Скачать схемы для архимедовой игры. Танграм своими руками (схемы игры, фигуры). Головоломка “Монгольская игра”

Научно-технический прогресс привел к изменению характера труда человека. Возросла степень автоматизации производства, усложнилась техника, увеличились требования к знаниям. Поэтому особую актуальность приобрели задачи развития творческого мышления учащихся, их умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в новой учебной и трудовой ситуации, в частности уметь самостоятельно применять теоретические знания к решению практических задач.

Учащиеся не могут в процессе обучения систематически делать объективно новые открытия и изобретения. Но они могут делать открытия и изобретения для себя, т.е. открытия и изобретения, обладающие лишь субъективной новизной. На этом строятся серии познавательно-развлекательных игр проводимых в нашей школе на переменах.

Это игры для всех. Участвовать могут ребята из разных классов, разных возрастных групп. Задания включают в себя знания из разных областей физики и для достижения поставленной цели, требуют их творческого применения. Но главной их особенностью, является разгадка тайны исследуемого явления через практические действия. От ребят в этом случае требуется не только активизация своих энциклопедических знаний, но и ловкость рук, практическая смекалка, изобретательность.

Цели мероприятия:

  • популяризация предмета в школе;
  • приобщение к практическому творчеству;
  • возможность свободного творчества;
  • воспитание самостоятельного мышления и действий;
  • повышение самооценки ученика;
  • уход от гиподинамии, создание возможности двигательной активности;
  • вовлечение малоподвижных детей к процессу, за счет заинтересованности сутью проблемы;
  • повышение самоконтроля и четкое соблюдение установленных правил;
  • коллективизация познавательной деятельности;
  • снятие психологического барьера и выработка коммуникативных умений и навыков.

Вступительное слово

Наши «Архимедовы игры» имеют такое название, потому, что великий Архимед был не только ученым, но и великим спортсменом, чемпионом олимпийских игр. То ли, он много двигался, поэтому был таким умным, то ли, был умным, и поэтому знал, что нужно много двигаться. В любом случае его правила жизни нужно взять на вооружение, ведь мы тоже хотим чего-то достичь, да и задачки перед нами стоят, намного сложнее архимедовых. Игра строится по правилу: думай, пока движешься. Если станешь думать лишь, когда добежишь, или двигаться, не подумав не в том направлении - проиграешь!

Задания

Задание 1. «Рыболов». Кольцо, подвешенное на нить длиной 1м, нужно надеть на горлышко бутылки.

Выигрывает та команда, которая догадается сначала посадить кольцо на горлышко бутылки и затем медленно опустить и надеть на бутылку . Вспомнит про центр масс и равновесие тел.

Задание 2. «Циркач». Игрокам раздаются пластмассовые стаканчики от калориметров и по 2 шашки. Три предмета нужно держать в одной руке. Подбросив одну шашку, поймать в стакан, затем также вторую.

Упражнение не получается, так как при попытке забросить вторую шашку, первая обязательно вылетает. Задача решается, только если ребята вспомнят и правильно применят закон инерции.

Задание 3. «Цапля» Игроки должны встать прямо, плотно прижав правую руку к стене (если левша, то можно и левым боком). Затем по команде, одновременно поднять левую руку, и согнув цаплей в колене, левую ногу.

Равновесие не получается из-за выхода центра масс за площадь опоры, но выход есть. В правилах ничего не говорилось о том в какую сторону поднимать. Если поднимать вперед по своему курсу, то равновесие сохранить можно.

Задание 4. «Водовоз». Все участники делятся на несколько групп, равных по величине. По числу групп выносятся тазики с водой, и стеклянные палочки. Нужно перенести с помощью стеклянной палочки как можно больше воды из тазика в мензурку.

Выигрывает та команда, чьи игроки догадались наклонять палочку при опускании в тазик с водой.

Задание 5 «Санки» К плоскому куску картона, привязывается небольшая веревочка. На картон кладем надутый шарик. Соревнование: кто быстрее довезет шарик до места назначения на этих бумажных санках. Придерживать груз, разумеется, нельзя.

Выиграет тот, кто помнит о законах Ньютона и может применять их на практике.

Задание 6. «Лыжники» Группы по 3 участника встают на плоские картонки. Одна под правые ноги, одна - под три левые. Чья тройка дойдет раньше до цели.

Если картонку будет тащить один игрок, а остальные по команде только приподнимать ногу, успех гарантирован. Но до этого нужно еще догадаться.

Задание 7 «Перетягивание каната» Игроки садятся на тележки в позу лотоса и тянут канат. Задача: дойти до отметки раньше. Кроме этого, игроки сами выбирают себе соперника.

В обычной игре, чем соперник легче, тем лучше, а в нашей наоборот.

Задание 8 «Магдебургские полушария» Одна команда ручным насосом откачивает воздух из тарелок, другая пытается их разорвать. Для безопасности тарелки предварительно связываются.

Опыт коллективный, требующий физической силы. В этой задаче много думать не надо, но она позволяет почувствовать действительную величину атмосферного давления.

Задание 9 «Тест на курение» В пластиковую бутылку вставлен шарик (колечко шарика надето на горлышко бутылки). Нужно надуть шарик в бутылку.

У демонстратора бутылка предварительно протыкается на дне иголочкой, у игроков нет. Чтобы доказать, что они не курильщики, им нужно подумать и разгадать секрет.

Для учащихся старших классов задания подбираются не только более сложные, но и многоступенчатые. Они требуют от учащихся активизации более широкого спектра знаний и применение их в нестандартных ситуациях. Примером такого задания может быть цикл задач под общим девизом: «Найти и не сдаваться!»

Пример 1. Измерить массу. Ученикам выдаются приборы и тела, массы которых нужно определить. Суть проблемы в том, что после каждого измерения использованный прибор вынимается из коробки, его нельзя использовать второй раз. Значит перед выполнением задания нужно тщательно спланировать порядок и способ своих действий. Иначе последние тела просто нечем будет измерять, или данный способ окажется слишком грубым, т.к. прибор окажется не того класса точности.

Итак, нужно определить:

  1. Массу учебника по физике А.В.Касьянова для 11 класса.
  2. Массу песка в пробирке.
  3. Массу стального цилиндра.
  4. Массу алюминиевого цилиндра.
  5. Массу двухрублевой монеты.
  6. Массу спичечного коробка с помощью двух рублевой монеты.

Для этого у вас в коробке имеется:

  1. школьный динамометр;
  2. две мензурки с водой;
  3. рычажные весы;
  4. моток нити;
  5. гирька 100г;
  6. лист миллиметровой бумаги;
  7. линейка 50см;

По списку имеющихся приборов, понятно, что для успешного выполнения задания нужно вспомнить все возможные способы определения массы и рационально их применить.

Пример 2. Определить размер различных объектов и тел.

  1. Измерить диаметр футбольного мяча.
  2. Измерить диаметр алюминиевого цилиндра.
  3. Измерить диаметр проволоки, не отрезая от мотка кусочков.
  4. Измерить длину этого мотка, не разматывая его.
  5. Измерить высоту школы от фундамента до конька крыши, не поднимаясь на чердак.

6.Измерить глубину школьной сцены в шагах, не поднимаясь на нее.

Приборы и материалы:

  1. Линейка ученическая 30см.
  2. Линейка ученическая 25см.
  3. Линейка лабораторная 1м.
  4. Мензурка с водой.
  5. Уровень.
  6. Лист миллиметровой бумаги.
  7. Две спички.
  8. Груз на нитке.
  9. Карандаш ученический.

Этот конкурс так же будет успешно преодолен, если ученикам удастся вспомнить все способы определения размеров, творчески подойти к использованию данных материалов и инструментов для измерения.

Победители конкурса определяется по тому, до какого этапа им удалось пройти при решении общей задачи. Насколько их способ измерений оказался точным, имел меньшую погрешность. Победители награждаются «5» по физике.

Примечание: эти задания применимы и для младших учеников, интересующихся физикой и опережающих в развитии мышления и творческой жилки своих одноклассников. А значит, эти игры имеют личностно-ориентированный характер и способствуют индивидуальному развитию школьников.

Следующая игра будет по определению электрических величин, разгадка черных ящиков, далее различные способы определения температур. Темы можно объявить заранее, чтобы ребята прочитали дополнительную литературу и подготовились сначала теоретически. А задания будут составлены исходя из возможностей физической лаборатории.

Следующий этап развития старших школьников – это переход от «определить и измерить» к «придумать и изготовить». Ребята занимаются изготовлением различных приборов, установок для демонстрационных экспериментов и фронтальных лабораторных работ, обогащая тем самым не только себя новыми умениями и навыками, но и школьную лабораторию физики.

Примером таких активирующих деятельность учащихся заданий, являются задания под общим названием «Что будет если…»

Например, в коридоре вывешиваем рисунок.

Что будет если открыть кран?

Куда вода потечет? На обдумывание неделя. Ученикам старшего класса дается задание изготовить эту установку, для проверки ответов на практике. На следующей неделе после проверки результатов дается еще более сложная ситуация и т.д. Для более точного наблюдения вода в сосудах подкрашивается в разные цвета.

Причем, психологами доказано, что задания предсказательные эмоционально переживаются более сильно, чем объяснительные. Т.е, когда нужно предсказать, что будет в том или другом случае, мозг эмоционально активизируется лучше, чем в ситуации, когда нужно пронаблюдать и объяснить. А это значит, для развития творческого мышления, применение таких задач более предпочтительно.

Примечание: на одной перемене дается только одно задание, все думают над одной проблемой, выдвигаются разные версии (одна интересней другой). Коллективное творчество не возбраняется, а поощряется. Победителей также может быть несколько.

Вы любите играть?

    Значимость и незаменимость игры в нашей жизни давно уже доказана многими психологами, учеными и самой жизнью. Мы играем с самого детства, учимся общаться в процессе игры, строить отношения.
    Собраться всей семьей или с друзьями, поболтать о разном, угостить всех чем-нибудь вкусненьким, сыграть несколько увлекательных партий в настольную игру – все это то, что придает нашей жизни особый колорит.

    Сегодня увлечение настольными играми принимает тотальный характер. Ведь современные настольные игры – это не только «бродилки», но и стратегические, экономические, детективные, логические игры.

    В мире существует уже до 10 тысяч настольных игр разной тематики. Конечно, за всеми новшествами не угнаться, а некоторые игры слишком дорого стоят. Но ведь игру можно сделать и своими руками
Вот несколько игр.

Танграм


Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений используются для совершенствования зрительного восприятия, и анализа, зрительной памяти, комбинаторики. Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям. Детей увлекал результат - составить увиденное на образце или задуманное.

Успешность освоения игры у детей зависит от сенсорного развития детей. Дети называли геометрические фигуры, их свойства, их отличительные признаки, свободно перемещать фигуры. У детей развивается умение анализировать изображения, выделять геометрические формы, видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Существуют различные игры- головоломки, на воссоздание из геометрических фигур плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей такие как: «Танграм», «Пифагор», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино».

Но мы сейчас рассмотрим только одну из них - "Танграм".



Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора Мальчику доставляло большое удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезаннный на семь частей.

Говорят, что танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, «упражняя свое терпение и находчивость»

Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу. В коммерческих наборах обычно прилагаются карточки с заданиями.

1 вариант : Самый простой. Если ребенок маленький предложите ему составить фигуру путём наложения элементов на образец разделенными на составные части.



2 вариант: Если с первым разобрались,то можно составлять фигуры по примеру, то есть картинка перед вами а элементы составляете уже смотря на фигуры разделённую на части.


3 вариант: Для детей постарше, можно оставлять в фигуре только контуры.


4 вариант: Собственно творческие задания - самому придумать и сложить фигуру.

Малыши тоже могут приобщаться к головоломке. Для них можно придумать совсем простенькие задания. Например, сложить из двух треугольников или из двух прямоугольников - квадратики, из треугольников - большой треугольник или параллелограмм. Таким методом можно изучить основные геометрические фигуры.

Сделать танграм можно самому. Это очень просто. Вам понадобятся шаблон головоломки. Распечатайте Танграм или нарисуйте сами по образцу. Можно использовать разноцветные элементы, если ребёнок маленький - заодно вспомните цвета, да и интереснее работать - играть с красочным


материалом.

При решении головоломки требуется соблюдать два правила: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны перекрываться друг другом. Взяв на вооружение математическую науку – комбинаторику, было получено более 5000 возможных вариантов сложенных фигурок.


Примеры сборки:












"ПИФАГОР"

Головоломка Пифагор очень похожая на старый добрый Танграм. Головоломка имеет форму квадрата, разрезанного на 7 частей, комбинируя которые, можно создать огромное количество геометрических фигур, силуэтов животных, людей, разных предметов и т.п. Все детали разного размера, в этом и заключается сложность, поэтому сложить фигуру из них достаточно сложно.


В инструкции к головоломке предлагаются 15 разных заданий. Головоломку Пифагор можно использовать на занятиях по математике, дома или в школе, ведь она отлично способствует развитию воображения, логики, внимания, пространственного мышления, математических и творческих способностей. Вы можете сделать из картона или вырезать из пластика головоломку Пифагор и Вашей семье гарантированы положительные эмоции и хорошее нестроение.

ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ

Геометрическая головоломка Волшебный квадрат относится ко второму уровню сложности и подходит для детей в возрасте от 4 лет. Занимаясь с головоломкой, ребенок познакомится с простыми геометрическими фигурами: треугольником, трапецией, квадратом.



Головоломка “Монгольская игра”

Разновидность геометрической головоломки, на подобии “Танграма” или “Квадрата Пифагора”.


Головоломка представляет собой квадрат разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника. Лучше всего изготовить такую головоломку из двустороннего картона или пластика.

Суть игры - собирать фигурки из данных элементов по принципу мозаики.

Как можно играть:

Составлять геометрические фигуры по образцу. В интернете можно найти готовые задания с ответами, а можно придумать задания для своего ребенка и самим.
Для того, чтобы нарисовать фигуры Вам потребуется лист в клетку. Можно взять обычный лист из школьной бумаги. Элементы из которых состоит “Монгольская игра” очень просты, и вам не составит большого труда составить из них композиции.

Вот, для примера, несколько фигур, составленных их элементов головоломки.

Если ребенок маленький, то можно составлять фигуры по примеру, то есть фигурам, разделенными на составные части. Для детей постарше, можно оставлять в фигуре только контуры.





Малыши тоже могут приобщаться к головоломке. Для них можно придумать совсем простенькие задания. Например, сложить из двух треугольников или из двух прямоугольников - квадратики, из треугольников - большой треугольник или параллелограмм. Таким методом можно изучить основные геометрические фигуры.

Головоломка "СФИНКС"

Головоломка «Сфинкс» состоит из разнообразных геометрических фигур: из
4 треугольников и 3 четырехугольников с разным соотношением сторон. Из
элементов можно собрать силуэты птиц, человека, животных, развивая
наблюдательность и геометрическое воображение.


Инструкция содержит
схемы для построения более двух десятков фигур:



Игры - головоломки развивают пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость. Простые в понимании, но достаточно трудные в решении, головоломки находятся на тонкой грани, соединяющей увлекательную игру и интеллектуальное развитие.

Головоломки от Алексея Шамшина


И ещё одна


Головоломка Архимеда СТОМАХИОН

Предлагаемая головоломка Архимедова игра — уникальный геометрический конструктор, в который играли еще в глубокой древности. Ее иное название "Стомахион".


Элементы игры получаются путем произвольного деления прямоугольника на 14 частей. Из получившихся деталей конструируют на плоскости разнообразные предметные силуэты, например, сидящей собаки, бегущего человека, разнообразных цветов, птиц. Можно сложить и многофигурные композиции. Знакомить ребенка с игрой необходимо постепенно.

Поупражняйте малыша в различении геометрических фигур. Можно предложить ребенку сосчитать стороны, углы, сгруппировать фигуры по форме, размеру, назвать их. Затем попробуйте конструировать простейшие изображения. Для облегчения головоломки Архимедова игра, предлагается сначала выкладывать фигуры по прилагаемым схемам.



Головоломка "ЛИСТИК"

Геометрическая головоломка-мозаика Листик разработана для детей в возрасте от 4 лет Ф игура, напоминающая лист сирени. Этот лист сирени выложен из других фигур: треугольников, квадратов, трапеций.

Работа с головоломкой развивает глазомер ребенка, восприятие им формы, зрительно-моторную координацию, пространственное мышление и воображение. Способствует развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), познавательной активности, мелкой моторики, воображения, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, комбинаторных способностей, абстрактного мышления.

"Волшебный круг"

Круг разрезается на 10 частей. Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэта все 10 частей, не накладывая одну не другую. Разрезанный круг должен быть окрашен одинаково, с двух сторон.





ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА


В состав "Вьетнамской игры" входит разделенный на семь частей круг и рамка, в которую укладываются элементы. Все детали головоломки имеют обтекаемую форму, некоторые из них одинаковы по размеру. Предложите малышу сконструировать из замысловатых деталей силуэт какого-нибудь животного или птицы. Сначала можно задействовать не все элементы, затем постепенно усложнять задания.


Можно конструировать по схемам, а можно выдумывать свои сюжетные композиции.




Конструируя простые образные фигуры, дети учатся восприятию формы, способности выделять, фигуру из фона, выделению основных признаков объекта. Головоломка развивает глазомер, аналитико-синтетические функции, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно-моторную координацию, умение работать по правилам. Игра предназначена для детей от 4 лет



КОЛУМБОВО ЯЙЦО




Существует рассказ - может быть, и вымышленный. От­крыватель Америки Колумб был приглашен к всемогущему кардиналу Мендозе. За столом, по просьбе гостей, он начал рассказывать, как именно был им открыт Новый Свет (кото­рый, впрочем, он считал Индией). Кто-то из присутствую­щих, человек ограниченный, но самоуверенный, пожав пле­чами, сказал: «Так просто всё?»


Колумб взглянул на него и протянул ему лежавшее на блюде куриное яйцо: «Сделайте так, чтобы оно стояло на своем носке». Разумеется, попытки установить яйцо успехом не увенчались. «Это немыслимо...» - сказал обескураженный собеседник Колумба. «Это очень просто!» - с усмешкой от­ветил мореплаватель и, разбив о стол носок яйца, без труда заставил его стоять.

Выражение «колумбово яйцо» - стало воплощением ост­роумного и неожиданного выхода из затруднения, синонимом простого разрешения трудных вопросов.


Знакомимся с увлекательной головоломкой Колумбово яйцо, которая отлично скрасит время в дороге, ожиданиt в поликлинике и конечно же, разовьет логику и мышление ребенка. Принцип игры прост. Разрезаем по линиям фигурку яйца на мелкие детали. Задача ребенка – собрать фигурку по образцу. Но иногда можно пофантазировать и придумать свои варианты, разглядеть в фигуре знакомый образ.

Вот фигуры с заданиями



























Пентамино

Известная логическая игра-головоломка. Именно эта игра вдохновила Алексея Пажитнова на создание популярной компьютерной игры тетриса.

Пентамино - очень популярная логическая игра и головоломка одновременно. Элементы в игре - плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. Всего существуют 12 элементов пентамино, обозначаемых латинскими буквами, форму которых они напоминают

Можно изготовить пентамино из кубиков, но тогда Вам нужно будет склеить и обклеить цветной пленкой 60 кубиков - трудновато. Предлагаем сделать элементы их плотного картона.

  • Рисуем каждый элемент на твердом картоне, вырезаем, проверяем, чтобы элемент входил в элемент “U”. Подрезаем, если надо лишнее. Мы рисовали детали из квадратиков 2,5х2,5 см.
  • Обводим готовый картонный элемент на сложенной вдвое цветной бумаге и вырезаем сразу две цветные детали. Лучше цветные детали делать меньше, чем картонные, и приклеиваются лучше, и углы поровнее будут.
  • Клеим клеем-карандашом цветную бумагу с двух сторон картонки.
  • Находим коробочку для хранения деталей, куда потом будем складывать также схемы и задания к игре.

МБОУ «Лицей-интернат (школа для одаренных детей) г. Буинска РТ»

Исследовательская работа

Мировые головоломки:

танграм, стомахион, пентамино,колумбово яйцо

Работу выполнила: Иванова Екатерина Сергеевна

ученица3 а класса

Руководитель: Рябова Елена Сергеевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Буинск, 2014 год

Оглавление

1. Постановка проблемы……………………………………………...……... 3

    Понятие танграма………………………………………………..……...…4

    История вопроса……………………………………………………..……4

    Знакомство с танграмом ……………………………………………..……5

    Практическая часть проекта ……………………………………….……..6

    Архимедова игра (стомахион)……………………………………….……7

    Пентамимо……………………………………………………….………....8

    Колумбово яйцо …………………………………………………………....9

9. «Сами делаем – сами играем и друзей приглашаем»………………. …10

10. Список использованной литературы………………………..………....11

Постановка проблемы

Всвободное время подрос тки проводят у экранов телевизоров, компьютеров и электронных приставок, совсем забытыми оказались спокойные настольные игры. А ведь именно с помощью этих игр развиваются воображение, логическое мышление и зрительная память. Также это возможность проводить творчески свободное время на переменах и после уроков. Головоломки являются доступными настольными играми, многие можно изготовить самим из подручных материалов.

Целями моей работы являются:

1. Познакомиться с различными видами головоломок.

2. Создать комплект головоломок танграм.

Для достижения поставленных целей были проведены следующие мероприятия :

    Изучены головоломки, истории их создания.

    Изготовлены головоломки своими руками.

    Созданы листы-подсказки для начинающих.

Понятие танграма

До появления компьютерных игр и бурного развития настольных, одним из основных развлечений для большинства детей и множества взрослых была игра - головоломка "Танграм". Танграм - очень древняя игра – головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры “Танграм”.

История вопроса .

Легенда первая: версия про разбитую плитку .
Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

Знакомство с танграмом.

Первое изображение танграма (1780 год) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки. Название "танграм" возникло в Европе, вероятнее всего, от слова "тань" (что означает "китаец") и корня "грамма" (в переводе с греческого "буква") На первых порах им пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии.

Буквально слово танграм означает «семь дощечек мастерства». Танграм - , состоящая из семи танов (геометрических фигур), полученных делением квадрата на семь частей – два больших, два маленьких и один средний треугольник, один квадрат и один параллелограмм, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое - необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе - фигуры не должны перекрываться между собой.
Начинать можно с простейшего задания: сложить фигуру по контурному рисунку. Затем задачу можно усложнить: сложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой, где не видно границ элементов. Затем можно попрактиковаться самостоятельно, создавая свои - простейшие изображения. Составление более сложного двойного или тройного танграма (для этого используются два или три комплекта). В качестве иллюстрации можно предложить рисунок "Игра на бильярде", приведённый в книге Я.И. Перельмана "Весёлые задачи"
Танграм может применяться на уроках математики, когда знакомимся с такими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, ромб, а также во время знакомства с углами.

Практическая часть проекта

Как изготовить игру «Танграм»?

    Склейте 2 листа цветного картона. (одного цвета, хорошо смазывая клеем весь лист)

    Вырежьте из него квадрат 10х10 см.

    Расчертите его на фигуры по образцу.

    Разрежьте квадрат на 7 частей.

    Сложите фигуры в конвертик.

    Увлекательной игры!

Таких конвертиков сделать по количеству учащихся. Можно игру изготовить на уроках технологии.

При решении головоломки требуется соблюдать два условия:

    необходимо использовать все семь фигур танграма фигуры не должны перекрываться между собой.

Задания:

    Сложить фигуру по контурному рисунку.

    Сложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой, где не видно границ элементов.

    По практиковаться самостоятельно, создавая свои простейшие изображения.

    Составление более сложного двойного или тройного танграма (для этого используются два или три комплекта).

Стомахион (Архимедова игра)

Существуют и другие очень интересные головоломки. Рассмотрим некоторые из них, которые позволяют с пользой проводить время на переменах и после уроков.

Древние греки занимались геометрией, не только измеряя земельные участки и расстояния до кораблей в море. Они любили геометрические игры. Одна из них называлась «СТОМАХИОН». В этой игре надо было из 14 частей прямоугольника складывать различные фигуры. Создателем ее считали Архимеда. В 1899 г. швейцарский историк Генрих Зютер обнаружил в книгохранилищах Берлина и Кембриджа арабскую рукопись "Книга Архимеда о разбиении фигуры стомахиона на 14 частей, находящихся в рациональных отношениях". Позже датский историк математики Гейберг подтвердил, что создателем игры является Архимед. Да, игра "Стомахион" требует большего терпения. Ведь она намного сложнее игры "Танграм", недаром слово "стомахион" переводится как "приводящая в ярость".


Пентамино

Игра «Пентамино» была придумана в 50-х годах ХХ в. американским математиком С.Голомбом и очень быстро увлекла не только школьников и студентов, но и профессоров математики.

Она заключается в складывании различных фигур из заданного набора пентамино. Набор пентамино содержит 12 фигурок, каждая из которых составлена из пяти (“пента” по- гречески означает «пять») одинаковых квадратов, причем квадраты соседствуют только сторонами.

Игровой набор “Пентамино” состоит из 12 фигурок. Каждая фигура обозначается латинской буквой, форму которой она напоминает.

Пентамино - очень популярная логическая игра и головоломка одновременно. В свое время разными ее аспектами занимались многие ученые всего мира. После покупки игры в магазине головоломкой вдохновился Алексей Пажитнов, создав на ее основе известную игру Тетрис.(1985 год)






Колумбово яйцо
Жил-был в 16 веке итальянец Джироламо Бенцони. Он любил путешествовать. И однажды на обеде у кардинала Мендосы он встретил Колумба. Там и произошла эта история. Христофор Колумб рассказывал о своем открытии Америки. И вдруг слышит от одного из гостей: «Как просто открываются новые земли!» Тогда Колумб предложил «просто поставить яйцо на стол вертикально?» Никто не смог это сделать. Тогда Колумб ударяет яйцо об стол, сплющивая один конец, и яйцо встает вертикально. Все возмутились, что так бы и они смогли. На что Колумб ответил: « Вы бы смогли, а я сделал это». С тех пор выражение «колумбово яйцо» применяют, когда говорят о простом и неожиданном решении сложной задачи.
Колумбово яйцо – это яйцо, разрезанное на 10 частей. Сейчас эту головоломку продают в разных исполнениях – и деревянную, и бумажную, и пластиковую. На плоскости необходимо выкладывать любые фигуры, какие придумаешь или можно использовать образец. При этом нельзя накладывать части, чтобы они перекрывали друг друга. А также необходимо использовать все детали


«Сами делаем – сами играем и друзей приглашаем».

Для достижения поставленных в данном проекте целей были изучены головоломки, история создания, рассмотрены варианты их решения. Самой распространенной старинной головоломкой оказался танграм. Поэтому именно разрезанные на части квадраты стали нашим развлечением на переменах.

Учитесь думать, объяснять,

Учитесь мыслить, рассуждать,

Ведь в математике, друзья,

Без логики никак нельзя!

Список использованной литературы

    Кордемский Б.А., Русалев Н.В. Удивительный квадрат. М., 1994.

    Кордемский Б.А. Математическая смекалка. С-П., Манускрипт, 1994.

    Гарднер М. Математические досуги. – Оникс, Москва, 1990.

    Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 2 класса 4-х летней начальной школы: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 63 с.: ил.

    Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики. – М.: Просвещение, 1967.

Использованные интернет-ресурсы:

    Портал для детей

    Портал Маленькие волшебники

    В презентации использовались картинки из интернета.

ВИДЫ ИГРЫ «ТАНГРАМ»

Название игры

Варианты фигур

Монгольская игра

11 элементов


Вьетнамская игра

7 элементов


Колумбово яйцо

10 элементов

Листик

Архимедова игра. Эта игра-головоломка очень похожа на танграм. Игра «Стомахион» была известна еще до нашей эры. Создателем ее считали Архимеда. В 1899 г. швейцарский историк Генрих Зютер обнаружил в книгохранилищах Берлина и Кембриджа арабскую рукопись. Книга Архимеда «О разбиении фигуры стомахиона на 14 частей, находящихся в рациональных отношениях». Позже датский историк математики Гейберг подтвердил, что создателем игры является Архимед.

Слайд 34 из презентации «Геометрический конструктор» . Размер архива с презентацией 1910 КБ.

Математика 5 класс

краткое содержание других презентаций

«Дерево решений» - Мы немножко отдохнем И опять решать начнем. Выходной день Коли. Сложение. Комбинаторика для начинающих. Баскетбол. Задача «Арифметические действия». Флажки. Город. Рассмотрите «Дерево решений». На урок в танцкласс пришли Слон, Волк и Тигр. Современные. Решение логических задач и задач на смекалку. За украшение класса могут взяться или Аня, или Сергей. Друзья. Футбол. Объяснение нового материала. Заполните схему.

«Как находить объём прямоугольного параллелепипеда» - Единицы измерения. Прямоугольный параллелепипед. Сравнение объемов. Историческая справка. Формулы объемов параллелепипеда и куба. Блез Паскаль. Геометрические тела. Основные свойства тела. Устная работа. Задания повышенной трудности. Геометрические тела и фигуры. Разминка для повторения. Геометрические фигуры.

«Методы счёта» - Счёт десятками. Мы до сих пор трепещем перед грозным «девятым валом». Гипотеза. Счёт шестёрками. Счёт четвёрками. Счёт парами. Задачи. Древнерусский способ умножения на пальцах. Проблема. Счёт тройками. Столько пальцев, на сколько первый множитель превосходит число 5. Счёт восьмёрками. Счёт девятками. Гигантская фигура двуликого бога Януса. Цель. Актуальность. В древнерусской нумерации единицы назывались «перстами».

««Комбинаторные задачи» 5 класс» - Комбинаторные задачи. Сколько способов размещения друзей. Новые гости. Сколько можно составить ёлочек. Сколько всего вариантов телефонных номеров. Печкин должен успеть разнести письма. Поздравительное послание. Ослик предложил поиграть в шашки. Сколькими способами замок мог быть закодирован. Мудрая Сова. Сколькими способами гости могут выбрать себе обед. Ослик ИА может разместить за столом 3 гостей.

«Рациональный счёт» - Способ разложения одного из сомножителей. Можно получить ответ более удобным способом. Способ круглого числа. Приемы упрощенного сложения чисел. Способ последовательного поразрядного сложения. Способ круглого числа. Умножение на единицу с последующими нулями. Способ сложения. Приемы упрощенного вычитания чисел. Что такое рациональный счет. Задачи. Деление трехзначных чисел, состоящих из одинаковых цифр, на число 37.

«Вычитание и сложение простых чисел» - Вычитание суммы из числа. Уравнение. Вычитание натуральных чисел. Устная работа. Работа с учебником. Найти периметр многоугольника. Сформулируйте законы сложения. Сложение и вычитание натуральных чисел. Найти периметр. Выполните сложение наиболее удобным способом.

Вы любите играть?

    Значимость и незаменимость игры в нашей жизни давно уже доказана многими психологами, учеными и самой жизнью. Мы играем с самого детства, учимся общаться в процессе игры, строить отношения.
    Собраться всей семьей или с друзьями, поболтать о разном, угостить всех чем-нибудь вкусненьким, сыграть несколько увлекательных партий в настольную игру – все это то, что придает нашей жизни особый колорит.

    Сегодня увлечение настольными играми принимает тотальный характер. Ведь современные настольные игры – это не только «бродилки», но и стратегические, экономические, детективные, логические игры.

    В мире существует уже до 10 тысяч настольных игр разной тематики. Конечно, за всеми новшествами не угнаться, а некоторые игры слишком дорого стоят. Но ведь игру можно сделать и своими руками
Вот несколько игр.

Танграм


Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений используются для совершенствования зрительного восприятия, и анализа, зрительной памяти, комбинаторики. Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям. Детей увлекал результат - составить увиденное на образце или задуманное.

Успешность освоения игры у детей зависит от сенсорного развития детей. Дети называли геометрические фигуры, их свойства, их отличительные признаки, свободно перемещать фигуры. У детей развивается умение анализировать изображения, выделять геометрические формы, видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Существуют различные игры- головоломки, на воссоздание из геометрических фигур плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей такие как: «Танграм», «Пифагор», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино».

Но мы сейчас рассмотрим только одну из них - "Танграм".



Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора Мальчику доставляло большое удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезаннный на семь частей.

Говорят, что танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, «упражняя свое терпение и находчивость»

Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу. В коммерческих наборах обычно прилагаются карточки с заданиями.

1 вариант : Самый простой. Если ребенок маленький предложите ему составить фигуру путём наложения элементов на образец разделенными на составные части.



2 вариант: Если с первым разобрались,то можно составлять фигуры по примеру, то есть картинка перед вами а элементы составляете уже смотря на фигуры разделённую на части.


3 вариант: Для детей постарше, можно оставлять в фигуре только контуры.


4 вариант: Собственно творческие задания - самому придумать и сложить фигуру.

Малыши тоже могут приобщаться к головоломке. Для них можно придумать совсем простенькие задания. Например, сложить из двух треугольников или из двух прямоугольников - квадратики, из треугольников - большой треугольник или параллелограмм. Таким методом можно изучить основные геометрические фигуры.

Сделать танграм можно самому. Это очень просто. Вам понадобятся шаблон головоломки. Распечатайте Танграм или нарисуйте сами по образцу. Можно использовать разноцветные элементы, если ребёнок маленький - заодно вспомните цвета, да и интереснее работать - играть с красочным


материалом.

При решении головоломки требуется соблюдать два правила: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны перекрываться друг другом. Взяв на вооружение математическую науку – комбинаторику, было получено более 5000 возможных вариантов сложенных фигурок.


Примеры сборки:












"ПИФАГОР"

Головоломка Пифагор очень похожая на старый добрый Танграм. Головоломка имеет форму квадрата, разрезанного на 7 частей, комбинируя которые, можно создать огромное количество геометрических фигур, силуэтов животных, людей, разных предметов и т.п. Все детали разного размера, в этом и заключается сложность, поэтому сложить фигуру из них достаточно сложно.


В инструкции к головоломке предлагаются 15 разных заданий. Головоломку Пифагор можно использовать на занятиях по математике, дома или в школе, ведь она отлично способствует развитию воображения, логики, внимания, пространственного мышления, математических и творческих способностей. Вы можете сделать из картона или вырезать из пластика головоломку Пифагор и Вашей семье гарантированы положительные эмоции и хорошее нестроение.

ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ

Геометрическая головоломка Волшебный квадрат относится ко второму уровню сложности и подходит для детей в возрасте от 4 лет. Занимаясь с головоломкой, ребенок познакомится с простыми геометрическими фигурами: треугольником, трапецией, квадратом.



Головоломка “Монгольская игра”

Разновидность геометрической головоломки, на подобии “Танграма” или “Квадрата Пифагора”.


Головоломка представляет собой квадрат разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника. Лучше всего изготовить такую головоломку из двустороннего картона или пластика.

Суть игры - собирать фигурки из данных элементов по принципу мозаики.

Как можно играть:

Составлять геометрические фигуры по образцу. В интернете можно найти готовые задания с ответами, а можно придумать задания для своего ребенка и самим.
Для того, чтобы нарисовать фигуры Вам потребуется лист в клетку. Можно взять обычный лист из школьной бумаги. Элементы из которых состоит “Монгольская игра” очень просты, и вам не составит большого труда составить из них композиции.

Вот, для примера, несколько фигур, составленных их элементов головоломки.

Если ребенок маленький, то можно составлять фигуры по примеру, то есть фигурам, разделенными на составные части. Для детей постарше, можно оставлять в фигуре только контуры.





Малыши тоже могут приобщаться к головоломке. Для них можно придумать совсем простенькие задания. Например, сложить из двух треугольников или из двух прямоугольников - квадратики, из треугольников - большой треугольник или параллелограмм. Таким методом можно изучить основные геометрические фигуры.

Головоломка "СФИНКС"

Головоломка «Сфинкс» состоит из разнообразных геометрических фигур: из
4 треугольников и 3 четырехугольников с разным соотношением сторон. Из
элементов можно собрать силуэты птиц, человека, животных, развивая
наблюдательность и геометрическое воображение.


Инструкция содержит
схемы для построения более двух десятков фигур:



Игры - головоломки развивают пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость. Простые в понимании, но достаточно трудные в решении, головоломки находятся на тонкой грани, соединяющей увлекательную игру и интеллектуальное развитие.

Головоломки от Алексея Шамшина


И ещё одна


Головоломка Архимеда СТОМАХИОН

Предлагаемая головоломка Архимедова игра — уникальный геометрический конструктор, в который играли еще в глубокой древности. Ее иное название "Стомахион".


Элементы игры получаются путем произвольного деления прямоугольника на 14 частей. Из получившихся деталей конструируют на плоскости разнообразные предметные силуэты, например, сидящей собаки, бегущего человека, разнообразных цветов, птиц. Можно сложить и многофигурные композиции. Знакомить ребенка с игрой необходимо постепенно.

Поупражняйте малыша в различении геометрических фигур. Можно предложить ребенку сосчитать стороны, углы, сгруппировать фигуры по форме, размеру, назвать их. Затем попробуйте конструировать простейшие изображения. Для облегчения головоломки Архимедова игра, предлагается сначала выкладывать фигуры по прилагаемым схемам.



Головоломка "ЛИСТИК"

Геометрическая головоломка-мозаика Листик разработана для детей в возрасте от 4 лет Ф игура, напоминающая лист сирени. Этот лист сирени выложен из других фигур: треугольников, квадратов, трапеций.

Работа с головоломкой развивает глазомер ребенка, восприятие им формы, зрительно-моторную координацию, пространственное мышление и воображение. Способствует развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), познавательной активности, мелкой моторики, воображения, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, комбинаторных способностей, абстрактного мышления.

"Волшебный круг"

Круг разрезается на 10 частей. Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэта все 10 частей, не накладывая одну не другую. Разрезанный круг должен быть окрашен одинаково, с двух сторон.





ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА


В состав "Вьетнамской игры" входит разделенный на семь частей круг и рамка, в которую укладываются элементы. Все детали головоломки имеют обтекаемую форму, некоторые из них одинаковы по размеру. Предложите малышу сконструировать из замысловатых деталей силуэт какого-нибудь животного или птицы. Сначала можно задействовать не все элементы, затем постепенно усложнять задания.


Можно конструировать по схемам, а можно выдумывать свои сюжетные композиции.




Конструируя простые образные фигуры, дети учатся восприятию формы, способности выделять, фигуру из фона, выделению основных признаков объекта. Головоломка развивает глазомер, аналитико-синтетические функции, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно-моторную координацию, умение работать по правилам. Игра предназначена для детей от 4 лет



КОЛУМБОВО ЯЙЦО




Существует рассказ - может быть, и вымышленный. От­крыватель Америки Колумб был приглашен к всемогущему кардиналу Мендозе. За столом, по просьбе гостей, он начал рассказывать, как именно был им открыт Новый Свет (кото­рый, впрочем, он считал Индией). Кто-то из присутствую­щих, человек ограниченный, но самоуверенный, пожав пле­чами, сказал: «Так просто всё?»


Колумб взглянул на него и протянул ему лежавшее на блюде куриное яйцо: «Сделайте так, чтобы оно стояло на своем носке». Разумеется, попытки установить яйцо успехом не увенчались. «Это немыслимо...» - сказал обескураженный собеседник Колумба. «Это очень просто!» - с усмешкой от­ветил мореплаватель и, разбив о стол носок яйца, без труда заставил его стоять.

Выражение «колумбово яйцо» - стало воплощением ост­роумного и неожиданного выхода из затруднения, синонимом простого разрешения трудных вопросов.


Знакомимся с увлекательной головоломкой Колумбово яйцо, которая отлично скрасит время в дороге, ожиданиt в поликлинике и конечно же, разовьет логику и мышление ребенка. Принцип игры прост. Разрезаем по линиям фигурку яйца на мелкие детали. Задача ребенка – собрать фигурку по образцу. Но иногда можно пофантазировать и придумать свои варианты, разглядеть в фигуре знакомый образ.

Вот фигуры с заданиями



























Пентамино

Известная логическая игра-головоломка. Именно эта игра вдохновила Алексея Пажитнова на создание популярной компьютерной игры тетриса.

Пентамино - очень популярная логическая игра и головоломка одновременно. Элементы в игре - плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. Всего существуют 12 элементов пентамино, обозначаемых латинскими буквами, форму которых они напоминают

Можно изготовить пентамино из кубиков, но тогда Вам нужно будет склеить и обклеить цветной пленкой 60 кубиков - трудновато. Предлагаем сделать элементы их плотного картона.

  • Рисуем каждый элемент на твердом картоне, вырезаем, проверяем, чтобы элемент входил в элемент “U”. Подрезаем, если надо лишнее. Мы рисовали детали из квадратиков 2,5х2,5 см.
  • Обводим готовый картонный элемент на сложенной вдвое цветной бумаге и вырезаем сразу две цветные детали. Лучше цветные детали делать меньше, чем картонные, и приклеиваются лучше, и углы поровнее будут.
  • Клеим клеем-карандашом цветную бумагу с двух сторон картонки.
  • Находим коробочку для хранения деталей, куда потом будем складывать также схемы и задания к игре.