Постинтернатное сопровождение детей сирот и детей лрп. Организация постинтернатного сопровождения сирот. Условия постинтернатного сопровождения

Состояние воспитанников интернатных учреждений, стоящих на пороге выхода из детского дома, можно охарактеризовать как растерянность перед самостоятельной жизнью. Перед ними формально множество жизненных путей. В тоже время реализация этого выбора затруднена и ограничена. Выпускник находится, как правило, в состоянии психологического стресса. Это связано с увеличением психологической нагрузки. «Самостоятельность» - это слово одновременно и пугает и «желание свободы». Поэтому выпускники выходят из детского дома с чувством страха, неуверенности, одиночества. Для многих воспитанников детский дом был родным домом около десяти лет. Если в детском доме о нём заботились, его обеспечивали, то вне учреждения надо самому обеспечить условия для нормальной жизни. Им предстоит практически заново выстроить и организовать собственное жизненное пространство.

Практически отсутствует какая бы, то ни было преемственность жизни в детском доме и самостоятельной жизни выпускников. У детей из семьи такого разрыва нет. Они, как правило, осуществляют переход к самостоятельной жизни более планомерно и у них есть определённая преемственность жизненного пространства.

Таким образом, когда для детей - сирот начинается самостоятельная жизнь, перед ними стоят две первоочередные насущные задачи: перейти практически на самостоятельное жизнеобеспечение и обозначить границы своего нового пространства.

Большой проблемой для 90% выпускников является жилищная проблема. Как правило, дети, воспитывающиеся в детских домах, имеют закреплённое жилое помещение, там, где они раньше проживали со своими родственниками. За время проведённое ребёнком в детском доме родители, лишенные родительских прав, всё больше спиваются, деградируют как личности, и жить с ними в одной квартире просто невозможно. Одной из причин, усугубляющих неблагополучное положение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится сокращение доли государственного строительства. Не соблюдаются нормы жилищного законодательства, предусматривающие сохранение жилплощади за детьми, помещенными на воспитание в государственные детские учреждения, к родственникам, опекунам. К сожалению, нередко органы опеки и попечительства, администрации интернатных учреждений не принимают должных мер к закреплению жилой площади за данной категорией граждан. Это позволяет лицам, лишенным родительских прав, другим членам семьи, опекунам, жилищным органам распоряжаться ею вопреки правам и законным интересам несовершеннолетних. После выхода из детского дома подросток, у которого есть родители, часто возвращается в их квартиру и вновь погружается в асоциальную среду неблагополучной родительской семьи.

Более 50% выпускников считают, что у них не шансов найти приемлемые условия сосуществования с родителями и родственниками. В то же время отсутствие позитивного образца отношений «родитель - родитель» и «родитель - ребенок» приводит к смещению ценностных ориентаций: в системе жизненных ценностей выпускников детских домов, заботливые родители и родственные связи как самоценность фигурируют лишь у 14 %.

Психологические проблемы появляются и во время учёбы в профессиональных учебных заведениях. «Стыдно признаться, что детдомовец, боясь жалости к себе» - вот мнение одного из выпускников. Это могли бы сказать многие. Часто воспитанники детских домов скрывают от своих сокурсников, что они воспитывались в детском доме. Сказать, что тебя предали самые близкие люди - страшно стыдно.

Им сложно бывает найти друзей из числа «домашних» сверстников. «Мы разные. Они мыслят по-другому. Мы слишком выкладываем всё о себе, а потом получаешь за это насмешки», так считают некоторые выпускники.

Выражение «грызть гранит науки» часто имеет почти конкретный смысл. Для многих тяжело даётся учёба. Сегодня только 6% выпускников детских домов поступают в высшие учебные заведения, 23 - 33% - в учреждения среднего профессионального образования, 60% - в учреждения начального профессионального образования.

Радует, что сокращается доля выпускников, устраивающихся на работу без профессиональной подготовки.

В первый год после выхода из детского дома выпускники нуждаются в поддержке. Более 50% считают необходимым, чтобы с ним был кто - то рядом, иначе они испытывают беспомощность. Они надеются на покровительство без опоры на собственные ресурсы.

Очень часто выпускники не умеют правильно пользоваться самостоятельностью, хотя находясь в детском доме, стремятся к ней. Под любым предлогом прогуливают учебные занятия, не умеют правильно распоряжаться своим бюджетом.

Ощущение сиротства сопровождает выпускников детских домов на протяжении всей жизни. От того, насколько благополучно или неблагополучно сложилась их жизнь, зависят частота воспоминаний о детстве и отождествление себя с референтной группой сирот. Все свои проблемы дети-сироты заслуженно или незаслуженно объясняют одиночеством, воспитанием в детском доме и предвзятым отношением к ним окружающих.

Проблемы сироты не решаются не только до достижения им 23 лет, как это предусмотрено законом, а в течение всей жизни.

Модели постинтернатного сопровождения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

, 4 курс, 2016

Научный руководитель – к. п. н., доцент кафедры социологии и социальной работы ПетрГУ,

Аннотация: В данной статье исследуются модели постинтернатного сопровождения, которые, на сегодняшний день, применяются в российской системе социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так же, в статье приведены результаты проведенного исследования на тему «Региональные модели постинтернатного сопровождения детей – сирот и детей, ОБПР Республики Карелия и Мурманской области ».

Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, модель постинтернатного сопровождения, региональная модель постинтернатного сопровождения.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в последние годы в Российской Федерации и в ее отдельных субъектах наблюдается ежегодное снижение общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, воспитывающихся в образовательных учреждениях. Однако количество выпускников в Российской Федерации ежегодно составляет около 15 тысяч.

Взрослея в условиях детского дома, воспитанники получают специфичное воспитание, которое препятствует формированию тех навыков, которые необходимы обычному человеку в социальной среде. В период нахождения ребенка в учреждении проблемы социализации и социальной адаптации латентны, т. е. они не оказывают прямого влияния на процесс его взросления. Однако, после выпуска - в постинтернатный период, они начинают приобретать открытый характер.

Все проблемы выпускников можно разделить на две группы: общественные, к которым относятся большие экономические затраты на воспитание, высокий уровень девиантности среди бывших выпускников и, так называемое, «вторичное сиротство», и индивидуальные, свойственные самим выпускникам, связанные с особенностями их личностного становления, - отставание в физическом и интеллектуальном развитии, нарушения в эмоционально-волевой сфере и поведении, неуверенность в себе, низкая самооценка, недоверие к внешнему миру, потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм.

Учитывая весь спектр проблем, с которыми сталкиваются выпускники в постинтернатный период, целесообразным является оказание воспитанникам комплексной поддержки посредством постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться к условиям социальной среды.

В современном законодательстве постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется как комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия и направленных оказание содействия лицам данной категории в получении образования, трудоустройстве, защите и обеспечении реализации прав на жилье, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, а также по обеспечению физического, психического, нравственного и духовного развития.

Понятие «модель», в рамках исследуемой темы, подразумевает под собой как совокупность компонентов по организации деятельности постинтернатного сопровождения, так и отдельно процессуальную часть этой деятельности. Модель включает в себя три блока. Организационный блок, в рамках которого проводятся подготовительные мероприятия по открытию специализированных центров постинтернатной адаптации, формирование системы управления и нормативно-правовой базы, а также планирование самого процесса сопровождения и определение профессиональной команды специалистов сопровождения. Процессуальный блок представляет собой саму технологию постинтернатного сопровождения, то есть его основные составляющие: цели, задачи, мероприятия, мониторинг и другое. Контрольно-результирующий блок включает в себя процесс оценки и анализа результатов – уровень готовности выпускника к самостоятельной жизни .

Региональная модель постинтернатного сопровождения представляет собой комплексную систему сопровождения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, включающую в себя совокупность органов и учреждений региона, вовлеченных в процесс социальной адаптации, оказывающие социальную помощь выпускникам, включая меры социальной поддержки, реализующихся в едином организационно - нормативном поле. Региональная модель строится на основе единства трех направлений деятельности: социально-правовой поддержки выпускников; психолого-педагогического сопровождения; аналитической и информационной работы .

Таким образом, наличие региональной модели может стать эффективным инструментом для решения проблемы постинтернатного сопровождения, так как позволяет создать целостную систему сопровождения в регионе.

В рамках данной темы было проведено исследование на тему «Региональные модели постинтернатного сопровождения Республики Карелия и Мурманской области». Данные регионы были выбраны по причине территориальной близости, схожести демографической ситуации, а также условий и временных рамок создания системы сопровождения выпускников.

В ходе исследования нами было проведено экспертное интервью со специалистами учреждений, оказывающих социальную поддержку детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также стандартизированное интервью с выпускниками организаций для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обоих регионах. Выборка производилась методом «снежный ком».

Критериальным аппаратом нашего исследования послужило исследование, по мнению которой региональная модель постинтернатного сопровождения должна включать в себя следующие элементы: нормативно–правовую базу, регулирующую процесс адаптации выпускников; организационно–управленческую структуру; наличие комплексного межведомственного взаимодействия; организационные модели (формы) постинтернатного сопровождения; единый алгоритм процесса сопровождения; оценку эффективности деятельности учреждений, специалистов и осуществляемых мероприятий; а также информационно–аналитическое и кадровое обеспечение .

Данное исследование позволяет сделать вывод о наличии региональной модели постинтернатного сопровождения в республиках Карелия и в Мурманской области. Статистические данные и результаты проведенных интервью указывают на их определенную эффективность.

Правовую основу деятельности по социальной адаптации выпускников составляет ряд законодательных актов РФ: Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" и «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и т. д.

В настоящее время более чем в ряде субъектов РФ разработаны и приняты законы, определяющие порядок организации постинтернатного сопровождения. Так, в Мурманской области в 2006г. принят закон № 000 «О патронате», в котором впервые было определено понятие «постинтернатный патронат», его основные задачи, условия реализации, а также должностные обязанности учреждений социального обслуживания, участвующих в межведомственной работе по постинтернатному патронату т. д.

Субъектами постинтернатного сопровождения детей-сирот являются представители государственных институтов (органы местного самоуправления , органы опеки и попечительства, образовательные учреждения, а также учреждения других ведомств : социальной защиты , МВД и др.); институты жизнеустройства (замещающая семья, патронатные воспитатели); представители общественных институтов гражданского общества (общественные объединения , конфессиональные организации, социально ориентированные некоммерческие организации).

Тук, в 2012-2013гг. в Республике Карелия КРОО «Служба социальной реабилитации и поддержки «Возрождение» осуществлен проект «Навстречу взрослой жизни». В результате были сформированы такие модели постинтернатного сопровождения, как «Жилье с медико-социальными услугами» и «Жилье с поддержкой наставника». В рамках первой модели выпускнику предоставляется жилье и право обращаться за любым видом помощи, которые имеются на рынке социальных услуг, а также в общественные организации. Вторая модель так же включает в себя предоставление жилья, обеспечение всех условий для формирования навыков самообслуживания, но под присмотром наставника.

В Мурманской области постинтернатным сопровождением активно занимается НОУ «Центр развития семейных форм устройств детей-сирот и детей, ОБПР». Задача Центра: разработка и реализация проектов и программ, направленных на успешную адаптацию выпускников к самостоятельной жизни путем их устройства в профессиональные приемные семьи.

В настоящее время в исследуемых регионах реализуются различные организационные модели (формы) постинтернатного сопровождения выпускников.

Так, в Мурманской области на базе пяти детских домов были созданы пять центров постинтернатной адаптации, которые, по мнению эксперта, являются не продолжением школы-интерната, а местом, где выпускники делают шаги во взрослую жизнь в условиях приближенных к семейным.

В 2015 г. КРБФ «Материнское сердце» был реализован проект «Шаг к самостоятельной жизни», в рамках которого на базе общежития Петрозаводского автотранспортного колледжа, была создана «Социальная квартира» для проведения программ социальной адаптации и реабилитации выпускников. Результатом реализации данного проекта стало проведение работы с 25 учащимися колледжа, которые успешно прошли курс обучения навыкам к самостоятельной жизни.

В 2012 году в Мурманске был сформирован «Дом молодежи – SOS», который представляет собой заключительный этап поддержки выпускников организаций для детей – сирот и детей, ОБПР по программе «Полунезависимого проживания». Такая форма помогает ребятам без особых затруднений перестроиться на полноценную самостоятельную жизнь.

Таким образом, в регионах накоплен определенный опыт сопровождения. Однако региональные модели как комплексные системы сопровождения в республике Карелия и в Мурманской области находятся в стадии формирования. Исследование показало две взаимосвязанные проблемы, требующие решения: межведомственное взаимодействие и необходимость координационного центра по организации постинтернатного сопровождения. Подобный межведомственный подход позволит выстроить региональные программы развития постинтернатного сопровождения сирот на основе глубокого анализа состояния дел в этой сфере, с учетом привлечения широкого круга специалистов.

Список литературы

1.,., Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010.

2. Современное состояние и тенденции развития региональной системы социально-педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений. - Мурманск: Изд-во МГПУ, 2010.

3. Постинтернатное сопровождение детей - сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение/Материалы межрегиональной научно - практической конференции. - Смоленск: - М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!». - 2010.

4. , Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия) // Молодой ученый. - 2014. - №13.

Формы и методы постинтернатного сопровождения

выпускников учреждений для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - особая категория детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. У них нет родителей, или родители лишены родительских прав: уклоняются от воспитания детей, защиты их интересов.

Около 15000 детей ежегодно выходят из детских домов. По прогнозам Генеральной прокуратуры РФ, в течение нескольких лет после выпуска 5000 из них становятся безработными, 6000 - бездомными, у 3000 будут судимости и 1500 покончат с собой.

Перед выпускником детского дома остро встает проблема включения в социум. Он просто поставлен перед фактом радикальных перемен, новой социальной среды, к которой вынужден приспосабливаться. Представители данной социальной группы испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений, значительная их часть пополняет ряды правонарушителей.

К сожалению, в государственных структурах до сих пор отсутствует система организованной помощи детям-сиротам после выхода из детского дома. Организационная структура образовательных учреждений для детей-сирот нуждается в создании новых форм.

В Ярославской области функционируют 22 образовательных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых воспитываются 750 человек.

Постановлением Правительства Ярославской области №313-п от 12.04.2012г. утвержден порядок формирования служб постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и определены направления работы (консультирование, оказание социальной и психологической помощи, предоставление услуги временного проживания). В соответствии с этим нормативным документом, на базе 5 детских домов Ярославской области функционируют службы постинтернатного сопровождения.

С 01 января 2013 года на базе ГОБУ ЯО специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №6 на основании Приказа Департамента образования Ярославской области создана служба постинтернатного сопровождения «Содействие». Работает отделение социальной и психологической помощи. Специалисты службы сопровождают лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих на территории города Ярославля.

Целью деятельности службы является организация и обеспечение социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им социальной помощи в реализации их прав и законных интересов.

Специалистами службы создана модель сопровождения выпускников учреждений интернатного типа и приемных семей, которая включает три направления работы:

1. Информационно-аналитическое:

  • создание банка данных о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • анализ профессионально-личностного становления выпускников;
  • ведение карт сопровождения выпускников;
  • отслеживание результатов сопровождения выпускников.

2. Социально-психологическое:

  • защита личных, жилищных, имущественных прав и интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения профессионального образования и трудоустройства;
  • повышение психологической устойчивости лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • решение социально-бытовых вопросов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • реабилитационные мероприятия для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3. Организационно-методическое:

  • организация деятельности, направленной на поддержку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • организация теоретических семинаров по обучению педагогов социально-правовой и психолого-педагогической помощи лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • разработка методических материалов по организации индивидуального сопровождения и поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в процессе социализации.

Работа с выпускниками начинается со сбора информации и составления базы данных. С этой целью осуществляется связь с учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же с учреждениями профессионального образования. Полученная информация используется для расширения и развития содержания базы данных, которая составлена в программе Microsoft Office Access.

Работа с базой данных позволяет:

  • получать удобный доступ к данным выпускника (пополнение, анализ, корректировка данных);
  • производить выборку по различным параметрам;
  • проводить мониторинг жизнеустройства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На 1 мая 2015 года в базе данных находится информация о 585 выпускниках: в возрасте от 18 до 23 лет – 398 человек, до 18 лет – 85 человек, старше 23 лет – 102 человека.

Кроме информации о дате рождения, адресе регистрации по месту жительства и профессиональном образовании выпускника, указываются данные, способствующие оказанию оперативной помощи, такие как поддерживающая сеть и факторы риска. В контактной информации указаны не только телефон и адрес фактического проживания, но и адрес в социальной сети и электронный адрес (e-mail).

Контакт с выпускником осуществляется следующими способами:

  • через социальные сети;
  • при выезде специалистов по фактическому адресу проживания;
  • на встречах-конференциях;
  • через ближайшее окружение выпускника (друзья, родственники, соседи).

За каждым, обратившимся в службу постинтернатного сопровождения, закрепляется специалист из числа сотрудников. Определение вида сопровождения и составление индивидуальной программы сопровождения осуществляется на основе анализа проблем социализации выпускника.

Виды сопровождения:

  • оперативное сопровождение (если действия, предпринимаемые для решения проблем, носят срочный, неотложный характер, в качестве меры экстренного реагирования на внезапно возникающие, острые проблемы выпускника);
  • активное сопровождение (повседневная психолого-педагогическая и юридическая помощь). Данное сопровождение не включает круг вопросов, требующих скорейшего решения и, в отличие от оперативного сопровождения, применяется в стабильной для выпускника жизненной обстановке;
  • активное наблюдение применяется при наличии нормальных условий для жизни, трудоустройства на постоянную работу и другое. Отличие этого вида сопровождения от других заключается в более «спокойной» форме участия в жизни выпускника.

В соответствии с видом сопровождения определяются конкретные формы и методы работы, необходимые для достижения поставленной задачи.

Наиболее востребованными являются консультации специалистов: социального педагога, педагога-психолога, юрисконсульта.

В случае возникновения непредвиденной жизненной ситуации, предусмотрено несколько способов обращения в службу «Содействие»: он-лайн (через официальную группу в социальной сети, по скайпу), по телефону доверия, при личном визите (возможны индивидуальные и групповые обращения).

Так же востребованной является работа специалистов группы оперативного реагирования на трудную жизненную ситуацию выпускника. В состав группы входят социальный педагог и педагог-психолог, способные на месте урегулировать конфликтные ситуации выпускника с ближайшим окружением и предоставить квалифицированную помощь.

Выезды специалистов обеспечивают объективную оценку социально-бытовых условий самостоятельной жизни.

С целью решения проблем выпускников, происходит и межведомственное взаимодействие с различными организациями: Пенсионный Фонд, миграционные службы, службы судебных приставов, организации сферы ЖКХ, пр.

Проводимая работа фиксируется в индивидуальной программе сопровождения выпускника, а ее результат является неотъемлемой частью мониторинга жизнеустройства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мониторинг жизнеустройства проводится с использованием двух форм сбора информации: при непосредственном контакте с выпускником и при опосредованном контакте.

Для получения информации непосредственно от выпускников, используются методы: анкетирование и беседа.

При опосредованном контакте с ближайшим окружением выпускника происходит сбор информации и анализ результатов выполнения мероприятий индивидуальных программ сопровождения.

Еще одним источником информации является отслеживание активности в социальной сети. В результате исследования, проведенного специалистами службы постинтернатного сопровождения, информация и статусы, указанные на личных страницах в 87% случаев соответствуют реальным данным.

Работа в социальной сети активно используется специалистами и дает положительные результаты. Выпускники проводят в социальной сети практически все свободное время. Там они общаются с друзьями, смотрят видео, слушают музыку. Им комфортно использовать социальную сеть, она имеет привычный интерфейс, что обеспечивает простоту использования.

В группе размещена информация о правах и обязанностях выпускников учреждений интернатного типа, комментарии к законам, фото со встреч специалистов службы с выпускниками, с мероприятий службы постинтернатного сопровождения «Содействие», статьи о здоровье, психологическом комфорте, пропаганде здорового образа жизни.

Используя контакты группы, можно написать сообщение специалистам. Выпускникам нравится общаться со специалистами через интернет. На 1 мая 2015 года в группе состоят 136 человек, общаются со специалистами через социальную сеть более 250 человек.

В совокупности, вся вышеперечисленная информация является подтверждением того, что специализированная группа для выпускников в социальной сети должна быть востребована, а он-лайн консультации специалистов службы «Содействие» дают положительный результат.

Специалисты службы постинтернатного сопровождения, используя данные формы и методы постинтернатного сопровождения, добиваются положительных результатов работы: наблюдается положительная динамика социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, происходит оказание социальной помощи в реализации их прав и законных интересов.

Работа специалистов службы постинтернатного сопровождения «Содействие» является необходимым и востребованным инструментом для организации и обеспечения социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказания им социальной помощи в реализации их прав и законных интересов.


Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. Низкий уровень социальной компетентности, свойственный воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Воспитанники интернатных учреждений после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных.

Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются: проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития; затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства; затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность; затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки; правовая некомпетентность; возврат в кризисные условия после выпуска. Поэтому возникла необходимость создания эффективной системы сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации.

Постинтернатное сопровождение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ не содержат норм, устанавливающих и регулирующих механизм сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Таким образом, правовое регулирование института постинтернатного сопровождения на федеральном уровне отсутствует.

Основа постинтернатного сопровождения выпускников заключается, в том числе в межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики, функциональных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов юстиции.

Утверждение порядка межведомственного взаимодействия позволит обеспечить создание условий для действенной работы с выпускниками по защите их прав, социализации и адаптации.

В различных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются программы психолого-педагогического и социального сопровождения, но, как правило, успех которых зависит от заинтересованности администрации учреждения или отдельных воспитателей.

Предлагаю ГУ ТО «Региональный центр «Развитие» разработать региональную программу подготовки к самостоятельной жизни воспитанников учреждений для детей-сирот, направленную на личностное и профессиональное самоопределение, приобретение правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических знаний и жизненных навыков для полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе. Начать с личного знакомства с каждым.

С целью поддержки выпускника в процессе жизнеустройства на базе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы 3 социальные гостиницы.

Содействие в социализации и адаптации выпускников интернатных учреждений и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помощь в формировании и развитии навыков, необходимых для их самостоятельного проживания, оказывают учреждения социального обслуживания семьи и детей. В настоящее время в Тульской области функционирует 12 детских социозащитных учреждений.

Сотрудники учреждений оказывают помощь указанной категории граждан в решении жилищных вопросов и проблем адаптации в учреждениях начального и среднего профессионального образования, при устройстве на работу, в предоставлении мер социальной поддержки, а также восстановлении семейных отношений с родными. За истекший период 2017 года различные социальные услуги получили 502 человека.

В Тульской области в 2016 г. стартовал и реализуется в настоящее время проект «Наставничество», целью которого является поддержка детей в трудной жизненной ситуации (в том числе детей-сирот, детей из неблагополучных семей и детей-инвалидов) через механизмы индивидуальной социальной адаптации детей силами волонтеров, профессиональных психологов и социальных работников.

В 2017 году в проекте «Наставничество», реализуемого Межрегиональной общественной организацией «Старшие Братья Старшие Сестры» совместно с ГУ ТО «Региональный центр «Развитие» при поддержке правительства Тульской области и автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив», приняли участие 15 воспитанников ГОУ ТО «Новомосковский областной центр образования», ГОУ ТО «Киреевская школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа».

Кроме того, в 2017 году начал свою реализацию проект «Наставничество» Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» при поддержке уполномоченного по правам ребенка в Тульской области. Фонд помогает сиротским учреждениям Тульской области уже более 6 лет, а в 2018 годе в формате проекта «Наставничество». По результатам прошлого года наставниками для детей стали 7 человек. Охваченные учреждения: ГОУ Барсуковская школа-интернат, Головеньковский детский дом-интернат, ГУ ТО «Одоевский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

К каждому наставнику прикрепляется один ребенок, встречи с которым проходят регулярно - волонтеры приезжают в гости, проводят вместе с детьми свободное время, занимаются творчеством, делают уроки или совершают поездки. Кураторы и психологи оказывают непосредственную поддержку и сопровождение.

По мнению Уполномоченного, в рамках реализации указанного проекта, между детьми и наставниками будут выстроены доверительные отношения, что в конечном итоге позволит обеспечить несовершеннолетним полноценную поддержку, поверить в свои силы, ощутить уверенность в себе, ощутить желание быть счастливым и дарить добро своим близким.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПРИКАЗ

О ПОРЯДКЕ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Приказываю:

В соответствии со статьей 6.1 Закона Республики Адыгея от 24 июля 2007 года N 107 "О патронате" приказываю:

1. Утвердить Порядок постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования и науки Республики Адыгея Н.И. Кабанову.

Министр
А.Ш.ХУАЖЕВА

Приложение. ПОРЯДОК ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Приложение
к приказу
Министерства образования и науки
Республики Адыгея
от 26 августа 2015 года N 940

1. Настоящий Порядок регулирует отношения по постинтернатному сопровождению (социальной поддержке) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания их в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, семьях опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей (далее - лица из числа детей-сирот) до достижении ими возраста 23 лет.

2. Постинтернатное сопровождение осуществляют организации, выполняющие функции по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации лиц из числа детей-сирот (далее - организации по постинтернату).

3. Постинтернатное сопровождение устанавливается на основании личного заявления и документа, подтверждающего статус лица из числа детей-сирот.

4. Организация по постинтернату:

4.1. В течение 10 дней со дня обращения лица из числа детей-сирот издает приказ об установлении постинтернатного сопровождения лица из числа детей-сирот и заключает с ним договор о постинтернатном сопровождении и адаптации по форме, прилагаемой к настоящему Порядку.

Договор о постинтернатном сопровождении и адаптации может быть расторгнут досрочно по инициативе одной из сторон договора, в случае перемены места жительства лица из числа детей-сирот за пределами Республики Адыгея, а также смерти лица из числа детей-сирот.

4.2. Утверждает индивидуальный план сопровождения и адаптации лица из числа детей-сирот (далее - план) по месту его проживания и определяет социального педагога, осуществляющего взаимодействие с органами местного самоуправления, реализующими переданные им полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц (далее - органы опеки и попечительства), профессиональными образовательными организациями, в которых лица из числа детей-сирот обучаются, территориальными подразделениями ФМС России, центрами занятости, организациями социальной защиты и здравоохранения, общественными организациями, волонтерскими движениями и физическими лицами по реализации мероприятий в соответствии с планом.

5. Социальный педагог:

5.1. Организует заключение договора с лицом из числа детей-сирот по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации.

5.2. Согласует с лицом из числа детей-сирот и органом опеки и попечительства по месту его жительства план и координирует его исполнение. Предусматривает в плане участие в пределах их компетенции органов и организаций, указанных в пункте 4.2 настоящего Порядка.

5.3. Оказывает в случае необходимости помощь при взаимодействии лица из числа детей-сирот с органами и организациями, указанными в пункте 4.2 настоящего Порядка.

5.4. Направляет в двухдневный срок органам и организациям, указанным в пункте 4.2 настоящего Порядка, информацию о мероприятиях в пределах их компетенции, включенных в план.

5.5. Ежеквартально осуществляет мониторинг исполнения плана и вносит в него соответствующие изменения. Не позднее 10-го числа месяца, следующего за кварталом, направляет в органы опеки и попечительства информацию о ходе реализации планов.

6. Органы опеки и попечительства:

6.1. Ведут учет лиц из числа детей-сирот.

6.2. Направляют в организации по постинтернату сведения о лицах из числа детей-сирот при перемене ими места жительства.

6.3. Согласовывают план по постинтернатному сопровождению и адаптации лиц из числа детей-сирот.

6.4. Оказывают организациям по постинтернату организационно-методическую помощь по вопросам постинтернатного сопровождения, защиты прав и законных интересов лиц из числа детей-сирот.

7. Органы и организации, указанные в пункте 4.2 настоящего Порядка, по запросу организации по постинтернату направляют сведения об исполнении мероприятий, предусмотренных планом.

8. Координацию деятельности и контроль за организацией постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот осуществляет Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Приложение. Форма договора о постинтернатном сопровождении и адаптации

Приложение
к Порядку
постинтернатного сопровождения
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц
из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей

Форма договора о постинтернатном сопровождении и адаптации

Организация, выполняющая функции по постинтернатному сопровождению и

социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, по окончании пребывания их в организациях для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, семьях опекунов

(попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей, именуемая в

дальнейшем "Организация по постинтернату" ______________________________

(полное наименование)

в лице руководителя _______________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

действующего на основании Устава Организации по постинтернату, и лицо из

числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

___________________________________________________________________________

проживающий (ая) по адресу_________________________________________________

именуемые в дальнейшем "Стороны", в соответствии с Порядком

постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, утвержденным приказом Министерства образования и науки

Республики Адыгея от ______ 2015 года N ______, заключили настоящий Договор о

нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

Предметом Договора является установление постинтернатного сопровождения

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

формирование и реализация индивидуального плана сопровождения и адаптации

(приложение к настоящему Договору)

___________________________________________________________________________

(Ф.И.О., дата рождения)

___________________________________________________________________________

(место рождения)

___________________________________________________________________________

(место жительства и регистрация)

паспорт серия ________ N _________, _______________________________________

(когда и кем выдан)

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. С целью исполнения настоящего Договора Стороны обязуются:

Организация по постинтернату:

2.1.1. Содействовать в защите прав и охраняемых законом интересов лицу

из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях

обеспечения его успешной социальной адаптации.

2.1.2. Соблюдать права и законные интересы лица из числа детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которого установлено

постинтернатное сопровождение.

2.1.3. Содействовать в предоставлении мер социальной поддержки лицу из

числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.1.4. Формировать совместно с лицом из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, индивидуальный план сопровождения и

2.1.5. Оказывать содействие в дальнейшем самоопределении и социальной

адаптации лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, получении им образования и лечения во взаимодействии с

соответствующими организациями и физическими лицами (родственниками и

близкими).

2.1.6. Предоставлять Организации по постинтернату сведения, необходимые

для исполнения плана.

2.1.7. Сообщать об изменении персональных данных и других сведений,

необходимых для плана.

2.2. Стороны вправе:

Организация по постинтернату:

2.2.1. Получать с согласия лица из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, необходимые сведения о нем.

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по изменению

Лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

2.2.3. Обращаться в Организацию по постинтернату за содействием в

защите своих прав и охраняемых законом интересов.

2.2.4. Обращаться в Организацию по постинтернату за

психолого-педагогической, социально-правовой и иной помощью в целях

обеспечения успешной социальной адаптации.

2.2.5. Вносить предложения по изменению плана.

2.2.6. Обращаться в Организацию по постинтернату с инициативой о

расторжении Договора.

3. СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

Настоящий Договор заключен на срок с ____________до____________.

4. УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА

4.1. В Договор могут быть внесены изменения в письменном виде по

соглашению Сторон.

4.2. Настоящий Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а

также в случае перемены лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, места жительства.

4.6. Лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, извещает Организацию по патронату о намерении расторгнуть

Договор за 5 рабочих дней.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Любые изменения к настоящему Договору имеют силу, если они

оформлены в письменном виде, подписаны Сторонами и не противоречат

законодательству Российской Федерации и Республики Адыгея.

5.2. Договор составлен в двух экземплярах, для каждой из Сторон, каждый

из которых имеет одинаковую юридическую силу.

6. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

Организация по постинтернату Лицо из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей:

Ф.И.О., данные паспорта,

место жительства

подпись руководителя; печать. подпись.

Приложение. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН СОПРОВОЖДЕНИЯ И АДАПТАЦИИ

Приложение
к Форме договора
о постинтернатном
сопровождении и адаптации

Согласовано
Руководитель структурного
подразделения органа местного
самоуправления муниципального
образования, реализующего переданные
государственные полномочия
по опеке и попечительству

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН СОПРОВОЖДЕНИЯ И АДАПТАЦИИ

I. Общие сведения о лице, в отношении которого установлено постинтернатное сопровождение:

Дата обращения ___________________________________________________________

Ф.И.О. ___________________________________________________________________

Дата рождения ____________________________________________________________

Место жительства, телефон ________________________________________________

Семейное положение _______________________________________________________

Наличие сведений о членах семьи __________________________________________

Место проживания до совершеннолетия ______________________________________

Наименование профессиональной образовательной организации ________________

__________________________________________________________________________

Курс, дата окончания _____________________________________________________

Профессия ________________________________________________________________

Место работы, должность___________________________________________________

Доход ____________________________________________________________________

Сведения о наличии судимости _____________________________________________

Потребности на момент обращения___________________________________________

__________________________________________________________________________

Наличие жилья ____________________________________________________________

Увлечения, занятия в свободное время _____________________________________

__________________________________________________________________________

Круг общения _____________________________________________________________

Вредные привычки _________________________________________________________

Общее состояние здоровья (со слов) _______________________________________

Диспансерный учет ________________________________________________________

Трудности на момент обращения ____________________________________________

II. Основные задачи по направлениям совместной деятельности:

Здоровье _________________________________________________________________

Образование ______________________________________________________________

Трудоустройство __________________________________________________________

Проживание _______________________________________________________________

Обустройство и быт _______________________________________________________

Социальные контакты ______________________________________________________

Прочее ___________________________________________________________________

III. Маршрут сопровождения

Органы, участвующие в реализации индивидуального плана сопровождения и адаптации

Мероприятия <*>

Результат

Организация по постинтернату

1.
2.
3.
...

Орган опеки и попечительства по месту жительства

1.
2.
3.
...

Профессиональная образовательная организация

1.
2.
3.
...

Организация, в которой выпускник работает

1.
2.
3.
...

Центр занятости

1.
2.
3.
...

Организация
здравоохранения

1.
2.
3.
...

Правоохранительные органы

1.
2.
3.
...

Органы управления в сфере образования и молодежной политики

1.
2.
3.
...

Общественные организации

1.
2.
3.
...

Кровная семья, родственники, близкие люди

1.
2.
3.
...

Организация, в которой воспитывался

1.
2.
3.
...

Иные заинтересованные организации и лица

1.
2.
3.
...

________________

<*> Постоянно пополняемый раздел

Основания и дата завершения постинтернатного сопровождения

__________________________________________________________________________

Номер и дата заключения о готовности выпускника к самостоятельной жизнедеятельности (при прекращении постинтернатного сопровождения)

__________________________________________________________________________

Дата составления:

__________________________________________________________________________

Специалист организации Лицо, в отношении которого

по постинтернату: установлено постинтернатное