Упражнение «Аукцион ценностей. Психологические игры для подростков психологические упражнения для тренингов

Елена Кавеева
Диспут для подростков «Успех в жизни»

Цели занятия :

1. Исследовать уровень сформированности личностно-нравственного самоопределения.

2. Определить уровень сформированности умения принимать коллективные решения, аргументируя свою точку зрения.

3. Развитие умения находить компромиссы в условиях наличия конкурентных точек зрения.

Проведение диспута рассчитано на два занятия.

1. Знакомство или выявление проблем подростка .

Выявить основные проблемы современного подростка и определить противоречия развития личности подростков поможет анкета . Цель анкеты : определить круг проблем подростков , очерченных откровенно и неформально.

Инструкция для воспитанников.

Ты заметил,что в последнее время больше начинаешь задумываться о себе и своих проблемах. Это естественно : радости и огорчения есть у каждого человека. Они могут быть связаны с учёбой, друзьями, отдыхом и т. п. Расскажи немного о них, отвечая на вопросы нашей анкеты. Напиши, что действительно, тебя волнует.

1. Что тебе доставляет радость в жизни ?

2. Какие у тебя обиды? Из-за чего тебе приходится часто переживать?

3. Какие твои проблемы взрослым безразличны, а для тебя важны?

4. Какую цель в жизни ты сейчас ставишь перед собой?

Провести анкетирование.

Подробный анализ позволил окунуться в мировосприятие подростков . Ответы на первый вопрос анкеты варьировались от сугубо конкретных (“моя кукла”) до ценностно-обобщённых (“ценность моей жизни” ) . Чаще всего радость в жизни подростка доставляет общение с людьми, одноклассниками, друзьями. В ответах на второй вопрос наиболее частой причиной указывалось непонимание значимых для респондента людей. Что является дополнением к ответам на первый вопрос. На третий вопрос подростки не дали конкретных ответов,поскольку они считают,что в целом,окружающие их взрослые люди понимают их проблемы. С другой стороны можно предположить, что проблемы подростков по ряду причин мало известны их воспитателям. Ответы на четвёртый вопрос связаны с получением перспективной работы и образованием,следует отметить,что конкретно выбор учебного заведения или работы ребята не указывают.

Памятка воспитателю :

Помогайте воспитаннику приобретать жизненный опыт .

Развивайте жизнеспособность личности подростка , с тем, чтобы подросток мог переключаться со своей личности на окружающих.

Учите ставить цель и её достигать.

Помните, что подросток прислушается к вам только в том случае, если ваш интерес к его личности и судьбе будет неподдельным и искренним.

Помните,что оценка сверстников гораздо важнее для подростка ,чем ваша.

2. Изучаем ценности.

Цель :определить тенденции в формировании ценностей подростков .

Осознание воспитанниками целей, дающих человеку смысл жизни , понимание разницы между материальными и нематериальными целями. Осознание подростками собственных целей и стремлений, что для них является самым важным в жизни , какие отношения для них приемлемы с другими людьми и природным миром.

Перед началом работы необходимо разделить подростков на группы . Диспут предполагает наличие игры как формы подведения итога. В соответствии с правилами игры каждый воспитанник подходит к “Чёрному ящику” и достаёт фишку определённого цвета. Количество фишек соответствует количеству играющих. Количество цветов,которыми окрашены фишки соответствует выбранной классификации обсуждаемых ценностей, определяющих успех в жизни . После процедуры выбора фишек школьники делятся на группы, в соответствии с выбранным цветом. Воспитатель объясняет в самом общем объёме понятия “материальные ценности” и “нематериальные ценности”.

Инструкция для воспитанников.

1. Определите материальные и нематериальные ценности, поставив “М” или “Н”.

2. Выделите для себя пять целей, которые вы хотели бы достичь в жизни .

3. Обсудите своей группой, над какими стремлениями человек властен, над какими не властен.

4. Докажите мнение вашей группы по поводу того,какие цели являются наиболее важными в жизни .

К чему стремятся люди в жизни .

Хорошее образование. Хорошая работа и карьера. Счастливая семья. Слава.

Деньги, богатство. Дружба. Достижения в искусстве, музыке, спорте.

Уважение и восхищение окружающих. Наука как познание нового. Хорошее здоровье. Уверенность в себе и самоуважение. Хорошая пища. Красивая одежда, ювелирные украшения. Власть и положение. Хороший дом,квартира. Сохранение жизни и природы на земле . Счастье близких людей. Благополучие государства.

Вопросы для обсуждения в группах :

1. Каковы пять самых важных вещей в твоём списке?

2. Думаешь ли ты, что будешь по настоящему счастлив, если этого добьёшься?

3. Совпадает ли мнение группы по поводу важности некоторых твоих ценностей?

Поведение людей мотивируется поставленными целями.

Некоторые цели важнее других в силу ценности получаемого результата.

Цели и вознаграждения разнообразны : от конкретных до абстрактных.

Для достижения целей необходимо приложить усилия.

Иногда для достижения целей возникают противоречия.

3. Мой выбор.

Инструкция для воспитанников.

Перед тобой список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей. Необходимо сравнить эти понятия попарно между собой. Из каждой пары выбери ту,которая тебе кажется наиболее важной, более привлекательной для будущей взрослой жизни .

Список ценностей.

1. Активная, деятельная жизнь . 2. Здоровье. 3. Интересная работа.

4. Красота природы и искусства. 5. Любовь. 6. Материально обеспеченная жизнь .

7. Наличие хороших и верных друзей. 8. Уверенность в себе.

9. Возможность расширения своего образования, кругозора, культуры

10. Свобода поступков. 11. Счастливая семейная жизнь . 12. Творчество.

4. Итоговая игра “Ключ к успеху” .

Цель игры : личностно-ценностное самоопределение воспитанников;формирование навыков принятия коллективного решения, умения аргументировано высказать своё мнение;формирование умения принимать верное решение в рамках игровой модели аукциона.

В соответствии с цветом выбранных фишек, участники диспута распределены на группы. Цвет фишек соответствует определённой категории ценностей, обеспечивающих успешную человеческую деятельность. Согласно данной классификации таковыми ценностными категориями являются :

Профессия Здоровье Духовные ценности Материальные ценности

1. Образование 2. Работа и карьера. 3. Достижения в науке. 4. Возможность работы за границей. 5. Уважение и восхищение окружающих

1. Занятия физкультурой и спортом. 2. Хорошее здоровье. 3. Сохранение жизни и природы на земле . 4. Отсутствие вредных зависимостей. 5. Уверенность в себе и самоуважение.

1. Дружба. 2. Счастье близких людей. 3. Достижения в музыке, искусстве.

4. Благополучие государства. 5. Слава, известность.

1. Деньги. 2. Благополучная семья. 3. Хороший дом. 4. Хорошая пища и одежда.

5. Власть и положение.

Перечисленные ценности в данной игре выполняют роль “акций”, которые можно вложить в достижение успеха в жизни . Таким образом,каждая группа подростков условно получает акции одной ценностной категории. Каждый участник группы обладает одной определённой акцией в соответствии с номером фишки. Общее количество ценностей (акций) приведено в сводной таблице,которая вывешивается перед воспитанниками.

Ход игры

В самом начале игры участникам, разбитым на группы, предлагается придумать название для каждой группы, которые выступают в игре как “акционерные кампании”. Далее участникам предлагается в течение 10 минут подумать и решить для каждой группы, какие акции из предложенных необходимо вложить в достижение успеха , а какие можно выставить на аукцион и обменять на акции других ценностных категорий. В принципе обменять можно любые акции, в том числе и те, которые были ранее вложены в достижение успеха , если группа – кампания считает это целесообразным. Если какая-либо группа смогла приобрести три или более акции одной ценностной категории (контрольный пакет, то она вправе произвести обмен любой оставшейся акции этой категории на любую свою, без учёта интересов противоположной стороны. Обмен акциями происходит в течение 15-20 минут. По истечении этого времени кампаниям предлагается подвести итог и обосновать перед общей аудиторией участников аукциона полученный набор акций различных ценностных категорий, которые необходимы, по их мнению, человеку для достижения успеха в жизни . Кроме этого каждая группа - кампания имеет право дополнить сводный индекс свободной акцией, в которой участники самостоятельно записывают ценность, отсутствующую в ранее предлагаемом перечне,но с точки зрения членов группы необходимую для успеха .

Таким образом, итоговым результатом диспута будет аргументированная защита каждой группы участников своего набора жизненных ценностей , дискуссия о понимании воспитанника что такое успех в жизни и возможные варианты его достижения.

Методические пояснения.

“Аукционно -рыночная” форма проведения игры естественным образом создаёт положительное мотивационное поле для её участников, расширяет круг актуальных понятий, используемых в ходе игры. Достоинством предложенной игровой модели является то, что перечень ценностей-акций можно изменять в зависимости от конкретных дидактических целей,стоящих перед воспитателем. Например, ценности можно конкретизировать по другим содержательным критериям (человеческие качества, необходимые для достижения успеха в жизни : умение общаться, креативность, наличие теоретического и практического интеллекта, организаторские способности, эмпатия и т. д).

Подведение итогов диспута .

Итоговым этапом диспута стало обсуждение каждого варианта ценностных выборов, представленных участниками. Каждая группа обосновывала жизнеспособность своего выбора ценностей,которые с точки зрения участников необходимы для достижения успеха в жизни . В результате дискуссии сделаны выводы, что понятие успеха не сводится только лишь к какой-то одной ценностной категории. Успех –это сочетание многих слагаемых и главным является стремление самого человека сделать успешным свою жизнь .

Результатом дискуссии стал выбор ценностей общих для всех участников. Совместное групповое решение выглядит следующим образом :

1. Здоровье. 2. Счастливая семья. 3. Счастье близких людей. 4. Работа и карьера.

5. Образование.

Уместно привести вариант выбора ценностей,набравших меньший рейтинг среди участников :

1. Деньги. 2. Самоуважение. 3. Уважение и восхищение окружающих. 4. Дружба.

5. Власть и положение в обществе.

Слабая репрезентативность материальных ценностей в приоритетном варианте объясняется тем, что главным образом материальные вопросы, возникающие перед воспитанниками,на данном этапе их жизни не являются актуальными.

психологические упражнения для тренингов

профориентационные упражнения:

Игра «Аукцион ценностей»

Цель : работа с ценностными ориентациями молодежи, влияние на процесс становления ценностных ориентаций.

Правила проведения игры : Участниками игры становятся 4-8 человек. Слишком большое количество участников снижает динамичность игры.

Сюжет игры «Аукцион ценностей» соответствует названию: объявляется аукцион, на котором распродаются жизненные ценности. Задача участника – приобрести как можно больше ценностей, имеющих для него наибольшее значение.

В начале игры ведущий раздает бланки со списками жизненных ценностей. Участники должны оценить каждый пункт списка по следующей шкале: «+» – положительное отношение, «0» – безразличное отношение, «–» – отрицательное отношение к данной ценности. Затем ведущий собирает бланки и подсчитывает количество и стартовую стоимость каждой ценности, которая будет выставлена на аукционе. Правила подсчета составляются таким образом, что ценность, которая привлекательна для большего числа игроков, имеет большую игровую «стоимость» и, соответственно, представлена в меньшем количестве игровых «лотов».

Далее объясняется, что «валютой», за которую можно будет приобретать ценности, является количество очков, набранное в упражнении на ловкость (сбивание кеглей, метание мячей, дротиков и т.п.). На всю игру участникам дается ограниченное количество попыток для выполнения упражнения.

Перед началом аукциона участник выбирает пять наиболее важных ценностей, за которые он собирается бороться. Этот выбор фиксируется в «плане аукциона». При этом после первоначального составления плана, участники могут внести в него необходимые изменения, после того, как ведущий объявит стартовую цену каждого «лота».

Ведущий ориентирует участников на необходимость максимального выполнения составленного «плана». Затем начинается процесс аукциона. Ведущий объявляет игровой «лот»: наименование и стоимость ценности. Право на «покупку» получает участник, назвавший наибольшую цену «лота». Участник, получивший право на покупку, выполняет упражнение. Он может при этом использовать любое количество имеющихся в его распоряжении попыток. При этом все набранные очки можно не использовать на приобретение данного «лота». В том случае, если игрок отказался от приобретения заявленной ценности или набранных им очков недостаточно, «лот» снова выставляется на продажу. Аукцион прекращается, когда все ценности были «проданы» или все игроки израсходовали отведенные им попытки.

Затем составляется список «достижений», в который входят все приобретенные участником ценности. При этом вместо «плановой» ценности, которую игрок не смог приобрести, в список вносится ее «противоположность», например, вместо ценности «Счастливая семейная жизнь» – «Неудачная семейная жизнь» и т.п.

На следующем этапе игры участники представляют свои списки «достижений», сопоставляя их с типичным жизненным путем представителя той или иной профессии. Формальным итогом игры может стать вручение «дипломов приверженца профессии».

В обсуждении важно обратить внимание участников на то, как менялось отношение к тем или иным ценностям по мере изменения их «цены», достижений игроков в процессе выполнения упражнения на ловкость. Ведущий также может проинформировать участников о результатах опроса, проведенного в начале игры. В ходе обсуждения ведущий может предложить каждому участнику назвать ту ценность, которую он считает основной, определяющей жизнь человека. Также может быть затронут вопрос о том, как конкретная профессия влияет на характер ценностных ориентаций.

Сложности проведения данной игры связаны с поддержанием динамики игрового действия, а именно переходов от выполнения упражнения на ловкость к аукциону, фиксацией достижений участников, а также с оформлением игровой «документации», поэтому желательно, чтобы ведущему помогал ассистент.


22.04.2008
Светлана
Какие ценности то? Есть список какой-нибудь?
03.06.2008
Тофана
Можно использовать стимульный материал методики Рокича
01.07.2008
Анна
Интересное упражнение. Жаль не нашла его здесь раньше, когда писала диплом. Было бы очень кстати.
08.02.2010
Людмила
обязательно использую в работе, тем более, что у нас проводится мониторинг ценностных ориентаций подростков, необходима дальнейшая работа
24.02.2010
Мари
можно использовать список ценностей из теста Шварца:
1. Равенство
2. Внутренняя гармония
3. Власть
4. Удовольствие
5. Свобода
6. Духовная жизнь
7. Чувство общности
8. Стабильность общества
9. Интересная жизнь
10. Смысл жизни
11. Вежливость
12. Богатство
13. Безопасность нации
14. Чувство собственного достоинства
15. Взаимность в отношениях с людьми
16. Творчество
17. Мир во всем мире
18. Уважение традиций
19. Зрелая любовь
20. Самоограничение
21. Равнодушие к мирским заботам
22. Безопасность семьи и близких людей
23. Общественное признание
24. Единение с природой
25. Новизна
26. Мудрость
27. Авторитет
28. Настоящая дружба
29. Мир красоты
30. Социальная справедливость

Материалы:

лист ватмана с написанными на нем ценностями;

маркер красного цвета.

Упражнение состоит из двух этапов: аукцион и обсуждение.

Правила аукциона:

1. У каждого участника есть 1000 условных единиц.

2. Начальная цена каждой ценности – 50 условных единиц.

3. Повышать цену можно на сумму условных единиц, кратную 20 (20, 40, 60 и т.д.). Нельзя повышать собственную названную цену.

4. Объединять условные единицы участникам нельзя.

5. Торги начинаются после оглашения ведущим какой-либо ценности.

6. Ценность считается купленной, если предложенную за нее цену ведущий назвал три раза под счет и произнес слово «Продано» (например: 300 – раз, 300 – два, 300 – три, продано!) или если за нее предложено 1000 условных единиц.

7. Рядом с ценностью ведущий записывает цену, за которую она продана, и имя ее покупателя.

Вопросы для обсуждения упражнения:

Почему именно эти ценности набрали наибольшее число единиц?

Все ли довольны тем, что купили? Хотелось ли купить что-то другое?

Если бы такой аукцион проходил в реальной жизни, изменился бы ваш выбор?

Какие проблемы человека и общества связаны с предложенными ценностями? Способна ли молодёжь решить эти проблемы, повлиять на их решение?

Список ценностей:

Финансовая независимость.

Возможность написать книгу, которая повлияла бы на поколения.

Мир во всем мире.

Здоровый ребенок.

Идеальная семья,

Дом вашей мечты.

Идеальное здоровье до 95 лет.

Головокружительная карьера.

Благополучие родителей.

Идеальная любовь.

Поселить всех бездомных.

Накормить всех голодных.

Стать президентом России.

Стать президентом США.

Слетать в космос.

Получить «Оскара».

Мир без наркотиков.

Бессмертие.

Идеальный друг.

Возможность путешествовать во времени.

Способность летать.

Изменить внешность.

Сменить пол.

Упражнение Джеффа

Цели: ребята учатся свободно высказываться, отвечать на вопросы, защищать свое мнение. Упражнение помогает лучше понять мир, свой коллектив. Ребята учатся уважать мнение других.



Упражнение проводится для большой по количеству аудитории в два этапа:

первый – ответы на вопросы;

второй – анализ происходящего.

Подготовка

Для ведения упражнения необходимы двое ведущих. Готовятся три плаката с надписями: «ДА», «МОЖЕТ БЫТЬ», «НЕТ». Крайние плакаты плакаты вывешиваются в двух концах зала, а средний – в центре. Ведущие располагаются в середине зала на возвышении, чтобы задаваемые вопросы были лучше слышны. После заданноговопроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы сказать,почему он выбрал именно этот ответ (встал именно под этот плакат). Желающий поднимает руку. Ведущий кидает ему мяч. Тот.у кого в руках мяч, имеет право на ответ.

Запрет: участники упражнения не имеют права на кого-либо нападать, критиковать, спорить. Они высказывают только свое мнение.

1. Хотел бы ты изменить свой возраст?

2. Считаете ли, что мужчина и женщина в нашей стране имеют равные права?

3. Верите ли в бога?

4. Верите ли в жизнь после смерти?

5. Хотел бы ты поменять свой пол?

6. Смог бы ты дружить и любить человека другой национальности (расы)?

7. Имеют ли твои родители национальные и расовые предрассудки?

8. Обманываете ли своих родителей?

9. Верите ли в любовь с первого взгляда?

10. Считаете ли допустимым секс до брака?

11. Считаете ли, что мужской пол – сильный пол?

12. Считаете ли, что ваша семья важнее ваших друзей?

13. Смогли бы вы прожить в одиночестве?

14. Интересуют ли вас политические события в стране?

15. Считаете ли вы, что цель оправдывает средства?

16. Для меня качество важнее, чем количество.

17. Можно ли все купить за деньги?

18. Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?

19. Как вы считаете, есть ли у вас комплексы?

20. Вы считаете, что в большинстве случаев правы вы

21. Согласны ли с пословицей: «Один в поле не воин»?

22. В России нужна смертная казнь.

23. Земля такая же голубая как апельсин.

24. Женщина вправе поступиться семьей ради карьеры.

25. Определяющую роль в организации играет ее руководитель.

26. Считаете ли вы, что общество теряет моральные устои?

27. Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?

28. Я верю в судьбу.

29. Лучше быть умным, чем богатым.

30. Студенческое самоуправление необходимо только студентам.

31. Я зайду в магазин голым за 1000000 рублей.

32. Я считаю допустимым до 20 лет жить за счет родителей.

33. Дружба между мужчиной и женщиной существует.

34. Цель оправдывает средства.

35. Администрация ВУЗа должна финансировать проекты Студенческого Совета

36. В Студенческом Совете должна работать команда профессионалов.

37. Профком студентов нужнее и полезнее, чем Студенческий совет.

38. Бумажная работа в Студенческом Совете отнимает много полезного времени.

39. Студенческий совет – это тусовка для своих. Широкому кругу студентов она не доступна.

40. Один в поле не войн.

41. Мужской пол – сильный пол.

42. Прожить всю жизнь с одним человеком, не изменяя ему не возможно.

43. Армия для дураков.

44. Чем больше друзей в контакте, тем меньше в реальной жизни.

45. Судьба человека зависит от имени.

46. Россия для русских.

47. Смертная казнь – это правильно.

48. Чупа-чупс – величайшее изобретение человечества.

49. За деньги можно купить все.

50. Русская культура – это не модно.

Какие бы воздействия не оказывала среда на ребёнка, какие бы требования она ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потребностей ребёнка, они не выступят действительными факторами его развития. Собственными же потребностями ребёнка они становятся лишь в том случае, если их выполнение обеспечивает ему сохранение не только объективно занимаемого положения, но и его внутренней позиции.

Л.И.Божович

Цели занятия:

  1. Исследовать уровень сформированности личностно-нравственного самоопределения обучающихся 8-9 класса.
  2. Определить уровень сформированности умения принимать коллективные решения, аргументируя свою точку зрения.
  3. Развитие умения находить компромиссы в условиях наличия конкурентных точек зрения.

Проведение диспута рассчитано на два занятия. Материалы могут быть использованы в работе классного руководителя для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, учителя, педагога-психолога, социального педагога. Разработанные методики представлены в описательном виде и дополнены исследовательскими материалами из опыта работы МОУ Андрейковской средней школы.

1. Знакомство или выявление проблем подростка.

Выявить основные проблемы современного подростка и определить противоречия развития личности школьников 8-9 классов поможет анкета. Цель анкеты: определить круг проблем подростков, очерченных откровенно и неформально.

Инструкция для учащихся.

Ты заметил, что в последнее время больше начинаешь задумываться о себе и своих проблемах. Это естественно: радости и огорчения есть у каждого человека. Они могут быть связаны с учёбой, друзьями, родителями, отдыхом и т.п. Расскажи немного о них, отвечая на вопросы нашей анкеты. Напиши, что действительно, тебя волнует.

  1. Что тебе доставляет радость в жизни?
  2. Какие у тебя обиды? Из-за чего тебе приходится часто переживать?
  3. Какие твои проблемы взрослым безразличны, а для тебя важны?
  4. Какую цель в жизни ты сейчас ставишь перед собой?

Анкетирование проводил педагог-психолог школы Орлов В.В. На вопросы анкеты отвечали 20 обучающихся 8 класса МОУ Андрейковской средней школы и 15 обучающихся 9 класса очно-заочной школы для способных детей села.

Подробный анализ позволил окунуться в мировосприятие подростков. Ответы на первый вопрос анкеты варьировались от сугубо конкретных (“мой мотоцикл”) до ценностно-обобщённых (“ценность моей жизни”). Чаще всего радость в жизни подростка доставляет общение с людьми, одноклассниками, друзьями и т.д. В ответах на второй вопрос наиболее частой причиной указывалось непонимание значимых для респондента людей. Что является дополнением к ответам на первый вопрос. На третий вопрос школьники не дали конкретных ответов, поскольку они считают, что в целом, окружающие их взрослые люди понимают их проблемы. С другой стороны можно предположить, что проблемы подростков по ряду причин мало известны их родителям. Ответы на четвёртый вопрос связаны с получением перспективной работы и образованием, следует отметить, что конкретно выбор ВУЗа или работы ребята не указывают.

Памятка учителю:

  • Помогайте сельскому школьнику приобретать жизненный опыт.
  • Развивайте жизнеспособность личности подростка, с тем, чтобы подросток мог переключаться со своей личности на окружающих.
  • Учите ставить цель и её достигать.
  • Помните, что подросток прислушается к вам только в том случае, если ваш интерес к его личности и судьбе будет неподдельным и искренним.
  • Помните, что оценка сверстников гораздо важнее для подростка, чем ваша.

2. Изучаем ценности.

Цель: определить тенденции в формировании ценностей подростков.

Осознание учащимися целей, дающих человеку смысл жизни, понимание разницы между материальными и нематериальными целями. Осознание подростками собственных целей и стремлений, что для них является самым важным в жизни, какие отношения для них приемлемы с другими людьми и природным миром.

Перед началом работы необходимо разделить школьников на группы.

Диспут предполагает наличие игры как формы подведения итога. В соответствии с правилами игры каждый школьник подходит к “Чёрному ящику” и достаёт фишку определённого цвета. Количество фишек соответствует количеству играющих. Количество цветов, которыми окрашены фишки соответствует выбранной классификации обсуждаемых ценностей, определяющих успех в жизни. После процедуры выбора фишек школьники делятся на группы, в соответствии с выбранным цветом. Учитель объясняет в самом общем объёме понятия “материальные ценности” и “нематериальные ценности”.

Инструкция для учащихся.

  1. Определите материальные и нематериальные ценности, поставив “М” или “Н”.
  2. Выделите для себя пять целей, которые вы хотели бы достичь в жизни.
  3. Обсудите своей группой, над какими стремлениями человек властен, над какими не властен.
  4. Докажите мнение вашей группы по поводу того, какие цели являются наиболее важными в жизни.

К чему стремятся люди в жизни.

  • Хорошее образование.
  • Хорошая работа и карьера.
  • Счастливая семья.
  • Слава.
  • Деньги, богатство.
  • Дружба.
  • Достижения в искусстве, музыке, спорте.
  • Наука как познание нового.
  • Хорошее здоровье.
  • Хорошая пища.
  • Красивая одежда, ювелирные украшения.
  • Власть и положение.
  • Хороший дом, квартира.
  • Счастье близких людей.
  • Благополучие государства.

Вопросы для обсуждения в группах:

  1. Каковы пять самых важных вещей в твоём списке?
  2. Думаешь ли ты, что будешь по настоящему счастлив, если этого добьёшься?
  3. Совпадает ли мнение группы по поводу важности некоторых твоих ценностей?
  • Поведение людей мотивируется поставленными целями.
  • Некоторые цели важнее других в силу ценности получаемого результата.
  • Цели и вознаграждения разнообразны: от конкретных до абстрактных.
  • Для достижения целей необходимо приложить усилия.
  • Иногда для достижения целей возникают противоречия.

3. Мой выбор.

Инструкция для учащихся.

Перед тобой список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей. Необходимо сравнить эти понятия попарно между собой. Из каждой пары (см. лист ответов) выбери ту, которая тебе кажется наиболее важной, более привлекательной для будущей взрослой жизни.

Список ценностей.

  1. Активная, деятельная жизнь.
  2. Здоровье.
  3. Интересная работа.
  4. Красота природы и искусства.
  5. Любовь.
  6. Материально обеспеченная жизнь.
  7. Наличие хороших и верных друзей.
  8. Уверенность в себе.
  9. Возможность расширения своего образования, кругозора, культуры
  10. Свобода поступков.
  11. Счастливая семейная жизнь.
  12. Творчество.

4. Итогова игра “Ключ к успеху”.

Цель игры: личностно-ценностное самоопределение учащихся; формирование навыков принятия коллективного решения, умения аргументировано высказать своё мнение; формирование умения принимать верное решение в рамках игровой модели аукциона.

В соответствии с цветом выбранных фишек, участники диспута распределены на группы. Цвет фишек соответствует определённой категории ценностей, обеспечивающих успешную человеческую деятельность. Согласно данной классификации таковыми ценностными категориями являются:

Профессия Здоровье Духовные ценности Материальные ценности
  1. Образование
  2. Работа и карьера.
  3. Достижения в науке.
  4. Возможность работы за границей.
  5. Уважение и восхищение окружающих
  1. Занятия физкультурой и спортом.
  2. Хорошее здоровье.
  3. Сохранение жизни и природы на земле.
  4. Отсутствие вредных зависимостей
  5. Уверенность в себе и самоуважение.
  1. Дружба.
  2. Счастье близких людей.
  3. Достижения в музыке, искусстве.
  4. Благополучие государства.
  5. Слава, известность.
  1. Деньги.
  2. Благополучная семья.
  3. Хороший дом.
  4. Хорошая пища и одежда.
  5. Власть и положение.

Перечисленные ценности в данной игре выполняют роль “акций”, которые можно вложить в достижение успеха в жизни. Таким образом, каждая группа учащихся условно получает акции одной ценностной категории. Каждый участник группы обладает одной определённой акцией в соответствии с номером фишки. Общее количество ценностей (акций) приведено в сводной таблице, которая вывешивается перед учащимися.

В самом начале игры участникам, разбитым на группы, предлагается придумать название для каждой группы, которые выступают в игре как “акционерные кампании”. Далее участникам предлагается в течение 10 минут подумать и решить для каждой группы какие акции из предложенных необходимо вложить в достижение успеха, а какие можно выставить на аукцион и обменять на акции других ценностных категорий. Пропорции обмена акций не регламентируются, т.е. на одну акцию в зависимости от её ценности в глазах участников игры можно получить одну или несколько акций других категорий. В принципе обменять можно любые акции, в том числе и те, которые были ранее вложены в достижение успеха, если группа – кампания считает это целесообразным. Если какая-либо группа смогла приобрести три или более акции одной ценностной категории (контрольный пакет), то она в праве произвести обмен любой оставшейся акции этой категории на любую свою, без учёта интересов противоположной стороны. Обмен акциями происходит в течение 15-20 минут. По истечении этого времени кампаниям предлагается подвести итог и обосновать перед общей аудиторией участников аукциона полученный набор (суммарный индекс) акций различных ценностных категорий, которые необходимы, по их мнению, человеку для достижения успеха в жизни. Кроме этого каждая группа - кампания имеет право дополнить сводный индекс свободной акцией, в которой участники самостоятельно записывают ценность, отсутствующую в ранее предлагаемом перечне, но с точки зрения членов группы необходимую для успеха.

Таким образом, итоговым результатом диспута будет аргументированная защита каждой группы участников своего набора жизненных ценностей, дискуссия о понимании школьниками что такое успех в жизни и возможные варианты его достижения.

Методические пояснения.

“Аукционно-рыночная” форма проведения игры естественным образом создаёт положительное мотивационное поле для её участников, расширяет круг актуальных понятий, используемых в ходе игры. Достоинством предложенной игровой модели является то, что перечень ценностей - акций можно изменять в зависимости от конкретных дидактических целей, стоящих перед учителем. Например, ценности можно конкретизировать по другим содержательным критериям (человеческие качества, необходимые для достижения успеха в жизни: умение общаться, креативность, наличие теоретического и практического интеллекта, организаторские способности, эмпатия и т.д).

Подведение итогов диспута.

Итоговым этапом диспута стало обсуждение каждого варианта ценностных выборов, представленных участниками. Каждая группа обосновывала жизнеспособность своего выбора ценностей, которые с точки зрения участников необходимы для достижения успеха в жизни. В результате дискуссии сделаны выводы, что понятие успеха не сводится только лишь к какой-то одной ценностной категории. Успех – это сочетание многих слагаемых и главным является стремление самого человека сделать успешным свою жизнь.

Результатом дискуссии стал выбор ценностей общих для всех участников. Совместное групповое решение выглядит следующим образом:

  1. Здоровье.
  2. Счастливая семья.
  3. Счастье близких людей.
  4. Работа и карьера.
  5. Образование.

Уместно привести вариант выбора ценностей, набравших меньший рейтинг среди участников:

  1. Деньги.
  2. Самоуважение.
  3. Уважение и восхищение окружающих.
  4. Дружба.
  5. Власть и положение в обществе.

Слабая репрезентативность материальных ценностей в приоритетном варианте объясняется тем, что главным образом материальные вопросы, возникающие перед школьниками, решаются их родителями. На данном этапе их жизни вопросы материального благосостояния не являются актуальными.

Использованная литература.

  1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2004. – 208 с.(Школа классных руководителей).
  2. Грецев А.Г. Тренинг общения для подростков. –СПб.:Питер,2005 – 160с.:ил.
  3. Газета “Школьный психолог”.-М.: Издательство “Первое сентября”, 2005. №4-7

В сем известно, что психологу труднее всего работать с младшими подростками. Причины этого различны, хотя вполне понятны. Во-первых, кризис отделения от семьи заставляет подростков несколько отстраняться от любых взрослых. В особенности это характерно для ребят из семей с гиперопекающими родителями, которые всеми силами стремятся сохранить над ними свой контроль. Во-вторых, половое созревание, эмоциональная неуравновешенность делают подростков громкими, подвижными. Им трудно сидеть спокойно на занятиях с психологом, которые, как правило, проходят после уроков. А если они проводятся не с одним подростком, а с группой? А если в соседнем кабинете помещается учительская, кабинет завуча или что-то похожее и шум расценивается педагогами как некомпетентность психолога?

Но в наиболее трудной ситуации оказываются начинающие психологи. Ведь ребята не знают, чего от них можно ждать, не торопятся начать доверять, воспринимают психолога как еще одного учителя, которого надо проверить.

В этой ситуации может помочь такая форма работы, которая:

Будет безопасна для ребят, то есть знакома по предыдущему опыту;

Увлекательна, то есть содержит элементы соревновательности;

Не назидательна, то есть не содержит прямых воспитательных наставлений.

Всем этим требованиям удовлетворяет игра, основанная на принципе детских игр - «ходилок».

Для игры заранее готовится игровое поле и тексты заданий. На игровом поле изображаются: (в левом нижнем углу - старт, в правом верхнем углу - финиш). А между ними извивающейся линией расположены вразброс «кружки». На 12 кружках изображен «вопрос», на 4 кружках надпись «свобода», на 8 кружках - «мнение», на 8 кружках - «засыпка», на 4 кружках - «остановка» и еще на 8 кружках «ситуация». А также есть еще 3 лесенки, по ним можно либо подняться на несколько кружков, либо спуститься назад на несколько ходов.

Тексты заданий можно несколько занятий повторять, а можно менять. В приложении приводятся тексты заданий, которые мы давали в 6-м классе.

В игру могут играть несколько человек. Максимальное количество - 15. Это обусловлено тем, что чем больше игроков в ней участвует, тем больше она занимает времени. При участии 10 человек игра растягивается на два урока. Перед игрой ведущий заготавливает нужное количество фишек, которыми будут пользоваться игроки. В начале игры фишки ставятся на старт, и задача участников, кидая по очереди кубик, дойти до финиша. Если участник попадает на кружочек с названием «свобода», то он может либо что-то нарисовать, либо станцевать, либо спеть, либо бросить еще раз кубик, либо сделать то, что он хочет. На то она и свобода.

Кидая кубик и передвигая фишки, участник выполняет «задания», отвечает на «вопрос-на-засыпку» и просто на «вопрос», высказывает свое «мнение» в ответ на написанное на карточке умозаключение, придумывает собственные действия в различных «ситуациях», на «остановке» размышляет на какую-то тему.

Игра рассчитана на подростков, но, придумав к ней новые вопросы и задания, ее можно модифицировать для различных задач и возрастов.

Эта игра ненавязчиво дает детям возможность рассказать о себе, причем, отвечая на вопросы, они имеют право сами регулировать степень личностно затрагиваемой информации, а также могут подумать о вещах, о которых раньше не задумывались.

Когда подростки составляют свое мнение по поводу некого утверждения, то они оценивают степень соответствия явления, о котором говорится в утверждении, с реальностью. Это заставляет их задуматься о каких-то жизненных законах, а также в игровой форме узнать о них, что позволит им в дальнейшем лучше ориентироваться в незнакомом взрослом пространстве.

В процессе игры между участниками создается более доверительная атмосфера, подростки учатся слушать друг друга, задумываться о своем прошлом, настоящем и будущем, о том, чего они хотят от жизни. Также, отвечая на вопросы, подростки делятся своим мнением, как лучше поступить в той или иной ситуации или как добиться различных коммуникативных целей. Например: «Как не обидеть человека»? В процессе игры они открывают для себя много нового не только в себе, но и в окружающих, в законах окружающего мира. Это обуславливается еще и тем, что познание происходит в легкой, приятной игровой форме, редко встречающейся на психологических занятиях. Получая удовольствие от психологических познаний, подросток и дальше не перестанет интересоваться ими, так как они будут вызывать положительные ассоциации и чувство удовольствия от психологических занятий и размышлений.

ТЕКСТЫ ЗАДАНИЙ

Задания и вопросы из каждого блока ведущий может предлагать игрокам устно. Однако использовать их гораздо удобней, если они будут записаны на отдельных карточках, располагающихся напротив соответствующего кружка.

Вариант 1

МНЕНИЕ
Что здесь имеется в виду?
Верно суждение или неверно?
Каково твое мнение по данному поводу?

1. Для того чтобы что-то или кого-то изменить, нужно самому для этого что-то предпринять (самому что-то сделать или измениться).

2. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, нужно придумать несколько мини-целей, которые помогут добиться конечной цели.

3. Легче живется человеку, который обижается редко и очень отходчив, так как обида - изматывающее, неприятное чувство. В жизни не так уж много действительно основательных поводов для обиды, большинство поводов - для мелких обид, так что не стоит обижаться подолгу.

4. Человек должен постоянно внутренне развиваться. Только тогда он будет поистине счастливым.

5. Смерть встречается не только в конце жизни. Бывает еще символическая смерть, которая во благо. Она нужна для того, чтобы в человеке освободилось место для чего-то нового. Ведь чтобы вырос новый росток, что-то должно умереть, отмереть, для того чтобы удобрить почву, - что-то, что уже не нужно человеку.

6. Взрослость - не только способность себя обеспечивать, но и ответственность как за свои поступки, так и за свою жизнь.

7. Часто люди боятся менять что-то в своей жизни, опасаясь потерять то, что они уже имеют, даже если изменения сулят удачу, успех и приобретения.

8. Если человек соврет один раз, то на него уже будут смотреть с опаской. Если человек соврет во второй и третий раз, то к нему будут относиться с недоверием. Если это будет повторяться еще, то не будет ему веры. То же самое происходит и с другими поступками человека.

«ЗАСЫПКА»

Ответь на «вопрос-на-засыпку»

1. Как не обидеть человека?

2. Как обратить на себя внимание человека?

3. Как утешить человека?

4. Как завоевать доверие человека?

5. Как найти контакт с человеком?

6. Как обрадовать человека?

7. Как подобрать человеку такой подарок, чтобы он ему понравился?

8. Как узнать, что человек чувствует или думает?

ЗАДАНИЕ

1. Покажи,

какой ты, когда тебя никто не видит;

какой ты в окружении близких;

какой ты, когда тебя видят посторонние;

какой ты, когда тебя видят все?

2.

Каким бы ты хотел быть в будущем?

3. Нарисуй свое прошлое.

4. Нарисуй свое настоящее.

5. Нарисуй свое будущее.

6. Расскажи о какой-то своей проделке, шалости.

7. Покажи, изобрази телом, жестами, мимикой каждому или почти каждому, что ты о нем думаешь?

8. Подумай, на кого из твоего класса ты меньше всего похож, и расскажи, чем вы похожи.

ВОПРОС

1. Каким бы ты хотел быть в своем прошлом?

2. Что для тебя важно в жизни?

3. Твое самое раннее воспоминание?

4. Каким бы ты хотел видеть свое будущее?

5. Хотел бы ты изменить свое прошлое и как?

6. Есть ли у тебя какие-нибудь принципы в жизни? Какие?

7. Как ты думаешь, что тебе надо сделать, чтобы осуществить свои мечты о будущем?

8. Как ты думаешь, изменилось ли в тебе что-нибудь за последние два года? (Взросление, характер, поведение.)

9. Расскажи, о чем ты мечтаешь?

10. Расскажи о пяти своих достоинствах.

11. Что тебе нравится в людях, а что нет?

12. Что бы ты хотел изменить в других? И что бы ты мог сделать для этого?

ОСТАНОВКА

Нужно остановиться и про себя подумать, а возможно, и сказать!

1. Подумай про себя, кого ты за последнюю неделю незаслуженно обидел?

2. Кому бы тебе хотелось сделать приятное и почему?

3. Каким ты можешь быть, чтобы людям вокруг тебя было приятно и комфортно?

4. Что в тебе есть хорошего, что ты редко используешь?

СИТУАЦИЯ

Как бы ты себя повел в данной ситуации, что бы почувствовал, что бы сказал?

1. Твой друг (подруга) тебе говорит, что твоя девушка (парень) предложила (предложил) пойти на дискотеку, так как ты не захотел(а) идти…

2. Классный руководитель уговорил тебя выступить на школьном концерте. Ты выходишь на сцену и…

3. Вы со своим другом (подругой) сильно поссорились. Ты на него (нее) сердишься, но тем не менее скучаешь по общению с ним (ней)…

4. Ты хочешь пойти на вечеринку к друзьям, но ты там почти никого не знаешь….

5. Ты нечаянно разбил(а) горшок с цветком в классе….

6. Подходит к тебе на улице парень (девушка) и говорит, что хочет с тобой познакомиться….

7. Все лето ты провел(а) не в Москве и не виделся со своими друзьями. Вы созваниваетесь, договариваетесь погулять, встречаетесь, общаетесь. Вдруг кто-то предлагает закурить, и тут выясняется, что за лето все ребята из твоей компании начали курить…

8. Ты не сделал(а) домашнее задание и не подготовился(лась) к урокам. А тебя как назло вызвали к доске…

Вариант 2

ЗАДАНИЕ

1. Если бы ты вел дневник, то что бы ты написал за прошлую неделю?

2. Изобрази телом, жестами, мимикой, чего ты ждешь от окружающих?

3. Нарисуй свой охранный амулет силы и расскажи о нем.

4. Расскажи чуть-чуть о каждом из присутствующих, что тебе в них нравится.

5. Изобрази телом, жестами, мимикой:

как ты умеешь любить своих близких,

как ты умеешь любить своих друзей;

как ты умеешь любить посторонних

тебе людей.

6. Нарисуй маску, которую ты чаще всего «надеваешь» при общении с людьми

7. Изобрази телом, жестами, мимикой:

как ты даешь понять человеку, что он тебе не нравится;

как ты даешь понять человеку, что ты ему не веришь;

как ты даешь понять человеку, что ты на него обиделся;

как ты даешь понять человеку, что у тебя плохое настроение.

8. Сделай без слов (жестами) всем или почти всем по подарку.

ВОПРОС

1. Что является смыслом твоей жизни?

2. Нужно ли тебе в жизни понимание себя и других? Почему?

3. Были ли у тебя такие случаи в жизни, когда тебя бы не поняли? Какие?

4. Были ли у тебя такие случаи в жизни, когда ты сделал кому-нибудь добро и тебе это вернулось? Какие?

5. Какова цель твоей жизни?

6. Какой у тебя образ идеального друга?

7. Какой у тебя образ идеального молодого человека (девушки)?

8. Зачем ты живешь?

9. Какой у тебя образ идеального родителя?

10. Какие усилия ты готов(а) затрачивать для достижения своих целей?

11. Как ты оцениваешь свою настоящую жизнь?

12. Насколько легко тебе дается спрогнозировать свою жизнь? Приведи пример.

СИТУАЦИЯ

1. Человек тебе что-то говорит, но ты заведомо знаешь, что человек лжет. Как ты поступишь в данной ситуации?

2. Ты сделал что-то такое, за что самому стыдно. Как ты поступишь в данной ситуации?

3. Ты в новой компании, и тебе дают понять, что ты новенький и отношение к тебе соответствующее. Как ты поступишь в данной ситуации?

4. У тебя есть молодой человек (девушка), но недавно ты где-то познакомился с другим молодым человеком (девушкой), который тебе очень понравился. Тебе сказали друзья, что ты ему(ей) тоже очень понравилась(ся). Как ты поступишь в данной ситуации?

5. Твоему другу назначили встречу («забили стрелку»). Ты знаешь, что вы будете в меньшинстве, а позвать на помощь, кроме вашего одного друга, вам некого. Как ты поступишь в данной ситуации?

6. Ты хочешь что-то скрыть от родителей или боишься в чем-то признаться. Как ты поступишь в данной ситуации?

7. Родители считают, что на улице поздно гулять опасно, а тем более - ходить по злачным местам. А ты как раз хотел пойти туда с друзьями. Как ты поступишь в данной ситуации?

8. Ты считаешь, что твои родители в чем-то не правы или делают что-то не так. Как ты поступишь в данной ситуации?

«ЗАСЫПКА»

1. Что нужно делать, чтобы к тебе хорошо относились окружающие?

2. Как понравиться человеку?

3. Что нужно делать, чтобы родители поняли, что ты уже самостоятельный?

4. Как себя вести на первом свидании?

5. Что нужно делать, для того чтобы добиться успеха в жизни?

6. Как выстроить хорошие отношения с родителями?

7. Как выстроить хорошие отношения со своим парнем / своей девушкой?

8. Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей? (Если не нужно много друзей, то вариант 2: как сделать так, чтобы у тебя были верные и преданные друзья?)

ОСТАНОВКА

1. Есть ли у тебя в жизни события, которые бы повторялись несколько раз?

2. Подумай и назови пять своих достоинств и пять своих недостатков?

3. Подумай, что тебе нужно для счастья и как этого добиться?

4. Подумай, для чего ты живешь?

МНЕНИЕ

1. Нам нравится общаться с теми людьми, которые нас понимают. Чтобы понять человека (причины его поступков и слов, его дальнейшие действия), нужно представить себя на его месте.

2. Если человек злой и делает кому-то плохо, то это значит, что он глубоко несчастный человек. Иначе бы он не делал другим зло. «Я презираю себя, наверное, поэтому я презираю других» (М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени).

3. Для того чтобы любить других, понимать других, нужно вначале понять и полюбить себя.

4. Женщина - это хранительница очага, помощник, шея и глаза мужа. Она должна быть любящей, ласковой, мудрой, понимающей, хитрой и внутренне сильной. Она ответственна за то, чтобы дома всем было хорошо, безопасно и тепло, чтобы ее семье хотелось возвращаться домой, чтобы дом был крепостью ее семьи.

5. Мужчина - защитник, глава дома. Он должен быть сильным как внутри, так и снаружи, прагматичным, умным, заботливым, добрым, надежным, уметь принимать важные решения. Он ответственен за то, чтобы с его семей ничего плохого не случилось, чтобы все были выслушаны, поняты и обласканы.

6. Если ты хочешь, чтобы тебя уважали другие и прислушивались к твоим словам, нужно в первую очередь самому уважать себя, а во вторую - уважать других и слушать, что они говорят.

7. Если человек делает кому-нибудь зло, то рано или поздно, так или иначе оно к нему вернется. И уже ему самому будет так же плохо, как тому человеку, которому он сделал что-то плохое, или даже хуже!

8. Человек должен принимать на себя ответственность за себя. Он должен знать, что удачи или неудачи, успех или неуспех в большинстве случаев зависят только от него!