Образовательные терренкуры территории детского сада. Проекты победителей летней школы. Проект "Образовательные терренкуры"

Эколого-краеведческий терренкур «Моё село – Перемышль»

малыши детского сада «Радуга» отправились в увлекательное путешествие на весенний эколого – краеведческий образовательный терренкур«Моё село – Перемышль» . В чем же заключался весенний терренкур? Это была пешая прогулка по эколого-краеведческим тропам по селуПеремышль с конечной остановкой вцентральном парке на площади Свободы.Целью нашего терренкура - объединить детей от средней до подготовительных групп в единой познавательно-исследовательской деятельности по воспитанию уважения и любви к своему родному поселку.

Воспитатели и педагоги ДОУ, разрабатывая маршруты весеннего терренкура ставили прежде всего такие задачи как:

· Вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о том, где они родились и живут.

· Формировать у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном селе Перемышль.

· Способствовать осознанию того, что наш край является нашим общим домом, малой Родиной.

· Воспитывать любовь к родному селу.

· Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней.

У каждой группы был разработан свой маршрут, по которому они должны добраться до конечной остановки. На протяжении всего маршрута дети получали информацию о той или иной достопримечательности родного села, о названиях улиц Перемышля. Так например маршрутгруппы №1. Дети прошли от территории детского сада по улице Красный Октябрь, свернув направо перешли Пушкарский ров, где от воспитателя Рожковой Е.А. узнали, что очень давно здесь жили пушкари, которые охраняли Перемышль, поэтому он и получил это название. Повернув с улицы Л.Толстого налево, дети увидели Успенский собор, который является памятником архитектуры. Спустились вниз по Соборной горе и поднялись по Никитской горе к Храму Сошествия Святага Духа. Елена Васильевна рассказала ребятам, что он был построен на средства купца Кузьмы Афанасьевича Медведева, и также является достопримечательностью села Перемышль.

Так и получая познавательную информациюи добрались детишки до цели своего путешествия, где уже их ждали различные станции: «Краеведческая», «Архитектурная», «Экологическая», «В гостях у Лесовичка», «Музыкальная», «Спортивная». На каждой станции детям были приготовлены различные интересные задания, где дети могли блеснуть своей эрудицией, кругозором, знаниями в той или иной области в зависимости от станции. Например, на станцию «Архитектурная» дети пришли не с пустыми руками, они предоставили «главному архитектору» Никоновой А.В. проекты «Новый микрорайон села Перемышль»и рассказали о достопримечательностях села, определяя своеобразие русского деревянного и каменного зодчества, называли их детали.

Далее детям были предложены загадки с целью систематизировать знания о геометрических телах. Затем дети называли красивые и известные дома своего села и поиграли в игру «Раз, два, три – беги!», где закрепили умения различать и называть строительные детали. На краеведческой станции дети рассказывали о своем маршруте, о том, что узнали нового и интересного о своем селе. Рассматривали альбом о Перемышле, пытались узнать современные здания на фотографиях старого Перемышля, задавали вопросы, делились впечатлениями.

Также плодотворно и увлекательно прошло посещение и остальных станций. На экологическойвместе с Фурсовой С.И. разгадывали загадки, определяли названия растений, которые произрастают в парке, называли лекарственные растения нашего края и рассказывали о их лечебных свойствах.

Под деревцем в маленьком домике детишек встречал Лесовичок (Хромова М.В.). У хранителя этого прекрасного

парка также было много интересных заданий, а также он припас много желудей и шишек, которые ненароком

рассыпал, так что детишкам было предложено помочь Лесовичку и собрать их в корзиночки.

После того как были выполнены все задания, вместе с Лесовичком водили веселый хоровод вокруг деревца парка.

На спортивной станции их ждал Соболевский К.Л. с мячами, обручами и другим спортивным инвентарем.

Детишки прыгали, бегали, соревновались. Смогли показать свои физические данные, ловкость, сноровку.

На конечной музыкальной станции собрались все участники и гости терренкура. Среди гостей были заведующий РОНО Барышенская О.Н., корреспондент газеты «Наша жизнь» Иванкина С.Д., родители и просто жители Перемышля и района, которые по воле случая оказались в парке. Под звуки аккордеона (Сурженкова О.Ю.) дети вместе с воспитателями исполнили песню про Перемышль, музыку к которой написала Григрова Л.И., а слова Опяри З.И. И вот льются над кронами деревьев парка прекрасные слова песни:

Перемышль – городок небольшой,

Я люблю тебя всею душой.

И в жару и в пургу,

Без тебя не могу.

Уставшие, но очень довольные, возвращались детишки в детский сад, где их уже ждал вкусный обед и красивые кроватки в спальне. Все….. Терренкур окончен – отдыхать!

При проведении терренкура было решено ряд задач: это и общеразвивающие, и оздоровительные,и воспитательные. Но самое главное, что проведение такого рода мероприятия, позволяет каждому воспитаннику почувствовать себяполноправным гражданином нашей Родины, гордиться, называя себя Перемышлянином, восхищаться и любить край, в котором родился, заботиться о красотечистоте своего села.

Терренкур образовательный.

сентябрь 2015.

Образовательные терренкуры на территориидетского сада – это специально организованные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением зоны игр на асфальте, на участках, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп.

ТЕРЕНКУР, KUR – лечение не только дозированной нагрузкой, но и общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом. Терренкур способствует закаливанию организма, а красота природы, спокойная обстановка создают предпосылки для снятия нервного напряжения.

Маршруты нашего терренкура включали в себя следующие станции: «Математическая», «Змейка» - игральная, «Веселый мяч» - физкультурная, «Танцевальная», «Почемучка» - опытно-экспериментальная, «Сказочная».

Номинация

Цели, задачи, методы

Проект "Образовательные терренкуры"

Цель проекта: воспитать здорового, всесторонне, гармонично развитого воспитанника ДОУ, активного в выборе содержания своего образования в процессе прохождения маршрутов образовательных терренкуров.

Задачи проекта:

- создание безопасных территориальных условий для пеших прогулок;

Создание условий для проявления индивидуальности, инициативности и самостоятельности в различных видах образовательной деятельности;

Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованием ФГОС ДО;

Формирование потребности в познавательной деятельности, двигательной активности, здоровом образе жизни.

Новизна заключается в том, что термин «терренкур», используемый в санаторно-курортном лечении авторы применили к области образования, к построению воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО одновременно с оздоровлением организма воспитанника ДОУ.

Терренкур (нем.: местность+оздоровление) – метод лечения дозированными по расстоянию, времени и углу наклона пешими восхождениями по размеченным маршрутам.

Образовательный терренкур - специально организованный маршрут для детей, по всей территории ДОУ, с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, при прохождении которого реализуется воспитательно-образовательный процесс одновременно с оздоровлением организма воспитанника.

Принципы лежащие в основе проекта:

Принцип научности состоит в применении обоснованных и практически адаптированных методик, направленных на оздоровление и укрепление организма воспитанников.

Принцип доступности и индивидуальности - построение индивидуальной воспитательно-образовательной траекториина основе особенностей, потребностей, инициативы, интересов каждого ребенка, дающей воспитаннику право выбора содержания своего образования.

Принцип экологического воспитания рассматривается, как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры, бережного отношения к живой и неживой природе, окружающей среде.

План реализации проекта:

1 ЭТАП Теоретический:

›Подготовка проекта «Образовательные терренкуры»;

› Календарно-тематическое планирование образовательных терренкуров для всех возрастных групп ДОУ;

›Обследование территории ДОУ, определение расположения, содержания, дизайна стационарных станций;

›Разработка мероприятий по обеспечению техники безопасности детей на каждой станции;

›Написание дополнительной общеразвивающей программы «Образовательные терренкуры-метод всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

2 ЭТАП Практический:

› Благоустройство территории ДОУ;

›Оформление карты-схемы маршрутов терренкура с указанием расположения стационарных станций на территории ДОУ;

›Изготовление переносных макетов, табличек с названиями станций и указателей к ним;

›Оформление станций в соответствии с требованиями охраны жизни и здоровья детей;

›Проведение образовательных терренкуров по всей территорииДОУ для всех возрастных групп.

Подготовка территории ДОУ к практической работе:

›Создание 8 стационарных станций («Спортландия», «Зеленая аптека», «Цветочный сад», «Птичья столовая», «Песочный островок», «Правила дорожного движения» «Огород», «Отдых»);

›Создание мини-огородов, цветников, малых архитектурных форм, спортивных сооружений, дорожек здоровья;

›Создание условий для совместного творческого и физического труда детей и взрослых;

›Создание условий для познавательного развития, опытно –экспериментальной, исследовательской, наблюдательной деятельности воспитанников;

›Создание условий для спортивной, подвижной, малоподвижной, дидактической, театрализованной, творческой, интеллектуальной игры.

Кроме стационарных станций на территории ДОУ располагаются мобильные станции, их расположение, название, содержание педагог планирует исходя из стоящих перед ним задач и интересов детей.

Подготовка педагогического коллектива к практической работе:

›Изучение литературы по данной тематике;

›Подготовка консультаций;

›Проведение семинаров-практикумов;

›Создание творческой группой педагогов проекта «Образовательные терренкуры»;

Написание дополнительной общеразвивающей программы «Образовательные терренкуры-метод всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

›Календарно-тематическое планирование для каждой возрастной группы ДОУ;

›Разработка сценариев образовательного терренкура.

Подготовка родителей (законных представителей)воспитанников к практической работе:

›Индивидуальные и групповые консультации;

›Общение на сайте педагога, группы, ДОУ МАДОУ "Детский сад "Полянка" п. Мирный" Томского района

›Родительские собрания;

›Привлечение к подготовке и участию в образовательных терренкурах.

Когда вся подготовительная работа была проведена, педагоги повели воспитанников по маршрутам образовательных терренкуров, проходящим через стационарные и мобильные станции, через экологические и оздоровительные тропы, реализуя воспитательно-образовательные задачи, интегрируя 5 образовательных областей. При переходе от станции к станции воспитанники выполняют физические упражнения, упражнения на дыхание, следят за осанкой. На каждой станции образовательного терренкура воспитанники усваивают образовательную программу.

Подробная инструкция

Требования к организации маршрута образовательных терренкуров: ›

›- Учет физической нагрузки, познавательного содержания, интересов воспитанников;

›- Учет возрастных особенностей воспитанников (для детей 2-3 лет продолжительность маршрута 30 мин., 2-3 станции; для детей 5-7 лет продолжительность 1-1,5 часа, 6-7 станций);

›- Учет времени года и погодных условий;

›- Соответствие одежды и обуви времени года, погодным условиям;

- ›Проведение с воспитанниками инструктажа по технике безопасности;

›- Утверждение маршрута старшим воспитателем ДОУ;

›- Наличие аптечки!

Правила проведения образовательного терренкура:

1. ›Регулярность прогулок;

›2. Проведение терренкура во время утренней или вечерней прогулки (не рекомендуются прогулки после еды);

3. ›Одежда не стесняющая движения, воздухопроницаема, легкая, обувь удобная;

4. ›Соблюдение правил Сан.Пина., техники безопасности;

5. ›Выполнение физических упражнений и упражнений на восстановление дыхания при переходе от станции к станции;

6. ›Правильная осанка;

›7. Ровное дыхание

8. Хорошее настроение.

Правила построения воспитательно-образовательного процесса:

› Педагог, воспитанники определяют тему терренкура;

›Педагог ставит цель, задачи, планирует продолжительность терренкура (в зимнее время года продолжительность укорачивается, в летнее - увеличивается);

›Совместно с детьми определяет станции, которые они хотели бы посетить, прокладывает маршрут терренкура;

›Подбирает соответствующие возрасту варианты деятельности, материалы, игры, физические упражнения, которые выполняться в пути и на станциях терренкура (детям предоставляется выбор);

›Подбирает инвентарь, переносные макеты.

Образовательный терренкур сопровождается контролем:

›Познавательной активности, содержательной насыщенности, соответствия возрастным характеристикам воспитанников;

›Выбора вида деятельности, материалов, содержания образования;

›Соблюдения техники безопасности;

›Соблюдения правильного дыхания;

›Соблюдения правильной осанки;

›Правильности выполнения физических упражнений;

Сохранения оптимальной нагрузки;

›Появления у участников маршрута приятной усталости к концу пути.

Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты:

1. благоустройство территории ДОУ, преобразование развивающей предметно-пространственной среды;

2. создание условий для пеших прогулок по территории ДОУ;

3. активизация у воспитанников выбора вида деятельности;

4. снижение детской заболеваемости, приобщение к здоровому образу жизни, закаливанию;

5. экологическое воспитание детей;

5. формирование основ безопасного поведения на станциях терренкура, а также на дорогах, улицах, в быту;

6. крепкое здоровье воспитанников.

Анализ результатов проекта и выводы

В течении года педагогический коллектив МАДОУ "Детский сад "Полянка" п. Мирный" Томского района работал над проектом "Образовательные терренкуры", поэтому можно говорить о полученных результатов.

Полученные результаты:

››Благоустроена территория ДОУ, созданы условия для пеших прогулок, преобразована развивающая предметно-пространственная среда;

›Развита познавательная активность воспитанников, активизирован выбор вида деятельности, содержания образования;

Снижена детская заболеваемость, развито стремление к здоровому образу жизни, закаливанию;

Сформированы основы безопасного поведения на каждой станции терренкура, дорогах, улицах, в быту.

›Повышена профессиональная компетентность педагогов в условиях инновационного развития ДОУ;

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

›Создана картотека сценариев образовательных терренкуров для всех возрастных групп.

По тематике данного проекта были проведены следующие мероприятия:

Областной практико–ориентированный семинар «Роль образовательных терренкуров в экологическом воспитании дошкольников» 56 участников (педагоги области)

Районный практико-ориентированный семинар «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» 24 участника (педагоги района) .

На семинарах педагоги нашего ДОУ транслировали практический опыт и теоретические знания, а также проводили мастер-класс, демонстрирующий подготовку и проведение образовательных терренкуров.

На данный момент в ДОУ существует практика ежемесячного проведения образовательных терренкуров во всех возрастных группах, в любое время года. Кроме того, проводятся общесадовские терренкуры, терренкуры с участием родителей, участием учеников начальной школы.

Ежемесячно размещаются отчеты для родителей, общественности на сайтах ДОУ (http://tom-dsmirny.dou.tomsk.ru/), группы, педагогов.

Написана дополнительная общеразвивающая программа "Образовательный терренкур - метод всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС"

Педагоги активно транслируют свой опыт на различных МО, семинарах, конференциях. Кроме того, наш детский сад в 2016 году был признан инновационной площадкой, а также в 2017 году получил статус "Центра непрерывного экологического образования" благодаря реализации проекта "Образовательные терренкуры" в ДОУ.

Выводы:

Проект "Образовательные терренкуры" является универсальным, удобным, не требует больших материальных затрат для его реализации. Необходимым условием является наличие большой по площади территории ДОУ. Работа по данному инновационному проекту привела к положительному эффекту в процессе всестороннего, гармоничного развития дошкольника, а также в процессе укрепления и оздоровления организма воспитанника. Наши дети стали реже пропускать детский сад по причине заболеваемости. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с инновационной деятельностью позволила активизировать выбор деятельности воспитанников, выбор содержания их собственного образования, проводить экологическое, патриотическое, нравственное воспитание дошкольников одновременно с приобщением к здоровому образу жизни. Мероприятия по использованию инновационных технологий охватывают все виды деятельности дошкольников, позволяют построить индивидуальный маршрут развития каждого дошкольника.

Но самым главным результатом работы по проекту "Образовательные терренкуры" мы считаем счастливые лица родителей, когда они каждый день приводят своих розовощеких, здоровых детей в наш детский сад, а дети с удовольствием ходят к нам, нашим педагогам, по маршрутам образовательных терренкуров.

Видео-интервью

Видео интервью с родителями 2 минуты - http://hdd.tomsk.ru/desk/ncfcnyzj#, полная версия видео интервью 11 минут - http://dropmefiles.com/

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Колобок» г. Ртищево Саратовской области»

Выступление

на методическом объединении

Для воспитателей

По теме:

«Образовательный терренкур в ДОУ»

Подготовил: старший воспитатель

Хамленко Е.Н.

Работая в детском саду мы уделяем особое внимание созданию развивающей предметно-пространственной среде, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада. При этом предметно-пространственная среда на участках ДОУ должна быть направлена не только на обеспечение двигательной активности детей на свежем воздухе, но и на игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию.

Одним из способов создания такого единого образовательного пространства развития ребенка, включая территорию ДОУ , могут стать образовательные терренкуры разной сложности , в зависимости от возраста и интересов детей.

В переводе Терренкур (нем. terrain - местность, участок, территория, kur - лечение)

Образовательный терренкур – это специально организованные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп, которые способствуют оздоровлению организма детей, повышают двигательную, познавательную, творческую активность каждого ребёнка.

Существуют несколько вариантов терренкуров:

Спортивная площадка;

Игры на асфальты;

Специально созданные центры;

Тропа здоровья, экологическая тропа;

Объекты за пределами детского сада.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма обучающихся, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.

Организуются терренкуры только на прогулке, т.к. они решают ряд важнейших образовательных задач:

Задачами образовательного терренкура являются (слайд)

Упражнение детей в основных движениях;

Развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации;

Развивать наблюдательность, любознательности, познавательную активность;

Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы.

Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы;

Формировать эстетическое восприятие дошкольников.

Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.

Педагогическая значимость терренкура заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном поборе материал а, дети в игровой форме получают:

Реалистические знания

Закрепляют определённые навыки и умения

Проявляют творчество и фантазию

Удовлетворяют двигательную активность

Взаимодействуют с окружающим миром

Развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, движения.

Поэтому педагоги должны творчески подходить к оформлению участков, тогда среда сама будет побуждать детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Проходя по маршруту терренкура от одного Центра дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, беседы, исследования.

Каждый такой терренкур может быть:
* итогом недели , реализации какого-то либо проекта, либо закрепление определённой темы в процессе интеграции НОД;
* знакомство с предметами, явлениями, событиями и фактами;
* закрепление полученных знаний в процессе реализации темы или проекта

Для достижения успеха в образовательном терренкуре необходимо :

Вызвать интерес у детей, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

Предложить детям доступный материал (с соотношением известного и неизвестного);

Дозировать степень активности взрослого (средний возраст: взрослый- непосредственный участник, старший дошкольный возраст взрослый – советчик, партнёр);

Создание творческой обстановки;

С вниманием и уважением относится ко всем мыслям и гипотезам детей.

В ходе терренкура возможна интеграция различных образовательных областей. (слайд)

Перед проведением терренкура детям сообщается цель предстоящей деятельности. Если в ДОУ есть баннер, где обозначены центры познавательно-исследовательской деятельности, зоны отдыха, спортивные сооружения, то к составлению маршрута возможно привлекать самих дошкольников. С детьми проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить, напоминаются правила поведения на некоторых из них. Некоторые центры могут быть временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно перед походом, с учетом цели терренкура, времени года, возраста воспитанников и т. д.
Содержание терренкура может зависеть от выбранной тематики, времени года, погоды,(слайд)

Образовательный терренкур имеет свои этапы . (слайд)

1 этап --подготовка

2 этап--проведение

3 этап-подведение итогов

Одевание по сезону.
Обращение к детям, рассказ о предстоящей деятельности.
Подготовка атрибутов и снаряжения

Сбор и прохождение намеченного маршрута от точки до следующей точки маршрута;
- Остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;
- Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Сбор и возвращение в группу.

Составление мини-отчёта о маршруте (рисунки, поделки, рассказы и др.)

Условно маршрут можно представить так: (слайд)

Маршрут N ……
Приоритетное направление:…………….
Цель маршрута……………………….
Длительность…………………………………

Здоровье дошкольника, его охрана и укрепление является приоритетной для системы дошкольного образования, актуальной остается проблема комплексного подхода к укреплению здоровья детей, результативности данной работы. Для решения данной проблемы педагоги нашего учреждения создали оптимальные условия по оздоравливанию дошкольников в условиях детского сада по направлениям:

Охрана и укрепление психофизического здоровья ребенка;

Обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника;

Воспитание у детей осознанного отношения к своему организму и приобщение к физической культуре и спорту;

Детский сад – это открытая система воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное и социо-культурное благополучие ребенка.

Для физического воспитания дошкольников создано физкультурно-оздоровительное пространство ДОУ: уголки здоровья, тематические выставки по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительные центры в группах, позволяющие осуществлять двигательную активность, спортивное оборудование, нетрадиционное физкультурное оборудование.

Мы решили использовать для оздоравливания наших детей всю территорию детского сада с детьми разных возрастных групп. Были разработаны маршруты здоровья.

Наш терренкур – это система дозированной ходьбы, прыжков, бега, подвижных и спортивных игр с использованием прохождения данных маршрутов по территории детского сада.

Новая технология интересна и удобна детям, потому что им нравятся:

Простота и естественность движений;

Возможность выполнять их в любое время на воздухе;

Привлекательность в связи с возможностью игровой мотивации.

Маршруты средней группы

Понедельник: Маршрут1

Остановка1 «Цветочная клумба» -

Уточнять названия цветов, их строение, особенности их размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям; обратить внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

Спал цветок и вдруг проснулся

Спал цветок и вдруг проснулся - (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Игра «Угадай по описанию»

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Вправо-влево наклонились,

И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)

По команде приседаем -

Раз-два-три-четыре-пять.

Упражненье выполняем.

Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)

Игровое упражнение «Цапли»

«Лягушки»

Остановка3 «У песочницы» -

Учить детей играть дружно, продолжать знакомить детей со свойствами песка, развивать фантазию при лепке фигур из песка.

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)

Появился самолет. (Полетели как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место все садись! (Сели на места.)

Игра «Слепи фигурку»

Остановка4 «В гости к клёну» -

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клён. (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)

Игра «С какого дерева листок»

П.И. «Ветер и листочки»

Вторник: Маршрут2

Остановка1 «Травушка-муравушка»-

Учить устанавливать связь между состоянием живой природы и неживой, развивать умение выражать свои мысли, воспитывать любовь к природе.

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда-сюда,

Делай «раз и делай «два». (Дети делают движения прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища впереди стоящей ноги.)

Игра «Кто что ест?»

П.И. «Жмурки»

Остановка2 « Огород» -

Формировать обобщенные представления об овощах (овощи- это сочные части травянистых растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу), уточнить представление о многообразии овощей.

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем,

Влево - раз, вправо - два,

Потекла ручьём вода.

Раз, два, три, четыре - (3 раза.)

Хорошо мы потрудились. (Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); наклон влево, движение вверх правой рукой.)

Игра «Съедобное-несъедобное»

Остановка3 «Кубанский двор»-

Учить детей слушать воспитателя, развиваем мышление, воспитывать любовь к малой родине.

Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова -

Раз, два и готово. (Дети шагают, припадают на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)

П.И. «Утка и селезень»

Остановка4 «Спортивная площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Игра «Кто громче» (подбрасывая мяч вверх, произносим имя)

Среда: Маршрут3

Остановка1 «В гостях у берёзки» -

Закрепить название деревьев, рассказать какую пользу деревья приносят для человека, воспитывать любовь к природе.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Игра «С какого дерева листок»

Остановка2 «Спортивная площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть - на место сесть опять. (Присели.)

П.И. «Через ручеёк»

«Догони свою тень»

Остановка3 ««Игровая площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

Над головкою - хлопок.

А теперь все дружно

Перепрыгнем лужу!

А сейчас идут по кругу,

Улыбаются друг другу. (Движения по тексту.)

П.И «Охотник и зайцы»

П.И. «У медведя во бору»

Остановка4 «В гости к птицам» -

Выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением к погодным условиям. Продолжаем знакомиться с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида птиц.

Приметы: птицы запели в дождь- к ясной погоде; воробьи в ненастную погоду весело чирикают- к ясной погоде.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

Д.И. «Что это за птица»

П.И. «Воробушки и автомобиль»

Четверг: Маршрут4

Остановка1 «Игровая площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Раз, два - дружно встали, (Шагаем на месте.)

Руки прямо мы поставим. (Руки на поясе.)

Три, четыре - разведем, (Руки в стороны.)

Заниматься мы начнем. (Наклоны вперед с касанием руками носка ноги (левая рука-правая нога; правая рука-левая нога).)

С пятки станем на носок, (Поднялись на носочки, руки на поясе.)

Вправо, влево посмотрели, (Повороты головы влево-вправо.)

На носочки мы присели (Приседания.)

И как птички полетели. (Побежали)

Самостоятельная игровая деятельность детей

Остановка2 «Спортивная площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Чтоб получше нам размяться,

Будем глубже наклоняться.

Наклоняемся вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вперёд и назад.)

Вот ещё одно заданье -

Выполняем приседанья.

Не ленитесь приседать!

Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

Мы шагаем дружно, бодро,

Но пора закончить отдых. (Ходьба на месте.)

Остановка3 «Экспериментальная площадка»-

Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, развивать мышление, умение замечать изменения, воспитывать любовь к природе.

Чтоб сорвать в лесу цветочки,

Наклоняйся до носочков.

Раз - цветок, два - цветок.

А потом сплетём венок. (Наклоны вперёд, сначала к правой ноге, потом к левой.)

Беседа «Что будет с цветком, если его сорвать?»

Остановка4 «Парк»-

Вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; расширять кругозор, обогащать словарный запас, активизировать память и внимание.

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок. (Потягивания, руки вверх.)

Руки в стороны раздвинем,

Будто листики раскинем, (Потягивания, руки в стороны.)

Руки резко вверх поднимем,

Раз-два, три-четыре.

Машем крыльями, как гуси.

А потом быстрей опустим. (Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)

Будто в классики, немножко

Прыгаем на правой ножке.

А теперь на левой тоже.

Сколько продержаться сможем? (Прыжки на одной ножке.)

Наблюдение за деревьями в парке.

Игра «Найди листок, какой я покажу»

Пятница: Маршрут5

Остановка1 «Ёлочка красавица»-

Продолжать учить детей описывать деревья, отмечая их различия и сходства, характерные признаки; воспитывать любовь к природе.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.)

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Остановка2 «Огород»-

Формировать обобщенные представления об овощах (овощи - это сочные части травянистых растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу), уточнить представление о многообразии овощей.

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Игра «Овощ или фрукт»

Остановка3 «Сказочная поляна» -

Учить детей придумывать сказки, развивать мышление, воображение.

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)

Замер зайчик средь травы

А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

Придумывание сказок детьми.

Остановка4 «Полянка цветов»-

Воспитывать чувство радости при восприятии красиво цветущих растений, стремление сохранять их;

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Игра «Назови какого цвета»

Заучивание стихотворения:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.


Завгородняя Ирина Владимировна

Терренкур, как альтернатива прогулки в условиях Забайкальского края.

МБ ДОУ « Центр развития ребёнка- детский сад № 99»

Воспитатель-эколог Несветова И. В.

Инструктор ФИЗО Кожевникова Ю. А.

Терренкур – одна из форм ЛФК. Проводится в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормолизации психоэмоциональной деятельности.Терренкур или дозированная ходьба – это чередование ходьбы по ровному месту и пересечённой местности по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности с целью регуляции кровообращения. Этот способ оздоровления был предложен немецким врачом М. И. Эртелем в 1885 году для лечения больных с сердечнососудистыми заболеваниями. В нашей стране он стал популярным с 20-30-х годов прошлого столетия. Терренкур имеет переменный угол наклона, что помогает укреплять сердце и сосуды. Терренкур применяют и при лечении больных с нарушениями обмена веществ, болезнями органов дыхания, пищеварения, движения и опоры. Как аэробное физкультурное средство терренкур выделен в отдельную группу физических упражнений. Естественный терренкур лечит не столько дозированной нагрузкой, сколько общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом. Наш детский сад санаторный противотуберкулёзный. Его посещают дети с положительной манту, находящиеся в контакте с туберкулёзными больными. Расположен детский сад в лесной зоне возле стадиона СибВО, недалеко протекает река Кайдаловка – это даёт прекрасные возможности для проведения походов, экскурсий и общения с природой. Именно поэтому мы решили использовать этот способ оздоровления в работе с детьми нашего сада и разработали свои маршруты для терренкура.

ПРИМЕРНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕРРЕНКУРА.

Дети с воспитателями выходят на улицу, строятся парами и по команде начинают идти по маршруту. Воспитатель идёт с первой парой, определяя темп движения.

Дыхательная игра «Хомячки»

Инструктор говорит: «Нужно пройти 10 шагов надув щёки, чтобы быть похожими на хомячков. Рот закрыть, дышать носом». По сигналу инструктора дети хлопают кулачками по щекам так, чтобы изо рта вышел воздух, делают 15 шагов и снова становятся «хомячками» – надувают щёки. Упражнения повторяют 4-6 раз. Инструктор контролирует правильность осанки детей и чёткость выполнения заданий. Дозировка – 1-2 минуты.

Упражнение «У нас хорошая осанка»

У нас хорошая осанка. Встать прямо, руки вдоль туловища. Мы свели лопатки. Свести лопатки (руки поставить на пояс) – 2 раза. Мы походим на носках. Повернуться вокруг себя на носках. Мы пойдём на пятках. Повернуться в обратную сторону на пятках. Пойдём мягко, как лисята. Пройти вкрадчиво. Ну, а если надоест, Пройти «по-медвежьи». То пойдём все косолапо, Как медведи ходят в лес. Дождик! Дождик! Что ты льёшь? Погулять нам не даёшь? Притопы. Дождик! Дождик! Полно лить! Прыжки на месте. Деток, землю, лес мочить. После дождика на даче, Ходьба Мы по лужицам поскачем. Прыжки через «лужи» вперёд-назад.

ИГРА «Слушай внимательно»

Дети идут в колонне по одному и внимательно слушают инструктора: 1 свисток – прыжки на двух ногах; 2 свистка – остановка; 3 свистка – ходьба в приседе.

ИГРА «Болото» Детей разделяют на две группы: «журавлей» и «лягушек». Стая «журавлей» размещается на одном конце площадки, «лягушек» – на противоположном. Посередине площадки чертят большой круг – «болото». Когда все играющие займут свои позиции, команда «лягушек» поёт: Лягушечки-квакушечки. По бережку гуляют, комариков-судариков и мошек собирают. Им отвечает хор журавлей:

Журавлики-кораблики летят под небесами, Все серые и белые и с длинными носами. Лягушечки-квакушечки, коль живы быть хотите, То поскорей от журавлей в болото уходите.

Во время исполнения этой песенки «лягушки скачут на корточках в «болото». По окончании пения «журавли», прыгая и размахивая руками, изображают летящих птиц и спешат к «болоту», чтобы поймать «лягушек», не успевших войти в круг. Те, кого поймали, выходят из игры.

ИГРА «Хитрая лиса»

Дети становятся в круг плечом к плечу, руки у всех за спиной. Один ребёнок выходит из круга. Ему дают игрушку лисичку. Обежав круг с внешней стороны, он незаметно кладёт кому-нибудь в руки лисичку и становится в центре круга, говоря вместе с играющими: «Хитрая лиса, где ты? «Лиса» прыгает в середину круга и кричит: «Вот я!» Дети разбегаются и залезают на заранее расставленные скамейки, бордюры, лесенки, доски, гимн. стенку. Тот, кто не успел занять место и кого «лиса» осалила, остаётся посреди комнаты с «лисой». Все играющие присоединяются к этим детям образуя новый круг. Игрушка передаётся другому участнику. Игра повторяется несколько раз и заканчивается предложением поиграть по-другому. Последний пойманный «лиса» должен закрыть глаза, играющие идут по кругу, а инструктор произносит:

Мы по кругу идём, пусть глаза не открывает, Мы лисичку зовём. Нас по голосу узнает.

Затем дети останавливаются, и кто-нибудь по указанию в-ля спрашивает: «Хитрая лисица, где я?» Стоящая в кругу «лиса» должна, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться до него игрушкой и сказать: «Здесь ты!», а потом передать лисичку кому-нибудь другому и встать в круг.

ИГРА «Аистёнок»

Игра помогает развивать координацию движений, укреплять мышечный корсет позвоночника и мышцы ног.

И.п. – о.с.: встать прямо, правую (левую) ногу поднять назад вверх, руки в стороны, туловище немного наклонить вперёд, голову приподнять. Удерживать равновесие как можно дольше, затем вернуться в и.п. Повторить упражнение с другой ноги.

УПРАЖНЕНИЕ «Все спортом занимаются»

Упражнение помогает развивать координацию движений, укрепляет мышечный корсет позвоночника. Скачет лягушонок. – Руки согнуть в локтях, наклоны в стороны, в руках массажный мяч малого диаметра.

Ква-ква-ква! – сжимать и разжимать массажный мяч.

Плавает утёнок. – имитация плавания.

Кря-кря-кря! – Сжимать и разжимать массажный мяч.

Все вокруг стараются, – одна рука вверх, другая вниз.

Спортом занимаются. – менять положение рук.

Маленький бельчонок, – прыжки вверх.

Скок-скок-ксок! Прыжки на месте, впрёд-назад.

С веточки на веточку, – одна рука вверх, другая вниз.

Прыг-скок, прыг-скок! – менять положение рук.

Все вокруг стараются, спортом занимаются. Повторить 2-3 раза.

Упражнение «Запретное движение»

Дети выполняют все задания инструктора (различные положения рук, прыжки, хлопки и т.д.), кроме одного – упор присев. Выполняется 1-2 мин. В заключении дети свободно бегают или ходят по площадке.

3-я остановка – река Кайдаловка. Дети любуются природой, наблюдают за растениями. Время остановки 10 минут.

(старший возраст, тёплый период)

Дети с воспитателями выходят на улицу, строятся парами и по команде начинают идти по маршруту. Маршрут определяется воспитателем по выбору, исходя из задач и целей прогулки. Воспитатель идёт с первой парой, определяя темп движения.

Продолжительность похода: 10.30 – 12.00 (1,5 часа).

1-я остановка – школа фигурного катания. Дети наблюдают за тренировкой спортсменов. Время остановки – 5 минут.

Дорога к стадиону СибВО. Темп движения умеренный т.к. подъём в гору.

2-я остановка – стадион СибВО. Время – 20 минут. Инструктор организует различные подвижные игры и физкультминутки.

Дыхательная игра на выбор (методика Стрельниковой, Даосская методика, Хатха – йога)

Общие развивающие упражнения

Игровые упражнения

Подвижные игры

3-я остановка – река Кайдаловка. Дети любуются природой, наблюдают за растениями, птицами. Время остановки 10 минут.

Темп движения на обратном пути следования по маршруту немного меньше, чем в начале пути. При выборе темпа обязательно учитывается возраст детей.

Примерный маршрут проведения ТЕРРЕНКУРА

(старший возраст, холодный период)

Продолжительность похода 30 минут.

Упражнения на дыхание (осуществляется через нос).

Ходьба друг за другом парами, постепенно увеличивая и снижая темп.

Остановка по выбору

Наблюдение за птицами, деревьями, кустарниками и т.д.

2.Ходьба до спортивной площадки или до своего участка.

Остановка. Проводятся: подвижные игры, физкультминутки, комплекс упражнений (на выбор)

3.Построение друг за другом, ходьба с движениями: прыжки на двух ногах; ходьба с высоким подниманием ног; ходьба в полуприсяде; приставной шаг и т.д.

4.Остановка. Игры и игровые упражнения по экологии.

5.Заключительная ходьба в умеренном темпе к ДОУ.

Примерный маршрут проведения ТЕРРЕНКУРА

(младший возраст)

1.Дети с воспитателями выходят на улицу, строятся парами и по команде начинают идти по маршруту. Маршрут определяется воспитателем по выбору, исходя из задач и целей прогулки. Воспитатель идёт с первой парой, определяя темп движения.

Продолжительность похода: от 15 до 40 минут

(в зависимости от времени года)

Упражнения на дыхание на выбор (методика Стрельниковой, Даосская методика, Хатха – йога)

Ходьба парами друг за другом.

Остановка по выбору (смотри схему). Наблюдение за птицами, деревьями, кустами, цветами и т.д.)

2.Ходьба до участка парами в среднем темпе.

Остановка. Игры, физкультминутки (по выбору воспитателя).

Игровые упражнения связанные с бегом (учитывается время года).

Упражнения на дыхание (носом).

3.Построение парами. Ходьба парами в умеренном темпе к ДОУ.