Создать необходимые условия для развития. Как создать необходимые условия для развития и обучения ребенка в домашних условиях. Малыш смотрит презентацию без мамы и развивается сам. Возможно ли это

От того, в каких условиях развивается личность, во многом зависит, насколько цельной, творческой, жизнерадостной, деятельной она будет. Поэтому родителям так важно с первых дней жизни создать условия для развития ребенка .

СОЗДАЙТЕ СОБСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РЕБЕНКА

Идеальным местом для пребывания маленького человека в доме должна стать детская комната. Если в первые месяцы жизни дитя нуждается в постоянном присутствии родителей, то через некоторое время ему потребуется собственное пространство, где он будет ощущать себя полноправным хозяином. Даже если у вас нет возможности выделить ребенку отдельную комнату, оборудуйте детский уголок, где он будет хранить свои игрушки, книжки, где можно поставить маленький стол или парту.

Одним из основных условий для развития ребенка является самостоятельность, поэтому ваша задача – предоставить ему такую возможность: с 2-3 месяцев давайте время малышу самостоятельно позаниматься игрушками. Повесьте над кроваткой яркие погремушки, карусельку. Разместите все это на доступной для малыша высоте, чтобы он, задевая игрушки ручками, слышал звуки. Если ребенок не капризничает и увлечен этим занятием, не стоит его прерывать.

Став старше, он с удовольствием будет играть с предметами разной фактуры. Педагоги считают, что развитие тактильной чувствительности при исследовании различных материалов от ткани до дерева и меха влияет на формирование интеллекта ребенка, пополняя его жизненный опыт.

НАПОЛНИТЕ ЕГО ЖИЗНЬ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ

Кроме собственного пространства для игр, ребенку для развития необходимы впечатления. Особенно важно это для детей дошкольного возраста примерно с 3 до 7 лет. Психологи утверждают, что в этот период люди получают самые незабываемые и сильные эмоции. Связано это с тем, что у детей в это время бурно развивается воображение, и новые впечатления активно подпитывают его.

Как известно, в памяти остается только то, что эмоционально окрашено . Поскольку здоровые дети впечатлительны по своей природе, будьте уверены, что радость от совместных поездок, походов в зоопарк, планетарий и цирк останется с ними навсегда.

Важно для дошкольников узнавать новые виды деятельности. Сегодня многие художественные студии предлагают родителям вместе с детьми посетить совместные уроки рисования. Трудно передать словами восторг ребенка, у которого с первого раза получилось создать маленькую картину: дом на опушке зимнего леса или прекрасного павлина.

Некоторые родители протестуют против посещения ребенком детского сада, считая, что там «детьми не занимаются». Если вы решили посвятить ребенку свое время до школы, то обязательно выберите альтернативный вариант его общения с детьми: детские развивающие центры, кружки, секции. Кроме того, что ваш малыш будет там учиться общению со сверстниками, в этих организациях проводятся праздники, а в спортивных секциях соревнования, принимая участие в которых, ваш ребенок обогатится новыми впечатлениями.

Ярким моментом в жизни 6-7-летнего ребенка может стать поход с взрослыми в лес с ночевкой. Особенно если привлечь его к подготовке: пусть сам смонтирует вместе с папой удочки и снасти для рыбалки, соберет котелок и припасы вместе с мамой.

А сколько незабываемых впечатлений получит ребенок от купания и пляжа, ночных звуков и шорохов, плеска рыбы в камышах, катания на лодке!

Итак, смена обстановки и разнообразные впечатления – второе важное условие для развития ребенка.

СОЗДАЙТЕ ТВОРЧЕСКУЮ СРЕДУ

Мы уже довольно много говорили о важности творчества в жизни ребенка. Компьютерные игры в этом деле не помощники: являясь готовым продуктом, они не развивают фантазию и воображение.

Ребенок «зацикливается» на образах виртуальной игры, замыкается в ее рамках и перестает интересоваться другими видами деятельности, становится асоциальным. Между тем, только ситуативная и ролевая игра со сверстниками является развивающей по сути, а ребенок утрачивает к ней интерес. Регламентируйте занятия ребенка с компьютером, чтобы не допускать таких «перекосов», и поощряйте общение с другими детьми.

Важно, чтобы деятельность доставляла ребенку удовлетворение, положительные эмоции, тогда он сам будет инициировать занятия. Например, вы увидите, как он ждет нового посещения развивающей школы или мечтает закончить новую поделку в кружке.

Творчество возможно не только в специализированных центрах, но и дома в повседневной жизни. Например, предоставьте ребенку возможность украсить комнату к празднику, нарисовать новогодние флажки для гирлянды, придумать вместе с вами оформление праздничного пирога для бабушки и т.д. Побуждайте его фантазировать, вносить новые предложения, помогайте с их реализацией.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что создать условия для развития ребенка не так сложно. Три главных компонента: собственное пространство, новые впечатления и творческая среда – и ваш ребенок успешно развивается как личность. Но самым главным, «цементирующим» успех компонентом является ваша заинтересованности в его развитии, ваша поддержка, похвала, искренняя радость даже небольшим его победам.


Слайд 1

Развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности
Подготовила воспитатель: Карчевская Раиса Степановна
Г. Москва 2016-2017

Слайд 2

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются: - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); - общение с взрослым; - совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); - восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; - двигательная активность.

Слайд 3

Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть: - событийная (связана с каким-либо событием из личного опыта); - ритмичная (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); - процессуальная (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

Слайд 4

Деятельность педагога по каждому направлению:

Слайд 5

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.

Слайд 6

К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные), и др. К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение, кувыркание, вращение. В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка (особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счет понятных им собственных результативных действий. Таким образом происходит усвоение способов действий.

Слайд 7

Задачи педагога: - развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними; - формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители; - формировать умение подражать игровым действиям взрослого.

Слайд 8

2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.). Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. В процессе экспериментирования педагог привлекает внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться), а также о правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Слайд 9

Задачи педагога: - знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из окружающей жизни ребенка; - поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе экспериментирования; - побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами; - обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах деятельности.

Слайд 10

3. Общение с взрослым. Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения используются вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения.

Слайд 11

Задачи педагога: - способствовать обогащению словаря; - формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику; - развивать потребность в речевом общении.

Слайд 12

4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность. Для совместных игр рекомендуются коммуникативные, сюжетно-ролевые, музыкально-ритмические игры, а также игры и упражнения с дидактическим материалом.

Слайд 13

Задачи педагога: - способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками; - обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры; - развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.

Слайд 14

5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме.

Слайд 15

Задачи педагога: - формировать элементарные навыки самообслуживания; - формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам; - формировать предметные действия; - развивать самостоятельность в бытовом поведении.

Виктория Савельева
Как создать необходимые условия для развития и обучения ребенка в домашних условиях

Многие родители зачастую думают, что развитием ребенка должен заниматься детский сад, потом школа. Занятия с ребенком занимают много сил и времени. Для этого нужны специальные знания. Но как говорится «Все гениальное – просто!» . На самом деле родителям потребуется лишь правильно подобрать необходимый материал и создать условия , при которых ребенок с удовольствием будет заниматься полезными упражнениями (причем самостоятельно) .

Развивать мелкую моторику можно разными способами. Существует огромное количество игр, упражнений, заданий. И здесь самое важное – это то, чтобы ребенку хотелось этим заниматься, ему это нравилось, а не мама и папа заставляют его!

Здесь необходимо учитывать ряд психологических моментов, особенностей, хитростей, которые просты, но эффективны.

Рабочий уголок ребенка .

Рабочее место должно привлекать ребенка . Ребенку должно быть удобно и комфортно сидеть (правильная высота стола, стула, освещенность) . Необходимо приучить ребенка поддерживать на столе порядок. Для этого желательно купить или самостоятельно изготовить подставки для ручек и карандашей (яркие, красивые, с изображением различных сказочных героев в зависимости от пола и возраста ребенка , лотки для книг и тетрадей. Обязательно должен быть контейнер (корзина) для мусора (приучаем к порядку) .

Цветные карандаши.

Должны находиться всегда на видном и доступном для ребенка месте в вертикальной подставке, чтобы ребенок мог свободно выбирать цвета. Всегда подточены! Карандаши основных и оттеночных цветов. Чем больше, тем лучше. У ребенка должна быть возможность выбора! Полезно иметь карандаши разной толщины (тонкие и толстые) . Интересны будут ребенку акварельные карандаши, когда рисунок нарисован карандашами, а потом водой размывается, словно красками.

Восковые мелки.

Полезны для развития кисти ребенка . При рисовании мелками требуется определенный нажим, что способствует укреплению мускулатуры.

Полезно приучать ребенка рисовать разными видами красок (акварельными, акриловыми, гуашью) на разных поверхностях (бумага, деревянные пластиковые заготовки, фарфор и т. д.) .

Фломастеры, маркеры, текстовыделители.

Желательно приучать ребенка раскрашивать рисунки цветными карандашами, а обводить, дорисовывать небольшие детали фломастерами. При работе с карандашами лучше развивается мелкая мускулатура , т. к. требуется больший нажим, чем при работе с фломастерами. Ребенку понравится рисовать не только на горизонтальной поверхности (за столом, но и на вертикальной (маркерные доски, мольберты) .

Пластилин, масса для лепки, соленое тесто, глина.

Прекрасный материал для развития мелкой моторики , усидчивости, воображения ребенка . Необходимо позаботиться о качестве материала. Пластилин должен хорошо лепиться, не пачкать руки, не иметь резкого запаха, в наборе присутствовать достаточное количество цветов.

Цветная бумага, бархатная бумага, фольга, картон.

Бумага должна быть яркой, ровной, чистой. Для удобства пользования можно сложить в специальную коробку, чтобы ребенок мог свободно выбирать нужный материал.

В зависимости от возраста ребенка – клей ПВА , клей-карандаш. При необходимости баночка для клея , кисточка, салфетка. Главное – клей не токсичный.

Можно предложить ребенку как обычные (с тупыми безопасными концами, так и фигурные (для возможности делать различные фигурные разрезы – волнистые, зубчиками и т. д.).

Бумага для рисования. Альбомы.

Листы и альбомы разных размеров, листочки для записей разных цветов, блокноты.

Дыроколы.

Узорные дыроколы с разными рисунками. Позволяют ребенку оформлять свои открытки, рисунки.

Раскраски.

В зависимости от возраста ребенка рисунки разных размеров, сложности. Но самое главное – чтобы раскраска нравилась ребенку ! Можно распечатывать самостоятельно из интернета рисунки по желанию ребенка .

Игры с водой.

Можно ребенку предложить разные емкости, желательно прозрачные. Ребенок с удовольствием (а главное – с пользой) будет переливать воду из маленькой бутылочки в большую, из большой емкости в маленькую с помощью воронки и т. д. А если добавить жидкое мыло и хорошо взбить пену, получится новая забавная игра, в которой ребенок делает горки , башни из пены.

Игры в теплой комфортной воде имеют психотерапевтический эффект. Вода хорошо успокаивает ребенка .

Игры с крупой.

На большой поднос можно насыпать манку, гречку, рис, пшено и «рисовать» пальчиком разные узоры.

Игры с макаронами.

Можно выкладывать разные картинки из макарон разных форм и размеров. Из макарон в виде трубочек можно сделать, например, бусы.

В аналогичные игры можно играть с пуговицами.

Мозаика. Пазлы. Кубики. Конструкторы.

Выбор данного вида детского творчества огромен. Перечисленные игры обязательно должны быть в арсенале ребенка . Они очень хорошо развивают зрительно-пространственную ориентировку, мелкую моторику, логическое мышление, воображение. Материал подбирается в зависимости от возраста ребенка , возможностей родителей. Хранить в отдельных прозрачных контейнерах для свободного доступа и выбора.

Все перечисленные материалы и работа с ними доступны каждой семье, они очень просты в применении, но очень эффективны. Ребенок сам будет играть и заниматься своим развитием ! Родители смогут заняться своими делами. Задачей родителей становится только контролировать ребенка и в случае необходимости оказать ребенку небольшую помощь .

Публикации по теме:

Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

Консультация для воспитателей «Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста».

Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выдвинут один из основных принципов дошкольного.

Информационный буклет для родителей «Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях» Подготовка ребенка к школе – это вопрос, который волнует каждого родителя. Как объяснить малышу, привыкшему к садику или находящемуся постоянно.

Как проводить дидактические игры по развитию сенсорных способностей ребенка в домашних условиях. Консультация для родителей В данной консультации, предложен ряд специальных обучающих заданий, использование которых даст дополнительный развивающий результат. Для.

Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ» (от 29. 12. 2012 года) , для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт, который вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Согласно требований ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда групп должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация самостоятельной деятельности детей в ДОУ, в том числе и игровой, основывается на следующих принципах:

  1. принцип - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
  2. принцип - взаимодействие ДОУ и семьи
  3. принцип - создание оптимальных условий для свободной самостоятельной деятельности детей
  4. принцип - организация самостоятельной игровой деятельности, может быть организована индивидуально (что характерно для детей раннего и младшего дошкольного возраста) , а также в группе сверстников (для детей старшего дошкольного возраста.
  5. принцип – посильный. Самостоятельная игровая деятельность должна соответствовать зоне актуального развития самого слабого и зоне ближайшего развития самого сильного в группе ребенка, учитывать «Зону ближайшего развития» каждого дошкольника.
  6. принцип - поощрения (за успешное выполнение игровых действий, за проявленное волевого усилия, умения организовать игру) .

ИГРА - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир взрослых, творчески преобразовывая его, учится понимать правила и нормы поведения в обществе. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны педагогов. При этом роль взрослого в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации. Воспитатель может выступать в игре как в роли активного участника, так и в роли внимательного наблюдателя. При построении предметно – пространственной среды педагоги нашего детского сада №16 «Березка» руководствуются следующими принципами: открытости, гибкого зонирования, стабильности – динамичности, полифункциональности, гендерного подхода.

Свободная самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность» :

  1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
  2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
  3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Субъектами организации самостоятельной игровой деятельности детей выступают: воспитатели, младшие воспитатели, учитель – логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель,

педагог- психолог, родители.

С целью развития свободной игровой деятельности дошкольников наши педагоги: - создают в течение дня условия для самостоятельной игры детей; - определяют игровые ситуации, в которых детям нужна помощь; - наблюдают за играющими детьми и стараются понять, какие именно события дня отражаются в игре; -отмечают детей с развитой игровой деятельностью и тех, у кого игра развита слабо;

Косвенно руководят игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагают новые идеи или способы реализации детских идей) . Игровая среда, которую организуют наши воспитатели, стимулирует детскую активность. С этой целью педагогами постоянно обновляются игровые уголки в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование в группах разнообразное, оно легко трансформируется. Дети имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Всё игровое пространство в группах поделено на игровые зоны, которые расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешать друг другу, играя одновременно, нескольким группам. Игры в группах делятся на: творческие, игры с правилами, народные. Творческие в свою очередь делятся на: сюжетно-ролевые; театрализованные; конструкторские. В нашем детском саду для развития свободной игровой деятельности дошкольников в каждой группе созданы специально-организованные зоны. Принцип зонирования и гендерного подхода учитывают интересы как девочек, так и мальчиков. В зонах сюжетно-ролевых игр имеется большое количество игровой атрибутики для любимых детьми игр, таких как: «Семья» , «Парикмахерская» , «Больница» , «Магазин» , «Гараж» .

Цель: учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, формировать игровые умения, развитые культурные формы игры, развитие самостоятельности, инициативы, творчества, познавательной активности, коммуникативных навыков и потребностей в общении со сверстниками, расширение кругозора дошкольников.

Зоны строительно-конструктивных игр оснащены кубиками, крупным и мелким строительным материалом, который находится в контейнерах и на специальных этажерках. Цель: активизировать дошкольников на разные виды строительства, содействовать приобретению конструкторских навыков, привлекать к трудовой деятельности, знакомить с профессиями. Строительно-конструктивные зоны - любимое место мальчиков.

В зонах театрализованных игр располагаются различные настольные и кукольные театры.

Цель: развития у детей ролевых действий, артистических и творческих способностей, умения перевоплощаться.

В театрализованных играх дети раскрываются, становятся уверенными и активными.

Зоны дидактических игр содержат большое количество умных развивающих игр, таких как: «Четвертый лишний» , «Чего не стало» , «Найди отличия» , «Закономерности» , «Последовательность» , «Найди предмет, как в образце» , «Что получиться при наложении фигур» «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Что к чему» , «Ассоциации» , «Все профессии важны» , «О чем речь?» , «Вопрос ребром» и др.

Цель: способствовать развитию умственных способностей детей, усвоение определенных правил, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

Зоны художественного творчества и литературы оснащены альбомами, гуашью, мелками, пластилином, цветной бумагой, трафаретами, различными раскрасками. На подставках размещены книги, рекомендованные для чтения детям в соответствии с возрастом каждой группы, портреты писателей, а также любимые детские книги.

Цель: развитие продуктивной деятельности детей.

В свободное время дети с удовольствием играют в этой зоне и творят свои шедевры.

Музыкальные зоны. В них находятся детские музыкальные инструменты: барабан, металлофон, бубен, саксофоны, маракасы, колокольчики, микрофон.

Цель: развитие у детей интереса к музыке, ознакомление с различными музыкальными инструментами.

Хотелось бы отметить, что по итогам муниципального конкурса музыкальных уголков, который проходил в 2014-15 учебном году, детский сад №16 «Березка» занял первое место.

Для развития свободной игровой деятельности дошкольников силами педагогов и родителей создана предметно-пространственная среда и на групповых участках, каждый из которых имеет свою неповторимость и уникальность.

Свободная игровая деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать либо со сверстниками, либо индивидуально. Специально организованные воспитателями условия необходимые для успешной самостоятельной деятельности воспитанников, направлены на решение задач, связанных с интересами других людей (их эмоциональное благополучие, помощь ближнему и т.п.) . Педагог подводит детей к созданию таких игровых ситуации, в которых проявляется не только простое воспроизведение имеющейся у дошкольников информации, но и организаторские способности, их познавательная активность. Стимулировать детскую познавательную активность, педагог может:

  • регулярно предлагая детям вопросы, требующие мышления, в том числе-проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
  • обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
  • позволяя детям определиться с решением в ходе игры той или иной ситуации;
  • организовывая обсуждения с детьми игровых действий, сюжетов, в которых они могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу или выхода из какой-либо проблемной ситуации, возникшей в ходе свободной игры. Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей. К концу дошкольного возраста дети должны уметь проявлять инициативу в разных вида деятельности, в том числе и в самостоятельной игровой, самореализовываться в избранной роли, иметь положительную оценку себя и мира, а также себя в этом в мире, сопереживать и сочувствовать другому, обладать навыками регулирования себя и своих поступков, уметь высказывать свою точку зрения, формировать алгоритм собственных игровых действий.










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский

Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. Ведь только выпускник, обладающий такими навыками, сможет жить и профессионально работать в высокотехнологичном и конкурентном мире. Одаренные дети - будущее Казахстана. Они и только они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие республики, о котором в своем ежегодном послании к народу Казахстана говорил наш уважаемый президент Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Семья.(слайд №3 ) Общепризнанно, что семья является наиболее существенным фактором, влияющим как на творческое, так и на личностное развитие ребенка. При общении с одаренными детьми я заметила, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело здесь, как мне кажется, вовсе не в особых генах гениальности - их ведь природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.Но именно семья, которая изначально очень гармонична, а именно отношения между родителями выстроены на любви друг к другу и к своему еще не родившемуся ребенку. В семьях, воспитывающих одаренных детей, признается высокая ценность образования, у обоих родителей, как правило, не одно высшее образование, а два и более, родители сами являются высокообразованными людьми, которые не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные хобби.

Обычно в таких семьях воспитанием ребенка занимаются не только родители, но и бабушки и дедушки, которые имеют не только высшее образование, но и сами имеют высокий интеллект. (слайд №4 ). В их совместном общении с ребенком, начиная с раннего возраста, представлена познавательная совместная деятельность: общие игры, работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. В таких разновозрастных семьях присутствует чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку. Такие родители очень чутко реагируют на все увлечения и уделяют особое внимание обучению ребенка, выбирая для него книги, пособия, дополнительную литературу, развивающие игры и т. д., учитывая его возрастные особенности и наклонности. Большинство семей, у которых растут одаренные дети, воспитывают и развивают своих детей до пяти лет, а именно до школы, сами, предпочитая садику и миницентру семью. У ребенка должна быть свобода для экспериментирования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития когнитивных и творческих способностей. Специальными экспериментами давно доказано, что ограничение свободы действия детей, выраженное в самых разных формах-ограничении двигательной активности или в постоянных “нельзя”, “не лезь туда”, “не тронь”, - способно серьезно помешать развитию детской любознательности, ведь это сдерживает порывы ребенка к исследованиям, а,следовательно, ограничивает возможность самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего. Я была знакома с одним ребенком, которого воспитывали именно исследователем. Мальчик разбирал все, что двигалось, постоянно ломал игрушки, в доме у родителей ребенка было сломано все, что могло тикать, играть, говорить, и когда мама с мальчиком приезжали к родственникам в гости, то их встречали такими словами: - “Скорее прячьте все. Митя приехал!”В семь лет он уже мог работать с паяльником, а в восемь на токарном станке под присмотром дедушки. В данное время это уже юноша 28 лет, занимается наукой, имеет ряд патентов и научных трудов, печатается в научном журнале “Прикладная физика”, руководит научной лабораторией нанотехнологий и энергосбережения ресурсов, преподает в аэрокосмическом университете.

Важную роль в этом процессе играет учебно-воспитательный процесс.

Специальные школы(слайд №5 ) со специальными классами и литературой, а также специальные учителя, обладающие дивергентным мышлением. Понятно, что для воспитания креативного подростка нужно самой быть творческой личностью, имеющей нестандартное мышление. Необходим свободный и творческий учитель (слайд №6 ). Потому как не все учителя готовы работать, а вернее понять и принять одаренного ребенка, у таких учащихся помимо их способностей в академических познаниях и необычности выстраивания логических связей имеется и достаточное количество проблем: и поведенческих и личностных (слайд 7 ). Все чаще по моим наблюдениям эти дети гиперактивные. Они способны “слушать затылком”, им тяжело сдерживать себя, когда как им кажется, что простейшую информацию не могут понять другие дети. Им тяжелее выстраивать контакты внутри класса, поскольку им не интересно общаться со сверстниками, а подчас и дети их не понимают, а потому отстраняются от них. Эта дистанция еще и может быть связана с постоянными критическими репликами в адрес ребенка по поводу поведения со стороны учителя, особенно в начальных классах, ведь он действительно мешает ведению урока. С возрастом этих проблем становится меньше лишь в том случае, если ребенок становится “как все”. В противном случае жизнь ребенка всегда наполнена стрессами. Поэтому к педагогу, работающему с одаренными детьми, предъявляют особые требования, связанные с необходимостью применять нестандартные подходы к обучению и воспитанию, а именно: ответственность, способности к обучению, система ценностей, интерес к работе с молодежью, психологическая зрелость, уровень творческого мышления, личностные качества. При нынешней системе образования возможности для творческой самореализации человека весьма ограничены, потому что, как правило, сейчас уделяется больше внимание трансляции готовых знаний ученику, тем самым школа воспитывает всезнайку-энциклопедиста, теряя при этом деятеля и творца. Все уроки в спецшколах должны быть связаны с жизнью, а для этого необходимо уделять большое внимание практике. Учить детей жить в реальном мире и использовать реально полученные знания, а не виртуальные картинки и теоретическую неразбериху. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Зачастую неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их измерение. Сегодняшняя классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. В моей практике был случай, когда родители отдали своего шестилетнего ребенка в первый класс отлично подготовленным: ребенок считал, знал таблицу умножения, читал, писал, хорошо сочинял, но уже в конце первого класса родители с ужасом заметили, что их сын стал плохо считать и писать. На вопрос, заданный учителю, что же случилось с их с ребенком, казалось бы, что его интеллект должен расти исключительно вверх, а не падать вниз, учитель ответила, что детей слабых в классе много и ей приходится больше внимания уделять им, а ваш ребенок справлялся самостоятельно. Благодаря такой тактике способному ребенку стало скучно учиться, он не желал ходить в школу и возненавидел учителя. Поэтому я считаю, что одаренные дети должны отбираться в спецшколы и учиться в группе сверстников, близких им по уровню способностей. Да и в специальной литературе пишут и многие психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам или травле. Но я не согласна с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками, это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Часто дети с художественными и артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем классе, школе и их всячески поддерживают учителя. Такие дети встречались мне довольно часто.

Институты, университеты (Слайд №8 ) В процессе обучения одаренных детей в вузе важную роль играет практическая деятельность, соединенная с научно-исследовательской работой. Как пишет М Голд: “Студент, который во время учебы в вузе лишь следует предложенному преподавателем списку литературы и выполняет его задания, вряд ли будет способен к дальнейшему личностному и профессиональному развитию”. В республике должно быть больше научных центров, которые могли бы сопровождать одаренных детей для дальнейшего обучения в престижные университеты страны бесплатно. Творческие работы студентов должны носить исследовательский характер и касаться вопросов, которые не изучаются в базовом курсе. Они позволяют приобрести студентам первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно научиться добывать знания, используя литературу, ИКТ ресурсы, рекомендации педагога.

Заключение

Я использую метод проектов на уроках технологии вот уже 8 лет, и за этот период мои учащиеся добились очень хороших результатов. Проектная работа предусматривает творческую защиту. Выступая перед сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов является первым шагом в большую науку. Проекты учащихся, выполненные за последние годы и представленные на школьных и городских конкурсах и конференциях, получили широкое признание и оформлены в альбомах. Как видно из приведенного опыта, способы работы с одаренными детьми стали составной частью функционирования моей преподавательской работы

Будущее – гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться и искать ответы. Это будущее - дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по- своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей- архиважный вопрос. Талантливые люди - главное богатство общества. Все будущее страны связывают с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Не будет у Казахстана будущего, если нет настоящего у его подрастающего поколения.

Будущее одаренных детей в руках взрослых (слайд №9 ), и мы сегодня, строя для них счастливую жизнь, не должны забывать о том, что семья - это фундамент, школа и учитель - стены, а институты и университеты - крыша. Но на этом развитие каждого одаренного ребенка не заканчивается, ибо это развитие бесконечно, если есть слово “само” (слайд №10 ). Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Забота об одаренных детях сегодня-это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Как говорил Беджамин Блум: “Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми”

Литература.

1. О.М. Дьяченко “Одаренный ребенок”. М. 1997.

3. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении.Р.Гильмеева, И. Сибгатуллина;учебно-методическое пособие, 1998.

3. Б.П.Никитин, Ступени творчества или развивающие игры.М.,Просвещение, 1990.

4. И. Ю. Калугина.Возростная психология, М., издательство УРАН, 1998.

5. А. М.Матюшин. 2 Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала”.

6. Н. Г.Каримова. “Работа с одаренными детьми” доклад. 2012.