Дидактические игры для детей: развитие речи, сенсорики, физического развития. Картотека с целями своими руками. Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для малышей 2 3 лет

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Подготовила воспитатель 1младшей группы № 4

Хабибуллина Альфия Ринатовна

Дети в возрасте 2-3лет становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: "Я сам!". Для этого нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям, создавая игры, которые могут привлечь ребенка своей яркостью, содержанием.

Недаром профессор Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Для выполнения поставленных задач я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, изготовила дидактические игры по восприятию цвета. Закреплять представления детей о 4-х основных цветах и развивать мелкую моторику пальцев.

«Посади бабочку»

Цель: Закреплять представления детей о четырех цветах. Учить выделять цвета, развивать мелкую моторику пальцев.

Ход занятия:

Воспитатель раскладывает большие цветы на фланелеграфе и показывает бабочек.

Воспитатель: «Бабочки хотят найти «свои» цветы – сесть на такой же цветок, чтобы их не было видно (такого же цвета) и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться».

Воспитатель кладёт бабочек на цветочки такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают (такой же), бабочку «не видно» - она спряталась.

Воспитатель: «Бабочка синего цвета полетела искать «свой» цветок. Вот она села на цветок такого же синего цвета, её «не видно» - она спряталась. Полетела бабочка жёлтого цвета искать «свой» цветок, села на цветок красного цвета. Не такой цветок, не спряталась бабочка, все её видят. Полетела бабочка дальше и села на цветок такого же красного цвета и спряталась, никто её не видит и т. д. Все бабочки спрятались их не видно».

Воспитатель: «Теперь ребята помогите каждой вашей бабочке найти свой цветок».

Воспитатель раздаёт маленьких бабочек и цветочки и просит детей наложить бабочек на цветки такого же цвета, комментируя при этом свои действия словами «такой», «не такой».

Дети выполняют задание, а воспитатель контролирует их и помогает тем, кто затрудняется в работе.

Воспитатель: «Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок. Они сели на такие же цветки, спрятались, их не видно. Молодцы, ребята, помогли всем бабочкам найти «свой» цветок. А теперь посадите бабочек так, чтобы каждая была хорошо видна, т. е. на цветок другого цвета. Например, зелёная бабочка села на жёлтый цветок (не такой), теперь её хорошо видно».

Дети пробуют разные варианты размещения бабочек на цветах, продолжая при этом комментировать свои действия.

Воспитатель помогает детям, затрудняющимся в работе, задаёт вопросы, для активизации речи детей.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, помогли бабочкам! Теперь все видят, какие бабочки красивые, разноцветные. Пусть наши бабочки отдохнут, а мы с вами поиграем. Превратимся в красивых бабочек. Пройдёмте на коврик и повторяйте все движения за мной».

Игра «Бабочки»

Спал цветок и вдруг проснулся, Плавно поднять руки вверх.

Больше спать не захотел. Повернуть голову вправо-влево.

Шевельнулся, потянулся, Руки на пояс, встать на носочки.

Взвился вверх и полетел. Маховые движения руками, бег на носочках.

«Определи на ощупь»

Цель: формировать умение определять на ощупь различный материал.

Ход занятия: Ребенку предлагается на ощупь определить и назвать качества поверхности карточек: гладкая, шершавая, колючая, мягкая, пушистая.

«Найди варежку такова же цвета»

Цель: Учит подбирать цвета по принципу такой не такой, подбирать пары одинаковых по цвету предметов. Развитие внимание.

Ход занятия: Воспитатель показывает варежку, а ребенок должен найти на столе такую же варежку. и так воспитатель показывает все варежки по очереди и ребенок находит все такие же варежки. В нашей группе я часто провожу эту игру. И дети с удовольствием играют по очереди в эту игру. С помощью этой игры я обратила внимание, что дети быстрее стали различать и называть цвета. В самостоятельной деятельности дети сами проводят эту игру с младшими детьми.

«Разложи палочки по баночкам»

Цель: Учить различать цвета по принципу, такой не такой; сортировать предметы по цвету.

Ход занятия : высыпьте перед ребенком палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давай разложим палочки на две баночки: сюда такие, а сюда все такие. Продолжай».

Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справилась. Сюда положила все красные палочки, а сюда все желтые».

«Разноцветный зонтик»

Цель: Упражнять названии четырех цветов, круг, развивать мелкую моторику, координацию рук..Воспитывать внимание.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми рассматривают зонтик. Воспитатель читает стихотворение:

На картинку посмотри

И котёнку помоги:

Зонтик надо починить,

Чтобы ушки не мочить.

Затем воспитатель объясняет, как можно починить зонтик. «Заплатки» нужно правильно подобрать по цвету и форме - ведь зонтик разноцветный и дырки на нём круглой формы. Воспитатель предлагает рассмотреть первый сектор зонтика и рассказать, какого он цвета, какую форму имеет дырка, а значит какой должна быть заплатка.

Затем воспитатель предлагает самостоятельно выбрать остальные заплатки.

« Собери и наряди елочку »

Цель: Учить из 4-х частей составлять целую картинку. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Ход занятия:

В гости к детям приходит Карлсон и приносит с собой корзинку с дидактической игрой «Собери и наряди елочку».

Ребята, к нам в гости прилетел Карлсон. Он такой грустный и печальный и просит вашей помощи. Он такой рассеянный, что перепутал все картинку (показываю картинку). Вот он и просит вашей помощи, чтобы мы с вами из этих маленьких картинок сложили большую картинку с елочку. Ребята, поможем Карлсону в беде? Ведь скоро праздник Новый год.

Мелана поможет Карлсону сложить картинку – вот тебе картинка большая и надо же такую сложить из маленьких картинок В процессе работы слежу вместе с Карлсоном, как Мелана выполняет задание, предлагаю чаще смотреть на образец.

«Разноцветные прицепки»

Цель: развитие мелкой моторики рук; снятие эмоционально – психологического напряжения, умение находить и сопоставлять цвета с предметами, развитие логического мышления.

Ход занятия : высыпьте перед ребенком прицепки и предложите разделить их на четыре кучки. Покажите, как следует раскладывать прицепки, комментируя свои действия: «Давай разложим прицепки на четыре разноцветные баночки: сюда такие, а сюда все такие. Продолжай».

Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет прицепок: «Молодец, ты отлично справилась. Сюда положила все красные прицепки, а сюда все желтые».

Копилка «Разложи фигуры по местам»

Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения, формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета.

Ход заня т ия : На столе, перед ребенком разложены геометрические фигуры из цветного картона и баночки копилки из четырех цвета. Воспитатель просит ребенка разложить геометрические фигуры по цвету и форме. Ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту фигуру, а не другую.

« Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »

Цель : Учить детей узнавать и называть основные цвета. Учить детей различать ленточки по цвету и ширине. Развить речь детей. Развивать мелкую моторику рук.

Ход занятия :

Воспитатель показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »

Валентина Власова

Дидактические игры своими руками для детей 2-3 лет

Собери букет в вазу

Цель : развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста .

Задачи :

Детское лото

Цель : Упражнять в раскладывании крыжек по ячейкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Задачи :

Учить находить и правильно называть основные цвета

Развивать речевую активность, внимание, мелкую моторику рук воспитывать усидчивость, целеустремленность, доброжелательное отношение к сверстникам.



Разноцветные прищепки

Цель : Учить детей правильно брать и открывать прищепку. Закреплять знания цветов.

Задачи :Развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, воображение. Воспитывать интерес, усидчивость, терпение.



Занимательные ведёрки

Цель : Упражнять детей в раскладывании палочек в отверстия, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, развитие речи.



Игра- разложи по цвету

Цель :Упражнять в раскладывании палочек соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Задачи :

Учить находить и правильно называть основные цвета.

Развивать речевую активность, внимание, мелкую моторику пальцев рук.


Игра-шнуровка

Цель :Развитие мелкой моторики,усидчивости,развитие речи.


Игра-каждому домику своя крыша

Цель :Развитие сенсорных способностей,закрепление цвета,геометрических фигур (квадрат,треугольник,величины большой- маленький.


Публикации по теме:

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах.

Дидактические игры играют большую роль в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Играя в дидактические игры, дети познают окружающий.

Сенсорное воспитание - целенаправленное совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятии, представлений о внешних свойствах предметов:.

Альтернативный вариант дорогостоящим дидактическим играм - игры, сделанные своими руками. Каждый раз перебирая старые кубики, рука не поднимается.

1. Игра "Домашние и дикие животные". На картон наклеены 2 картинки: лес и деревня, Проделаны дырочки и вставлены винтовые горлышки.

Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошими помощниками.

Игра "Спрячь зайку" Существует множество разновидностей игры "Спрячь зайку". Её делают из цветной бумаги, из дерева, шьют из материала.

Ирина Игошина

Игра является эффективным средством воспитания и обучения малышей.

В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка.

За полтора года работы в этом детском саду мною были изготовлены дидактические игры для раннего возраста от 2-3 лет.

Игры с цветом:

1) Цветные фишки



Цель: Формирование у детей цветового восприятия. Развитие внимания детей на цветовые свойства предметов.

Игры сортировки:

1) Дикие и домашние животные

2) Фрукты и овощи



Цель: Развитие у детей представлений об окружающем мире. Развитие у детей памяти, внимание, мышления.

Игры с прищепками :

1) Солнышко



Цель: Развитие у детей моторики рук, пальцев. Формирование у детей пространственных представлений, воображения.

Игры с пуговицами:

2) Поросенок

3) Цветочная поляна




Цель: Развитие у детей мелкой моторики. Развитие у детей знаний об окружающем мире.

Игры на определение величины:

1) Насекомое

2) Большой, средний, маленький




Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений.

Собери картинку:

1) Сказочные герои

2) Овощи фрукты

Цель: Упражнение детей в составлении целого предмета из его частей. Развитие у детей зрительного восприятия. Воспитание усидчивости, внимания.

Найди игрушку:

1) Пингвины

Цель: Развитие у детей сенсорных навыков, пространственных представлений. Развитие моторики рук, пальцев.

Игра на развитие слуха:

1) Шумелки

Цель: Развитие у детей способности воспринимать и различать все нюансы звучания.

Игры на развитие дыхания:

1) Мини-футбол

2) Листики

Цель: Формирование у детей речевого дыхания - увеличение объема дыхания. Активизация работы мышц губ. Развитие у детей пространственных представлений. Развитие внимания.

Картотека пальчиковых игр.

Картотека артикуляционной дыхательной гимнастики.

Большую помощь в подготовки дидактических игр, атрибутов и пособий оказали родители воспитанников.

Публикации по теме:

Авторы Байгулова Светлана и Шапанова Наталья Дидактическая игра «К зайке – на чай» Ход игры: В гости к детям пришли зайчики. Обратить внимание.

Авторы Светлана Байгулова и Наталья Шапанова Дидактическая игра «Робин-бобин-барабек» Ход игры: Дети рассматривают Робина-бобина-барабека,.

Игра "Собери пирамидку". Цель: Учить детей собирать предмет по образцу. Задачи: 1. Упражнять детей в составление пирамидки по образцу из.

Я сделала для детей своей младшей группы дидактические игры. 1 игра: " Поймай рыбку". Задача этой игры заключается в том, что мы учим.

Дидактическая игра «Собери из частей» Цель: формировать представление о насекомых; упражнять складывать целое изображение из нескольких.

Подойдут для воспитателей детских садов. Музыкально - дидактическая игра для детей 3 - 5 лет. "Назови музыкальный инструмент" Цель игры:.

Дидактические игры являются одним из важных компонентов в развитии детей дошкольного возраста. Дети очень любят играть, а если еще игра.

Узнайте животного по описанию .

Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление.

Материал: предметные картинки с домашними животными.

Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет.

Воспитатель. Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости.

Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

Кто что ест.

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.

Кто как кричит.

Материал: набор игрушек «Домашние животные».

Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

Животные и их малыши.

Цель: учить детей находить малышей домашних животных и называть их; развивать память, речь, внимание.

Материал: серия картинок «Домашние животные с малышами».

Воспитатель предлагает детям помочь домашним животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами.

Один ребенок берет животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детеныша.

Кто где стоит.

Материал: картинки с изображением домашних животных, дом.

Воспитатель показывает картинки с изображением животных и их детенышей и предлагает детям назвать их (собака и щенок, кошка и котенок, корова и теленок т.п.). Картинки выставляются на подставку, в том же порядке, в котором показываются. После этого, показывая, например, на кошку, воспитатель спрашивает: «Кто стоит рядом с ней?» Дети отвечают.

Дикие и домашние животные.

Цель: учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе.

Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; дом.

Воспитатель предлагает детям взять игрушку, назвать ее и «поселить» ее там, где она живет. Если это дикое животное, то ребенок ставит игрушку возле елок, а если домашняя - возле дома.

Кто пришел?

Цель: учить детей правильно называть животных и их детенышей; узнавать животных по голосу и воспроизводить их звуки; воспитывать бережное отношение к ним.

Материал: веревка и звонок.

Дети сидят на стульчиках. На некотором расстоянии от них протянуты веревки, к которому подвешен колокольчик на высоте роста детей. Воспитатель подзывает к себе двух-трех детей и договаривается: кто из них кем будет.

К веревке подбегает первый ребенок, подпрыгивает и трижды звонит.

Дети. Кто пришел?

Ребенок. Гав-гав-гав!

Дети отгадывают, что пришла собака. Ребенок, изображающий собаку, садится на место. К звонку подбегает другой ребенок - игра продолжается.

Игра «Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Игра «Позови свою маму»

Цель:

Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля (цыпленок). Кто у цыпленка мама (курица). Позови, цыпленок, свою маму (Пи-пи-пи). Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

Игра «Отзовись»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: Воспитатель: Это кошка (показ картинки). Она как мяукает? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это собака (показ картинки). Как она гавкает? А ее детеныш - Щенок как он кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов). Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать - ответить им - и побежать - поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного. Ребенок, у которого изображен детеныш, произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

Кто что ест.

Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них. Ход игры

Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания.
Дидактический материал : Карточки с изображением животных 24 штуки (берём из лото) и два игровых поля с изображением леса и деревни.

Ход игры: Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес.

Дидактическая игра «Отгадайте, что за животное »

Цель: Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию.

Дидактический материал: Карточки с изображением животных.

Ход игры : Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.

Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал: Карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, какое животное он собрал.
Например: Собака - домашнее животное.
Медведь - дикое животное.

Кто где стоит.

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве; понимать понятие «влево», «вправо», «у», «перед», «за», «наверху»; развивать мышление, память.

Материал: картинки с изображением домашних животных, дом. Ход игры Воспитатель показывает картинки с изображением животных и их детенышей и предлагает детям назвать их (собака и щенок, кошка и котенок, корова и теленок т.п.). Картинки выставляются на подставку, в том же порядке, в котором показываются. После этого, показывая, например, на кошку, воспитатель спрашивает: «Кто стоит рядом с ней?» Дети отвечают.

Игра продолжается, пока дети не назовут всех животных и их детенышей.

Дидактическая игра «Пятый лишний»

Цель: Развитие умений классифицировать животных по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 5 животных, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятое к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое животное лишнее. Оставшихся, животных назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее животное по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Карточки для игры:
1.Кошка, лиса, белка, волк, медведь. Лишняя кошка потому, что это домашнее животное, а остальные - дикие животные.

2.Олень, тигр, собака, лиса, лев. Лишняя собака потому, что это домашнее животное, а остальные - дикие животные.

3.Свинья, овца, собака, лиса, кошка. Лишняя лиса потому, что это дикое животное, а остальные - домашние животные.

4.Лошадь, зебра, корова, ослик, коза. Лишняя зебра потому, что это дикое животное, а остальные - домашние животные.

Дидактическая игра «Чей хвост»
Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.
Дидактический материал: Карточки с изображением различных животных, а также их хвостов.
Ход игры : Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т.д.).

Дидактическая игра «Чей малыш»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей.

Дидактический материал : Карточки с изображением детёнышей животных 12 штук и два игровых поля с изображением диких и домашних животных.

Ход игры: Ребятам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. Также при игре можно закрепить понятие у малышей большой и маленький, домашние и дикие животные. В игре могут участвовать от одного до четырех человек.

Дидактические игры по теме «Дикие животные"Игра «Назови по порядку»
Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

На картинки посмотри
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.

(6-7 предметных картинок по теме).

Игра «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).

Игра «Назови семью»

Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).

Игра «Кто где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.

Игра «Кто что любит?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

Игра «Подбери словечко»

Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.

Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).

Игра «Узнай зверя по описанию»

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка - белочка
Лиса - лисичка

Игра «Один - много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка - белки - много белок
Медведь - медведи - много медведей

Игра «Посчитай!»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их - всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь - два медведя - пять медведей
Один еж - два ежа - пять ежей
Одна белка - две белки - пять белок

Дидактическая игра «Чей хвост? »
Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.

Ход игры:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя… Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.
И т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.

Игра «Измени слова по образцу»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы - … (лисий нос).
Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза).
Нора лисы - … (лисья нора).

Игра «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось - большой, а заяц - … (маленький).
Волк - сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

«Найди детеныша для мамы»

ХОД. Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».

Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки.

Аналогично дети выполняют и три других задания - на выбор нужной картинки.

«Во дворе»

Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур,

Пугаю кур!

Ам-ам! Кто - там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Молока кому?

(А. Барто)

Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.

«Гав-Гав»

Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.

Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.

«Гав! Гав!» - на заре,

«Гав! Гав!» - на дворе.

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился: «Ты чего

Спать мешаешь? И-го-го!»

И сказал теленок: «Му!»

Спать мешает он ему.

И сказал теленок: «Пи!

Ты, щенок, еще поспи!»

А козленок: «Ме!» да «Ме!»,

«Подремать не дали мне».

А щенок все «Гав!» да «Гав!»,

У него веселый нрав!

И веселый этот нрав

Называется «Гав - гав!»

(по Т. Волгиной)

Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.

«Чьи детки?»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о животных и их детёнышей.

Игровое действие. Подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.

Оборудование. Картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы. Ребёнок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает детям, подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.

« Да или нет»

Дидактическая задача

Закрепить знания о частях тела котенка и какие звуки он издает.

Оборудование. Игрушечный котенок.

Ход игры. Воспитатель просит показать, где у котёнка нос, глаза, хвост и т.д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает детям отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы: Есть у котенка нос?,

Есть у котенка уши?, Есть у котенка рога? и т.

Усовершенствование сенсорных систем и психических функций малыша следует начинать с самого раннего возраста. В этом родителям и воспитателям на помощь приходят дидактические игры на развитие мелкой моторики, зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, логического мышления и творческих навыков.

Из опыта работы дошкольных педагогов во многих странах мира следует, что эффективность дидактических игр очень высока. Они помогают ребенку освоить базовые представления об окружающем мире, стимулируют формирование интеллекта.

Посредством пальчиковых игр у младших дошкольников улучшается мелкая моторика, стимулируются зоны головного мозга, где формируется речевой навык. Логопедические пальчиковые игры позволяют детям научиться правильно и четко говорить.

  • «Комары летают»

Дарики-шарики,

(Малыши хлопают в ладони)

Летели комарики: «Зу-зу-зу!»

(Детки складывают пальцы на ладошках в щепотку и показывают, как летит комар)

Летали, вились

Звенели, кружились,

(Вращение кистями в лучезапястных суставах, движениями руками во все стороны)

Раз! В твоё ушко (щечку, ножку)

Уцепились! «З-з-з-з!»

(Легонький щипок за ухо, щеку, ногу или руку).

Используется наглядный материал – цветная иллюстрация, где изображен большой комар.

  • «Сапожник за работой»

Эй, сапожник, помоги!

Совсем стерлись сапоги.

Ты забей получше гвозди –

Ведь идем вечером в гости!

(Во время прочтения детки одной рукой показывают движения молотка, а другой – гвозди, и имитируют работу сапожника).

Это познавательная дидактическая игра, профессии сапожника и других мастеров дети осваивают в веселой игровой форме.

  • «У бабушки Уляны…»

У бабушки Уляны

10 дочерей, 10 сыновей.

(Дети по одному загибают пальцы на правой и левой руке)

(Малыши растопыривают пальцы на двух ладонях)

Все с во-о-о-о-т такими глазами,

(Малыши показывают на глаза, сжимают пальцы щепоткой и распрямляют)

Все с во-о-о-о-т такими ушами,

(Взмахи кистями рук рядом с каждым ухом с двух сторон головы)

Не танцевали, не пели,

(Показывают 2 и 3 пальцами обоих рук ходьбу по столу, покачивают головой)

(Прикладывают 2 палец правой руки к губам)

Все на бабушку глядели.

(Касаются 2 пальцами обоих рук внутренних уголков глаз).

Игры на развитие слухового восприятия

Рассмотрим дидактические игры и упражнения, которые учат распознавать звук, улучшают внимание и память у детей 2-4 лет.

  • Подвижно-развивающее упражнение «Внимание!»;

Малыш выполняет команды педагога, какие начинаются со слова «Внимание!» Например: «Внимание! Иди налево!», «Внимание! Возьми игрушку!» и т.д.

  • «Плотник работает»

Ребенок стучит игрушечным молотком по столу громко, если нужно забить большой гвоздь и тихо, если гвоздик крошечный. Взрослый в произвольном порядке говорит: «Большой, маленький…» Малыш учится различать громкий и тихий звук.

  • «Кто как говорит?»

Одному из деток завязывают глаза. Группа детей по очереди воспроизводит голосом тот или иной звук, что издают домашние животные. Задача игрока – сказать, кто из четвероногих так общается.

  • «Звукоугайдайка»

Ребенок поворачивается спиной к взрослому. Педагог стучит карандашом по разным поверхностям (стекло, метал, дерево, пластик) и просит услышавшего звук малыша угадать, какого предмета коснулись.

  • «Откуда звук?»

Игра помогает развивать слуховую ориентацию в пространстве. Кроха стоит посередине комнаты, закрыв глаза. Педагог перемещается по комнате и в разных местах звонит в колокольчик. Малыш должен указать рукой, с какой стороны он услышал звук.

Рассмотрим дидактические игры по развитию речи, которые тесно связаны с аналогичными упражнениями для слухового восприятия.

  • Дидактическая игра «Какой, какая, какое»

На столе лежат мелкие разноцветные игрушки. Задача ребенка – рассортировать предметы двумя способами: сначала по цвету, а потом в зависимости от грамматического рода слова, отвечая на вопрос взрослого. Например, «Колесо от машинки какое? Зеленое», – в первую группу, «Кораблик какой? Синий», – во вторую группу, «Юла какая? Красная», – в третью группу.

Организация игр для развития речи часто не требует специального оборудования, она основывается на тесном взаимодействии педагога и детского коллектива. В это время изучаются новые лексические темы, дети осваивают грамматические категории речи. Особенности дидактических игр этого класса состоят в их универсальности, так как такие игры можно проводить в любой обстановке.

Упражнения на закрепление цвета

Настольные дидактические игры на знание четырех базовых цветов (красный, синий, желтый, зеленый) помогают улучшить цветовосприятие. Возраст детей – от 2 до 4 лет. Дидактические игры и упражнения этой группы дают малышам простейшие знания по геометрии и цветовому анализу.

  • Дидактическая игра «Домики-1»

Ребенок совмещает изучение основных цветов и простейших геометрических фигур. Есть разноцветные прямоугольники – стены домов, и треугольники – крыши. Задачи малышей – подобрать каждому дому крышу нужного цвета.

  • Дидактическая игра «Домики-2»

После выполнения первого задания, педагог выдает деткам перемешанные палочки разных цветов. Ребенку нужно рассортировать их и построить вокруг домиков заборчики того же цвета, какого у них стены и крыша. После этого дети раскладывают по тому же принципу картинки, где изображены домашние животные различных оттенков.

  • «Разноцветное домино»

Характеристика этого упражнения следующая. Используют деревянные фишки-прямоугольники, половинки которых раскрашены в какие-то два из четырех базовых цветов. Цели игроков – продолжить ряд фишкой того же цвета, в какой окрашена крайняя половинка фишки, положенной на стол предыдущим игроком.

  • Дидактическая игра «Подбери прищепку»

Игровой комплекс, развивающий цветовосприятие и мелкую моторику. Детки должны прикрепить на 4 разноцветных картонных кругах прищепки четырех базовых цветов, которые перемешаны в одну кучу.

  1. Дидактическая игра «Подбери все синие предметы»;
  2. Дидактическая игра «Подбери все красные предметы»;
  3. Дидактическая игра «Подбери все желтые предметы»;
  4. Дидактическая игра «Подбери все зеленые предметы».

Развивающие Занятия для Детей 2-3 лет

Формирование элементарных математических представлений

Развитие основ логического мышления, усвоение понятий величины и формы, навыков сравнения нескольких предметов происходит через дидактические игры, где объясняется простейшая математика. Ролевые игры из этого раздела можно применять в младшей, в средней и старшей группах детского сада.

  • Дидактическая игра «Фрукты (фруктовый магазин)»;

Используются разноцветные картинки с фруктами. Детям необходимо подобрать покупателю фрукты только определенного цвета или формы, либо выбрать определенное количество фруктов одной группы. Много разных карточек делают эту игру полезной и увлекательной.

Интересный экологический вариант упражнения – использовать вместо фруктов разноцветные картинки растений. Тогда можно предложить малышам играть в аптеку. Дети запоминают изображение и название растения, вспоминают цвета и осваивают счет. Вместе с этим на ознакомительном уровне изучается экология.

Подобные сюжетно-дидактические игры для малышей в 2-4 года:

  • Дидактическая игра «Транспорт»;

Используются карточки с изображением транспортных средств. Правила аналогичны вышеописанной игре.

  • Настольные дидактические игры «Одежда (Ателье)», «Зоомагазин (Зоопарк)»;

Атрибуты этого упражнения – карточки, где изображены предметы гардероба, дикие и домашние животные. Дети изучают форму, цвет, понятия «один-много».

  • Универсальная дидактическая игра «Больше-меньше»

Педагог предлагает ребенку рассмотреть две разные группы предметов. Малышу нужно посчитать количество вещей в каждой группе, и сказать, в какой куче предметов больше. Используются бусины, палочки, фишки.

Музыкальное воспитание

Младший дошкольный возраст – отличное время для начала изучения музыки. Музыкально-подвижные игры стимулируют развитие чувства ритма, звуковысотного слуха, улучшают координацию движений, учат детей взаимодействовать друг с другом. В игровой форме проводится урок, развивающий психические функции и восприятие. Песни, выученные на музыкальных занятиях, можно представить на празднике, пригласив родителей на утренник.

  • «Зайчик и гроза»

Оформление занятия требует наличия большого и маленького барабанов. При ударах в большой барабан – звуках грома – дети («зайчата») прячутся в норке (садятся на корточки), а при ударах в маленький барабан – звуках мелкого дождя – прыгают по ковру (бегают по лесу). Может быть использован музыкальный инструмент.

  • «Осенняя погода»

Оформление занятия требует наличия двух треков – веселой активной и тревожно-грустной мелодии, а также большого зонта. Когда на улице солнечная погода, педагог включает веселую мелодию и дети гуляют в парке – бегают по комнате. Если погода портится и начинается ливень – звучит грустная музыка, то воспитатель открывает зонт, дети бегут к взрослому и прячутся под зонтом.

Игры на развитие тактильных ощущений

Для стимуляции тактильного восприятия существуют простые настольные дидактические игры:

  • «Слепой следопыт»

Ребенок погружает руку в коробку, где должен взять один предмет, на ощупь определить его фактуру и назвать её вслух (гладкий, шершавый, с пупырышками и т.д.);

  • «Геометрия на ощупь»

Малыш погружает руку в коробку и должен, используя тактильное восприятие, назвать, какую геометрическую фигуру (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник), он взял внутри.

  • «Всякой вещи по паре»

В коробке лежат пары различных мелких вещей. Задача ребенка – погрузить две руки в коробку, на ощупь найти два одинаковых предмета и назвать их.

Тактильная коробка, мешочек

Тактильная коробка (мешочек) – универсальное пособие для детей дошкольного возраста, что применяется для игр на развитие тактильного восприятия. Она делается очень просто из любой небольшой коробки. Готовый мешочек или коробочка украшаются гофрированной бумагой и лентами.

Внутрь помещаются камешки, бусины, маленькие игрушки из пластика, дерева и металла, ключи, стеклянные шарики, образцы тканей и т.д. Типичное описание дидактической игры по этой методике приведено в предыдущем разделе. Коробка может использоваться на групповых занятиях, так и способствовать самообразованию детей под присмотром взрослых.

Дидактические игры для детей 2-3 лет в детском саду, картотека которых собрана здесь, помогут каждому воспитателю правильно организовать учебно-игровой процесс для мальчиков и девочек, разбудить их любознательность и улучшить разные виды восприятия.

Игры для детей 2-3 лет. Мамина школа.