Оформление пенсии лицам работавшим в странах снг. Пенсии для иностранных граждан. Транспортные льготы не должны дискриминировать граждан Латвии - Минрегионов

Максимова Е.А.

Старший преподаватель кафедры гражданского права Уральского филиала Российской академии правосудия г.Челябинск, Россия

Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

Аннотация

Анализируются некоторые проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ, основанные на примерах судебной практики по таким делам. Проблемы и выводы, изложенные автором, могут быть использованы в совершенствовании законодательства в данной сфере.

Ключевые слова : пенсия по старости, страны СНГ, трудовой стаж, иск.

Key words : old-age-pension, CIS countries, seniority, lawsuit.

Распад СССР и возникшие геополитические в связи с этим процессы значительно затруднили жизнь людей, особенно тем, кто вынужден по тем или иным причинам переезжать из одной страны СНГ в другую. Сложности возникают во многих сферах, в том числе и в области пенсионного обеспечения и реализации прав граждан по получение пенсии по старости. Российским судам нередко приходится разрешать пенсионные споры о назначении и выплате пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам государств – участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федерации.

В регулировании данного вопроса большое значение имеет Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного 13 марта 1992 г. Правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины(1).

В соответствии со ст. 1 этого Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников вышеуказанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В случае, если в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии – независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в “Российской газете”. (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР”)(2). При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”(3).

При этом чаще всего размер пенсии в таких случаях для граждан, обращающихся за назначением пенсии в Российской Федерации, оказывается значительно ниже, чем для граждан, работавших в Российской Федерации. Дело в том, что, рассчитывая средний размер заработной платы, подразделения Пенсионного фонда РФ переводят его суммы в российскую валюту на дату конвертации, при этом ещё учитывают деноминацию в России в 1998г. деля сумму заработка до 1998г. на 1000. В связи с этим, естественно, размер пенсии оказывается унизительно маленьким.

Так, гражданка Ткачёва Н.В. обратилась в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчёте пенсии и взыскании невыплаченных сумм пенсии. Пенсионерка в своём заявлении ссылалась на то, что ответчиком был неправильно рассчитан размер заработка в период работы с 1994 г. по 1999г. в Белоруссии, так как он необоснованно применил деноминацию рубля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1997г. №1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен»(4), поделив суммы заработка на 1000 после перевода его из белорусской валюты в российскую по состоянию на 01 января 2002г. И это при том, что по состоянию на 01.01.2002 года Центральный банк РФ установил следующий курс белорусского рубля: 1000 Белорусских рублей – 18.7985 рублей российских. Однако, суд отказал в удовлетворении исковых требований гражданки(5). Аналогичное решение принял и вышестоящий суд, оставив решение районного суда в силе.

Существуют и иные проблемы, с которыми сталкивают граждане, прибывшие из стран СНГ. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации своим указанием от 29 октября 1992 г. N 1-91-У разъяснило, что лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из республик, ранее входивших в состав СССР, органы социальной защиты населения производят назначение социальных выплат только в случаях их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами. Назначение социальных выплат производится при предъявлении заявителем подтверждающего соответствующий факт документа. В связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”(6) реализация права на пенсионное обеспечение по нормам международных соглашений граждан, снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, стала затруднительной, так как возникли серьезные проблемы относительно сроков назначения и получения пенсии при переезде из одного государства так называемого ближнего зарубежья в другое. Естественно, что применение пенсионного законодательства с учетом норм о гражданстве привело к существенным нарушениям пенсионных прав и к массовым обращениям за их судебной защитой(7).

Так, гражданин Казахстана, переехавший на постоянное жительство к дочери в г. Ярославль, при выезде с прежнего места жительства был снят с учета в органах социального обеспечения. В том же месяце он был зарегистрирован по месту пребывания и обратился в орган Пенсионного фонда (ПФР), где ему объяснили, что иностранные граждане имеют право на трудовую пенсию при постоянном проживании на территории Российской Федерации, а признать их таковыми можно при получении вида на жительство, который выдается лишь по истечении одного года с момента получения разрешения на временное проживание. Разрешение же, в свою очередь, может быть выдано паспортно-визовой службой по истечении шести месяцев с момента обращения. Таким образом, с учетом правил и процедуры получения вида на жительство право на пенсионное обеспечение в России возникает не ранее чем через 25 – 27 месяцев после переезда.

Пенсионер обратился в районный суд г. Ярославля с иском к отделению ПФР о признании недействительным решения об отказе в назначении ему пенсии по старости. Суд, исследовав материалы дела, счел толкование пенсионного законодательства органами ПФР неправильным(8).

Однако нередко судами принимались и прямо противоположные решения. Так, В.А. Немцев, являясь гражданином Узбекистана, в октябре 2002 г. приехал в Ульяновскую область, где приобрел в собственность квартиру, зарегистрированную на имя жены, оформил регистрацию в данной квартире. Районный суд своим решением от 29 января 2003 г. обязал УПФР назначить ему пенсию с 26 ноября 2002 г. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда это решение было оставлено без изменения. По надзорной жалобе ответчика дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, который Определением от 4 октября 2005 г. передал его для рассмотрения по существу в Президиум Ульяновского областного суда на предмет отмены состоявшихся судебных постановлений. При этом Верховным Судом было отмечено, что на момент рассмотрения дела истец имел статус временно пребывающего в Российской Федерации, поэтому вывод суда о том, что он в соответствии с законодательством приобрел право на пенсию, являлся преждевременным(9).

Таким образом, по-прежнему, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, назначают и выплачивают пенсию и гражданам стран ближнего зарубежья лишь после получения ими вида на жительство или – в единичных случаях – при наличии решений судов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории России. При этом возможность обращения в суд за установлением такого факта органами ПФР не разъясняется.

При этом в ч. 3 ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, прямо сказано, что наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации. Следовательно, приоритет отдается нормам международного договора. Ссылка на международный договор со всей очевидностью свидетельствует о том, что им может быть установлено и более льготное условие предоставления права на пенсию иностранным гражданам по сравнению с Законом, т.е. в данном случае и без факта их постоянного проживания в России.

Итак, судебная практика по пенсионным делам граждан СНГ довольно распространена и в то же время неоднозначна. Разумеется, что в суд за защитой своих пенсионных прав обращается лишь незначительная часть пенсионеров, переезжающих в Россию. Остальная же часть, как правило, мирится с низким размером пенсии либо с многомесячной невыплатой им пенсии. Становится очевидным, что законодатель должен своим волевым решением защитить права пенсионеров, приехавших их стран СНГ, урегулировав спорные вопросы в законодательстве Российской Федерации.

Литература

(1)Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 “О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения”// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ “Содружество”. – N 3. – 1992.

(2)Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР” // Российские вести.- N 36. – 01.03.1994.

(3)Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”// Пенсия. – N 10. – 2004.

(4)Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” // Собрание законодательства РФ. – 22.09.1997. – N 38. – Ст. 4389.

(5)Решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска по делу №2-304/2010 от 16 декабря 2011г.// Архив Тракторозаводского районного суда г. Челябинска

(6)Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – N 30. – Ст. 3032.

(7)Азарова Е.Г. Разрешение пенсионных споров граждан государств СНГ // Комментарий судебной практики. Вып. 15 / под ред. К.Б. Ярошенко. – М.: Юридическая литература, 2010. – С. 94 – 113.

(8)Судом защищены права пенсионера, прибывшего из ближнего зарубежья // Сайт Ярославского обл. суда: http://oblsud.yar.ni/lctynz, 1 сентября 2004 г.

(9)Судебный вестник Ульяновского областного суда. 2006.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ (имеющие вид на жительство), имеют право на пенсию наравне с российскими гражданами (за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором). Это относится как к страховым, так и к накопительным пенсиям, а также к пенсиям по государственному пенсионному обеспечению (п. 1 ст. 3 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; ч. 3 ст. 4 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; ч. 2 ст. 4 Закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии»).

В остальном условия получения пенсии для иностранных граждан не отличаются от условий для граждан РФ. Так, например, право на страховую пенсию по старости имеют иностранные граждане со страховым стажем в 2020 г. не менее восьми лет, достигшие пенсионного возраста и имеющие индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не ниже 11,4 (ст. 8, ч. 1 - 3 ст. 35 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Как оформить пенсию гражданам раннее снг получившие гражданство рф

  • 1 Положена ли российская пенсия гражданам Украины, Казахстана и Узбекистана
  • 2 Засчитывается ли трудовой стаж в странах СНГ при начислении пенсии
  • 3 Порядок оформления пенсии в России, предусмотренный для иностранных граждан
  • 4 Что ждёт иностранных граждан, если работа на территории России была временной
  • пенсии по возрасту и инвалидности;
  • компенсационные выплаты по утере кормильца;
  • все начисления и выплаты положены лицам, в независимости от их гражданства. Если они живут и трудятся на территории России, что подтверждено документально в соответствии со всеми нормами и требованиями, то они будут получать полагающиеся им социальные пособия и компенсации.

Пенсия иностранным гражданам

Для формирования пенсий таким гражданам, работодатели, принявшие их на работу с заключением трудового договора, обязаны вносить страховые взносы за каждого такого сотрудника. Подобные обязательства, наложенные законами РФ, предотвращают нарушение пенсионных прав граждан, приехавших из заграницы.

Если у вида на жительство истек срок действия, выплата страховых пенсий будет приостановлена на полгода, начиная со следующего за месяцем, в котором указанный документ стал недействителен. Если иностранец не подтвердил факт постоянного проживания в РФ, то пенсии выплачиваться не будут с месяца, в котором истек 6-месячный срок.

Получение российской пенсии иностранными гражданами

  • к страховым пенсиям (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»);
  • к накопительным пенсиям (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии») и
  • к пенсиям по государственному пенсионному обеспечению (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 N 166-ФЗ).

Отдельные категории граждан (например, работавшие с вредными и тяжелыми условиями труда, в особых климатических условиях, инвалиды по зрению или вследствие военной травмы, женщины, родившие пятерых и более детей) имеют право на досрочное назначение пенсии по старости (ст. ст. 30, 31, 32 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Получение пенсии при приобретении российского гражданства

А по закону «О трудовых пенсиях в РФ» иностранные граждане, которые постоянно проживают в РФ, имеют такое же право на трудовую пенсию, как и наши граждане. Таким образом, главным условием получения выплаты является постоянное и официальное проживание в стране.

Что называется официальным и постоянным проживанием? – По закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ» доказательством ПМЖ человека является наличие у него вида на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства. А перечень документов для назначения трудовой пенсии прописан в Законе «О трудовых пенсиях в РФ».

Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

В случае, если в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии – независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в “Российской газете”. (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР”)(2). При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”(3).

Существуют и иные проблемы, с которыми сталкивают граждане, прибывшие из стран СНГ. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации своим указанием от 29 октября 1992 г. N 1-91-У разъяснило, что лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из республик, ранее входивших в состав СССР, органы социальной защиты населения производят назначение социальных выплат только в случаях их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами. Назначение социальных выплат производится при предъявлении заявителем подтверждающего соответствующий факт документа. В связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”(6) реализация права на пенсионное обеспечение по нормам международных соглашений граждан, снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, стала затруднительной, так как возникли серьезные проблемы относительно сроков назначения и получения пенсии при переезде из одного государства так называемого ближнего зарубежья в другое. Естественно, что применение пенсионного законодательства с учетом норм о гражданстве привело к существенным нарушениям пенсионных прав и к массовым обращениям за их судебной защитой(7).

Получение пенсии с видом на жительство в России

За оформлением пенсии следует обращаться заблаговременно, примерно за 60 дней. Трудовая книжка, оформленная на территории России, может не потребоваться, особенно в том случае, когда уже есть право подтверждения пенсии в другой стране. Чтобы иметь возможность получать пенсионное пособие в России, его обязательно следует переоформить по всем правилам, предусмотренным законодательством. Понятно, что после этого выдача пенсии на прежнем месте осуществляться не будет.

  • ВНЖ (скачать заявление можно здесь, образец заполнения - здесь);
  • паспорт той страны, подданным которого является гражданин;
  • страховое пенсионное свидетельство;
  • трудовая книжка российского образца;
  • справки о заработной плате за определенные годы;
  • документальное подтверждение о работе на вредном производстве;
  • справки с других мест работы, заверенные выписки из трудовых книжек;
  • бумаги о смене фамилии;
  • документальное подтверждение инвалидности.

Правила начисления пенсии для иностранных граждан в России

После подачи заявления и подготовленного пакета документов, органы МФЦ или пенсионный фонд рассматривают документы для принятия решения в течение десяти дней. В некоторых случаях органы могут запросить дополнительную документацию, которая требует времени.

При принятии отрицательного решения о выдачи пенсионного обеспечения, ответственные органы должны сообщить об этом в течение пяти рабочих дней с момента подачи документов с официальным объяснением и порядком обжалования. Прилагаемый пакет документов обязателен к возврату.

Платят ли в России пенсию иностранцам

Привлеченной рабочей силы в России становится все больше, и часто работники из бывших союзных республик трудятся здесь продолжительное время. Какие гарантии у них есть, существует ли назначение пенсии иностранных граждан в Российской Федерации и каким образом она исчисляется и выплачивается?

Обратиться в ПФР для назначения пенсии лучше за 2 месяца до наступления пенсионного возраста. Нужно отметить, что российская трудовая книжка и СНИЛС не потребуются, если право на назначение пособия уже подтверждено на территории другой страны СНГ и нужно лишь переоформить пособие, чтобы получать его в России. В этом случае начисление и выплата пенсий по прежнему месту проживания прекращаются.

Имеют ли иностранные граждане право на пенсию в России

Таким образом, наше государство прилагает огромные усилия для поддержки иностранных граждан, а возможность получения материальной помощи в старости гарантирует им достойное будущее. При этом условия установления им пенсии практически ничем не отличаются от условий, принятых для россиян. Единственным отличием является лишь обязательное наличие вида на жительство, подтверждающего постоянное пребывание лица на территории РФ.

При отказе в назначении страхового пособия орган ПФР обязан уведомить об этом заявителя в течение 5 рабочих дней с момента принятия соответствующего решения. В данном уведомлении обязательно должны быть указаны действительные причины отказа и возможный порядок обжалования. При этом весь пакет документов, поданный на рассмотрение, возвращается заявителю.

05 Июл 2018 544

На «горячую линию», (8 495.987 09 19), Главного управления Пенсионного фонда №5 , обслуживающего жителей, проживающих на территории САО г. Москвы и подмосковных городов Химки и Долгопрудный, в последнее время поступает много вопросов о праве на пенсию бывших граждан СНГ, живущих в России. На этот непростой вопрос отвечает начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.


Он сообщил, что механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, подробно прописан в соответствующих международных договорах:

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/sng.doc ;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/moldova.doc ;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/gruzia.doc ;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/litva.doc ;

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/belarus.doc ;

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/latviya.doc ;

Договор между Российской Федерации и Эстонской Республикой в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/dogrosest.pdf .


При этом он особо отметил, что для применения международных соглашений необходимым условием для назначения пенсии на территории РФ является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельством о регистрации по месту пребывания;

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

- видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе и с отметкой о регистрации по месту жительства

Александр Акименко, также разъяснил и какие периоды работы или иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дают право на страховую пенсию по старости.

Страховой стаж засчитывается, прежде всего, гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года , -говорит Александр Акименко.- Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Он также пояснил права граждан прибывшим из разных стран СНГ, при этом, трудовой стаж, заработанный в той или иной стране имеет свою специфику. Так, к примеру, гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия , учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Гражданам, прибывшим из Республики Литва , принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.


В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран .

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

  • постоянно проживать в России на основании соответствующих документов (вида на жительство);
  • быть застрахованным в системе пенсионного страхования (это значит, что нужно получить СНИЛС – его выдают обладателям вида на жительство);
  • соответствовать требованиям Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – то есть, иметь право на пенсию по критерию возраста, наличия стажа и пенсионных баллов.

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает . Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию . Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Читайте также:

Кредит на строительство в «Сбербанке»: условия, тарифы

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины . При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.

    Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.

  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.

Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

  • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
  • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
  • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

Читайте также:

Обследование в частных клиниках по полису ОМС – миф или реальность?

С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. Содержание соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

  1. за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

    Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

  2. пенсия назначается и выплачивается только по законодательству страны, где проживает пенсионер.

Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

Пенсионное обеспечение своих граждан – прямая обязанность государства. Так говорит нам закон, мораль и факты: с 1 января 2018 г. выплаты россиянам будут проиндексированы на 3,7%. А вот как быть с иностранцами, проживающими в стране? Вопросы с пенсией возникают, если человек много лет прожил в другом государстве, а потом переехал в Россию к детям или когда много лет жил и работал в РФ, но гражданство не получал по личным причинам. Как оформляется и если оформляется, то как выплачивается пенсия для иностранцев в России в 2019 году, попробуем выяснить в этом материале.

Иностранцы в России: права и обязанности

Статус иностранных граждан на территории РФ регулируется законодательством и зависит от целей их пребывания в стране.

Легальный труд и проживание подтверждается следующими документами:

  • РВП (штамп в паспорте);
  • патент;
  • регистрация по месту жительства;
  • справками, подтверждающими особое положение (например, статус беженца).

Российская пенсия иностранцам: как регулируется

Основные вопросы пенсионного обеспечения иностранных граждан регулируются рядом нормативных актов, среди которых:

  • ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2002 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • ФЗ № 167-ФЗ от 15.12.2002 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • ФЗ № 4528-І от 19.02.1993 г. «О беженцах»;
  • ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»;
  • ФЗ № 424-ФЗ от 28.12.2013 г. «О накопительной пенсии».

Все эти правовые документы определяют условия назначения пенсии иностранным гражданам. При выполнении обозначенных условий расчет начислений происходит практически по той же схеме, что и российским гражданам.

На какие виды пенсии могут рассчитывать иностранцы

Российское государство предоставляет своим гражданам несколько видов пенсионного обеспечения в зависимости от стажа и возраста работника, состояния его здоровья и прочих факторов. Все они актуальны и для иностранцев (а также лиц без гражданства), которые постоянно проживают в РФ и подходят по критериям, которые описаны в законах.

Так, граждане других государств могут рассчитывать на такие виды пенсий в России:

  • страховая (в прошлом трудовая);
  • накопительная;
  • социальная;
  • по государственному обеспечению.

Как рассчитываются пенсионные выплаты для иностранных граждан

Порядок расчета пенсии как «местным», так и «приезжим» зависит от ее вида. Общая сумма выплаты для конкретного гражданина состоит из минимальной фиксированной суммы, страховой и накопительной частей. Если есть основания, дополнительно выплачивается государственная пенсия.

При расчете страховой пенсии учитываются два основных показателя, без которых права на ее получение просто нет:

  • наличие нужного количества так называемых пенсионных баллов (например, в 2018-м для выхода на пенсию понадобится 13,8 балла. Тенденция будет сохраняться до 2025-го, когда для получения пенсии нужно будет иметь 15 лет стажа и 30 баллов);
  • наличие необходимого трудового стажа (в 2018 г. этот показатель составляет 9 лет, в 2019 г. – 10, и так ежегодно на 1 год до максимума в 15 лет).

Исходя из продолжительности трудовой деятельности, возраста, в котором гражданин обращается с ходатайством, а также общей суммы перечисленных налогов рассчитывается ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент.

Путем умножения ИПК на значение, действительное в день пересчета пенсии, получают размер страховой пенсии.

Кто имеет право на российскую пенсию

Российское законодательство выдвигает ряд условий иностранцам, которые хотят получить пенсионные выплаты наравне с россиянами.

Основные требования, которые обязательны к выполнению иностранными гражданами:

  • постоянное проживание в стране (по ВНЖ) не менее 15 лет;
  • страховка в СПС (система пенсионного страхования);
  • наличие необходимого трудового стажа и нужного значения ИПК;
  • соответствие критериям, предписанным для конкретного вида пенсии.

Видим, что пенсия для иностранцев с видом на жительство вполне реальна, если он изначально трудился в России. В таком случае работодатель должен был отчислять в Пенсионный фонд России (ПФР) необходимые страховые взносы в размере 22% от начисленной заработной платы: 16% на страховой счет и 6% – на накопительный. При этом трудовой договор должен быть заключен минимум на полгода и в обязательном порядке должно быть оформлено страховое свидетельство (СНИЛС). Если такие требования соблюдались, человек вправе претендовать на полагающееся ему государственное обеспечение.

Важно помнить о том, что периоды временной регистрации не входят в общее время проживания в стране, а вот суммировать годы постоянного проживания (если, допустим, ВНЖ оформлялось в разные годы с перерывами) можно.

Кроме того, право на российскую пенсию имеют беженцы, естественно, если статус подтвержден официально.

Порядок оформления пенсии иностранцу

Если иностранцем выполнены все условия и наступает основание для получения им пенсионного пособия, он может обращаться в отделение ПФР с ходатайством.

Процесс этот происходит обычно по такому алгоритму:

  • подготовка документов;
  • обращение в ПФР и подача заявления;
  • ожидание решения в течение 10 рабочих дней.

Если гражданину дан положительный ответ, он определяет способ доставки своего пособия (оно рассчитывается со дня обращения или с момента наступления права на него). В случае отрицательного решения иностранцу вернут документы вместе с мотивировкой отказа, в котором будут обозначены сроки и пути его обжалования.

Собранный пакет бумаг можно подать:

  • лично:
  • дистанционно (по почте или через интернет);
  • по доверенности через третье лицо.

Какие бумаги предоставить в ПФР

Содержимое пакета документов и справок, необходимых для расчета и назначения пенсионного пособия иностранному гражданину, отличается в зависимости от оснований для его получения и страны проживания. При ответе на вопрос, какие документы нужны для получения пенсии в России, гражданину Украины например, стоит не забывать о том, соседнее государство является участником СНГ. Поскольку для граждан из стран СНГ при расчете российской пенсии учитывается также работа у себя дома, то, несомненно, будет нужна трудовая книжка этого родного государства (годы следует уточнить у работников ПФР).

Общий перечень документов для оформления пенсии включает в себя:

  • паспорт родного государства / иное удостоверение личности;
  • заявление;
  • ВНЖ с отметкой о постоянной регистрации;
  • трудовую книжку российского образца;
  • трудовой договор;
  • СНИЛС;
  • выписку-счет с личного счета соискателя;
  • документы, подтверждающие льготы (справка об инвалидности или удостоверение беженца);
  • документы о смене персональных данных (фамилии, имени), если такое имело место.

Специалист Пенсионного фонда в случае необходимости не только проконсультирует, но и сформирует список требуемых в конкретной ситуации документов.

Российская пенсия для граждан из стран СНГ

Граждане бывших республик СССР составляют самую большую группу мигрантов, которые ежегодно приезжают в Россию учиться или работать. Как гражданину Казахстана получить пенсию в России – этот и подобные ему вопросы сотрудники отделений ПФР слышат довольно часто.

Учитывая ментальную близость народов и общность прошлого, российское правительство разработало гибкую систему особых условий назначения пенсии для граждан из стран СНГ. Главным преимуществом тут является факт, что определенные годы работы на родине учитываются в общий страховой стаж. Важно также помнить, что пенсионное обеспечение выплачивается только в одной стране.

Оформление пенсии РФ гражданам Украины

Во все времена в Россию переезжает особо много украинцев, причем как молодого, так и пенсионного возраста. И последним важно знать, как гражданину Украины перевести пенсию в Россию. В данной ситуации необходимо предоставить данные, подтверждающие, что на родине им пенсия уже не выплачивается (например, пенсионное дело или соответствующую справку из пенсионных органов по бывшему месту проживания).

Чтобы понять, как украинцам оформить пенсию в России, достаточно обратиться к общему алгоритму оформления пособия иностранцам и подать в отделение ПФР полный пакет документов, описанный выше.

Те, кто оформляют пенсию впервые, могут приложить также данные о своем трудоустройстве и заработной плате за любые 5 лет подряд до 1 января 2002 г. (именно до этой даты засчитывается стаж работы на территории бывшего СССР при расчете страховых пенсионных выплат в РФ).

Правила выплаты пенсии гражданам Украины, прибывшим на территорию России, предписывают также, что в случае невозможности предоставить нужные сведения заявитель сам указывает информацию о том, когда, например, прекратились выплаты на родине, а если он не может документально подтвердить свой стаж, то получает социальную пенсию.

Пенсия для таджиков, работающих в РФ: можно ли получить

С 2006 года ведется межгосударственное обсуждение, связанное с тем, как проработавшим в России таджикам будут платить пенсию. Правительство Республики Таджикистан настаивает на законном праве своих граждан, которые вложили свои силы и время в экономику России, получать пенсионное обеспечение от этой страны, даже если они впоследствии переехали жить обратно в свою страну.

В августе 2017 года профильное ведомство Республики Таджикистан заявило, что дискуссии подходят к концу и уже с 2018 года Россия может начать выплачивать пенсии трудовым мигрантам из этой страны. Представители РФ, однако, заявляют, что намерены сначала урегулировать подобные проблемы с Казахстаном и Белоруссией – своими партнерами по ЕАЭС (Евразийскому экономическому союзу). Поскольку Таджикистан не входит в эту организацию, его мигранты пока остаются в ожидании, ведь на практике возникает много трудностей с реализацией этой идеи.

Если же этот вопрос решится положительно, то есть РФ будет выплачивать пенсии гражданам Таджикистана с 2018 года, в этом случае будут обязательно учитываться такие факторы, как длительность и легальность работы мигранта, а также размер уплаченных им страховых взносов.

Пенсия РФ для белорусских граждан

На уровне международных соглашений регулируется начисление пенсии белорусам, работающим в России. Так, 24 января 2006 года был подписан Договор между странами о сотрудничестве «в области социального обеспечения», который во многом решил проблему выплаты пенсий при смене места жительства: белорус, переехавший в РФ, получает пенсию «родного» государства до дня оформления ВНЖ, а не до момента отъезда из страны. Кроме того, был урегулирован вопрос относительно стажа, заработанного в годы существования Советского Союза и после его распада.

Информацию о том, как белорусу получить российскую пенсию и какие необходимо собрать документы, можно получить в местных органах труда и социальной защиты или отделениях Пенсионного фонда.

Права переселенцев на российскую пенсию

Еще с 1992 года вопросы оформления российской пенсии переселенцам из стран бывших советских республик регулируются подписанным в Москве Соглашением о гарантиях прав граждан СНГ в области пенсионного обеспечения (13 марта 1992 г.). Так, например, пенсия бывшему гражданину Украины (Украинской ССР), который проживал в России после распада Союза, насчитывалась российским государством.

Расчет пенсионных выплат сегодняшним мигрантам включает многие составляющие, среди которых стаж работы на советских, российских и «родных» предприятиях.

Множество обращений и конкретных историй переселенцев показывает, что обращаться за начислением пенсионного пособия нужно исходя из личной ситуации и индивидуального жизненного пути. И чтобы выяснить, выгодна ли украинцу российская пенсия, нужно обратиться к записям в его трудовой книжке и законодательным нормам, действующих на момент обращения. Универсального ответа тут нет.

Кроме того, иностранные граждане некоторых государств, оформившие в РФ официальный статус переселенца, могут перевести с родины свои пенсионные выплаты. Это актуально, например, для Казахстана.

В каких случаях перестанут платить

Начисление положенного социального пособия осуществляется только иностранцам, проживающим в РФ официально.

Пенсионные выплаты могут прекратить, если у иностранного пенсионера закончился срок действия ВНЖ или его аннулировали.

Для оформления нового вида на жительство дается полгода, при этом за период отсутствия разрешающих документов пенсия не насчитывается и не компенсируется «потом». Если новый ВНЖ в течение 6 месяцев так и не был получен, пенсия и вовсе не будет выплачиваться.

Каждому – по заслугам

Выплата пенсионного обеспечения постоянно проживающим в России иностранцам (при выполнении ими определенных условий) производится на равных условиях с местными гражданами. Государство справедливо учитывает вклад каждого гражданина в свою экономику, а не просто начисляет пособие по факту прописки. Поэтому каждый украинец, таджик или казах, который длительное время проживает и трудится в Российской Федерации, может рассчитывать на материальную помощь и своеобразную благодарность за вложенные усилия и потраченное время.

Пенсия для иностранных граждан в России: Видео