План работы с детьми трудной жизненной ситуации. Отчет о работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

МОУ «Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная

школа им. Ч-Л. Базарона»

Агинского района Забайкальского края

Программа

работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

«ПРЕОДОЛЕНИЕ»

классный руководитель 10 класса

Тудунова Цыбегмит Цыремпиловна

Сроки реализации программы 2013-2015 гг.

Село Цокто-Хангил, 2013 год

Пояснительная записка

Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Данные статистики демонстрируют, что для последних лет характерна тенденция уменьшения числа семей, находящихся в социально опасном положении, и проживающих в них детей. По состоянию на 1 января 2008 года на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 274,8 тыс. семей (309,1 тыс. семей – в 2006 году), в которых проживало 489,53 тыс. несовершеннолетних (554,27 тыс. человек – в 2006 году). Семейное неблагополучие является многомерной характеристикой функционирования семьи. Существуют следующие основные виды депривации, свидетельствующие о семейном неблагополучии:

    трудное материальное положение, бедность;

    жилищные проблемы

    безработица

    конфликтные ситуации в семье, безнадзорность

    безответственное родительство, жестокое обращение с детьми

    алкоголизм и наркомания жилищные проблемы;

Нестабильность экономической ситуации на сегодня , бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни в со циуме приводят к таким явлениям, как: асоциальное поведение детей и взрослых; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание своих, приводящих к детской преступности, агрессии, наркомании.

Эти факторы нашли свое отражение в способах поведения детей. Привычным становится отклоняющееся поведение, которое предполагает две категории:

    П оведение , не соответствующее нормам психического здоровья (т.е. патологическое);

    антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).

Для таких детей характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Очень трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет, и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности как существа биологического, психического и социального, которые надо учитывать и которым надо подчинять свои педагогические действия. Главное же на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь ребенку в его самый драматичный период жизни, убедить его поверить в свои силы . Изучение данной проблемы и привело к созданию этой программы, которая поможет найти свой путь в жизни детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В первую очередь с этой проблемой сталкивается классный руководитель, «классная мама». Работа классного руководителя должна вестись в нескольких направлениях:

1. Социальная диагностика. Для выявления данных категорий Оформляются социальные карты учащихся.

2. Организационно-воспитательная деятельность. Осуществляется в тесном контакте с заместителями директора по воспитательной работе, дополнительному образованию, учителями дополнительного образования. Организация контроля за внеучебной деятельности учащихся.

3. Коррекционная работа. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика. В 8–11-х классах – тестирование, направленное на выявление сферы профессиональных интересов учащихся. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.

4. Просветительская работа. К этому направлению относятся: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний и участие в них. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся.

5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами.

6. Работа с педагогическим коллективом. Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

7. Изучение и анализ всего материала , планирование и организация работы:

    научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;

    создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;

    вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);

    обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;

    учить уважать товарищей и взрослых;

    развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

Цель: решение проблем, преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания деятельностно и эстетически насыщенной, нравственно чистой и эмоционально благоприятной социальной среды.

Задачи:

    приобрести навыки для дальнейшей самореализации.

    адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;

    развивать адаптационные умения;

    почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;

Этапы работы

Диагностическая работа

Обследование жилищных условий, семейного положения

Изучение реального состояния межличностных и деловых отношений учащихся в классе

Диагностика

Выявление развитости познавательных интересов и творческих способностей

Определение уровня знаний, умений и навыков учащихся класса,

Сравнит. изучение учебных результатов предыдущих лет).

Изучение основных ценностных ориентации учащихся

Профилактическая и коррекционно-развивающая работа:

Работа «Родительской академии»

Создание социальной скорой помощи

Организация службы доверия

Социальные гостиные

Низкопороговые клубы

Вовлечение в «Хобби-центр»

Семейная терапия на дому, домашнее визитирование

Сетевая терапия, социальные контакты

Уличная социальная работа

План работы классного руководителя

Направления работы, мероприятия

Сроки

Ответст .

1. Организация педагогической помощи

1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.

В течение года

К\р

1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Постоян но

К\р,уч-предм.

1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника".

расписа ние

К\р, уч-предм.

1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.

В течение года

К\р, ВР

1.5. Формирование положительной "Я-концепции".

В течение года

К\р психолог

1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей

В течение года

К\р

2. Организация медицинской помощи

2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

Систематически

Фельдшер, К\р родители

2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:

    анкетирование учащихся, родителей;

    заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм – слабость или болезнь";

    заседания семейных клубов "Курение – цена модной привычки", "Наркомания среди подростков";

лекции для родителей:

    "Психология ранней наркомании"

    "Проба наркотика – шаг в пропасть"

    "Сигарет, не приносящих вреда, – нет"

    "Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма".

В течение года

К\р , психолог

2.3. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации

В начале года

К\р, врач

3. Организация психологической помощи

3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).

В течение года

Психолог

3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).

В течение года

Психолог , К\р

3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

Систематически

Психолог кл/рук

3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки.

Систематически

Психолог К\р

3.5. Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей

1 раз в неделю

Психолог К\р

4. Организация свободного времени

4.1. Изучение интересов и способностей учащихся.

В теч/ года

К\р

4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.

Сентябрь – октябрь

К\р

4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг.

Сентябрь

Библиотекарь К\р

4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.

В течение года

Кл/рук

4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах.

В течение года

Кл /рук

4.6. Организация сезонных оздоровительных досуговых школьных лагерей и групп продленного дня

Сентябрь, июнь

Соц. пед. К\р

Ожидаемые результаты:

    Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.

    отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся.

    Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.

    Снятие синдрома неудачника".

    Укрепление положения детей в классном коллективе

    Организация помощи в выполнении общественных поручений.

    Формирование положительной Я-концепции.

    Создание личности обстановки, ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.

    Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений.

    Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

    Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Литература

    Балацкая И.
    Трудные дети. Трудный класс. Трудные родители // Воспитательная работа в школе.- 2006.- № 5.- С. 113-122.

    Дараган И.
    Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе // Воспитание школьников.- 2006.- № 8.- С. 32-37.

    Казанцев, В. Тату // Первое сентября. - 2010. - № 6. - С. 18.

    Кожурина, Л. //Первое сентября.- 2007.- №09.-С7-8

    Жилякова, Е.Н. Организация работы школы с трудными детьми: Распределение обязанностей /Е.Н. Жилякова //Справочник классного руководителя.- 2010.-№1.- (вкладыш)

    Пятаков, Е. Агрессия: лечение через осмысление: [педагогические методы работы с агрессивными подростками] / Е. Пятаков // Школьный психолог. - 2010. - № 13. – С. 17-32.

Алкоголизм, наркомания и т.д.

Приложение 1.

АКТ

обследования жилищно-бытовых и семейных условий

от "____" _____________ 20 _ года.

несовершеннолетней (его) ______________________________________

дата рождения ________________________________________________

проживающего по адресу________________________________________

В присутствии _________________________________________________

Проведено обследование жилищно- бытовых и семейных условий подростка.

Время проведения обследования: с час. мин. до __ час. _мин Обследованием установлено, что семья состоит из ___________

Мать__________________________________________________________

Отец___________________________________________________________

Общая площадь квартиры _____________

Санитарное состояние ____________________________________________

Имеется ли необходимая мебель____________________________________

Общий заработок семьи ___________________________________________

Взаимоотношение в семье _________________________________________

Характеристика родителей_________________________________________

В связи с чем производилось обследование___________________________

Во время обследования подросток находился (лась)____________________

и занимался______________________________________________________

Во время обследования проведена беседа_____________________________

Заключение _____________________________________________________

Обследование произведено в присутствии:

___________ /ФИО/

_____________ /ФИО

Характеристика особенностей межличностного общения учащегося

    Какое положение занимает учащийся в коллективе?

(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)

    Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим

замечаниям?

(благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)

    Стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный; агрессивный; неустойчивый; обособленный)

    Имеет ли друзей? (только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса, сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)

    В качестве кого участвует в школьных мероприятиях? (инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует)

7. Как выполняет общественные поручения? (с удовольствием, хорошо, удовлетворительно, плохо, уклоняется от поручений)

    С кем чаще всего бывают конфликты? (с одноклассниками, учащимися других классов, учителями, родителями и родственниками)

Приложение 2 Общие сведения

ФИО учащегося

Число, месяц, год рождения

Дата поступления в школу

В каком кружке, секции занимается

Состоит ли на учете в КДН

Состоит ли на учете в ОПДН

Дата постановки на дисциплинарный учет

ФИО. Место работы и занимаемая должность отца

ФИО. Место работы и занимаемая должность матери

Адрес места жительства, домашний телефон

С оциальная карта

1. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ

Ребёнок проживает с матерью_________________________

С отцом ______________________________________

С бабушкой___________________________________

С дедушкой ___________________________________

С другими ближайшими родственниками

(указать родство)_________________ ____________

С сёстрами____________________________________

С братьями____________________________________

Количество членов в семье________________________

Ребёнок проживает: отдельная квартира______________

(квартирные условия) коммунальная квартира_________

(кол-во соседей)

Отношения с соседями___________________

Квартира снимается_____________________

Комната снимается______________________

Нет жилья______________________________

2. Учебное место учащегося

Своя комната_____________________________________

Свой детский уголок_______________________________

Свой письменный стол_____________________________

Условия для занятий _______________________________

3. Материальное положение семьи

4. Дополнительная информация (живет с бабушкой, дедушкой и т.д.)

Приложение 3

Карта обследования семьи учащегося

    Ф.И.О. ребенка, проживающего в неблагополучной семье, дата его рожде ния

Адрес проживания семьи, телефон _____________________

    Мать (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, зарплата,
    рабочий телефон) _____________________________________

    Отец ( Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, зарплата,
    рабочий телефон

    Дети (Ф.И.О., дата рождения, что посещают, где учатся) __________

    Сведения о других проживающих вместе с ребенком _

    Условия проживания (краткая характеристика жилья, условий, созданных для
    несовершеннолетних, наличие необходимой по сезону одежды, продуктов пита ния)

    Необходимая помощь (ремонт (ЖЭУ), материальная, медицинская, психологи ческая)

Учебная карта

Учебная деятельность

Параметры

Мнение

ученика

Мнение

родителей

Мнение

учителя

Предметы, изучаемые с удовольствием

Предметы, вызывающие трудности

Предметы, которые хотели бы изучать дополнительно

Оказание помощи в учебе со стороны родителей

Параметры

Мнение

ученика

Мнение родителей

Полностью самостоятелен

Оказывается эпизодическая помощь (указать, по каким)

Оказывается постоянна я помощь

ФГБОУ ВО «Мурманский арктический

государственный университет»

г. Мурманск, Россия

РАБОТА С СЕМЬЯМИ,

НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, принципам и направлениям работы социальных служб, ведущих патронажную деятельность в данных семьях.

Ключевые слова: семья, трудная жизненная ситуация, типология трудных жизненных ситуаций, социальная поддержка.

I . A . Kulikova ,

FSBEI HE «Murmansk state

arctic university»

Murmansk, Russia

WORK WITH FAMILIES,
IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Annotation. This article deals with the peculiarities of working with families in difficult life situations, the principles and directions of social services, leading nursing activities in these families.

Keywords: family, a difficult life situation, the typology of difficult life situations, social support.

Причин попадания семьи в трудную жизненную ситуацию множество, и самые распространённые – ухудшение социально-экономического и материального положения, нарушение семейных традиций и нравственных устоев. На фоне этих трудностей происходит разрушение психологического микросоциума семьи, изменяются отношения родителей к детям и наоборот, воспитательная функция ослабевает или сходит на нет, микроклимат семьи не позволяет вести нормальную жизнь. Часто члены таких семей оказываются не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений .

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнь человека по следующим причинам: неспособность к самообслуживанию (преклонный возраст, болезнь, инвалидность), потеря близких, работы, жилья, малообеспеченность, конфликты, жестокое обращение, негативные привычки членов семьи (алкоголизм, наркомания, игромания), заключение кого-либо из родственников под стражу .

Потенциал решения проблем во всех семьях разный: некоторым достаточно указать на проблему и помочь выработать пути её решения, другим – в силу скудных интеллектуальных, моральных или финансовых ресурсов – необходимо длительное сопровождение специалистов (психологов, юристов, социальных работников), постоянный контроль за ситуацией в семье.

Рассмотрим типы семей по статусу и специфике социально-психологических проблем родителей и детей :

1. Неполная неблагополучная семья

2. Алкоголизированная (наркоманизированная) семья

3. Малообеспеченная неблагополучная семья

4. Конфликтная семья

5. Неблагополучная семья, имеющая ребёнка с ограниченными возможностями

6. Неблагополучная опекунская семья (семья, имеющая приёмных детей).

Для выявления степени реагирования и необходимости включения специалистов данные семьи распределены по целевым группам (при определении степени трудности в первую очередь учитываются интересы ребёнка/детей данной семьи) :

1. Социальное неблагополучие (определённые экономические, юридические, психолого-педагогические проблемы, не повлекшие нарушение прав ребёнка);

2. Риск (экономические, юридические, психолого-педагогические проблемы, повлекшие нарушение прав ребёнка без угрозы его здоровью и жизни);

3. Социально опасное положение (экономические, юридические, психолого-педагогические или медицинские проблемы, повлекшие за собой нарушение прав ребенка, а также представляющие угрозу его здоровью и жизни).

На первом этапе проводится посещение семей с целью обследования условий проживания, а также воспитания несовершеннолетних, знакомство с семьями, диагностика детско-родительских отношений, консультации специалистов. На втором этапе также осуществляется патронаж семей, проводятся индивидуальные и семейные консультации; выявляются неустранённые проблемы, определяются пути реализации следующих шагов для оптимизации ситуации; при необходимости добавляются ресурсы к достижению цели (обычно это консультатции и помощь конкретных специалистов или должностных лиц). На третьем этапе обязательным остаётся патронатное посещение, консультации специалистов, подключение к решению проблем органов самоуправления, работников культуры, медицины, вовлечение в деятельность членов семьи, при необходимости – изъятие детей из семьи .

Необходимо отметить, что работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, должна включать в себя несколько уровней: консультации социального педагога, материальное обеспечение несовершеннолетних детей и создание им жилищно-бытовых условий для проживания, трудоустройство родителей, посещение семьи специалистами. Отслеживание результатов происходит путём бесед, анкетирования членов семьи, опроса соседей, учителей, общественных лиц, диагностики детско-родительских отношений.

В настоящее время система социальной поддержки имеет главную цель: создание условий, способствующих реализации прав детей разных возрастов на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации. Среди приоритетов государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации отметим следующие : обеспечение реального доступа к получению образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, содействие адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям, создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах: обеспечение эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, обеспечение детям-сиротам, детям-беженцам условий для полноценного духовного и физического развития.

Реалии современной жизни требуют развития новых типов и видов образовательных, социозащитных учреждений, обновления функций действующих, появления в их структуре новых служб социально-педагогической направленности. Необходимо расширение потенциальных возможностей образовательных учреждений в разработке и использовании эффективных технологий социально-педагогической профилактики, социально-педагогической реабилитации, адаптации, консультирования детей, использования ресурсов социальных партнёров.

Считаем нужным отметить, что система социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, складывается как межведомственная (предполагает взаимодействие учреждений образования, культуры, социальной защиты, медицины), и трудностью в работе становится ее обусловленность региональной (муниципальной) спецификой, когда учитываются демографические, социальные, исторические, экономические и другие особенности.

Также определённой трудностью в данном направлении работы мы видим возникновение новых форм отклоняющегося поведения членов семьи, таких как игромания, компьютерная зависимость. Трудность заключается сравнительной «молодости» этих явлений, отсутствию наработанных и эффективных форм и методов работы в данном направлении. А между тем, компьютеро- и игромания всё чаще и чаще становятся причинами серьёзных нарушений в здоровой жизни семьи; известны случаи трагических последствий этими современными увлечениями.

Выделим ряд основных направлений по обеспечению социальной поддержки семьям :

    пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

    изучение, диагностирование, конструктивное разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

    выявление запросов, потребностей детей с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

    индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье;

    индивидуальное сопровождение ребенка;

    организация досуговой деятельности несовершеннолетних;

    организация реабилитационных учреждений для дезадаптированных детей;

    проведение летних профильных смен;

    организация летнего оздоровительного отдыха детей из необеспеченных, многодетных, асоциальных семей;

    организация работы с одаренными детьми;

    поощрение и поддержка социального партнёрства, введение в штат образовательных организаций дополнительных единиц для психологов и социальных педагогов: любую проблему, создавшуюся в обществе, невозможно решить без объективного понимания всей ситуации в совокупности её составляющих. Эффективная работа возможна только тогда, когда чётко выстроена сама система.

Необходимо создание определённого «банка данных» семей (особенно в которых есть дети) во всех муниципалитетах для возможности оперативного реагирования, а для этого, в свою очередь, нужна система скоординированных действий социальных партнёров по осуществлению целого комплекса мероприятий для успешного преодоления семьёй трудной жизненной ситуации.

Список литературы:

    Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие/под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.

    Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей//Социальное обслуживание. – 2004. – № 3. – С. 50-85.

    Власова Н., Снурникова Н., Хольмберг Б. Мобилизация социального окружения детей и семей в кризисной ситуации. – М. : Стокгольмский Университет, ГУ СРЦ «Отрадное», 2005.

    Канкин В.Г. Неблагополучная семья в социальном контексте современной России: Дис. ... канд. социол. наук. Краснодар. 2005. 137 с.

    Крылова Т.А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. – М., 2010. 47 с.

    Методы и технологии работы с семьей: практики разрешения семейных проблем / под науч. ред. Е. В. Куфтяк. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010.

    Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально- педагогическая поддержка детей группы риска. – М. : Академия, 2004.

    Российский статистический ежегодник //http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078, дата обращения 21.02.2016.

    Склюева Т.А. Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении / Под ред. Н.П. Федоровой, Н.М. Малаховой. - Тюмень: ГУСО «Областной центр социальной помощи семье и детям», 2004.

Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
План работы с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей; с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Согласовано : Утверждаю :

ведущий специалист - эксперт Заведующая муниципального бюджетного

Департамента Министерства здравоохранения, дошкольного образовательного учреждения

семьи и социального благополучия детского сада № 194

Ульяновской области

Л. Ю. Верховцева

План работы

с детьми - сиротами или детьми ,

с семьями , ,

социально-опасном положении

МБДОУ № 194

на 2017– 2018 учебный год.

город Ульяновск

План работы

Вид работы

Мероприятия

Сроки выполнения Сроки

Организацио-нно-социально - педагогическая работа 1 . Планирование работы на учебный 2016-2017 учебный год :

Планирование работы с детьми – сиротами или детьми , оставшимися без попечения родителей . ; профилактической работы с семьями , находящимися в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации .

2. Выявление :

опекаемых детей, детей находящихся в социально -опасном положении;

воспитанников, оставшихся без попечения (отдельно проживающих от родителей без установления опеки, оказываемых в иной трудной жизненной ситуации .

воспитанников, чьи права нарушают родители , применяя к нему физическое или психическое насилие. (утренний прием - осмотр медицинским работником , воспитателем)

воспитанников, прекративших посещать МБДОУ без уважительной причины.

3. Изучение новых нормативных документов и методической литературы.

4. Формирование банка данных «Социальный паспорт семьи » .

5. Обеспечение контроля посещаемости детьми МБДОУ и принятие мер по недопущению не посещаемости без уважительной причины.

все группы

все возрастные группы

все возрастные группы

Август-сентябрь

август-сентябрь

в течении года

сентябрь - октябрь

систематически

Сентябрь

Педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

2 Вид работы Мероприятия Группы Сроки выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный

Работа с опекаемыми детьми .

1. Анализ отчетов воспитателей

Составление и уточнение списков опекаемых детей. (выявление детей оставшихся без попечения родителей )

2. Первичное (контрольное)

обследование условий жизни и воспитания опекаемого ребенка.

(Посещение на дому детей находящихся под опекой , заполнение актов обследования материально бытовых условий, заполнение документации (портфолио детей)

3. Осуществление контроля (мониторинг) за посещаемостью детьми МБДОУ , здоровьем, воспитанием и развитием детей.

4. Составление психолого-педагогической характеристики на опекаемого (на основе наблюдения, диагностирования)

5. Первичные сведения о летней занятости детей, находящихся под опекой .

6. Индивидуальные беседы с опекаемыми, опекунами.

7. Выставка рисунков «Моя дружная семья »

Праздник «День защиты детей» , «День семьи » , ДРК «Здоровье» , «День отца» , «День матери» , «День пожилого человека» и т. д.

8. Фестиваль детского творчества "Юные таланты Ульяновска»

все группы,

при наличии

опекаемых детей

при наличии

опекаемых детей

при наличии

опекаемых детей

все возрастные группы

сентябрь - май

апрель, октябрь

систематически

в течении года (по плану )

Инспектор по охране детства Петрунина И. В., педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В. воспитатель группы

педагог-психолог медицинская сестра Власова К. С.

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

Инспектор по охране детства Петрунина И. В. ,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В., музыкальный руководитель Кшняскина Е. Ю., воспитатели

музыкальный руководитель Кшняскина Е. Ю

№ п/п Вид работы Мероприятия Группа Сроки

выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный

5. Взаимодействие с семьей

Мониторинг.

1. Диагностика стиля семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях , в которых нарушаются права детей.

Беседа с воспитателями.

2. Диагностика эмоционального состояния ребенка в семье и детском саду .

Кинетический рисунок семьи .

Выявление детей «группы риска» (заниженная самооценка, агрессивные, гиперактивные, тревожные, замкнутые, с нарушением поведения)

Коррекционная работа .

1. Совместно-образовательная коррекционная деятельность с детьми , имеющими низкий уровень развития познавательной сферы.

2. Коррекция эмоциональной сферы детей.

3. Тренинги, мастер-классы с родителями

Профилактическая работа

1. Индивидуальные консультации родителей (законных представителей) по итогам диагностики.

2. Проведение рейдов в семьи , находящихся

3. Проведение общих и групповых родительских собраний с привлеченными специалистами :

-«О защите прав ребенка в современных условиях»

- "Жестокое отношение к детям»

4. Подбор раздача буклетов по профилактике семейного насилия, жестокого обращения с детьми . Стилям общения с ребенком, по правам ребенка и др.

5. Выступление на общем родительском собрании «Жестокое обращение с детьми »

Проведение цикла бесед, занятий :

«Большие права маленького человека» .

"О эмоциональном благополучии ребенка в семье "

«О значении посещения дошкольного учреждения»

«О реализации программы «Здоровье» в ДОУ.

Консультация : «Жестокое обращение с детьми : что это такое?»

родителях , совершивших правонарушения.

3. Работа с органами социальной защиты населения. все возрастные группы

со средней группы

все воспитанники имеющие низкий уровень

родители

родители (законные представители) 1 мл. гр.

Родите

ли (законные представители)

по запросу

октябрь - май

в течении года

в течении года

ежемесячно

ежемесячно педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

воспитатели групп

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В. ,

Воспитатели групп

№ п/п Вид работы Мероприятия Группа Сроки

выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный

5. Взаимодействие с семьей

Работа клуба молодой семьи «Забота»

1. Беседа «родитель – это звучит гордо

2. Практикум «Адаптируемся месте»

3. Консультация «Растим малыша здоровым»

4. Тренинг «Правила жизни моего ребенка »

5. Тренинг «Мотивы детской истерики»

6. Деловая игра «Что наша жизнь ? – Игра»

7. Консультация «Ладушки – ладушки» (о развитии мелкой моторики)

8. Круглый стол «Поговори со мною, мама» (о развитии речи)

9. Практикум «В царстве упрямства и капризов»

10. Итоговое заседание.

Работа консультативного пункта для родителей детей , воспитывающихся в условиях семьи и не посещающих детские сады.

Организационные мероприятия :

1. Организация фотовыставки «Отдыхаем семьей »

2. Мероприятия ко дню матери, международному женскому дню «Самая прекрасная, мамочка моя»

3. Мероприятия ко Дню защитника Отечества, ко Дню отца

4. «Папа, мама, я - спортивная семья »

5. Мероприятия ко дню семьи «Моя СемьЯ »

6. Акция – конкурс «Дети – цветы жизни ! – Даешь букет!»

7. "Дарите детям радость!» -посвященных Дню защиты детей

8.«21 век – век ребенка» - к Всемирному дню ребенка (день принятия ООН Конвенции о правах ребенка)

Консультирование воспитателей по итогам диагностики.

1. Работа с органами опеки и попечительства

2. Консультации правоохранительных органов о родителях , совершивших правонарушения.

3. Работа с органами социальной защиты населения. С молодыми семьями

со средней группы

дошкольные группы

дошкольные группы

дошкольные группы

Сентябрь- май

Сентябрь,

сентябрь-октябрь

сентябрь

июнь Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

5. Работа с педагогическим коллективом.

1. Диагностика определения стиля общения.

2. Диагностика ориентированности педагога на личностную

модель взаимо-действия с детьми

3. Совместное посещение семей, находящихся в социально-опасном

положении.

Работа с государственными и общественными организациями. 1. Мониторинг определения стиля общения.

Тест «Ваш стиль общения» .

Диагностика ориентированности на личностную модель взаимодействия с детьми .

2. Совместное посещение семей, находящихся в социально-опасном положении.

Заполнение актов материально-бытовых условий, социальной истории семей.

3. Консультирование воспитателей по итогам мониторинга.

4. Проведение общего собрания по теме : «Взаимодействие МБДОУ с семьями , находящимся в социально опасном положении»

Проведение групповых консультаций по теме : «Растим гражданина в семье »

5. Проведение педагогического совета :

с вопросом : Анализ и утверждение плана работы с опекаемыми детьми . Профилактическая работа с семьями , находящимися в трудной жизненной ситуации

6. Проведение консультации «Игра в жизни в ребенка » ,

«Безопасность и здоровье наших детей» ,

При наличии опекаемых детей

все возрастные группы

все возрастные группы

все группы

все В течении года (по плану )

февраль (по «сигналу» )

по необходимости

1 раз в квартал

по плану

февраль педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

заведующая Цветкова М. Г., воспитатели групп

заместитель заведующей по УВР Петрунина И. В., педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

№ п/п Вид работы Мероприятия Группа Сроки выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный

Работа с государственными и

общественными организациями

1. Работа с органами опеки и попечительства

2. Консультации правоохранительных органов о родителях , совершивших правонарушения.

3. Работа с органами социальной защиты населения, администрацией района

4. Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья »

5. Консультирование с представителями ПДН

Информирование об имеющихся признаках насилия, синяков, психического расстройства и др.

В течении года Заведующая Цветкова М. Г., заместитель заведующей по УВР Петрунина И. В.

Педагог-психолог Рюгина-Семенова М. В.

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.

Заведующая МБДОУ № 194 Цветкова М. Г.

Методические раздаточные материалы разработаны для специалистов, работающих в системе профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В пособии есть статьи нормативно правовых документов, ссылки на Законы РФ, которыми руководствуются в своей деятельности учреждения системы профилактики, работающие с семьями в трудной жизненной ситуации; категории неблагополучных семей, стадии неблагополучия, принципы работы и система сопровождения семей в образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа в ОУ с семьёй, находящейся в социально-опасном положении. Методические материалы. Клинцовский городской Центр психолого-медико-социального сопровождения.

Составитель: Улыбышева И. А. социальный педагог МБОУ-КГЦПМСС

Федеральный Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних"
ФЗ - №120 -ФЗ от 12. от. 1999 г.

СТАТЬЯ 14.2. Общеобразовательные учреждения общего образования,

образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального
образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в
соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

Оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы
в обучении;

Выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а
также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным
причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их
воспитанию и получению ими основного общего образования;

Выявляют семьи, находящиеся,в социально опасном положении, и оказывают им
помощь в обучении и воспитании детей;

Обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных
спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в
них несовершеннолетних;

Осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на
формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ

Статья 121.1. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их
родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания
родителей недееспособными, болезни родителей, длительного
отсутствия
родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их
прав
и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных
учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других
аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения
возлагается на органы опеки и попечительства.

Статья 122.1. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений,
общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные
граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего
Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту
фактического нахождения детей.

ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, -

это лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или
беспризорности находится в обстановке, не отвечающей требованиям к его
воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или
антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья,
имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а так же семья, где
родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих
обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними.

Трудная жизненная ситуация:

Ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам

инвалидности,

неспособности к самообслуживанию в связи с

преклонным возрастом или
болезнью ,

безработицы,

сиротства,

одиночества,

безнадзорности,

малообеспеченности,

конфликтов и жестокого обращения в семье,

нарушения законных прав и интересов,

отсутствия определенного места жительства и т.д.,
которую он не может преодолеть самостоятельно.

Если Семье (ребенку) не оказать своевременную комплексную
социальную помощь, то нерешенные проблемы могут привести к
нарушению прав ребенка.

3 стадии трудной жизненной ситуации
(семейного неблагополучия)

РАННЯЯ - не зафиксировано нарушение прав ребенка.

СВОЕВРЕМЕННАЯ - зафиксировано нарушение прав
ребенка, не повлекшее за собой угрозу жизни (здоровья).

ПОЗДНЯЯ - зафиксировано нарушение прав ребенка,
повлекшее за
собой угрозу жизни (здоровья).

Целевые группы семей (детей), находящихся в
трудной жизненной ситуации:

определенном социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушение прав ребенка), далее Семьи (дети) в ОСН.

Группа семей (детей), относящихся к группе риска (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, повлекшая за собой нарушение прав ребенка без угрозы его жизни и здоровью), далее Семьи (дети) в ГР.

Группа семей (детей), находящихся в социально опасном положении , (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, повлекшая за собой нарушение прав ребенка, связанные с угрозой его жизни и здоровью), далее Семьи (дети) в СОП.

Типы семей

по статусу и специфика проблемного поля детей и родителей.

Неполная неблагополучная семья

Социально-психологические проблемы мамы или папы: одиночество, нарушение
коммуникативной компетентности, эмоциональная депривация, сенсорная депривация,
агрессивность, социальная дезадаптация, личностная деградация, регресс, избегание
контактов, неустойчивое настроение.

Психологический дискомфорт,
дезадаптация, низкий уровень социального и умственного интеллекта, склонность к
асоциальному поведению и бродяжничеству.

Алкоголизированная семья

Эмоциональная неустойчивость
(расстройства), эмоциональная зависимость, неадекватная самооценка, деградация, снижение критичности, склонность ко лжи и фантазированию, дезадаптация (социальная, психологическая и физическая), агрессивность, тревожность и страхи, минимизация или полная утрата родительской роли, наличие разных форм насилия.

Социально-психологические проблемы детей: зависимое поведение, страхи,
тревожность, нарушение коммуникативной компетентности, негативная Я-концепция,
личностная незрелость и неадекватность, склонность ко лжи и фантазированию,
суицидальный риск, агрессия, обидчивость, мстительность, негативизм, враждебность, часто патологические расстройства, последствия насилия.

Малообеспеченная наблагополучная семья

Социально-психологические проблемы родителей: беспокойство, тревога, нарушение самооценки, дезадаптация, агрессивность, озлобленность, социальная пассивность, жадность, эмоциональная скупость.

Социально-психологические проблемы детей: раннее взросление, зависть, злость,
агрессия (аутоагрессия), воровство, ложь, отрицательный образ Я, депривация элементарных потребностей, чувство вины, хитрость.

Конфликтная семья

Социально-психологические проблемы родителей: высокое эмоциональное напряжение, эмоциональная деформация, наличие психологического (физического) насилия, психопатология (расстройства поведения и др.), психосоматические расстройства, социальная неадекватность, агрессивность, пассивность, нарушение единства требований, конфликтность.

Социально-психологические проблемы детей: психологическая травма,
психологические и психиатрические расстройства, невроз, аутические тенденции,
неустойчивая идентичность, паника, депрессия, стресс, астенический синдром, агрессия
(аутоагрессия, суицидальный риск), демонстративное поведение (часто сценарий жертвы,
реже агрессора), зависимость.

Неблагополучная семья, имеющая ребёнка с

ограниченными возможностями (инвалида)

Социально-психологические проблемы родителей: страх, социальная изоляция, горе,
психоэмоциональное напряжение, депрессия, фрустрация, коммуникативные проблемы,
расстройства личности, закрытость, аутические тенденции. алкоголизация.

Социально-психологические проблемы детей: чувство неполноценности, эмоциональная депривация, манипуляции, агрессия (аутоагрессия), страх, суицидальный риск.

Неблагополучная многодетная семья

Социально-психологические проблемы родителей: высокий уровень эмоционального выгорания (невротические состояния), тревога, беспокойство, низкий социальный статус, социальная дезадаптация, нарушение коммуникативных функций, размытый образ Я, чувство вины, снижение уровня ответственности, перенос ответственности на государственные организации, пассивноть, замкнутость, самоустранение.

Социально-психологические проблемы детей: ревность, соперничество, эмоциональная неустойчивость, перенос родительских функций, недостаток любви.

Неблагополучная опекунская семья

(семья с приёмными детьми)

Социально-психологические проблемы родителей: страхи (страх потери, патологии),
тревога, эмоциональная нестабильность, непринятие родового норматива, перенос
ответственности, эмоциональная деформация, ролевое смешение, закрытость, трудности в
адаптации, жертвенность, размытость границ.

Социально-психологические проблемы детей: недостаток любви, чувство
неполноценности, неуверенность в будущем, страх будущего, страх несоответствия,
неадекватная самооценка, потребительская позиция, непринятие ответственности, склонность к асоциальному поведению, суицидальный риск, инфантилизм, проблемы организованности, провокационное поведение, склонность к зависимости, эгоизм.

Структура психолого-педагогического сопровождения семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации:

Психолого-педагогическая поддержка ребёнка, которая включает в себя:

Развитие учебных и коммуникативных навыков ребёнка;

Формирование мотивационно-волевой сферы личности ребёнка;

Помощь з прс фессиональном самоопределении подростков;

Развитие навыков продуктивного взаимодействия с родителями.

Психолого-педагогическая и образовательная поддержка
родителей / опекунов:

Развитие родительских навыков;

Развитие способности понимать потребности и способности детей;

Обучение продуктивным способам понимать и разрешать семейные
конфликты;

Развитие навыков продуктивного взаимодействия с детьми.

Деятельность по налаживанию позитивного семейного
взаимодействия:

Расширение сети социальных контактов семьи;

Стимулирование позитивной социальной активности членов семьи через вовлечение в клубную деятельность;

Создание условий для развития функциональных стереотипов семейного взаимодействия.

Мониторинг семейной динамики:

Исследование исходного состояния семейной системы и психологических особенностей детей;

Выделение функциональных и дисфункциональных характеристик
семейной системы;

Отслеживание изменений функциональных и дисфункциональных
характеристик семейной системы.

Астахов П. А. Права ребёнка (Новейший юридический справочник). – М.: Эксмо, 2010.

Беличева С. А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска:
межведомственный подход. М., Редакционно-издательский центр Консорциума
«Социальное здоровье России», 2006.

Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.
СПб.: Речь, 2001.

Давлетбаева О. В. Работа с неблагополучными семьями. Сайт: www. 1 seprember.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Под научн. Ред. JI. М. Щипицыной. СПб.: Издательство «Речь», 2003.

Мастюкова Е. М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов, педагогов – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

Ребёнок в карусели развода / С. К. Нартова-Бочавер, М. И. Несмеянова, Н. В. Малярова, Е.А. Мухортова. - М.: Дрофа, 2001.

Психосоциальная поддержка семей группы риска - как условие предупреждения
семейного неблагополучия и семейного насилия (Пособие для психологов и
психосоциальных работников). М.: Редакционно-издательский центр Консорциума
«Социальное здоровье России», 2005.

Сакович Н. Семейное кораблекрушение. Помощь в преодолении/ Школьный психолог №5 2011

Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей. М., 2003.

Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Шишковец Т. А. Справочник социального педагога: 5 – 11 классы. - 2-е изд., перераб. и доп.-М..-ВАКО, 2009.


Пояснительная записка.

Семья как микро модель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна способствовать включению человека в сложный противоречивый окружающий мир. Сегодня перед ней стоит остро проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители-ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей.

Всё это усугубляется такими внешними факторами, как безработица, низкое материальное положение, пьянство, наркомания, а в селе и отсутствие социокультрных институтов. Так как семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка, увеличивается количество детей испытывающих трудности в той или иной сфере. Неуклонно растёт количество социальных сирот, соответственно увеличивается число приёмных и опекунских семей. Всё это способствует увеличению численности детей попавших в трудную жизненную ситуацию.

Данная программа разработана на 5 лет. На основании анализа работы вносятся изменения и дополнения. В программу включены совместное планирование с другими социальными службами.

Цель программы снижение количества детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи:

Скоординировать действия с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами — с другой.

Ранее выявление детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации и экстренная помощь

Усилить работу по правовой грамотности

Пропаганда здорового образа жизни

  1. 1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов:

Проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона;

Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;

Социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.

  1. 2. Социально-педагогическая защита прав ребёнка.

Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одарённые дети), опеке, попечительстве;

Защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т.д.);

Защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.д.

3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося.

Раннее выявление неблагополучных семей;

Создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психического развития, опекунскими семьями, семьями с приёмными детьми, и т. д.

Содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.

4. Социально-педагогическое консультирование.

Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

Консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.

5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.

Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;

Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учёта («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам не совершеннолетних и т. д.);

Способствование пропаганде здорового образа жизни.

6. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков в виде различной трудовой и проектной деятельности.

Работа в службах социальной защиты, службе занятости;

Благоустройству поселка, двора, памятников культуры и друге, все, что способствует личностному развитию и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

7. Организационно- методическая деятельность.

Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

Участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;

Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по соц. педагогике, а также проведённых социально-педагогических исследований.

Основными принципами , которыми должен руководствоваться социальный педагог в своей деятельности, заключаются:

В целенаправленном взаимодействии и сотрудничестве с другими работниками учебного заведения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;

Налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.

Принцип личностно-ориентированного подхода , основывающийся:

На гуманном отношении к личности;

Уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога;

Оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;

Поощрении её творческой самореализации.

Принцип конфиденциальности, предусматривающий:

Установление отношений открытости;

Сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями.

Ожидаемые результаты:

- уменьшение количество учащихся стоящих на внутришкольном учёте

Снятие с учёта уч-ся в ПДН ОВД

Уменьшение количество семей СОП

Снизить количество пропускаемых учебных занятий, без уважительной причины, учащимися

Увеличить количество детей занятых во внеурочной деятельностью, в том числе во время каникул (трудоустройство, кружки, секции, факультативы и т. д.)

Своевременная координация действий с социальными службами района по оказанию помощи детям

Мониторинг:

Статистические отчёты по школе и в разные ведомства

Аналитические записки в органы социального взаимодействия

Анкетирование

Наблюдение

При планировании работы, социальный педагог опирается на нормативные документы: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных нарушениях, Жилищный кодекс РСФСР.

Для составления плана работы социального педагога использовались методические пособия:

- «Справочник социального педагога 5-11 кл.» Шишковец Т.А.-«ВАКО» Москва 2005г. Педагогика. Психология. Управление.

-«Социальная педагогика» Деловой журнал для социальных работников и педагогов.- «Сплайн» г. Москва. Народное Образование.

Опиралась на количественно-качественный анализ работы социального педагога прошлого года с учетом настоящего состояния дел.

Так как социально-педагогическая работа строится на взаимодействии со всеми социальными институтами занимающимися вопросами социализации детей, то разрабатывается и вносится совместный план работы.