали решение вопроса об урегулировании этой проблемы, правительство ГДР было вынуждено принять меры по пресечению враждебной деятельности из Западного Берлина. 13 августа 1961 г. секторальные границы в Берлине были закрыты. Это создало более спокойную и здоровую обстановку в Восточном Берлине. Тем не менее непрекращающиеся провокации у границ со стороны западноберлинских властей убедительно свидетельствуют о необходимости быстрейшего решения западноберлинского вопроса.

Немецкие патриоты борются за национальное объединение Германии, однако реваншистско-шовинистическая политика правительства ФРГ и поддерживающих ее империалистов США мешают его осуществлению.

По каким факторам можно узнать, что перед вами немец, а не англичанин или француз?
Какие особенности выдают немецкую кровь?
Что могут немцы, и не могут русские?

Читайте в моей статье!

1. Немцы никогда не приглашают в гости домой. Они привыкли отмечать праздники вне дома: в кафе, в съемных помещениях, в ресторанах, на природе, в других странах. Почему? Наверное, не любят убирать после ухода гостей. Хотя сами с удовольствием приходят в гости, если их приглашают.

2. Немцы любят вкусно поесть. Особенно, если это на халяву.

3. Немцы очень экономные. Это у них до фанатизма доходит. Могут начать разбираться из-за 10 центов. У меня была ситуация, я доплатила за соседку 10 центов в приезжающем ларьке, так она потом мне домой принесла. Наверное, очень переживала, как же я без 10 центов жить буду.

4. У немцев нет заборов. А точнее заборов в нашем понимании, то есть высоких таких, которые защищают дом от чужих глаз. Немцы привыкли видеть улицы и своих соседей.

5. У немцев на окнах нет штор. Они очень любят стеклянные двери и окна до пола, через которые можно видеть террасу. Если шторы на них есть, то в этом доме живет не немец.

6. Немцы-инвалиды работают, как и обычные люди.

7. Немцы - бюрократы. Без официального документа ты ничего не сможешь доказать.

8. В немецких парах принято платить каждый за себя, пусть ты в ресторане или в магазине.

9. Немцы заводят семью и детей осознанно после 30 лет.

10. Немцы неприхотливые. Если супруга не приготовила ужин, то устраивать из-за этого скандал они не будут, а с удовольствием пойдут ужинать в кафе или ресторан.

11. Немцы любят ездить в отпуск на Майорку (остров Испании). Почему? Понятия не имею!

12. Немки поражаются, если узнают, что умеешь печь пироги или делать котлеты.

13. Немцы не собирают вишню, крыжовник, смородину и т. д. Ягоды, если и растут в саду, съедаются птицами.

14. Немцы обожают спаржу. Начинается сезон - и все носятся с этой спаржей, как с писанной торбой.

15. Немцы собирают клубнику на специальных платных полях. Такие поля также есть и со спаржей.

16. Немцы могут ездить на работу за 200 км ежедневно. И у них и мысли не появится сменить съемное жилье или работу.

17. Немцы косят траву перед домом в выходные дни в 8 утра (как только можно нарушать тишину по закону). Вот проснешься так от звуков газонокосилки и думаешь, почему ж тебе не спится в такую рань!

18. Немцы любят собак и кошек больше чем детей.

19. Немцы любят проходить всякие медицинские диагностики.

20. Говорить немцы любят о футболе и машинах.

21. Работают немцы медленно, но эффективно, любое движение делая по разработанному плану.

22. За собачку в доме немцы платят налоги.

23. Немцы - очень мстительны. Если они не смогли держать ответ сразу, то припомнят тебе обиду через какое-то время. И делать это будут исподтишка.

24. Несмотря на дороговизну сигарет в Германии, немцы много курят. Причем везде: дома, в общественных местах, на детской площадке.

25. Немецкие поезда очень часто ходят с опозданиями.

26. В немецких магазинах сложно найти полусладкое красное вино. Только сладкое или сухое. Зато пиво - на любой вкус и цвет!

27. В Макдональдсах Германии практически не бывает очередей.

28. Медицина Германии разделена на частные праксисы.

29. Немцы ходят к психотерапевтам.

30. Отличный вечер для немца - это одиночество, телевизор и бокал вина или пива.

31. Проводить выходные граждане Германии любят в поездках на вонвагенах (переездной дом). Для тех, кто состоит в браке и имеет детей, это необходимый транспорт.

32. Любимое блюдо маленьких немцев - картошка фри с майонезом.

33. При покупке сигарет в магазине могут потребовать паспорт. При покупке сигарет в специальных автоматах требуется карточка с данными возраста.

34. Немцы любят состоять в каком-нибудь ферайне (наподобие кружка). Например, ферайн любителей рыбалки или стрельбы из лука, любителей яхт, сборщиков грибов и т. д. Каждый ферайн имеет помещение для собраний. Ежемесячно снимается плата за то, что ты в нем состоишь. И ты должен принимать участие в мероприятиях, которые проводит твой ферайн, например речная регата или выставка ручных изделий.

35. Немцы с удовольствием пьют кофе.

36. Немцы не сушат белье на балконных веревках. Они покупают сушильные машины или сушат на специальных сушилках.

37. В Германии легализована проституция. Любой человек, достигший 18 летнего возраста, может посетить дом с красными фонарями. А проститутки официально приняты на работу и имеют социальный пакет.

38. В немецких магазинах за прилавком можно увидеть парней.

39. Немецкий юмор русским не понятен.

40. Немцы никогда не кричат на своих детей при всех.

41. Если шумят соседи, немцы никогда не пойдут разбираться сами, они позвонят полицаям.

42. Немцы живут в съемных квартирах.

43. Немцы во всем любят порядок. Они сортируют мусор: бумажный отдельно, пластиковый отдельно, стеклянный отдельно (причем еще и по цвету), продуктовые отходы отдельно, одежду и обувь отдельно.

44. Для езды на велосипеде вечером необходимо освещение. В противном случае можно получить штраф.

45. В Германии введен церковный налог.

46. Немцы ходят с пакетиками при выгуле собак и убирают за ними фекалии.

47. Практически все немецкие города и деревни устраивают ярмарки.

48. Немецкие заводы и большие предприятия работают в три смены: утренняя, дневная и ночная. И может получиться так, что ты работаешь без выходных. В субботу у тебя утренняя смена, а в воскресение тебе уже нужно выходить в ночную.

49. Даже находясь в отпуске, немцы просыпаются рано. Наверное, привыкают к режиму.

50. За брошенный окурок в неположенном месте в Германии можно получить штраф.

Татьяна Диль, Бремен (Германия).